Виды ошибок в речи учащихся. На подмостки вышел мужчина в скромном костюме


Грамматические ошибки

9. Ошибки в словообразовании.

Неправильная словообразовательная форма слова

Сейчас я зацитирую письмо, пришедшее к нам сегодня. (Нужно: процитирую письмо). Петр Великий, Екатерина II и другие российские самодержавцы способствовали формированию сильного и мощного государства. (Нужно: самодержцы). В дворянском обществе XIX века основными разносчиками культуры были чаще всего женщины. (Нужно: носителями культуры). Народ уполномачивает депутатов защищать гражданские права. (Нужно: уполномочивает депутатов).

 

10. Неправильное образование грамматических форм(мн. число существительных singularia tantum и ед. число существительных pluralia tantum)

Под словом «нравственность» понимают общепринятые формы моралей. (Нужно: форму морали). Без финансовых поддержек театр существовать не сможет. (Нужно: без финансовой поддержки). На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме. (Нужно: На подмостки вышел мужчина в скромном костюме с букетом цветов. Необходимо также изменить порядок слов). Президент обещал не вводить никаких цензур. (Нужно: не вводить никакой цензуры). Психологи утверждают, что людям надоели бесконечные полемики. (Нужно: надоела бесконечная полемика).

 

11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)

Не покупайте некачественные крема. (Нужно: кремы). Я себя чувствую более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. (Нужно: чувствую скорее ведущим, нежели музыкантом). Степан продирался через сырые стены развешанных прохладных полотенцев. (Нужно: полотенец). Наше завтра будет не сильно хуже сегодняшнего состояния дел. (Нужно: завтра будет не хуже сегодняшнего состояния дел). Одного директора убили, но вместо его пришел другой. (Нужно: вместо него пришел…). Он стал звонить в дверь более яростнее. (Нужно: более яростно). Тема оставившего нас отца была у детей и матери негласной табу.(Нужно: негласным табу. Слово табу среднего рода). Новый бра создавал уютную атмосферу в комнате. (Нужно: новое бра создавало…. Слово бра среднего рода). Николай выбрал самый кратчайший путь к дому. (Нужно: кратчайший или самый краткий). Площадь участка – более пятидесяти гектар. (Нужно: гектаров). Мы знакомы с обоими женщинами и с группой армянов. (Нужно: с обеими женщинами и с группой армян). Его первые стихи были слабже. (Нужно: были слабее). Моего племянника считали в городе наиболее талантливейшим пианистом. (Нужно: считали талантливейшим пианистом или наиболее талантливым). Хочешь увидеть летнее солнце зимой – едь на Канарские острова или в Африку. (Нужно: поезжай). Слушая меня, она всегда ложила руки на стол, как прилежная ученица. (Нужно: клала).

 

12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий,действительных-страдательных причастий

От безделья человек постепенно деградируется. (Нужно: человек деградирует). Владельцы участков вносят налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. (Нужно: устанавливаемый). В зале вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты. (Нужно: не смолкающие). На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам. (Нужно: отправляемые). Выпускающиеся предприятием сувениры изящны и красивы. (Нужно: выпускаемые предприятием сувениры).

 

13. Неправильная форма числительного

Театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей. (Нужно: до пятисот пятидесяти). Число состоит из пятиста цифр. (Нужно: из пятисот). Мы подготовили около двухста специалистов. (Нужно: около двухсот). Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам тротила. (Нужно: двумстам). Умение выражать свои чувства в стихотворной форме, вера в будущее – вот одни из важнейших достоинств поэзии Блока. (Нужно: одно из важнейших достоинств).

 

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 732 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Закончите предложение. По времени употребления слова бывают | З. Каковы отношения между частями сложного предложениями 13? | Закончите предложение. | Орфография | Пунктуация 1 страница | Пунктуация 2 страница | Пунктуация 3 страница | Пунктуация 4 страница | Ярославль | Культура речи |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.006 сек.)

mybiblioteka.su

Грамматические ошибки

  1. Ошибки в словообразовании. Неправильная словообразовательная форма слова

Сейчас я зацитирую письмо, пришедшее к нам сегодня. Петр Великий, Екатерина II и другие российские самодержавцы способствовали формированию сильного и мощного государства. В дворянском обществе XIX века основными разносчиками культуры были чаще всего женщины. Народ уполномачивает депутатов защищать гражданские права.

  1. Неправильное образование грамматических форм

(мн. число существительных singularia tantum и ед. число существительных pluralia tantum)

Под словом «нравственность» понимают общепринятые формы моралей. Без финансовых поддержек театр существовать не сможет. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме (+порядок слов). Президент обещал не вводить никаких цензур. ) Психологи утверждают, что людям надоели бесконечные полемики.

  1. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)

Не покупайте некачественные крема. Я себя чувствую более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. Степан продирался через сырые стены развешанных прохладных полотенцев. Наше завтра будет не сильно хуже сегодняшнего состояния дел. Одного директора убили, но вместо его пришел другой. Он стал звонить в дверь более яростнее. Тема оставившего нас отца была у детей и матери негласной табу. Новый бра создавал уютную атмосферу в комнате. Николай выбрал самый кратчайший путь к дому. Площадь участка – более пятидесяти гектар. Мы знакомы с обоими женщинами и с группой армянов. Его первые стихи были слабже. Моего племянника считали в городе наиболее талантливейшим пианистом. Хочешь увидеть летнее солнце зимой – едь на Канарские острова или в Африку. Слушая меня, она всегда ложила руки на стол, как прилежная ученица.

12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий

От безделья человек постепенно деградируется. Владельцы участков вносят налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. В зале вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты. На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам. Выпускающиеся предприятием сувениры изящны и красивы.

13. Неправильная форма числительного

Театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей. Число состоит из пятиста цифр. Мы подготовили около двухста специалистов. Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам тротила. Умение выражать свои чувства в стихотворной форме, вера в будущее – вот одни из важнейших достоинств поэзии Блока.

Ошибки в синтаксическом оформлении предложения

  1. Неправильное управление глагола или существительного

Президент попросил доложить все, что происходит в стране. Ему неудобно докладывать всего того, что говорили подчиненные. Многие с нашего поколения не воспринимают современной музыки. Мы свыклись к тому, что нет больших потрясений. Приняты поправки к уставу, согласно которых мы войдем в совет директоров. Директор поздравил сотрудниц с Восьмым мартом. Не все хотят оплачивать за услуги государства. К нему на ум пришло древнее изречение о том, что нельзя войти в одну реку дважды. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Оплата за обучение возможна по частям. Новое оружие не могло не вселить страх противнику. Пресса создала негативный образ о политике, равнодушного к простому народу. Недоразумение вылилось, к сожалению, к такому ужасному финалу. Прокурор не в курсе об информации, переданной агентством «Интерфакс». Согласно распоряжения ректора он был уволен. На имя управляющего банка пришло письмо. В романе Бондарева описывается о любви, возникшей на войне. График был нарушен вопреки указания директора. После неприятностей он ушел от дел и от поста директора. По отношению к Бэле Печерин ведет себя со свойственным для него эгоизмом. Автор детально описывает о путешествии на Кавказ. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? В турнире принимали участие представители многих стран: Франция, Италия, Россия, Швеция. Руководители понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям. Первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо. Вопреки усилий учителей, мальчик учился плохо. Ты недалек к истине. За торт можно оплатить в первой кассе. Артист был удостоен высокой наградой. Старики снисходительны до шалостей детей. Необходимо отметить о том, что проблемы у нас еще есть. По прибытию поезда мы отправились в центр города. Мой друг полон новыми идеями. Лектор оперировал с точными фактами. Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован. Книга оставила на мне неизгладимое впечатление. Последняя песня послужила намеком об окончании концерта. Это мы тоже догадываемся. Губернатор лично отслеживает за уровнем поставок продовольствия. Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии, Кипре и Сейшельских островах.

studfiles.net

Виды ошибок в речи учащихся

Тема

Виды ошибок в письменной речи школьников. Основы редактирования. 9 класс.

Цели занятия: познакомить учащихся с основными видами ошибок в содержании и в речи, с основами редактирования; закрепить навыки работы с текстом по предупреждению и преодолению ошибок в письменной речи учащихся.Методы и приемы: слово учителя, работа с таблицей «Виды речевых ошибок», редактирование текстов учащихся, анализ рецензии, выполнение теста (ЕГЭ 2006) - работа на компьютере.Оборудование: компьютер.

Ход занятия

Организационный момент. Сообщение темы занятия, ее актуальности, знакомство с планом занятий, целями.Новая тема.

Слово учителя:

Письменная речь должна соответствовать определенным нормам. В соответствии с нормами русского литературного языка и стилистики речь может характеризоваться как речь правильная и речь хорошая. Правильная речь строится в соответствии с законами языка, в частности грамматики. Отступление от этих норм приводит к появлению грамматических ошибок. Речь хорошая достигается соблюдением норм стилистики, т.е. соответствием выбранных языковых средств нормам стиля, в котором создается текст. Традиционно в практике работы школы выделяются ошибки в содержании (фактические, логические) и в речи (речевые: лексические и стилистические), а также орфографические и грамматические (морфологические и синтаксические).Работа с таблицей «Виды речевых и грамматических ошибок» (использованы материалы письменных работ прошлых лет)I.Типичные речевые ошибки1. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности. (Аннулировать – отменять).Когда у героя расстегнули краги на жилете, в зале раздался смех. (Краги – накладные кожаные голенища).Ошибочное сочетание слов.В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.Для реализации этого проекта нам предстоит решить несколько дилемм.Многословие.Использование лишних слов.Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику.Нельзя не согласиться с основным пафосом книги.Тавтология (употребление однокоренных слов).Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.Плеоназм (одинаковые по значению слова).На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. (Сувениры – предметы на память).

Искаженное употребление фразеологизмов.Народ уже не верит политикам, сыплющим бисером красивые фразы.( Правильно – метать бисер перед свиньями – рассуждать со чем-нибудь с невеждами).II. Типичные грамматические ошибки (незнание грамматики)Нарушено управление зависимым словом.Президент попросил доложить все, что сейчас происходит в стране. (Доложить (о чем?) обо всем).На основе подготовленного комиссией проекта принята поправка к уставу, согласно которых в состав совета директоров войдут представители нефтяных компаний. (Предлог «согласно» требует Д.п. – согласно которым).Ошибки в образовании форм числа.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может. (Правильно – поддержки),На подмосток вышел мужчина с букетом цветов. ( Правильно – подмостки).Нарушен порядок слов.На подмостки вышел мужчина букетом цветов в скромном костюме.Ошибки в образовании формы сравнительной степени.Я себя чувствую более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. 5. Ошибки в склонении числительных.Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамен.6. Ошибки в употреблении деепричастий.Возвращаясь домой, на нас напали хулиганы. (Правильно: когда мы возвращались).7. Ошибки в оформлении прямой и косвенной речи.Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считаться свободной.8. Отсутствие согласования.Соседская машина «Москвич» всю ночь не давал покоя испорченной сигнализацией.9. Пропуск второй части союза.Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.«М.Ю. Лермонтов родился в Петербурге, когда его родители были в Москве». (Логическая ошибка).«Семья – один из шедевров природы. Но почему этих шедевров становится все меньше и меньше?». (Речевая, стилистическая, ошибка в использовании образных средств языка).«Сын видит, что мать приводит в дом любовников, а он ей мешает. Вот она, проблема отцов и детей». (Ошибка в содержании – отсутствие логической связи между частями текста).ЗАДАНИЯ:Проанализируйте отрывок из школьного сочинения на тему: «Рецензия на произведение писателя 20 века». Перед вами первая часть сочинения, вступление.

«Пожалуй, единственный, кто приходит на ум, это талантливый писатель-очеркист В.Г. Распутин, чье восхождение на вершину прозы было быстрым, но очень трудным. Нет, не подумайте, что в творениях писателя описываются природные прелести, и только, но нельзя отрицать, что эти пейзажи везде присутствуют, тем самым дополняя красивый литературный язык Распутина. Но настоящий фурор в мире прозы произвели два более поздних произведения:: «Живи и помни» и «Прощание с Матерой». Конечно, кроме этих широко известных произведений, В. Распутин написал несколько рассказов, но можно с уверенностью сказать, что публика и критика запомнит писателя только благодаря этим бессмертным и всегда актуальным произведениям».Проанализируйте рецензию на рассказ А.П. Чехова «Гриша», написанную школьником. Найдите ошибки в предложениях, определите их вид, попытайтесь устранить.

А.П. Чехов – непревзойденный мастер рассказа, его произведения всегда короткие, но полные, в них максимально ярко описываются поступки людей.В рассказе «Гриша» двухлетний мальчик, впервые вышедший на улицу , настолько поражен окружающим миром, что долго не может уснуть. Его маленькую душу волнует все, происходящее вокруг него.До этого апрельского денька он видел только знакомые вещи в своей комнате, которые он уже изучил. А сейчас, прогулявшись с нянькой по бульвару, он открыл для себя столько нового, незнакомого, все вокруг блестит, движется...Он переполнен чувствами, эмоциями, в большом мире столько всего непонятного, загадочного, манящего. Кроме няни, мамы, папы, тети, он никого не видел, и то мама заходила к нему в комнату, чтобы поцеловать на ночь, утром одевала, кормила; папа вообще «личность в высшей степени загадочная», а тетя приезжала редко и всегда куда-то исчезала. А во время прогулки он увидел солдат, которые дружно маршировали, женщину с апельсинами, кухарку и «человека со светлыми пуговицами». Все это интересовало, притягивало Гришу.Автор уделяет большое внимание описанию интерьера в комнатах, ведь именно на него дети в первую очередь обращают внимание, с него они начинают изучать мир. Мальчику хочется все потрогать, ко всему прикоснуться, но няня «хлопает его по руке».Гриша, прежде чем что-то сделать, смотрит на няню. Если та не плачет и не бежит, значит, все в порядке, нет никакой опасности, и ему не нужно плакать. Мальчик полностью зависит от женщины: он еще слишком мал, чтобы самому принимать решения.После прогулки у ребенка поднялась температура. Мама не может понять почему. Она не знает, что так волнует Гришу. Это не простуда и не грипп, а просто все увиденное «давит его мозг».А.П. Чехов смог проникнуть в создание ребенка, точно угадать его чувства, желания, а ведь детское мышление не всегда понятно взрослому. Автор как будто «сидел» в мальчике , смотрел его глазами, прикасался к предметам его руками Всего в трех страницах писатель смог поместить весь внутренний мир Гриши, такой необычный, непривычный. Это один день ребенка, но столько всего за этот день произошло и вызвало бурю эмоций.

Работа с текстом.

Сообщение новых сведений из раздела «Литературная правка» (Справочник по правописанию и литературной правке/Д.Э.Розенталь; под ред. И.Б.Голуб. – М.: 2010 – с.180-190)

4. Итог занятия.

13PAGE 15

13PAGE 14215

educontest.net

Грамматические ошибки

скачать Грамматические ошибки

Нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевые ошибки

Это нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.

 

 

2. ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

 

Вид ошибки Примеры
1. Повторы Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.
2. Неудачный порядок слов Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
3. Нарушение лексической сочетаемости В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.
4. Употребление слова в несвойственном ему значении Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования.
5. Употребление лишнего слова (плеоназм) Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.
 3. Определите характер речевой ошибки.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии.

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

3. Автор увеличивает впечатление.

4. Молодой юноша очень прекрасный.

5. Мысль развивается на продолжении всего текста.

6. Автор использует художественные особенности.

7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.

10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

4.ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

 

Вид ошибки Примеры
1. Ошибочное словообразование Утопничество; взятничество; скучание.
2. Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
3. Смешение прямой и косвенной речи Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.
4. Неверное построение предложений с деепричастным оборотом Читая статью, всегда делаются пометки.
5. Неправильный выбор падежного окончания Нет время; без рельс; мечта к свободе; согласно плана.
 5.Определите характер грамматической ошибки.

1. Произведя ряд расчетов, задача была решена.

2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством.

4. Я очень сожалею за случившееся.

5. Наша группа была сплоченная, дружна.

6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.

7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.

8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки.

9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок.

10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом.

11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.

12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни.

13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.

 6. Исправьте ошибки: пример об успехах ученых; описывать о детстве; возглавить движение; верность к мужу; озабочен о здоровье детей; кануть в историю; взаимное уважение друг друга; коснуться о теме любви; он похож с сестрой; указать о недостатках; посвятить жизнь на благо родины; сформулировать тему; выразить свой ответ; занять звание чемпиона; должность заведующего кафедры, познакомиться с местными аборигенами, задержаться благодаря плохой погоде, оказать вред.

 7. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

2.Он понимает о необходимости помочь народу.

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.

13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.

20.В заключение слово для доклада представили директору завода.

 

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ:

3. Определите характер речевой ошибки.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. (нарушение лексич. сочетаем.)

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. (употребление слова в несвойств. значении)

3. Автор увеличивает впечатление. (нарушение лексической сочетаемости)

4. Молодой юноша очень прекрасный. (употребление лишнего слова)

5. Мысль развивается на продолжении всего текста. (употребление слова в несвойств. значении)

6. Автор использует художественные особенности. (нарушение лексической сочетаемости)

7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. (употребл. лишнего слова)

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху. (употребление слова в несвойств. значении)

9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности. (повтор)

10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. (плеоназм)

5.Определите характер грамматической ошибки.

1. Произведя ряд расчетов, задача была решена. (построение предл. с ДО)

2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство. (ошибочное словообразование)

3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством. (построение предл. с ДО)

4. Я очень сожалею за случившееся. (неправильный выбор падежной формы)

5. Наша группа была сплоченная, дружна. (одновременное употребление полной и краткой ф. прил.)

6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника. (ошибочное словообразование)

7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены. (ошибочное словообразование)

8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки. (неправильный выбор падежной формы)

9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок. (ошибочное словообразование)

10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. (ошибочное словообразование)

11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению. (неправильный выбор падежной формы)

12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни. (смешение прямой и косвенной речи)

13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. (ошибочное словообразование)

 6. Исправьте ошибки: пример успехов ученых; описывать детство; возглавить движение; верность мужу; озабочен здоровьем детей; кануть в лету; взаимное уважение; коснуться темы любви; он похож на сестру; указать на недостатки; посвятить жизнь во благо родины; сформулировать тему; выразить свою мысль; завоевать звание чемпиона; должность заведующего кафедрой, познакомиться с аборигенами, задержаться ввиду плохой погоды, нанести вред.

 7. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

2.Он понимает о необходимости помочь народу.

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.

13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.

20.В заключение слово для доклада представили директору завода.

скачать

nenuda.ru

Упражнения

Упражнение № 1

Укажите заимствованные слова, в которых перед гласным [э] произносится твёрдый согласный. Подчеркните этот согласный. Обозначьте в каждом слове ударение.

Агрессия,

адекватный,

академик,

антитеза,

атеист,

ателье,

аутсайдер,

бактерия,

бартер,

бизнес,

бутерброд,

берет,

газета,

гейзер,

дебаты,

дебют,

девальвация,

декада,

деканат,

депонент,

дефицит,

кабаре,

кибернетика,

кодекс,

компьютер,

компетентный,

коктейль,

конгресс,

гипотеза,

декан,

музей,

пионер,

претензия,

фанера,

энергия.

Упражнение № 2

Образуйте формы повелительного наклонения ед. ч. Обозначьте в них ударение.

Выбросить,

вылезать,

вылезти,

лечь,

ездить,

ехать,

ложиться,

раскроить,

положить,

хотеть,

мочь,

закончить.

Упражнение № 3

На какой слог падает ударение в кратких формах множественного числа?

С помощью орфоэпического словаря укажите формы с вариативным ударением.

Бледны,

близки,

голодны,

дороги,

веселы,

жирны,

разнесены,

приведены,

тесны,

дружны,

густы,

холодны.

Упражнение № 4

Выпишите глагольные формы м. р. в три столбика по следующему принципу:

а) с ударением на первом слоге; б) с ударением на втором слоге; в) с вариативным ударением.

Донял,

понял,

занял,

запер,

принял,

дожил,

допил,

начал,

проклял,

поднял,

продал,

прожил,

подал,

отбыл,

нанял,

отнял,

задал,

нажил,

пролил,

раздал – роздал.

Упражнение № 5

Какого типа ошибки допущены в следующих словосочетаниях?

Каковы, на ваш взгляд, причины этих ошибок?

Осилить рубеж,

жадность к власти,

идея о познании,

дешёвые цены,

сыскать уважение,

сыскать дорогу домой,

этому свидетельствуют,

предоставить отчёт,

вырастающее поколение,

работать на благо всем,

раздирает жалость,

демонстративный материал.

Упражнение № 6

Составьте предложения, употребив разные управляемые предложно-падежные формы существительных. Особо отметьте вариативные (синонимичные) случаи падежного управления.

Негодовать (на кого? что?);

негодовать (против кого? чего?);

невыгодный (для кого? чего?);

невыгодный (кому? чему?);

настроиться (на что?);

настроиться (против кого? чего?);

консультироваться (с кем?);

консультироваться (у кого?).

Упражнение № 72

Составьте предложения, употребив разные управляемые предложно-падежные формы существительных. Особо отметьте вариативные (синонимичные) случаи падежного управления.

I.

II.

Наблюдать (кого? что?);

наблюдать (за кем? чем?);

наблюдать (над кем? чем?);

напроситься (на что?);

Напроситься (в кого? что?);

негодный (для кого? чего?);

негодный (к чему?);

негодный (на что?);

вспомнить (что?);

вспомнить (о чём?);

вслед (кому? чему?);

вслед (за кем? за чем?); гарантия (чего?);

гарантия (от чего?);

гордость (за кого? что?);

гордость (кем? чем?);

готов (к чему?); готов (на что?);

контроль (за кем? чем?);

контроль (чего?).

встреча (с кем?);

встреча (между кем?);

закон (чего?);

закон (о чём?).

Упражнение № 8

На какой слог падает ударение в следующих существительных?

Металлургия,

драматургия,

бухгалтерия,

инженерия,

патология,

гастрономия,

филармония,

кулинария,

агрономия,

аномалия,

идиллия,

синонимия,

семинария,

симметрия,

диоптрия,

рефлексия,

полифония,

патриархия, пандемия,

наркомания.

Упражнение № 9

Укажите и прокомментируйте расхождение между написанием и произношением сочетаний согласных в следующих словах.

Безжалостный,

бесчувственный,

бесшумный,

предпраздничный,

визжать,

дрожжи,

дождь,

жужжать,

отцовский,

совестливый,

подписчик,

скворечник,

сжечь,

лёгкого,

частник,

конечно,

чувствовать,

шестнадцать,

расчистить,

прихвастнуть.

Упражнение № 10

Твёрдо или мягко произносятся в данных словах выделенные согласные?

Пенсия,

жизнь,

казнь,

карьеризм,

праздник,

венчание,

везде,

бантик,

стена,

тряпки,

дверь,

вверх,

толстяк,

злить,

вместе,

снять,

разбить,

разве.

Упражнение № 11

Правильно произнесите аббревиатуры. Расшифруйте их.

СНГ,

МЧС,

ДТП,

США,

ВПК,

МВФ,

МРОТ,

ОТК,

РФ,

ЕС,

ЗАГС,

МКАД,

УКВ,

СМУ,

ОРТ,

ВГТРК,

НТВ,

СТС,

ОВИР,

ОПЕК.

Упражнение № 12

Укажите ударный слог в формах косвенных падежей существительных и в форме Имен. падежа ед. числа.

Петлями,

серпом,

чертами,

меньшинствами,

телемоста,

по радиоволнам,

волков,

шарфа,

каталога

промысла,

хлопот,

со сватами,

на приобретение,

в коллежде,

раз в квартал,

в стенах,

с деньгами,

стебля,

осужденному,

по протоколу,

инструменту,

гражданству,

с ненавистью,

тортов.

Упражнение № 13

Объясните ошибки, возникшие из-за неправильного употребления деепричастного оборота. Отредактируйте предложения.

1. Мой рассказ будет не полным, не упомянув о поездке в Москву. 2. Перейдя дорогу, необходимо смотреть по сторонам. 3. Войдя в дверь, мне послышались странные звуки в кабинете. 4. Мы расстроились, однако скрепя сердцем двинулись в путь. 5. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 6. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 7. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.

8. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 9. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 10. Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро. 11. Получив тяжёлую рану, солдат был спасен своими товарищами. 12. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Упражнение № 14*

Укажите допущенные ошибки. Определите тип каждой их них, укажите причину возникновения.

I. 1. Без финансовых поддержек музею сейчас не выжить. 2. На подмосток вышел мужчина в скромном костюме с букетом цветов. 3. Театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 4. Технические науки внесли несоизмеримый вклад в условия жизни человека. 5. Сейчас в мире увеличился процесс разведённых пар. 6. В наше время всё меньше встречаются люди, у которых нет проблем со здоровьем. 7. Молодой человек выбирает путь, по которому ему жить. 8. Он стал символом для подражания.

II. 1. Пришлось выслушивать очередные проделки кота. 2. Мой ответ: смертной казни «НЕТ» с трёх больших букв.3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили с больницу. 5. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 6. Большая половина класса успешно справилась с контрольной работой. 7. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

Упражнение № 15

Укажите ошибки, допущенные при употреблении однородных членов предло-

жения. Отредактируйте предложения.

1. Не только пьесы Булгакова, а также и его проза написаны необыкновенно смело. 2. Анна мечтала о счастливом будущем и как они с Петром будут работать во имя этого. 3. Молчалин скромен, уступчив и не высказывает своего мнения. 4. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао и апельсины. 5. Жиль-цы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Работа железнодорожников ведётся в соответствии и на основе утверждённого графика. 10. Народ выбирает депутатов, чтоб защищать их гражданские права.

Упражнение № 16

Исправьте ошибки, допущенные при согласовании сказуемого с подлежащим. Укажите случаи, при которых возможны вариативные окончания.

1. Секретарь выдала нам нужные справки. «Анна Каренина» создан Л.Н. Толстым. 2. Мной приобретён надёжный плащ-палатка. 3. Никто, даже самые способные студенты, не могли решить эту задачу. 4. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много сделали для организации этого вечера. 5. Печать, в том числе и газеты, уделяют много внимания вопросам культуры. 6. Мать с детьми уехали в деревню. 7. Мать или отец помогут мне устроиться на работу. 8. МГУ начало прием заявление от абитуриентов. 9. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 10. Дели просто поразило моё воображение.

Упражнение № 17

В соответствии с грамматической нормой вставьте пропущенные буквы в окончаниях сказуемого.

1. Ряд столов стоял… посередине аудитории. 2. Пять учеников подошл… к экзаменационному столу. 3. На совещание прибыл… пятьдесят один делегат. 4. Тысяча человек отправил…сь в турне. 5. Прошл… сто лет. 6. На экскурсию пошл… всего десять школьников. 7. Пятерка истребителей бросил…сь на вражеские бомбардировщики. 8. Много выпускников нашей школы стал… работать в коммерческих структурах. 9. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам. 10. Администрацией школы принима…тся ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся. 11. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания. 12. Установлен… три новых мировых рекорда. 13. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал…. 14. Много детей был… больн… гриппом. 15. Такси стоял… у ворот дома. 16. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них. 17. Ты и твои друзья окаж… нам помощь и на этот раз.

Упражнение № 18*

Укажите словоформы, не соответствующие норме. Прокомментируйте свой ответ.

I. 1. На небосклоне Голливуда звёзды восходят и закатываются в миллионы раз более быстрее, чем об этом рассказывают астрономы. 2. Она потеряла кошелёк с пятьсот семьдесят восьми рублями. 3. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей? Где вы слыхали об этом? 4. Скоро я очучусь в затруднительном положении. 5. Больной полоскает горло настоем ромашки. 6. Не махай так сильно руками. 7. Ученик был способный к математике. 8. Молодой фермер ожидает в этом году большой урожай гречихи и более обильный – в следующем. 9. Подобный ответ бессмысленен. 10. У мальчика появились и более худшие привычки. 11. Стихи были удачные и по содержанию и по форме.

II. 1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнил молодой талантливый актёр. 2. Современные учёные скептически относятся ко многим открытиям, сделанным Чарльзом Дарвиным. 3. У нас с братом разные мировоззрения. 4. Все посылки, отправляющиеся в Америку, проходят строгий эпидемиологический контроль. 5. С двумястами пятидесяти грамм нарезанной колбасы мы гордо отправились в гости. 6. Друга Холмса, доктора Ватсона, традиционно представляют в клетчатой кепи. 7. Моего племянника считали в городе наиболее талантливейшим пианистом. 8. Комната низкая для такой мебели. 9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 10. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении. 11. Куда делся мой правый тапочек?

Упражнение № 19

Составьте предложения с именами собственными, употребив каждое из них в одном из косвенных падежей: Род. п., Дат. п., Твор. п., Предл. п...Известно ли вам, кто является носителем каждого из этих имён?

Леся Украинка,

Осип Мандельштам,

Уильям Теккерей,

Пабло Тычина,

Гарриет Бичер Стоу,

Франсуа Вийон,

Ярослав Гашек,

В.И. Нимерович-Данченко,

Патрик Зюскинд,

Жорж Помпиду,

Мигель Сервантес Сааведра,

Шарлота Бронте,

Ваша Пшавела,

Анна Луиза Жермен де Сталь,

Джузеппе Верди,

Антуан Арно,

Валентин Черных,

Лиля Брик.

Упражнение № 20

Раскройте скобки, выбрав соответствующую норме форму местоимения.

1. У (него, его) нет ни минуты свободного времени. 2. Для (него, его) не представляет интереса этот вопрос. 3. Благодаря (ней, ей) мы смогли пойти на экскурсию. 4. Вокруг (них, их) разгорелся спор. 5. Мой брат моложе (неё, её). 6. Мы находимся напротив (него, его). 7. (Их, ихние) книги я не брал. 8. Позади (него, его) шла нагруженная вещами телега. 9. Дебют артистки принёс ей большой успех, и от (неё, ней, её, ей) можно было ждать многого.

Упражнение № 21

Укажите различия в лексическом значении вариативных глагольных форм настоящего времени, употребив каждую из них в составе предложения.

Капает - каплет, брызгает - брызжет, двигает – движет.

Упражнение № 22

Образуйте форму мужского рода прошедшего времени глаголов. Особо отметьте возможность образования вариативных форм.

Поникнуть, продрогнуть, промокнуть, крикнуть, увянуть, вернуть, завянуть,

пискнуть, меркнуть, гаснуть, привыкнуть, липнуть, прилипнуть, мокнуть,

погаснуть, прикрикнуть.

Упражнение № 23

Образуйте форму 3-го лица ед. ч. глаголов. Отметьте возможность образования вариативных форм.

Мурлыкать, двигать, вязать, щипать, убирать, плескаться, махать,

читать, пыхать, черпать, кудахтать, рыскать, колыхать, месить,

капать, двигаться, брызгать, мазать, хныкать, глодать.

Упражнение № 24

От каждого из имён собственных образуйте: а) одушевлённое существительное мужского рода, называющее жителя данного города; б) относительное прилагательное мужского рода.

Алма-Ата,

Баку,

Таллин,

Смоленск,

Ардатов,

Вологда,

Тбилиси,

Витебск,

Архангельск,

Вача,

Вязьма,

Париж,

Рига,

Иваново,

Выкса,

Мурманск,

Одесса,

Минск,

Орёл,

Городец,

Иркутск,

Осло,

Уфа,

Пенза,

Заволжье,

Ростов,

Полтава,

Омск,

Чита,

Чкаловск,

Гусь- Хрустальный,

Петропавловск-Камчатский,

Орехово-Зуево.

Упражнение № 25

Вставьте пропущенные буквы в окончаниях географических названий, выступающих в роли подлежащего или приложения.

1. Некоторое время он жил в городе Алма-Ат…. 2. Упорные бои шли на реке Висл….. 3. Родом он был из села Крюков…. 4. Мы отдыхал недалеко от озера Байкал…. 5. Теплоход приближался к Кипр…. 6. Тёплое течение проходит мимо полуострова Флорид…. 7. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек…. 8. Как мне добраться до Варнавин…? 9. Мы живём в Сормов…. 10. Поезд приближался к станции Тул….

Упражнение № 26

Пользуясь толковым словарём, образуйте форму Род. падежа множ. числа

существительных.

Погоны,

носки,

места,

джинсы,

шорты,

кухни,

туфли,

сапоги,

свечи,

полотенца,

тапки,

щупальца,

вафли,

ущелья.

Упражнение № 27

Образуйте формы Имен. падежа множ. числа существительных, распределив их в таблице следующим образом:

Формы с одним

вариантом окончания

Формы с вариативными окончаниями

Формы, выражающие разные

лексические значения

приговоры

слесари - слесаря

хлеба – хлебы

Адрес, образ, директор, пояс, ток, тормоз, хлеб, инженер, снег, корпус, снег,

цех, сын, тон, крем, профессор, лектор, учитель, волос, ордер, трактор, договор.

Упражнение № 28*

Образуйте соответствующую норме форму Род. падежа множ. числа

существительных.

I.

Грузин,

вещество,

аршин,

южанин,

грабли,

валенки,

поместье,

бредни,

кочерга,

носок,

помидор,

вольт,

место,

ясли,

апельсин,

консервы,

ушко,

солдат.

II.

Баклажан,

жабры,

именины,

древко,

яблоко,

макароны,

гренадёр,

мандарин,

подмостки,

партизан,

гектар,

шприц,

киевлянин,

облако,

дно,

валенок,

грамм,

туфля.

Упражнение № 29

К приведённым ниже существительным подберите согласованные определения.

С полученными словосочетаниями составьте предложения (падеж существительного можно изменять).

Рояль,

фамилия,

рельс,

шимпанзе,

мозоль,

пари,

молодёжь,

тюль,

толь,

авеню,

табель,

Сочи,

Чили,

бра,

шампунь,

какаду,

лебедь,

пени,

купечество,

кофе.

Упражнение № 30

Укажите причину невозможности замены придаточных определительных предложений причастными оборотами в следующих предложениях.

1. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. 2. Автору пришлось присутствовать при сцене, которая надолго останется у него в памяти. 3. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё свет. 4. Грибоедов в своей комедии затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели. 5. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня. 6. Море, о котором дети столько слышали и читали, вдруг открылось перед нами. 7. Он вдруг признал в парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.

Упражнение № 31

Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот.

В случае невозможности замены укажите причину.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того, как ученики закончили проверку теста, преподаватель взял у них тетради. 5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над вёслами. 7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. 8. Мимо Каштанки, толкая её ногами, безостановочно взад и вперёд проходили заказчики. 9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьёзно заниматься спортом. 10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

Упражнение № 32

Выбрав нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

1. Три (соседние - соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные - неравных) части. 3. (Первые - первых) два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер. 4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны - сторон). 5. И первая и вторая (половина - половины) встречи прошл... в исключительно быстром темпе. 6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географичес­кого (факультета - факультетов). 7. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области - облас­тях). 8. Ученик старательно записывает в тетрадь глаголы I и II (спряжения - спряжений).

Упражнение № 33*

Найдите в предложениях ошибки и неточности, исправьте их.

I. 1. На собрании происходило обсуждение дела ускорения хода подготовки мер увеличение производства товаров. 2. Справедливые войны – это которые ведутся за освобождение своей страны. 3. Картина написана маслом художником. 4. Чтение Твардовского продолжалось за полночь. 5. Пушкин будет великий русский поэт начала 19 века. 6. Его простые слова сыграли своё дело. 7. У героя неожиданно расстегнулись краги на жилете – публика хохотала. 8. В этой непростой ситуации нужно решить несколько дилемм.

II. 1. Друг мой награждён правительством орденом. 2. Учителя раздражало и тревожило отношением к уроками Димы Рыбакова. 3. Галина отдыхала очень в хорошем санатории. 4. Умылся ночью водой. 5. Инженер Сидоров послан на завод директором. 6. В университете Ломоносов борется против консерваторов за развитие русских наук, которые ему всячески мешали. 7. В течение месяца в нашем городе проходил вернисаж художника. 8. Чацкий – существенный человек. 9. Молчалин был полностью противопоставлен Чацкому, возлюбленный Софьи мог вовлечься в доверие к любому.

Упражнение № 34

Определите, какое из лексических значений реализует слово «век» в каждом из следующих предложений.

1. Это произошло в начале прошлого века. 2. Надо идти в ногу с веком. 3. Век живи – век учись. 4. Эта машина на своём веку повидала не один ремонт. 5. Эти полтора года длятся для меня нескончаемым веком. 6. Век не забуду этого. 7. Находка археологов оказалась топором каменного века.

Упражнение № 35*

studfiles.net

КОНСУЛЬТАЦИЯ 7. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ — КиберПедия

Синтаксические нормы регулируют порядок слов в

предложении, согласование подлежащего и сказуемого, опреде-

ления с определяемым словом, некоторые случаи управления, по-

строение простых предложений с однородными членами, при-

частными и деепричастными оборотами, связь частей сложного

предложения.

Порядок слов в предложении

Для правильного построения предложения существенное

значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке

членов предложения. В русском языке порядок слов свободный.

Однако произвольная расстановка слов в предложении может

привести к нарушению логических связей между словами и впо-

следствии к изменению смыслового содержания всего высказы-

вания. Например: На собрании принятые обязательства успеш-

но выполнены (можно редактировать так: Принятые на собрании

обязательства успешно выполнены).

Согласование сказуемого с подлежащим

1. Сказуемое ставится в той же форме, что и подлежащее (т.е. в

том же роде, числе и падеже): Детвора весело резвилась на лу-

жайке.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество,

ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое суще-

ствительное в родительном падеже, а также в случаях выраже-

ния подлежащего количественно-именным сочетанием (де-

сять лет, сорок человек) сказуемое может стоять как в

единственном, так и в множественном числе. Сказуемое имеет

форму единственного числа в том случае, если существитель-

ное в составе подлежащего обозначает неодушевленные пред-

меты (Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предло-

49

жении не подчеркивается активность действующих лиц

(Большинство учеников отсутствовало; Прошло пять лет).

3. При подлежащем с количественным числительным, оканчива-

ющимся на один, сказуемое ставится в форме единственного

числа: Двадцать один студент нашего института входит в

сборную команду города по волейболу.

4. При подлежащем, имеющем в своем составе два, три или

четыре, сказуемое, как правило, ставится в форме множе-

ственного числа: На столе лежат три учебника; Пятьдесят

три школьника приехали на областную олимпиаду по русскому

языку.

Нормы управления

Важное значение для построения предложений имеет пра-

вильный выбор падежной формы существительного, местоиме-

ния, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях.

Смешение предложных конструкций, в которых в качестве

управляющих слов используются близкие по смыслу слова, -

одна из наиболее частых речевых ошибок.

Например, смешение конструкций оплатить за что-либо,

оплата за что-либо, возникших под влиянием сочетаний пла-

тить за что-либо, плата за что-либо. Глагол оплатить управ-

ляет формой В.п. сущ. без предлога: оплатить проезд (расходы).

Необходимо обратить внимание на особенности управления

следующих слов:

Анонс о чем намекать на что

Комментарий к чему неприемлемый для кого/ чего

Характеристика кого/ на кого непримиримый к кому/ чему

Заведовать (заведующий) чем объявить что о чем

Командовать чем отчитаться за что

Управлять чем приговорить к чему

Апеллировать к кому/ чему уверенность в чем

Баллотироваться куда/ в кого уделить внимание чему

Властвовать над кем/ чем указать что на кого/ что

Возразить против чего ходатайствовать о ком/ чем

Говорить о ком/ чем благодаря чему

Голосовать за кого/ что согласно чему

Гордиться кем/ чем вопреки чему

50

Дискутировать о чем вследствие чего

Задуматься над чем, о чем в случае чего

В связи с чем

Запомните:

Беспокоиться о ком Тревожиться за кого

Идентичный чему Сходный с чем

Надеть что на что Одеть кого во что

Обращать внимание на что Уделять внимание чему

Отзыв о чем Рецензия на что

Превосходство над чем Преимущество перед чем

Предостеречь от чего Предупредить о чем

Препятствовать чему Тормозить что

Уверенность в чем Вера во что

Уплатить за что Оплатить что

Употребление деепричастных оборотов

Обязательным условием употребления деепричастных обо-

ротов в русском языке является то, что два действия, одно из ко-

торых выражено глаголом-сказуемым, а другое – деепричастием,

должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к

одному лицу): Прочитав рукопись вторично, я понял, что она

нуждается в серьезной доработке. Допустимым является упо-

требление деепричастного оборота в безличном предложении при

инфинитиве: Редактируя рукопись, необходимо учитывать ав-

торский стиль.

Употребление однородных членов предложения

1. Нельзя сочетать в качестве однородных членов предложения

родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе име-

ется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин

(пирожное – кондитерское изделие).

2. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие

или несопоставимые явления: Я люблю шоколад и блондинов.

3. При сочетании однородных членов необходимо учитывать

лексическую сочетаемость слов: В ходе обсуждения вопроса

был внесен ряд предложений и замечаний (замечания нельзя

внести, но можно сделать).

51

Связь частей в сложных предложениях

Необходимо избегать следующих ошибок при построении

сложных предложений:

1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных

слов: Новые методы хозяйствования получат широкое рас-

пространение лишь тогда, еслирезультаты экономической

деятельности будут достаточно высокими (вместо тогда,

когда или лишь в том случае, если).

2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между ча-

стями одного сложного предложения: Дискуссия приняла та-

кой оборот, чтоможно смело утверждать, чтоее участни-

ки не смогут прийти к компромиссу.

3. Постановка рядом однозначных союзов: Учитель несколько

раз делал замечания ученикам, но однакоего слова не возыме-

ли действия.

4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным

определительным: Вчера журналист взял интервью у пред-

ставительницы делегации, котораянедавно прилетела в

Москву. Запомни: между союзным словом который и суще-

ствительным, к которому оно относится, не должно находиться

другое существительное в том же числе.

5. Смешение прямой речи и косвенной: Ученик сказал, что я еще

не подготовился к ответу.

6. Разнотипность частей сложного предложения: На родитель-

ском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь

школе в ремонте классной мебели; 2) как организоватьвечер

встречи выпускников школы.

Упражнение 1.

Укажите ошибки в управлении:

1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя про-

вести задержание.

2. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной

промышленности.

3. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются

на отдельных предприятиях.

4. В Доме культуры состоялся семинар с механизаторами по-

селка.

52

5. Прошу дать разъяснение, положен ли отпуск администра-

тивным работникам техникумов.

Упражнение 2.

Раскройте скобки, поставив существительные в нужном

падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (фа-

культет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (зна-

ния), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты),

контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участво-

вать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний

день), рецензия (сочинение).

Упражнение 3.

Объясните, в чем заключается ошибка, дайте правильный

вариант:

1. Для нормализации работы отдела потребуются несколько ме-

сяцев.

2. В Питере, на Пушкинской улице, живут двое американских де-

вушек.

3. Красота нашего народа должна отождествляться собиратель-

ным женским образом.

4. Возможно, __________он был священнослужителем, имевший большой

авторитет.

5. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство неволь-

но представляется русским княжеством.

Упражнение 4.

Найдите ошибки, вызванные неполнотой предложений.

1. Интересующих вас лиц вышлем почтой.

2. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускают-

ся (Объявление в аэропорту).

3. Для домашних насекомых в магазине ничего нет.

4. Сдается квартира с ребенком.

5. Женщине присудили 25% мужа.

6. В кабинете литературы висят великие писатели.

7. Футболисты ушли с поля без голов.

8. Несмотря на то, что ей за сорок, выглядит она на все сто.

9. Врач на заборе (Объявление о том, что врач уехал к донорам).

53

10.Делаем только срочные переломы (На двери рентгенкабинета).

Упражнение 5.

Отредактируйте предложения, в которых нарушен поря-

док слов.

1. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших чита-

телей.

3. Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в

частности Древней Руси.

4. На подмостки вышел мужчина с букетом цветов в скромном

костюме.

5. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лек-

ций по сварке доцента Юрьева.

Упражнение 6.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборо-

тов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в каче-

стве иллюстрации последние события.

2. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны.

3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет по-

толок.

4. Придавая большое значение методам исследования, был вы-

полнен ряд экспериментов.

Упражнение 7.

Укажите случаи неправильного или стилистически не

оправданного согласования сказуемого с подлежащим. Исправь-

те предложения.

1. Большинство избирателей проголосовали до двенадцати часов

дня.

2. Более семидесяти процентов выпускников школы получило

дипломы шоферов третьего класса.

3. Кафе-закусочная, что открылась недалеко от гостиницы, рас-

считана на девяносто мест.

4. Музей-квартира писателя будет открыта для посетителей в

конце этого года.

54

5. «Анна Каренина», как и другие романы Л. Толстого, переведен

на десятки языков.

Упражнение 8.

Укажите случаи стилистически не оправданного употреб-

ления одинаковых падежных форм существительных. Исправь-

те предложения.

1. Выступление группы проверки качества продукции произ-

водственного отдела завода нашло поддержку у большинства

производственников.

2. Полезность организации просмотров документальных фильмов

отдела технической организации района не нужно доказывать.

3. Предложениями, выдвинутыми заведующим библиотекой, за-

интересовались жители района.

Упражнение 9.

Исправьте сложные предложения.

1. Студенты, которые летом работали на полях и фермах совхоза,

о котором давно идет добрая слава, не только хорошо потруди-

лись, но и хорошо отдохнули.

2. Настоящая забота о зеленом друге – это если все будут беречь

наше природное богатство.

3. Настоящим заявляем, что ваше заявление о том, что некоторые

жильцы загромождают лестничные площадки, что недопусти-

мо, и что ЖКХ не принимает должных мер, должно быть

рассмотрено на общем собрании членов ЖКХ.

4. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольни-

ки, в Доме культуры состоялась конференция.

5. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому

обеспечить их.

6. Всем, кому небезразлична дальнейшая судьба парка, большая

просьба – выйти в парк на собрание, которое состоится 31

июля по поводу его зачистки.

Упражнение 10.

Найдите в предложениях, взятых из выступлений совре-

менных политиков и журналистов, нарушения синтаксических

норм русского языка. Обратите внимание на предложения, в ко-

торых нарушены лексические нормы.

55

1. Наблюдая за прыжком Павла Ольшанского, у вас может воз-

никнуть вопрос…

2. Жаль, что у меня нет просто возможности было полететь туда.

3. Мы должны действовать вопреки тому, что действуют со сто-

роны НАТО.

4. Никому не секрет, что главные виновники в развале хозяйства

- чиновники.

5. Время слушать классику. На сей раз вашему вниманию ария

тореадора из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.

6. Мы объявили о подорожании цен на метро.

7. Многие говорят сейчас о том, о чем заметил наш корреспон-

дент в своем последнем репортаже.

8. Россия будет совершать рыночные, тем не менее, преобразова-

ния.

9. Центральная избирательная комиссия получит возможность

манипулировать с подписями.

10.Встречи Президента с зарубежными политиками проводятся

согласно протокола.

11.Ряд поправок к бюджету были рассмотрены на заседании Госу-

дарственной Думы.

12.Ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает,

изучив работы европейских и русских ученых.

Упражнение 11.

Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор.

1. Ряд мероприятий, посвященных празднованию Года русского

языка, (пройдет – пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле, Сарато-

ве.

2. В группу студентов, направленных на фольклорную практику,

(входит – входят) сорок один студент.

3. Целый ряд выступающих (настаивал – настаивали) на отрица-

тельном ответе.

4. Несколько наших старшеклассников (принимало – принимали)

участие в городской олимпиаде.

5. В конкурсе (участвовали – участвовал) 21 район области и 5

районов города Саратова.

56

Упражнение 12.

Объясните ошибки в сочетании однородных членов. Внеси-

те стилистическую правку.

1. ООО «Саратовский» приглашает на постоянную работу ма-

стера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и

женщин).

2. С песнями и весельем молодежь приехала на турбазу.

3. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи,

чемоданы и сумки на ступени.

4. Не ставьте ноги на унитаз, пользуйтесь ершиком! (Надпись в

туалете.)

5. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что входит в понятие «синтаксические нормы»?

2. Какую роль играет порядок слов в русском языке?

3. Что такое нормы управления?

4. Каковы особенности использования деепричастных оборотов

в современном русском языке?

5. Какие синтаксические нормы надо соблюдать при построении

сложных предложений?

Практикум «Проверь себя!»

(см. Приложение 3.)

cyberpedia.su


Смотрите также