Художественная акробатика Стойки. Пирамиды. Вольностоящая лестница. Эквилибр на катушках. Вольностоящая лестница


Перекидки булавами

Перекидки булавами

Самым распространённым предметом для перекидок являются булавы. Есть номера, целиком работающие только с булавами. Обучение обычно начинают с одной булавы. Партнёры встают на расстоянии 2-3 метра и начинают перекидывать булаву на один оборот. Следят за тем, что бы булава перед броском опускалась почти до бедра и летела в левую руку партнёра чуть ниже головы практически в плечо. Партнёр, который ловит булаву, раскрывает ладонь полностью и держит её не напряжённой. Поймав булаву, партнёр перебрасывает себе в правую руку одним оборотом и перебрасывает обратно. Так же осваиваются броски без крутки, и на два и три оборота. Репетируются броски на разное расстояние. Освоив различные броски одной булавой, берут две булавы и пробуют бросать, начиная с броска себе левой рукой. Вторую булаву, как бы из-под летящей булавы бросают партнёру. Он ловит её и перебрасывает себе в правую руку, принимает вторую, не прерывая темп, кидает булавы обратно. Освоив две булавы, переходят собственно к перекидке. Первый партнёр берет три булавы, начинает жонглировать, затем перебрасывает партнёру все булавы одну за другой правой рукой. Второй партнёр, поймав булавы не останавливаясь, перекидывает первому партнёру. Эту перекидку нужно освоить основательно, так как на её основе кидаются все перекидки булавами. Далее идёт освоение комбинаций в этой перекидке. В начале, первый партнёр после выброса делает поворот на 360 градусов и сразу ловит булавы, второй партнёр так же делает пируэт. Второй вариант последняя булава бросается из-под ноги. Третий вариант последняя булава летит из-за плеча. Из-за спины. Варианты многочисленны. Например; последняя булава летит без крутки, все летят без крутки, последняя летит с обратной круткой. Тут простор для вашей фантазии. Затем осваиваются броски правыми руками по траектории тёх предметов, бросая булавы на два и три оборота. То же левыми руками. То же встречными курсами правой и левой руками.

Теперь о других вариантах работы с тремя булавами. Их очень много особенно когда включаются передачи булавы из рук в руки. Основной приём при передаче это забрать булаву у партнёра перехватив её за головку и вложить в свободную руку эту же или другую булаву, которую так же держат за головку. А так же совместные смены положения и акробатические приёмы.

Это отбор, уже разученный с мячами. А так же варианты отбора: При отборе последнюю булаву бросаем чуть шире и ловим её сами с другой стороны.

Перепрыгивание через партнёра: 

Первый партнёр кидает три булавы, второй партнёр подходит сзади, и, опираясь на плечи первого партнёра, перепрыгивает через него. В это время первый партнёр, слегка приседая, бросает булавы немного выше, с таким расчётом, чтобы второму партнёру было удобней их ловить.

Пролезание между ног с последующим отбором:

Первый партнёр бросает три булавы, второй подходит сзади и пролезает между его ног. Осторожно выпрямляется и забирает булавы.

Вариант отбора лицом друг к другу.

Первый кидает три булавы второй подходит спереди и забирает булавы, беря их за ручку. При этом булава делает всего треть оборота.

Следующая комбинация. Первый кидает три булавы без крутки, второй подходит спереди, и, ударяя снизу по головке булавы, закручивает её в верхней точке на полный оборот. Так закручивают все булавы, не делая отбора.

Пятёрка.

Первый кидает три булавы, второй берёт две и подходит сзади. Встаёт за левым плечом, ноги поставив  шире.  Первый  по команде, бросает в левую сторону булаву. Второй подбрасывает из-под руки первого булаву в правую руку первого. И сразу ловит левой рукой булаву, летящую через руку первого. Поймав булаву левой рукой, сразу перемещается вправо, и бросает с правой стороны булаву, так же как это делал с левой стороны.

Красиво смотрится вариант жонглирования обоими  партнёрами по три булавы. Первый кидает свои, второй, стоя сзади, так же из-под рук бросает тоже три, синхронно с первым. Он должен бросать булавы шире, чем первый.

Сбрасывание булав за спину. Первый кидает три булавы второй подходит сзади. Первый бросает назад булавы на два оборота подряд с каждой руки. Второй ловит их и продолжает жонглировать. Второй вариант; первый выбрасывает булавы из правой руки назад, второй принимает их правой рукой и продолжает жонглировать. Возможны и обратные броски. То есть стоя сзади и приняв булавы, выкидывают их обратно в такой же последовательности. Так же учимся кидать стоя спиной друг к другу. Булавы в этом случае кидают на два оборота, принимают около плеча.

Шесть булав.

Это уже полноценная перекидка. Каждый партнёр берёт по три булавы. Встают друг против друга на небольшом расстоянии. И по команде одновременно бросают первую булаву себе в левую руку, а вторую и последующие булавы, бросаем партнёру. Это перекидка в темп. Если вы освоили  перекидку тремя булавами, то шесть вам дадутся легко.  Если получается плохо можно вернуться к четырём или пяти булавам. Второй вариант через темп. Это когда каждая вторая булава летит партнёру, а одну пробрасываем у себя. Эту перекидку нужно освоить очень хорошо. Для освоения кидают булавы на два и  на три оборота. Кидают из-под ноги, из-за спины, из-за плеча. Задача, чтобы все булавы летели в одну точку, и не было перекрута или недокрута. На фото показано, как должна лететь булава, и каков размах руки. Прилетать она должна в строго вертикальной проекции и строго в плечо. Все отклонения от сказанного приводят к потерям булав. По началу, не нужно сильно кидать булавы, так как при отсутствии большого опыта можно разбить ладонь и пальцы. Но в дальнейшем мастера бьют булавами по ладони чувствительно. Хотя если присмотреться к зарубежным жонглёрам, то видно, что у них бросок не сильный. Это потому что расстояния у них небольшие. В Российском цирке иногда бросают через весь манеж, а это тринадцать метров. И тут и руку опустишь до колена и бросок должен быть сильный и далёкий. Для освоения этой перекидки не стоим на месте. Расходимся на возможно большое расстояние, сходимся на возможно малое, ходим по кругу, бросая булаву на опережение. Ходим вперёд и назад продолжая жонглировать. Освоив хорошо простые броски, переходим к более сложным броскам. Так называемая «рубка» делается так. По команде оба партнёра переходят на броски сверху. Для этого правые руки поднимаются к плечу и бросают булаву сверху на два оборота. Крутка происходит в другую сторону, и ловить эту булаву нужно ладонью обращённой к верху. Левой рукой булаву кидают повыше, чтобы успеть сделать бросок.

Можно делать броски через плечо. Для этого партнёры наклоняются немного вперёд и бросают булаву из-за плеча на два оборота.

Следующий бросок выполняется по очереди. Кидая шесть булав в темп, первый партнёр наклоняется и бросает булаву из-за спины. Она летит в горизонтальной плоскости. Второй партнёр ловит её и в свою очередь бросает также из-за спины. Вообще в перекидках шести булав более 60 вариантов возможных бросков.

Следующая перекидка необходимая для освоения, это перекидка, стоя спинами друг к другу. Так же как мы репетировали три булавы, мы бросаем шесть. Булавы кидают на два оборота. Но нужно освоить и три оборота. Вначале кидают через темп, потом в темп.

Освоив перекидку шесть булав на два оборота, и научившись кидать по четыре булавы, переходят к освоению перекидки семи булав. Первый берет четыре булавы второй три. Первый делает выброс, четырёх булав на два оборота.  Первую брошенную булаву, которая вернулась в руку, бросает партнёру, на два оборота. Следом бросается и вторая. Из левой руки третья булава одним оборотом перекидывается в правую руку. Следом и четвертая идёт одним оборотом в правую руку. И начинает освободившейся рукой принимать булавы от партнёра. Второй партнёр начинает кидать три булавы одновременно с первым. Делает два броска себе, на один оборот, и третью булаву бросает партнёру на два оборота. Далее идёт перекидка семи булав в темп. Семь булав можно бросать и на один оборот, но это сложно. Для этого начинают броски на два оборота и по сигналу переходят на один оборот. Все перекидки заканчиваются по сигналу или отбросав определенное количество бросков. Обычно делается много комбинаций, и они меняются через 7-10 бросков. В конце, кто-то один собирает все булавы или каждый собирает свои, продолжая кидать. Можно начать броски и сразу в перекидку, не бросая себе.

Далее учатся кидать восемь булав. Начиная одновременно, каждый по четыре булавы. Делается выброс на два оборота. И одновременно кидают партнёру булавы на два оборота. Потом осваивают броски на три оборота, они нужны будут при бросках девяти и десяти булав. Для перекидки девять и десять булав исполнители должны уверенно кидать по пять булав. Для перекидки девяти булав один исполнитель берёт пять булав второй четыре. Начав жонглирование одновременно, первый пробрасывает правой рукой три булавы, четвертую бросает партнёру. Второй, так же правой рукой отсчитывает три булавы, четвёртую бросает партнёру. Но это не аксиома, некоторые жонглёры начинают кидать вообще без бросков себе, а сразу партнёру. Есть варианты увеличения количества булав в перекидке за счёт того что ногой поднимают с пола очередную булаву и не прекращая кидать продолжают подкидывать новые. Вот и все что можно вам сообщить в качестве основ парного жонглирования. Но это далеко не всё что кидают жонглеры вдвоём.

Остановимся на различных передачах булав из рук в руки. Это направление получило развитие в последнее время. Основное направление в передачах это снятие у партнёра булавы во время комбинации и вставление её или другой булавы в руку, которая должна была принять булаву, если бы она летела по обычной траектории. Снятие булавы обычно происходит за головку, во время начала броска.

Происходит это так. Первый партнёр делает замах на бросок, второй перекрывает рукой направление броска и берет булаву за головку. В дальнейшем заменяет эту булаву в комбинации. Этот способ используется и в парном жонглировании и в групповом. Для передачи необходимо партнёрам быть на расстоянии вытянутой руки. Если это групповое жонглирование, то между первым и вторым партнёрами стоит третий, а иногда и четвертый партнёр и уже они передают булавы из рук в руки. Дальше на фотографиях я приведу несколько типичных комбинаций связанных с передачей булав в перекидках. Иногда даже нельзя сказать, что это перекидка, а скорее игра с булавами. Но эффект от этой игры очень интересный.

На трёх фото неправильное положение руки при броске.Это чревато не точным броском и впоследствии травмой плечевой сумки. 

Правильно.

                      

                      

                      

                      

                      

 

Положение руки при броске.  Рука при замахе может заходить за спину, при броске провожает булаву до конца. Локоть слегка согнут в сторону. Если бросать прямой развернутой рукой, то со временем будет болеть плечо.

На кинограмме показан один из основных вариантов передачи булавы. Первый кидает три булавы, второй, выждав момент, снимает правой рукой из правой руки партнёра булаву за головку, бросает её на один оборот в своей правой руке и вставляет её в левую руку партнёра. Так повторяют через два-три темпа.

Следующая простая комбинация. Первый  жонглёр  кидает три булавы,  второй правой рукой снимает из правой руки партнёрши булаву, проносит её за спиной и вставляет её в правую руку.

Немного усложняем комбинацию. Первый кидает три булавы. Второй, левой рукой снимает из левой руки булаву у партнёрши и передаёт её за спиной в свою правую руку. Одновременно с этим, левой рукой снимает из левой руки партнёрши ещё одну булаву, вставляет её в правую руку партнёрши и из своей правой руки вставляет булаву в левую руку партнёрши.

Следующий вариант со свободной четвёртой булавой. Первый кидает три булавы у второго в правой руке булава, которую он держит за головку. Первый бросает второму булаву на три четверти оборота. Второй ловит левой рукой эту булаву за головку и одновременно вставляет свою булаву в левую руку партнёра. Пойманную булаву проносит за спиной, и повторяют всё сначала. Бросают через темп.

Простая передача булав партнёру. Бросают булавы партёру на пол оборота, из правой руки в правую руку, из левой в левую руку партнёра. Эту передачу можно усложнить, если сразу после передачи снимать снова. Практически партнёры будут, снимают булавы одновременно, кидая на пол оборота.

Следующая комбинация. У второго партнёра в правой руке булава. Первый бросает булаву второму на три четверти оборота в левую руку. Второй ловит её за головку и одновременно вставляет свою булаву в левую руку партнёра, пойманную булаву быстро перекладывает в правую руку и повторяется все сначала. Здесь броски идут в темп. Важно чтобы правая рука второго поднималась выше головы.

Очень сложная комбинация является продолжением предыдущей. Там мы ловили одной рукой, а в этой комбинации ловим двумя руками в подряд. Первый кидает булавы по траектории трёх булав на один оборот и повыше, а второй ловит каждую булаву, вылетевшую из встречной руки. Другой рукой в это время вставляет булаву в руку партнёра. Это нужно делать очень быстро. Для начала репетиций первый должен бросать по траектории четырёх булав, это значительно упростит задачу, но не облегчит её. Облегчит только замедление темпа.

Это исходное положение для различных перекидок. В данном случае четыре мяча кидают каскад вдвоём. Можно кидать вправо потом влево. Можно кидать первому три мяча, а второму ловить один мяч и вместо него сбрасывать свой мяч в свободную руку. Продолжений много.

Первый кидает три булавы. Второй подходит сзади ловит каждую вторую булаву левой рукой, затем переносит её над головой первого, перехватывая её в правую руку, и сбрасывает в правую руку первого партнёра. Если добавить четвёртую булаву в эту комбинацию, то можно бросать в темп. Есть ещё простая комбинация с четвёртой булавой, заключается она в том, что кладём её на плечо первому и снимаем с этой руки булаву. Первый забирает её с плеча и продолжает кидать три булавы. Вариантов подобных очень много.  В качестве примера подобная комбинация показана ниже.

Первая кидает три булавы, у второй в левой руке булава, которую она держит за головку. Первая начинает из правой руки бросать булавы назад, вторая в это время кладёт свою булаву ручкой вперёд на плечо первой и ловит от неё булаву за головку правой рукой, перекладывает её в левую руку и все сначала.

Эта очень красивая комбинация делается на основе ранее разученных комбинаций. Задача второго вложить свою булаву сверху в ту руку, которая должна принять булаву, но остаётся пустой, потому что второй забрал её раньше. По кинограмме. 1. Второй опускает свою булаву в левую руку партнёра и ловит булаву, правой рукой, вылетевшую из правой руки партнёра. 2. Сразу делает замах через верх, и ловит левой рукой за головку булаву, вставляя вместо неё булаву из правой руки. У первого ритм трёх булав сохраняется только нужно крепче брать булавы от партнёра. Красиво смотрится эта комбинация в движении, когда первый идёт назад, а второй наступает.

Вот ещё красивая перекидка для пяти булав. Первый (слева) кидает три булавы, второй подходит с двумя булавами, держа в правой руке булаву за головку. Первый ловит одну свою булаву за головку, переносит её через голову и сбрасывает с плеча второму в левую руку и сразу ловит свою булаву правой рукой за головку. Второй в свою очередь делает то же самое. Переносит правой рукой булаву через голову и сбрасывает её с плеча первому в левую руку. В то время, когда правая рука переносит булаву через голову, левая бросает булаву повыше себе в правую руку и сразу ловит булаву от партнёра. Первый ловит булаву от второго и начинает всё сначала. Эта перекидка не для новичков.

Ещё одна комбинация с четырьмя булавами. Эта кинограмма взята из середины комбинации. Порядок действий здесь простой. По очереди то правой, то левой рукой снимаем у первого из правой руки булаву и сбрасываем её в левую руку партнёру, так же по очереди, не забывая описывать руками большие круги. Тут нужно сразу после сброса булавы снять булаву из правой руки партнёра. Первый практически вкладывает головку булавы в руку второму.

На кинограмме эта же пара исполняет другую комбинацию. Заключается она в следующем; Первый кидает три булавы повыше. Вторая держит за головку четвёртую булаву  и начинает снимать булавы поочерёдно  свободной рукой.  Комбинация начинается так. Например, если булава у неё в левой руке она снимает булаву, вылетевшую из левой руки партнёра, правой рукой. Теперь на короткое мгновение у неё две булавы в руках. В следующее мгновение она вставляет свою булаву из левой руки в правую руку первого и сразу ловит булаву только что вылетевшую из этой руки. Взамен пойманной вставляется булава из правой руки в левую руку партнёра и сразу ловится этой рукой булава, которая только что вылетела из этой руки. И так повторяется несколько темпов. Первый партнёр кидает партнёрше булавы повыше, чтобы она успела отдать булаву и этой же рукой поймать брошенную. Все эти комбинации делаются по три - пять темпов, и переходят к следующей комбинации.

Следующая комбинация можно сказать детская. У первого две булавы у второго одна в правой руке. Первый кладёт левой рукой булаву на плечо, она переворачивается и падает назад. Второй ловит её и сразу правой рукой подаёт свою булаву первому в свободную руку. Первый делает то же самое с булавой правой рукой. То есть, кладёт её на плечо, она переворачивается и второй ловит её правой рукой, а из левой руки отдаёт булаву первому в правую руку. Таких темпов делается немного. Быстрое чередование таких простых комбинаций создаёт впечатление какого-то круговорота. Булавы как заколдованные попадают в руки из разных положений.

Ниже ещё одна подобная комбинация с тремя булавами, только партнёры стоят лицом друг к другу. Первый партнёр переносит через голову булаву и закручивает её с плеча ручкой вперёд, чтобы она сделала пол оборота и попала к партнёру головкой в руку. Партнёр ловит её левой рукой, а правой подаёт булаву партнёру в правую руку. И перекладывает пойманную булаву в правую руку и так несколько темпов.

На этой кинограмме классическая передача булав. Первый и второй держат по две булавы, только второй держит их за головку. Первый бросает из правой руки булаву повыше второму. Второй из левой руки вставляет в эту руку свою булаву из левой руки и сразу ей ловит брошенную булаву. Первый бросает левой рукой булаву, второй вставляет в эту руку свою булаву из правой руки и сразу ловит брошенную. Получается, первый по траектории трёх булав скидывает их второму, и каждый раз сразу получает булаву в свободную руку. Эту и другие комбинации можно посмотреть в YuoTube по адресу 001_Princeton Juggling 2012_Passing and single-person Takeouts.

Есть ешё простая, но красивая комбинация. Два партнёра стоят боком друг к другу и кидают три булавы вместе. Правый правой рукой левый левой рукой. В свободных руках по булаве. С этими булавами они описывают полные круги прямой рукой.  В то время когда булава летит к левому партнёру он опускает руку вправо с верху. Когда булава летит к правому партнёру он опускает левую руку сверху в левую сторону. И таким образом синхронизируя броски трёх булав и вращениё в это время прямыми руками достигается красивый рисунок, который сразу и не понять как он делается. Эту и многие подобные перекидки и комбинации можно посмотреть на YouTube по адресу (Strong Jugglers 2012). Или 007_Daniel &_Club Passing EJC 2003_01.01.1990. Там качество воспроизведения плохое, но перекидки оригинальные. Много известных и новых вариантов группового жонглирования. Кто заинтересован в этом советую посмотреть.

Vova & Olga Galchenko в 1990 признана лучшей парой в жонглировании булавами.

В их арсенале перекидка в двенадцать булав, восемь стоя спиной друг другу и ещё много других сложных перекидок. Перекидок связанных с передачей булав они не используют.

Теперь о собственно групповых перекидках. Чаще всего участвуют в перекидке три или четыре человека. Бывает и больше, но используют они те же схемы что и на три  или четыре человека. Поэтому большое количество участников не будем рассматривать, приведу только несколько схем. Схем перекидок на три человека немного это «раздача», треугольник и линия. При раздаче первый кидает булавы второму и третьему по очереди, подряд. Второй и третий кидают первому булавы через одну. В треугольнике перекидка идёт от первого ко второму, от второго третьему и от него первому. Исполнители располагаются треугольником (при виде сверху), отсюда и название треугольник. Можно кидать булавы в темп или через одну. При способе в линию исполнители располагаются по одной линии. Первый и второй располагаются лицом друг другу. Третий стоит за спиной второго, лицом к первому. Первый бросает второму булавы, второй кидает их назад третьему. Третий возвращает их первому. Это стандартное положение, но если используются передачи, то положения второго могут быть переменными. То есть он может брать булавы у первого и передавать их третьему. Количество булав в перекидках на троих ограниченно только способностями исполнителей. Но обычно каждый исполнитель кидает по три булавы, меняется только схема броска и количество оборотов булавы в броске. Линия чаще всего используется в финале номера, так как здесь можно бросить большое количество булав. И можно двигаться на уход. Обычно в конце все булавы собирает третий партнёр. Но можно  по команде или по счёту закончить перекидку и перейти на броски  «у себя». Обычно по счету переходят на броски «у себя» для смены схемы броска, и по счёту начинают новую перекидку. Линию используют и для передач, так как при близком расположении партнеров средний партнёр легко забирает булавы у одного партнёра и передает другому. Вариант линии, когда средний лежит на спине.

Теперь о перекидках на 4 человека.

Здесь используются схемы на три человека и на четыре. Гораздо большее число комбинаций привело, в одно время, к большому количеству таких групп. Сегодня и на манеже и на сцене это редкость. В основном два или три человека в группе.

Вариант креста первый бросает третьему на два оборота остальные на один оборот булавы.

Совместное жонглирование. Соседу слева кидаем булавы правой рукой, соседу справа кидаем булавы левой рукой. Исполнителей может быть сколько угодно.

Есть и такие жонглёры, которые кидают перекидки булавами, сохраняя на голове шар или булаву. Здесь показана перекидка с использованием передач. Первый и второй кидают шесть булав. Третий держит одну булаву за головку. Он снимает одну булаву у второго и отдаёт свою булаву первому, на место снятой булавы у второго. Затем перекладывает взятую булаву в правую руку и получает от первого булаву в левую руку и встаёт на место первого. Первый бросает одну булаву второму и встаёт на место третьего. Повторив тот же порядок действий, на место третьего встаёт второй.

Первый и второй кидают по три булавы. Третий в середине. Он начинает снимать все булавы у первого и передавать их назад  второму. Второй перекидывает их первому на два оборота. Из правой руки в левую руку партнёра, из левой руки в правую. Второй вариант на пять булав, второй перекидывает их без крутки. Это красивее.

Пять булав.

Первый кидает второму булавы на пол оборота, обеими руками. Второй передаёт их третьему, а тот возвращает их первому, из правой руки в правую из левой в левую.

Здесь используется ранее показанная парная комбинация. Первый и второй бросают булавы через темп. Третий и четвёртый ловят каждую булаву, проносят её через головы первого и второго, перехватывают в другую руку и сбрасывают её партнёрам.

Первый и второй бросают шесть булав. У третьего и четвёртого в левой руке по булаве. Излишне напоминать, что держат они её за головку. Одновременно третий и четвёртый снимают правыми руками из правых рук первого и второго булавы. Из левых рук свою булаву, через верх, вкладывают в левые руки первого и второго. Затем, перекладывают булаву из правой руки в левую руку, и все повторяется снова. После каждой передачи третий и четвёртый могут меняться местами.

Я привёл образцы перекидок с использованием передач только для ознакомления, что такое жонглирование есть и иногда целые номера построены на таком сочетании. Конечно, основой номера будут стандартные перекидки с использованием большого количества булав или колец. Но использование передач украшает номер и придаёт ему свою индивидуальность.

Юлия и Николай Герасимовы

 

 

 

 

 

  

Это фотографии с фестивалей жонглёров.

 

 

Жонглёры Чугуновы 

 

 

Российский цирк имеет богатый опыт в жонглировании. Такие имена как: Народный артист Александр Кисс, Народный артист Евгений Биляуэр, Народный артист Сергей Игнатов, Заслуженный артист России Николай Герасимов, чемпион России по спортивному жонглированию Рудольф Левицкий известны во всём мире. Среди групповых жонглёров можно выделить Аберт, жонглёры на моноциклах Прохоровы,  жонглёры на моноциклах Чугуновы, групповыё жонглёры Смирновы, жонглёры на стрелах Щербаковы, групповые жонглёры Гибадулины, жонглёры со столом Сафаргалины и ещё много известных и не очень артистов, которые прославили русскую школу жонглирования. Среди женщин выделялись Заслуженная артистка РСФСР Майя Рубцова, танц-жонглёр Светлана Складана. Яркий национальный жонглёр Заслуженная артистка Армении Нази Ширай. Женская группа жонглёров цирка РЕВЮ. Всех и не перечислишь. Да и это не входит в задачу этого издания. Хотелось просто заинтересовать и помочь начинающим жонглёрам. А такие ребята, я верю, у нас появятся. А значит, будут расти новые звёзды Российского цирка.

 

Остаётся напомнить, что это только основы жонглирования, а вариантов сольных трюков и перекидок несчётное количество. И каждый жонглёр хочет что-то изобрести своё. Поэтому далее осваивайте жонглирование сами, надеюсь, что все разобрались со схемами перекидок. Если что-то непонятно обращайтесь по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или ищите в интернете что-то подобное, а лучше изобретайте сами, это будет уже творчество. И ради этого  написано это пособие.

 

 Жонглёры Сафаргалины

old.toposural.ru

Сольные трюки на лестнице

Сольные трюки на лестнице

Освоив подъемы и спуски, переходят к освоению различных трюков. Самый первый — это отпустить руки от лестницы и развести их в разные стороны. Поначалу выполнять это простое дело очень страшно. Но после нескольких попыток, которые лучше сделать на лонже, все отпускают руки, не считая это трюком. Это основное положение для стояния на лестнице и исполнения различных трюков, поэтому нужно следить за положением корпуса и ног. Ошибки при этом заключаются в сгибании ног и в наклоне вперед, этого нужно избегать. Ровное положение корпуса и ног залог дальнейших успехов в этом жанре.

Далее пробуем исполнить медленный пируэт вместе с лестницей. Исходное положение основное, перекладина между ног, руки в стороны. Для его исполнения — одна нога движется назад, другая вперед, при этом нужно следить за тем, чтобы оставаться на одном месте. Репетировать нужно повороты в обе стороны.

Затем репетируется ходьба, вперед и назад, находясь, на верху лестницы. Это нужно для повышения уверенности в своих силах, руки при этом не работают, лучше, если они так же будут разведены в стороны. Эти простые упражнения можно усложнить, проходя между бутылками которые стоят на расстоянии 40 см. друг от друга. Сложность этого трюка в том, что нужно проходить боком, а это достигается комбинацией шагов в таком порядке: правая вперед левая вперед, правая назад левая назад, снова в том же порядке и так до полного прохождения между бутылками. Этот трюк необходим для дальнейшей работы с балансом.

Следующим трюком можно отрепетировать поворот артиста на верхней ступеньке на 180 градусов. Для этого нужно вначале потренироваться переступать верхнюю перекладину другой ногой. И после уверенного исполнения и отпускания рук в этом положении, можно приступать к повороту. Делается это так: левая нога передвигается на середину ступеньки, а правая ставится на ее место с поворотом стопы на носок, корпус поворачивается на 180 градусов, левая нога встает на свое место. Этот трюк можно исполнить и без помощи рук, но вначале  держимся  руками. Необходимо освоить и наклонную поверхность. Боком к наклону стоять невозможно, а вот подняться и спуститься, нужно репетировать. Это достигается очень быстрыми и мелкими шагами. Таким образом, чтобы наклон лестницы в бок с каждым шагом был минимальным. Следующим по сложности трюком изучается поворот артиста на нижних ступеньках лестницы на 180 градусов. Он исполняется обычно с одновременным подъёмом на следующую ступеньку, хотя можно и не подниматься. Исходное положение: стоя на первой ступеньке лицом к лестнице, можно для облегчения, на 3-й ступеньке. Начинается поворот с левой руки, она перехватывается под правую руку и почти одновременно с ней левая нога ставится выше на одну ступеньку напротив правой ноги, встаёт на ступеньку выше, напротив правой ноги, на пятку. Далее быстро правая нога ставится на ступеньку выше, на пятку, на место левой ноги, и поднимаемся на эту ступеньку с поворотом на 180 градусов. Правая рука перехватывается за другую стойку. Получился поворот с подъемом на одну ступеньку (фото 1).

Затем делается второй поворот, из положения спиной к лестнице. Начинается с ноги. Правая нога ставится ближе к левой ноге, левая рука перехватывается выше правой руки, и левая нога ставится на ступеньку выше, на место правой ноги, быстро поднимаемся на неё с поворотом на 180 градусов. Правая нога встаёт на своё место и правая рука тоже.

В этих поворотах нет особой опасности, особенно если выполняются около стены. Ошибки — это наклон вперед во время поворота. Это сразу приводит к потере баланса, и, как следствие, падению вперед. Это не опасно на первых ступеньках. Эти повороты делаются обычно снизу доверху, а на верхних ступеньках уже не так безопасно. Особенно, на последней ступеньке, — тут нужно будет при повороте наклониться немного над лестницей. В любом случае падение сверху уже отрепетированное не опасно, нужно только следить чтобы, никто не подходил близко.

Подобный трюк, вернее комбинация этих трюков, делается сразу. Оба этих трюка делаются одним темпом, — на каждый шаг, поднимаемся на одну ступеньку, и поворот получается на 360 градусов. Ошибка общая для этих трюков — наклон вперед. Разучивать удобнее около стенки. Подобно подъёму с поворотом на 180 градусов можно опускаться также с поворотом на 180 градусов. При этом вместо подъёма нужно ногу ставить вниз, а техника идентична. Вообще нужно иметь в виду, что здесь даётся только общая техника для выполнения данного трюка, но каждый исполнитель вносит своё, и исполнение одного и того же трюка может сильно отличаться у разных исполнителей.   

Следующий трюк, необходимый для обучения, — это перешагивание через бок лестницы (фото 2а, 2б,). Его тоже легче разучивать на третьей ступеньке, но в работе обычно идут с первой до последней ступеньки, поэтому начинаем с первой. Исходное положение лицом к лестнице. В момент относительно спокойный переносим левую ногу на середину ступеньки, правая нога выносится в сторону от лестницы, и в этот момент делаем резкий рывок с разворотом лестницы боком к себе, так чтобы правая рука с лестницей переместилась к левому плечу. Правая нога ставится на вторую ступеньку противоположной стороны лестницы, левая рука перехватывается на место правой, а правая рука на место левой. Это движение делается быстро и в таком порядке как написано. Получился трюк с подъемом на одну ступеньку. Так обычно поднимаются до верха. Этот трюк по желанию можно разучить в обе стороны и при подъёме чередовать вправо-влево, получается эффектно. Этот трюк тоже делается и с подъёмом и со спуском.  Можно делать этот трюк и без подъема, но это не очень удобно для исполнения. Этот трюк делает очень большое количество исполнителей и техника может отличаться от описанного здесь. Как вариант перешагивания, возможно перепрыгивание через бок, смотрите  (Фото 3).

Следующий трюк,— это перешагивание перекладины с поворотом на 180 градусов. Держимся за концы лестницы, левая нога встает на середину ступеньки, а правая переступает перекладину с поворотом на 180 градусов и встает на место левой. Перехватываем руки и быстро переносим левую ногу через перекладину. Вроде все просто, но поработать лучше с лонжей. Из простых трюков можно освоить балансирование без рук на верхней ступеньке стоя спереди перекладины или  сзади.  Трюк выполняется одинаково. Из исходного положения, стоя на последней ступеньке лицом к лестнице наклоняемся немного над ней, так чтобы перекладина надавила на колени, и отпускаем руки. Этот трюк просто нужно делать внимательно он не сложный, но лестница может вылететь из под ног. Вначале руки держите около стоек для страховки, а когда почувствуете, что лестница хорошо держится ногами, разведете руки в стороны.

Следующая группа трюков — это трюки с вращением лестницы. Исполняются на первой или второй ступеньке. Чаще всего делают оборот на одной ноге на первой ступеньке, для этого одна нога ставится на ступеньку, а второй ногой делаем толчок и закручиваем лестницу в сторону опорной ноги. Можно исполнить трюк с вращением лестницы подобный перешагиванию. Исполняется на последней ступеньке следующим образом. Руки берутся за вершины лестницы с перекрестным хватом, делается прыжок, руки в это время, рывком вращают лестницу на 180 градусов в исходное состояние, а ногами делается перешагивание и остаемся на последней ступеньке.

Красиво смотрится трюк с постоянным вращением. Делается это на второй ступеньке, можно пробовать и выше, но это сложнее. В относительно спокойный момент делаем рывок лестницы назад левой или правой стойкой лестницы делается пол оборота, и теперь рывок вперед другой стойкой для поддержания вращения, затем повторяется первое движение. И так можно вращаться достаточно долго, если поймать темп. В какую сторону закручивать решать вам. Этот трюк можно исполнять на сцене или манеже. Смотреть в YouTube исполнителя Власова В. Или  набрать в YouTube «novembre09 ladder» желательно это видео посмотреть всем — все сложные трюки за  две с половиной минуты.   Там это вращение заканчивается эффектным полным пируэтом на одной ножке. Естественно этот трюк возможен на сцене или на всем манеже, а на пьедестале места не хватит. Еще один вариант связанный с вращением это пируэт на одной ножке на второй ступеньке. Из исходного положения лицом к лестнице на второй ступеньке, отводим правую ногу назад    для замаха, быстро приставляем ее на место и делаем рывок влево, встаем на левую стойку (ножку) и делаем полный пируэт.  Тут все просто и не опасно. Только держите лестницу поближе к себе и не наклоняйтесь.

Следующий простой по описанию и сложный по исполнению трюк — это пируэт с лестницей на последней ступеньке. Обучение только на лонже, исполнение только на полу или невысокой площадке. Исходное положение основное — перекладина между ног, руки в стороны (фото 4).

Делаем резкий поворот корпуса с руками в удобную сторону, мне например, было удобно вправо, переносим вес на правую ногу, левую стойку лестницы отрываем от земли и резко закручиваем лестницу вправо, стараясь обогнать корпус. После поворота лестницы на 360 градусов левую стойку лестницы прижимаем к земле и восстанавливаем равновесие.

Трюк очень красивый, но и опасный. Опасностей здесь немного, но они существенные. Первая опасность в сильной закрутке лестницы и бесконтрольном вращении, вторая в сильном рывке вбок и падение именно вбок. Поэтому первые занятия нужно делать на лонже. Надо соразмерить рывок руками, надо найти точку, куда смотреть, и научиться тормозить вращение, если трюк начат неправильно. В любой момент, когда чувствуете, что крутка не та, прижимаете левую стойку лестницы к полу и останавливаете вращение, после этого спрыгиваете с лестницы любым удобным в данный момент способом. Корпус не должен сгибаться вперед, ну а назад и не получится, страх не даст. Поначалу пируэт может быть не полный, но при постоянных репетициях он начинает получаться красиво.

Еще один трюк, связанный с вращением — это быстрый подъем на лестницу во время вращения лестницы. Хорошо исполняет этот трюк Наврузов, у него невысокая лестница и это конечно легче, чем на высокой лестнице. На высокой лестнице, наверное, и не получится. Этот трюк не стопроцентный. Нужно пробовать и, если у вас есть талант, то и этот тюк вам покорится. Заключается он в том, что делается рывок с закручиванием лестницы, и во время вращения необходимо забежать на верхнюю ступеньку. Этот трюк требует многих репетиций и встечается гораздо реже чем все приведенные ранее трюки. Ноги при забегании наверх ставятся ближе к стойке на которой идет вращение. При потере равновесия ипользуются прыжки на одной — двух ножках, ну, а если не удержались спрыгиваем вниз, падать уже умеем. Для начала чаще всего забегают на одну две ступеньки и со временем добираются до верха.

Теперь рассмотрим трюки с пролазом в «окно» то есть между верхней перекладиной и последней ступенькой. Если подобных трюков много в номере, то целесообразно сделать перекладину выше колена. Пролаз делают и из положения спиной к лестнице, и из положения лицом к лестнице, и сверху, и снизу. Начнем из положения лицом к лестнице, вариант сверху начинается как на (фото 5). Поднимаемся до положения, когда последняя ступенька находится на уровне коленей, переносим правую ногу через ступеньку «в окно» лестницы и ставим  её на ту же ступеньку, на которой стоим, с другой стороны. Сгибаемся и переносим вторую ногу внутрь в «окно», продвигаем колени туда же. Затем ноги опускаются ниже, и мы, по мере спускания ниже по ступенькам прогибаемся, а потом и вовсе переходим на другую сторону лестницы в положение спиной к лестнице. Положение, когда мы пролезли только наполовину, очень опасно в случае падения назад. В этом случае нужно спрыгнуть внутрь, желательно с поворотом лицом к лестнице. Это достигается так: в момент спрыгивания вы держитесь одной рукой за стойку, а вторую руку проносите на другую сторону в «окно» и хватаетесь за ту же стойку, ноги при этом желательно поставить шире лестницы. Это падение нужно освоить с помощником специально, так как неумение выкручиваться в пролазе может дорого обойтись вам. Мало того, что вы не освоите остальные пролазы из-за страха, — это может вселить неуверенность в своих силах и будет тормозить освоение других трюков. Я уже говорил, что прежде чем научиться стоять, нужно научиться падать, это относится ко всем трюкам на вольностоящей лестнице. Прежде всего, нужно освоить падения, которые возможны во время исполнения трюка. И вначале обязательно просить, чтобы вас страховали. Это уже потом, когда вы освоите большинство известных трюков, вы сможете осваивать новые варианты трюков без страховки. Но именно тогда вы будете себя оберегать больше, чем в начале обучения.

Второй пролаз можно осваивать из того же положения, в котором вы оказались после первого. Начинать нужно с положения, когда голова будет на уровне перекладины. Просовываете руки вверх на другую сторону, беретесь за верх стойки и просовываете голову, затем поднимаетесь на ступеньку выше, прогибаетесь, и продолжаете подниматься, пока не появится возможность перенести ноги поочередно на другую сторону. Этот пролаз дается легче, особенно после освоения первого. Как вариант (фото 5а). 

Еще один пролаз делается из положения лицом к лестнице. Делается он снизу, но просовывается в окно вначале голова, То есть вы поднимаетесь вверх, пока голова не поравняется с перекладиной, просовываете голову в «окно» и продолжаете подниматься, просовываете руки, поднимаетесь выше, пока перекладина не упрется в поясницу. Здесь можно развести   руки   в   стороны,  показывая,   что   вы   руками    не балансируете. Затем прогибаетесь, проносите в окно таз и потом, когда появится возможность, поочередно ноги. При падении вперед нужно выскользнуть обратно, поставив ноги шире, делается это быстро и в общем-то безопасно.

Есть еще пролаз сверху из положения спиной к лестнице. Находясь на верхней перекладине, начинаем спускаться вниз до момента, когда колени окажутся на уровне последней ступеньки, после чего переносим ноги поочередно назад в «окно» и начинаем спуск вниз до полного  пролаза. Этот вариант еще делают с поворотом. То есть, когда колени находятся на   уровне последней  ступеньки, просовывается  в «окно» левая нога  с поворотом   корпуса влево и ставится на пятку, потом просовывается вторая нога, и уже полностью поворачиваемся в положение спиной к лестнице. Продолжаем пролаз вниз, тем же способом, который мы разучили раньше. Другой вариант с поворотом на фото 5.  Вообще в пролазах много вариантов. Например, такой вариант пролаза. Из исходного положения, стоя на последней ступеньке спиной к лестнице, я исполнял обрыв под верхнюю перекладину. Делается это так: крепко зажимаем руками стойки лестницы и прыгаем вниз в «окно» под перекладину, практически на живот, на мгновение задерживаемся на нем, пока ноги не встали на ступеньку, и быстро вылезаем из «окна». Своеобразный пролаз моментального исполнения. Трюк исполняется очень быстро и эффектно.  Исполнить его конечно не просто, есть ряд сложностей. Первое это страх прыгнуть в окно, который надо перебороть. Второе, нужно уметь безопасно и быстро выскальзывать из «окна» во время падения. Опасность в исполнении заключается еще и в том, что большой палец может зацепиться за верхнюю перекладину, и происходит отрыв руки от стойки, и естественно попадаешь ребром на ступеньку, а это перелом ребра или сильный ушиб. Этот трюк до сегодняшнего дня я не видел ни у кого, и поэтому считаю его своим изобретением. Хотя конечно это не гарантирует, что кто-то его не исполнял раньше или не повторил теперь. Я его делал с 1977 г.

Когда освоены пролазы, разберем переворот вокруг верхней перекладины. Основное положение для переворота бывает нескольких видов. В идеале он начинается с пролаза спиной к лестнице, просовывается голова и плечи в «окно», руки просовываются под перекладину и берутся за стойки или за вершины стоек. Получается своеобразный рычаг, держась за который можно перевернуть тело вокруг перекладины и встать на ступеньку с другой стороны. Для этого делается мах ногами и переворот, как на перекладине. Можно также начинать с пролаза сверху, вариантов много. (фото 6, 6а, 8).

Опасности особой нет, если не успеваешь докрутить, и падаешь назад, то просто спрыгиваешь. Если падаешь вперед, все равно нужно докручивать, и получится спрыгивание уже у земли, но лицом к ней и достаточно высоко, чтобы спрыгнуть.

При условии, конечно, что трюк выполняется быстро,  и не  передумывая. Делают этот переворот и другими способами. Из положения спиной к лестнице просто берутся за перекладину и делают переворот, как на турнике. Так же можно браться за стойки с другой стороны, выше перекладины. Но это уже варианты, исполнитель сам выбирает, что ему легче и безопасней.

Переворот вокруг верхней перекладины делается и вперед. Руки при этом имеют два возможных хвата, один за вершины стоек, другой просто за перекладину.  Из положения, лежа на животе или как на фото 7, беремся руками удобным для вас хватом и ныряем головой вперед в «окно» делаем оборот и приходим в положение «сидя» на последней ступеньке в «окне». С этого положения можно в темп сделать оборот вокруг верхней перекладины назад. ( фото 8).

Следующий трюк проще, это перепрыгивание через верхнюю перекладину. Исполняется из положения, стоя лицом к лестнице на последней ступеньке. Кладем руки на концы лестницы, упираемся на них, и перепрыгиваем через перекладину, перенося ноги поочередно. Сразу же прыгаем назад обратно и так несколько раз.

Для этого трюка стойки лестницы должны быть выше, примерно метр от последней ступеньки и верхняя перекладина под колено. Трюк смотрится, если перепрыгивания идут в темп несколько раз. Он исполняется легче, если у исполнителя сильные руки, потому что во время исполнения почти висишь на них. Опасность в этом трюке в том, что иногда ноги цепляются за перекладину, и создаётся опасность падения. Поэтому нужно крепко держаться за концы лестницы. Для профилактики можно повисеть в упоре на концах лестницы в положении «одна нога впереди, другая сзади». Это упражнение делается для подкачки рук. Следующий опасный момент при перепрыгивании — это удар голенью по верхней перекладине, и в результате травма кожи и надкостницы, для избегания этого, при репетиции, лучше использовать футбольные или другие щитки.

Артист Виктор Сильченко исполнял такой трюк из положения «стоя спиной к лестнице на последней ступеньке». Он цеплялся руками и подколенками за перекладину, нырял в «окно» головой вперед, делал полный оборот и затем отпускал руки, падал спиной назад, хватался руками за ступеньку и спрыгивал ногами на землю. Этот трюк я ни у кого, кроме него, не видел. Это уже авторский трюк, и как он его покорил, знает только он. Можно отрепетировать его по частям, есть такой трюк, в положении, когда ноги находятся внутри «окна», в начале «пролаза», отпускаем руки, и, цепляясь подколенками за последнюю ступеньку, откидываемся назад-вниз, руки при этом перехватываются выше на уровне колен. Быстро вытаскиваем ноги из «окна» и делаем курбет на пол. Это подготовка к такому же обрыву с самого верха. Руки могут браться за ступеньку ниже головы, опираться на пол, это уже как удобней будет, все зависит от высоты лестницы. Опасность здесь в том, что возможно зацепления носками ног верхней перекладины. Чтобы этого избежать, необходимо выносить ноги из «окна» согнутыми, а затем, резко их выпрямлять и делать движение называемое курбет (фото 9). Отдельно репетируем оборот вперед на лонже.

Есть еще  трюк, когда исполнитель стоит на лестнице лицом в боковую сторону. Баланс в таком положении неудобен поначалу, но в дальнейшем можно даже закидывать тарелочки на голову, жонглировать и танцевать (фото 10). 

Исходное положение — стоя наверху лестницы. Если вы переступаете правой ногой верхнюю ступеньку, то повернем левую ступню влево и поставим пятку на ступеньку, а корпус повернем влево на 90 градусов. Вначале помогаем себе руками, стараясь все-таки балансировать больше ногами, затем отпускаем руки и пробуем устоять в этом положении. Из положения «сбоку от лестницы» можно делать быстрый подъем наверх. Ноги при этом ставятся с двух сторон. Правая ставится справа, а левая на левую сторону. При этом в момент перед потерей баланса лестницу поворачивают в обычное положение и ловят баланс привычным способом, иногда даже применяя прыжок с лестницей. (Фото 11). Для эксцентриков на лестнице можно предложить такие трюки: сидеть на перекладине без помощи рук, лежать в позе «ласточки". Петр Раев висел несколько секунд, зацепившись за стойки лестницы, при помощи специально сшитой жилетки. Он спускался спиной к лестнице вниз, стойки лестницы входили под мышки в жилетку и он повисал на ней. (Фото 12).

Теперь рассмотрим сходы с лестницы с помощью сальто. Их несколько. Первый и самый простой — это заднее сальто назад через лестницу. Делается из положения «спиной к лестнице». Находясь в положении, когда верхняя перекладина находится на уровне поясницы, беремся руками за вершины стоек и начинаем падать назад. Откидываемся корпусом назад и, повисая на руках, сгибаем ноги, прокручиваемся до момента, когда уже видно землю, отпускаем руки и приземляемся на ноги. Предварительное упражнение — это из виса на кольцах перевернуться назад. Получается такое же сальто. Это сальто можно выполнять и прогнувшись, нужно только добавить сильный мах прямыми ногами. Если  упражнение выполнено правильно, то исполнитель может сам поймать лестницу после сальто. (Фото 13)

Второй по сложности прыжок — это переворот вперед через перекладину с помощью рук. Делается из положения «лицом к лестнице верхняя перекладина на уровне живота». Наклоняемся вперед вниз через лестницу, беремся руками за стойки, начинаем падение вперед и махом двух ног переворачиваемся через лестницу вперед на ноги. Техника исполнения идентичная акробатическому перевороту вперед с рук (фото 14). Лестницу обычно подхватывает помощник.

Следующий прыжок: заднее сальто с верхней, или немного ниже, ступеньки (фото 15). Это сальто редко используется из-за неудобного исполнения. Нужно, находясь на последней ступеньке начать падение назад и в определенный момент сделать мах руками назад и, оттолкнувшись от лестницы, сделать группированное сальто. Сложность в том, что во время маха руками лестница уже начинает двигаться от исполнителя и, во время толчка ногами, может вообще не предоставить опоры. Разница по времени после отпускания рук и толчка ногами минимальна, но этого хватит, чтобы лестница улетела из-под ног. Кроме того есть риск зацепиться носками ног за верхнюю перекладину если прыгаешь с последней ступеньки. Все это причины непопулярности данного прыжка, но иногда его делают.

Следующие трюки — это подъем с балансом на лбу. Очень трудные, но от этого они только привлекательней. Начать можно с любого предварительно освоенного баланса. Обычно это простая палка или трубка. Берем лестницу, держим ее одной рукой. Второй рукой, ставим на лоб баланс и пытаемся вначале просто устоять около лестницы. Обычно тянет назад. Но нужно это перебороть и постоять подольше внизу не спеша подниматься на лестницу. Тут нужно чувство свободы. Хорошо для этого подняться с балансом на тугую лестницу, которую держит помощник или на шведскую стенку. Тогда вам будет легче ориентироваться на вольностоящей лестнице. Освоив это упражнение, пытаемся встать на первую ступеньку  с балансом на лбу.  Обычные ошибки при этом — это прогиб назад или наклон вперед. Чтобы избегать этого, нужно вначале поставить лестницу нижней ступенькой вплотную к ноге. Тогда при первом шаге тело будет двигаться точно вверх, и, следовательно, баланс тоже. На верхних ступеньках нужно следить, чтобы лестница была, почти прижата к ногам тогда будет легче переступить перекладину. Баланс ловится исключительно ногами, руки только держат лестницу, на расстоянии одной или двух ладоней от корпуса. Это касается общего баланса на лестнице, при этом нужно еще удержать на лбу баланс который удерживается при помощи шеи. Забегая вперед, отметим, что и подниматься с партнером на голове нужно соблюдая эти рекомендации. Если планируете занести перш на лестницу, тогда шею лучше держать неподвижно, а подбирать баланс корпусом. Артист Бондаренко А. заносил наверх мяч, который он бил головой. Этот трюк я видел только у него. Заносят и облегченные балансы, типа пера, цветка  или шарика.

old.toposural.ru

Групповые трюки

Групповые трюки

Групповая работа в последнее время встречается только за рубежом это чехи  и конечно, китайцы. Это связано с семейной работой, или как у китайцев, заведено делать массовые номера. Я в данном разделе опишу только трюки, а как их осваивать, решать вам. Дело в том, что если вы освоили хотя бы половину того, что описано, то вопросов вообще не возникнет. Основной трюк всех групп это колонна на лестнице. Строится она тремя основными путями. Подъем колонны, сидя на плечах с последующим построением ее наверху. Второй способ сразу нести колонну построенную. Третий способ, вначале заносят одного партнера, а третий партнер поднимается спереди. Есть еще разные варианты, как например, занести колонну на закрепленной лестнице, а потом фиксировать ее на вольностоящей.

Рассмотрим подъем  колонны на лапы. Есть два варианта: первый как у китайцев. Нужно подняться нижнему партнеру на лапы. А верхние будут подниматься по одному спереди. Это очень сложно. Второй вариант — это используя приспособление типа палочек, которые вставляются в лапы подниматься снизу сразу с колонной. Что тоже нелегко.

Я уже упоминал группу Wolf, у них в последнее время 4 исполнителя. На всех исполняется трюк на двух лестницах. Стоя лицом друг к другу, на лестницах, партнеры держат в руках приспособление типа параллельных брусьев, на которое подвешиваются партнерши. Одна в зубнике и держит в ногах горизонтально вторую партнершу, и вместе закручиваются.

Следующая группа Vassalo в 70х годах у них было 6 человек. Исполнялись все трюки без лонжи. Трюки были в основном парные, например: нижний ставил на плечи приспособление с опорой на плечи и на голову, и на нем верхний в рогатках исполнял стойку. На финал исполнялся трюк — колонна на вольностоящей лестнице. Колонна заносилась, сидя на плечах, наверху собиралась, и спускалась так же сидя. Нужно учесть, что была площадка — невысокий пьедестал и без лонжи.

Теперь опишем достижения китайцев. В 1993 году на фестивале в Вероне они показали трюк из трех человек. Строиться он начинался, когда нижний уже держал на лестнице среднего в копфштейне. Верхний партнер поднимался спереди и исполнял копфштейн на ногах среднего, стоящего в копфштейне. Руки отпускались, и все фиксировалось чисто. Вторым групповым трюком заносилась колонна, стоя на плечах, верхний партнер в копфштейне. При этом средний крутил в руках кольца, а верхний партнер крутил их и в руках и ногах. Затем с дополнительных лестниц подавались две партнерши, которые брались одной рукой за руки среднего, нижний упирался им в бок, и исполнялась пирамида «большой орел» с копфштейном наверху. Про кольца уже не говорю, верхний партнер продолжал их крутить, а кольца среднего крутили девушки.

В этом же году показан другой группой  трюк. Собиралась колонна из нижнего партнера и двух девушек, верхняя держала на переносице какой-то набор из ваз. Нижний партнер с колонной поднимался на специальную лестницу без верхней перекладины. С этой колонной подходил к пьедесталу, вернее к лестнице на пьедестал. Затем подходил вплотную к ступеньке и, как только задевал ее, делал прыжок на следующую ступеньку, и так, сделав 5 прыжков, он поднимался с колонной на пьедестал и все это на лестнице. Вставлялась верхняя перекладина лестницы. Затем подавались верхней партнерше палочки, средней — ленты, нижнему партнеру — 3 булавы, и все это закручивалось. Нижний партнер кидал булавы, верхние крутили свои предметы.

В 2003 году группа из 5 человек показывала чудеса эквилибристики. Первый же трюк просто поражал. Один партнер поднимался на лапы, второй вставал вниз для основного баланса. Третий партнер поднимался спереди и, как только брался за руки стоящего на лапах, тот его вырывал наверх, в стойку на прямых руках. Затем верхний партнер вставал на плечи, делал заднее сальто на лапы, средний спрыгивал в этот момент вниз (выпрыжка). После этого верхний партнер делал на лапах заднее сальто и в темп на сход еще одно стрекассированное заднее.

Вторым трюком они исполнили «стойка в стойку» на лестнице, на лапах, верхний партнер в стойке на шее нижнего партнера. Затем нижний встал ногами на лапы, верхний партнер переместился ему на плечи. Было подано приспособление с опорой на голову и руки, на котором были две маленькие площадки. На этих площадках верхний партнер установил две дощечки, на которых исполнил стойку на руках с последующим прыжком с дощечек на площадку. Следующим трюком, уже не на лапах, на плечах устанавливалась площадка, на которую поднимался партнер и устанавливал на ней две небольшие лестницы. На эту площадку с решетки забрасывался третий партнер, который вставал среднему в копфштейн, и тот поднимался на три ступеньки. На финал исполнялась чистая колонна из трех на лапах, верхние партнеры поднимались спереди по одному. Верхний партнер фиксировал стойку на одной руке. Это, пожалуй, сильнейшая группа на сегодняшний день.

В 2005 году был продемонстрирован парный трюк копфштейн, девушка при этом крутила одной ногой зонтик и руками что-то вроде тарелочек. Из последних фотографий, что появились в интернете есть потрясающий трюк с хитрым першом. Можно сказать, что это затылочный перш, что-то подобное на манеже делал Игорь Берестов. Но это на манеже, а на лестнице ещё, наверное, никто не делал.

Напоследок приведу примеры смешения жанров с вольностоящей лестницей. В основном это конечно жонглирование. Это и солисты, такие как Зигмунд Черняускас , Григорий Попович и много других использующих лестницу  для демонстрации жонглирования. А так же групповые жонглеры, такие как Бондаренко, Гамаюновы. Гамаюновы включили в свой номер совместно с лестницами и моноцикл. Есть еще использование вольностоящей лестницы с хула-хупами, это Когут, Гомоненко-Шилова. Есть интересные способы использования вольностоящей лестницы как, например у Omar Antonio. Он стоит боком к лестнице и на ней отбивает ритм музыки, жонглирует, крутит тарелочку в зубах на специальном приспособлении, на котором у нас крутят тарелочки на свободной проволоке. Артист Derek Coda наращивает свои лапы еще на 3 вставки, и на этом возвышении кидает три горящих факела. Светлана и Юрий Балаган в номер хула-хупп вставили вариант фигурной вольностоящей лестницы сделанной в виде кольца, но с лапами. Крутят на них хула-хупп и вдвоем на двух кольцах держат один баланс (две трубки соединенные вверху, на месте соединения крутятся кольца). На видео mail.ru, есть видео оригинального трюка, где девушка проходит с одного пьедестала на другой по маленьким «островкам» сделанным на тростях.

 

Возможно смешения и с другими жанрами, например с диаболо, с лассо, но будет ли это смешение интересным, не знаю.

old.toposural.ru

Подъем на лестницу

Подъем на лестницу

Осваивать вольностоящую лестницу лучше всего у стенки. Этого требует  безопасность ученика и окружающих. Удобнее начинать обучение со второй ступеньки, так легче раскачивать лестницу. Но в дальнейшем все равно придётся уделить время для освоения первой ступеньки.

Встаём  лицом к стене, располагаем  руки немного выше лица с таким расчетом, чтобы встав на нужную ступеньку, руки оказались на уровне груди. Ставим носок правой или левой ноги на первую или вторую ступеньку на край, ближе к стойке. Вторую ногу нужно будет поставить вплотную к другой стойке и сразу же надо раскачивать лестницу  вправо-влево и обратно, переступая при этом, вперед или назад, стараясь сохранить равновесие. Расстояние от лестницы до груди примерно ширина ладони.

Принцип сохранения баланса; куда падаешь — туда идешь, такой же, как на ходулях, только ноги здесь связаны лестницей, и это создает значительные сложности. При начале падения вперед нужно сделать шаг или два вперед, при этом нельзя выпрямлять руки. Это самая распространённая ошибка начинающих, они начинают быстро шагать и отпускают от себя лестницу. В начале обучения приходится часто опираться на стену при падении вперед, это нормально и безопасно, отталкиваемся от неё и продолжаем искать баланс. На освоение первой, для себя, ступеньки уходит довольно много времени и это тот рубеж, на котором останавливается большинство начинающих. Нужно следить за тем, что бы руки, не брали на себя всю работу по поиску баланса, наоборот нужно достичь того, чтобы только ноги, переступая, ловили баланс. Конечно, это достигается не сразу, а в основном, уже поднявшись на последнюю ступеньку. Однако следить за этим нужно сразу, потом будет легче отпустить руки.

Можно при освоении первых ступенек пытаться ходить вперед и назад, при этом нужно обеспечить безопасность окружающим и помнить всегда: лестница аппарат непредсказуемый и падает даже у мастеров этого жанра. Для заинтересованности учеников можно устраивать соревнование кто дальше пройдет. При освоении этого трюка нужно помнить, что при падении вперед необходимо выставлять вперед ногу сбоку, правую или левую это не существенно, но только не между ступеньками лестницы, — это чревато травмой.

Когда ученик сможет стоять на нижней ступеньке, можно переходить к освоению следующей. Для этого выбирают момент, когда лестница стоит относительно устойчиво, и делают быстрый шаг на одну ступеньку вверх, не прекращая покачивать лестницу. Это не сложно! Только преодолеть страх высоты! Ученик обычно при этом отпускает от себя лестницу и наклоняется, или наоборот прогибается и прижимает к себе лестницу. Это ошибочно! На лестнице стоять нужно всегда ровно, без наклонов вперед и назад.

Чем выше поднимается ученик, тем легче сохранять баланс. Однако страх падения мешает очень сильно, поэтому времени на освоение практически каждой ступеньки, кроме первой, затрачивается одинаково.

Начиная с 4 ступеньки, способ падения меняется. Теперь спрыгивать вперед придется через одну из сторон. Время на падение увеличивается, и можно спокойно, при потере баланса, спрыгнуть через сторону вперед, не отпуская при этом лестницу из рук. При падении назад ученик просто спрыгивает с лестницы. Таким же образом осваиваются и остальные ступеньки. Обратите внимание, что при освоении последних двух ступенек руки уже располагаются ниже уровня груди. Баланс при этом ловится только ногами, а руками нужно лишь удерживать лестницу около колен.

Освоив подъём на 4 - 5 ступеньку лестницы спереди приступают к обучению подъему спиной к лестнице. Исходное положение спиной к лестнице, находящейся около стены. Руки при этом вначале немного согнуты и держат лестницу с таким расчетом, чтобы встав на первую ступеньку, — выпрямиться. Подъем на лестницу спиной сложнее, чем лицом к лестнице.

Тут нужно, раскачивая лестницу, не наклоняться вперед и не тащить её за собой, и не отпускать её от себя назад. Нужно держать расстояние от лестницы до корпуса, как и при подъёме спереди, примерно в ширину ладони. Руки только удерживают лестницу около тела, а ноги ищут баланс. При падении назад необходимо выставить ногу сбоку лестницы назад, удерживая лестницу и практически держась за неё.

Подъем на следующую ступеньку возможен только после освоения первой и так далее. Стена при этом очень помогает, так как не надо каждый раз начинать с подъёма на ступеньку, а оттолкнувшись от стены, можно продолжать стоять на лестнице.

С подъемом выше 2-3 ступеньки падение назад усложняется, так как надо при начале падения повернуться  и спрыгнуть в сторону падения. И чем выше подъем, тем спокойнее надо поворачиваться, не суетиться. Нужно видеть место приземления и стараться прыгать на две ноги. Прыгать на одну ногу очень опасно, возможны травмы колена и стопы.

Конечно, можно продолжать стоять спиной к стене, и не обучаться падению, но это хорошо на начальном этапе. В дальнейшем необходимо на открытой площадке  научиться падать, это основа безопасного овладения сложных трюков. В этом жанре освоение каждой ступеньки, каждого поворота начинается с падения. Сложность этого жанра в бесконечных, по началу, падениях. Хорошо если ученик обладает акробатической подготовкой, это даст ему возможность применить акробатические навыки на лестнице и расширит его трюковой репертуар.

Освоив подъем на лестницу спиной, хотя бы до половины, и при этом, научившись подниматься доверху лицом к лестнице, — учатся переступать верхнюю перекладину. Переступание делается любой ногой, которой будет удобно стоять впереди. Большинство переступают правой ногой. Это основная позиция. Ноги держат верхнюю перекладину лестницы точно под корпусом. Тело прямое. Руки поначалу держат лестницу, помогают ногам и задача при этом полностью передать баланс ногам. Только ноги должны работать, а руки освобождаются для исполнения различных трюков.

Падение при таком расположении ног заключается в быстром переступании ноги в сторону падения. Например: при падении вперед руки берутся за лестницу, нога, стоящая сзади, переносится вперед, ученик садится на верхнюю перекладину и в таком положении безопасно спускается на пол. Главное не суетиться, высота позволяет сделать это спокойно. Бывают случаи, когда ученик не успеет перенести ногу через перекладину. В таком случае руки берут лестницу, а задняя нога переносится в сторону, и в таком положении вместе с лестницей падаем в низ, стараясь встать на две ноги.

При падении назад руки берут лестницу, нога переносится назад и прыгаем с самого верха вниз, что очень неприятно. Удар при этом зависит от высоты лестницы и от высоты пьедестала. Пробовать съехать вместе с лестницей не стоит. Так как трудно координировать приземление, надежней спрыгнуть, есть время подумать.

Самые сложные падения, когда лестница сходит с пьедестала. Начинается вращение. Очень сложно приземлиться на две ноги, так как к полу (манежу) лестница подлетает уже на ребро или на спину относительно исполнителя, а исполнитель при этом должен постараться встать, все-таки на две ноги или перейти на кульбит (кувырок). Но до этого еще далеко, поэтому нужно учиться, очень уверенно стоять на верхней ступеньке.

Вы заметили, что я много внимания уделяю падению с лестницы, это основа безопасности и прежде чем научиться стоять на лестнице нужно научиться падать с неё. Только после этого появится уверенность и желание осваивать новые трюки. Среднее время на освоение подъема на лестницу около месяца.

old.toposural.ru


Смотрите также