ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ ОПТИЧЕСКОГО ТЕЛЕГРАФА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Телеграфная лестница в эрмитаже


ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ ОПТИЧЕСКОГО ТЕЛЕГРАФА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Симметрию и строгость западного фасада Зимнего дворца нарушает небольшая шестигранная башенка, увенчанная золочёным шаром. Благодаря богатому декору, соответствующему общему архитектурному стилю всего здания, она не очень приметна. До 1917 года на золочёном башенном шаре восседал двуглавый орёл — символ Российской империи. Башня возведена по проекту архитектора Л. И. Шарлеманя в 1835 году и предназначалась для размещения в ней оптического (семафорного) телеграфа. До неё почти на этом же месте, но только на самом углу дворца, выходящем на Неву, находился деревянный «телеграфический домик» с двускатной крышей, в котором работал первый оптический телеграф 1833 года. От этого «домика» тянулась телеграфная линия, соединявшая Санкт-Петербург с Кронштадтом.

Оптический телеграф — самое быстрое средство связи даже в конце XIX века, изобретён в 1794 году во Франции Клодом Шаппом (см. «Наука и жизнь» № 1, 1995 г.). Это была цепочка башен-станций, находящихся в прямой видимости на расстоянии 8—12 км одна от другой. На каждой башне на шесте устанавливали три «семафорные штанги», шарнирно скреплённые между собой. Меняя положение «штанг» относительно друг друга составляли различные фигуры. В сочетаниях этих фигур, передаваемых от станции к станции, были зашифрованы послания.

Оптический телеграф быстро завоевал популярность. В первой четверти XIX века линии семафорного телеграфа имелись во многих европейских странах, а также в Америке, Алжире, Египте и в Индии. Очень яркое описание оптического телеграфа оставил нам А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо»: «Мне иногда приходилось, в ясный солнечный день, видеть на краю дороги, на пригорке, эти вздымающиеся кверху чёрные суставчатые руки, похожие на лапы огромного жука, и, уверяю вас, я всегда глядел на них с волнением. Я думал о том, что эти странные знаки, так чётко рассекающие воздух и передающие за триста лье неведомую волю человека, сидящего за столом, другому человеку, сидящему в конце линии за другим столом, вырисовываются на серых тучах или голубом небе только силою желания этого всемогущего властелина; и я думал о духах, сильфах, гномах — словом, о тайных силах, — и смеялся. Но у меня никогда не являлось желания поближе рассмотреть этих огромных насекомых с белым брюшком и тощими чёрными лапами, потому что я боялся найти под их каменными крыльями маленькое человеческое существо, очень важное, очень педантичное, напичканное науками, каббалистикой или колдовством. Но в одно прекрасное утро я узнал, что всяким телеграфом управляет несчастный служака, получающий в год тысячу двести франков и созерцающий целый день не небо, как астроном, не воду, как рыболов, не пейзаж, как праздный гуляка, а такое же насекомое с белым брюшком и чёрными лапами, своего корреспондента, находящегося за четыре или пять лье от него».

Своими военными успехами Наполеон во многом обязан оптическому телеграфу, благодаря которому приказы быстро доходили до войск. Несколько передвижных станций телеграфа было построено и перед вторжением наполеоновских войск в Россию.

В России независимо от К. Шаппа свой оптический телеграф — «дальноизвещающую машину» изобрёл в 1794 году И. П. Кулибин, но, видно, для внедрения его изобретения время ещё не пришло. Телеграф Кулибина сдали в Кунсткамеру, после чего о нём забыли. Только в 1824 году построена первая линия оптического телеграфа между Санкт-Петербургом и Шлиссельбургом системы генерал-майора Козена. Линия служила для передачи сообщений о движении судов по Ладожскому озеру.

В царствование Николая I был создан особый Комитет при Военном Министерстве для рассмотрения предлагаемых к использованию в России оптических телеграфов. С 1827 по 1833 год комитет рассмотрел множество проектов русских и иностранных изобретателей: капитан-лейтенанта Чистякова, купца Щегорина, генерала Карбоньера, Ферье, Леру, Тонеля, Шато, Ганона и других. Для постройки в России выбрали оптический телеграф, разработанный бывшим сотрудником К. Шаппа инженером Жаком Шато. В России его называли Петром Конструкция его телеграфа намного проще, чем у Шаппа: для визуальной передачи использовалась всего одна «семафорная штанга», напоминавшая Т-образную стрелку, на трёх концах которой в тёмное время суток зажигались фонари. «Стрелка» могла вращаться и принимать восемь различных фиксированных положений. В их сочетаниях закодированы отдельные буквы, цифры и целые фразы. Шато разработал не только конструкцию самого телеграфа, но и словарь кодов для составления посланий, Устав телеграфическим сигналистам, Положение о Кронштадтской телеграфической линии. Широко известны несколько акварелей 30—50-х годов XIX века, изображающих Зимний дворец, где хорошо видны «стрелки» семафорного телеграфа на двух гранях Телеграфной башни. Расположенные в центрах белых кругов, они имеют сходство с циферблатом башенных часов.

В 1833 году Ж. Шато построил линию оптического телеграфа Зимний дворец — Стрельна — Ораниенбаум — Кронштадт. Она очень хорошо себя зарекомендовала, что послужило поводом для строительства телеграфных линий системы Шато по другим направлениям.

В 1835 году построена линия Зимний дворец — Царское село — Гатчина.

2 марта 1835 года был «высочайше утверждён» проект «Телеграфического обсервационного домика, предполагаемого к устройству вновь на Зимнем дворце, с покоями для директора телеграфической линии, его помощников и сигналистов», разработанный Шарлеманем. Вслед за этим на крыше Зимнего дворца, над его западным фасадом, построили из брёвен Телеграфную башню, куда и переместили оборудование оптического телеграфа. Но в пожаре 1837 года она погибла вместе со всем дворцом.

Сохранившаяся до наших дней Телеграфная башня сооружена при восстановлении Зимнего дворца в 1838—1839 годах. «Покои» для обслуживающего персонала устроили в чердачном помещении рядом с башней. Было налажено круглосуточное дежурство четырёх телеграфистов, заступавших на вахту в порядке строгой очерёдности. Такой же порядок существовал на каждой башне-станции на всех линиях.

Самая длинная в мире линия оптического телеграфа Зимний дворец — Варшава строилась в 1835—1838 годах и была открыта 20 декабря 1839 года. Ближайшая от Зимнего дворца станция находилась на месте современной станции метро «Технологический институт». Протяжённость линии составляла 1200 км, ее обслуживали 1904 человека. 149 башен, построенных по «высочайше утверждённому» образцу, имели высоту 21,5 м, над ними возвышался трёхметровый железный шест со «стрелкой». Сообщение из Зимнего дворца доходило до Варшавы в среднем за 20 минут. Для подготовки телеграфистов, обслуживающих линии оптического телеграфа, в 1840 году открыли «постоянную сигнальную школу».

В библиотеке Центрального музея связи им. А. С. Попова (Телеграфный музей, 1872 год) находятся Устав телеграфическим сигналистам, сочинение Петра Шато, изобретателя русского телеграфа 1835 года, и Краткий словарь для Кронштадтской телеграфической линии 1837 года, по которым можно составить полную картину о том, как создавались и проходили по телеграфной линии депеши. На промежуточных башнях-станциях в специальном журнале «сигналист» записывал все принимаемые и передаваемые дальше сигналы с указанием времени передачи и своей фамилии. При этом фиксировались только многочисленные положения семафорной штанги в виде последовательности рисунков. Телеграфист при передаче просто повторял положения штанги на своей башне, копируя положения штанги передающей башни, которую он наблюдал в подзорную трубу. Содержания послания он не знал.

В экспозиции Центрального музея связи им. А. С. Попова находится «модель оптического телеграфа Петра Шато в 1/10 натуральной величины», которая даёт полное представление о техническом устройстве телеграфа. Как значится в описях, этот экспонат передан в Телеграфный музей начальником дворцового телеграфа Щелковым в 1879 году. Модель выполнена очень тщательно с мельчайшими деталями; изготовлены даже фонари на концах семафорной штанги и ручки-фиксаторы маховика. Сохранена подвижность всех узлов, как у оригинального механизма телеграфа. Возможно, эта модель использовалась в службе оптического телеграфа Зимнего дворца в качестве наглядного пособия, применявшегося при обучении персонала и разборе ошибок передачи сообщений.

В 1854 году на смену оптическому телеграфу пришёл электрический.

О прежней жизни Телеграфной башни Зимнего дворца сейчас напоминает только чердачная лестница, отгороженная старинной кованой решёткой. Раньше она вела в «покои для директора телеграфической линии, его помощников и сигналистов», находившиеся на чердаке. Лестница заканчивается тупиком, а «покои» и саму башню занимает Отдел Востока. Здесь у стен, с наружной стороны которых некогда были укреплены белые круги с семафорными штангами, сейчас стоят металлические шкафы с предметами хранения. От оборудования оптического телеграфа ничего не сохранилось.

«Телеграфический обсервационный домик» хорошо виден от начала Невского проспекта и с Дворцового моста. Из сквера у западного фасада Зимнего дворца он воспринимается как архитектурная доминанта этой части города наряду с башней Кунсткамеры, Ростральными колоннами и колокольней Собора Петропавловской крепости. Интересно, что Телеграфная башня Зимнего дворца находится почти на одной линии с Ростральными колоннами, бывшими маяками. А сигнализация светом (факелами, кострами, отражённым светом солнца) также относится к старейшим способам передачи информации. В 1957 году к Ростральным колоннам подвели газ. И теперь во время праздников в металлических чашах на верху колонн зажигают огонь. Таким образом, эти архитектурные памятники, построенные в 1810 году, продолжают жить новой жизнью современного Санкт-Петербурга.

В настоящее время в Эрмитаже серьёзно обсуждается идея воссоздания оптического телеграфа Зимнего дворца. Если эти планы осуществятся, то тогда на двух гранях башни, пустующих ныне, закрутятся «стрелки», как было в 30-х годах XIX века. Сотрудники Эрмитажа смогут передавать информацию о выставках, находках археологов, работах реставраторов, о визитах в Эрмитаж знаменитых людей, поздравления с праздниками жителям города. Воссозданный оптический телеграф станет ещё одной зримой ниточкой, протянувшейся от Эрмитажа. Вместе с тем это будет наглядный рассказ об ушедшем средстве связи. Камера, установленная, например, на Меншиковском дворце (филиал Эрмитажа), в режиме on line в Интернете на эрмитажном сайте может вести передачу изображения западного фасада Зимнего дворца с возрождённым оптическим телеграфом. А размещённые на сайте сохранившиеся страницы шифровальных книг с кодами будут помогать всем желающим читать «депеши».

Не исключена возможность передачи smsок личного характера с мобильных телефонов через возрождённый телеграф и web-камеру в Интернет.

Совмещение в одном проекте средств связи, принадлежащих разным историческим эпохам, — прекрасная иллюстрация преемственности и поступательного развития культуры.

www.nkj.ru

'ЭРМИТАЖ' 'ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ' 'ЗАДЫМЛЕНИЕ' 'ТЕЛЕГРАФНАЯ ЛЕСТНИЦА' 'КОТ' . 08.09.2017

Новые сюжеты

Основные сюжеты

Инфопортрет

  • ЭРМИТАЖ
  • ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
  • ЗАДЫМЛЕНИЕ
  • ТЕЛЕГРАФНАЯ ЛЕСТНИЦА
  • КОТ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
  • ПОЖАРНЫЕ РАСЧЕТЫ
  • ЭРМИТАЖНЫХ
  • ЭРМИТАЖНЫЕ
  • ДЫМОВАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ
  • ПОДВАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
  • ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
  • ВСЕ ЖИВОТНЫЕ
  • МУЗЕЙНЫЕ КОТЫ
  • ТЕЛЕГРАФНЫЙ
  • ДВОРЦОВАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
  • КАРТИННЫЕ ГАЛЕРЕИ
  • ВЕТЕРИНАРНАЯ КЛИНИКА
  • УГАРНЫЙ ГАЗ
  • ПОДВАЛЬНЫЙ
  • ГЛАВНЫЙ МУЗЕЙ
  • ВЕЛИКАЯ ОСНОВАТЕЛЬНИЦА
  • ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
  • ЗАПАСНЫЙ ДОМ
  • ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ
  • ОБЫЧНЫЙ РЕЖИМ
  • ИХ ОБШИВКА
  • ДВОРЦОВЫЙ
  • КОШКА
  • ВЕТОШЬ

Архив

Смотреть за сегодня
2012
2011
2010
2009
2008
Четыре эрмитажных кота спасли из пожара Экспресс газета 22:31

Как заявила ветеринар эрмитажных котов Анна Кондратьева, сейчас жизни животных ничего не угрожает.       Как сообщает ФАН, Дуся, Кнопа, Лиана и котенок, которому еще не успели дать имя, сейчас находятся в клинике для животных "Элвет". В самом тяжелом состоянии находится Дуся, ее поместили в кислородный бокс. Здоровью других кошек ничего не угрожает. Всего в Эрмитаже живут около 50 котов.       Возгорание произошло в пятницу, 8 сентября, около полудня.

Корреспондент НТВ навестил в ветклинике пострадавших во время пожара эрмитажных котов НТВ 22:17

Эрмитажа, где произошел пожар. Огонь в музейных помещениях быстро потушили. Но следом пошли сообщения о гибели музейных котов.       Пожар в подвале Эрмитажа был небольшой, горела ветошь на трех квадратных метрах. На место ЧП приехали более сотни пожарных, 40 машин. Адекватная реакция пусть на небольшое возгорание во дворце с его сокровищами. Людей, работающих в музее, на время эвакуировали.       Огонь достаточно быстро потушили прибывшие пожарные, а вот дыма было много. Именно от него и пострадали хвостатые хранители музея. Эти животные - живая легенда Зимнего дворца. Их предшественники появились здесь еще во времена Петра I и Елизаветы Петровны.

20 пожарных расчетов и реанимобиль: как спасали эрмитажных котов Вести.Ru 21:16

Кошки жили тут всегда, и всегда на особом положении. Их подкармливали, и мыши исчезали из Зимнего дворца. Эрмитажные коты - особый бренд Петербурга, у них даже есть свой пресс-секретарь. Тех, кто веками спасал Зимний от грызунов, пытались сегодня найти и откачать.       Трехцветную красавицу несут к автомобилю реанимации. Спасли. Теперь кошка на реабилитации, приходит в себя. Вместе с ней еще три кота. Отравление угарным газом было таким сильным, что пожарные сочли их мертвыми. Но животных удалось откачать.       Причины возгорания выясняются. Люди и произведения искусства не пострадали. Подвалы проветриваются. Впрочем, как и залы - огромные эрмитажные окна нараспашку.

Спасти рядового Мяу: эрмитажных котов откачали после пожара Woman`s Day 21:11

Петербуржцы переживали за судьбу дворцовых котов.       Правда, экспонатам музея и правда ничего и не угрожало. Пожар случился в подвале Зимнего дворца - горела обшивка в подсобке площадью 7 квадратных метров. О задымлении в пожарную службу сообщили в 11.57, а спустя час огонь в подвале потушили.       Музей все это время продолжал работать в обычном режиме. И пока народ гулял по залам Зимнего, в подвалах пожарные спасали легендарных обитателей дворца - эрмитажных котов, которые давно стали брендом Петербурга.

Несколько эрмитажных котов погибли при пожаре в подвале музея Аргументы и Факты в регионах 19:15

Петербурге погибло несколько эрмитажных котов, сообщает Интерфакс. Пожар в подвале музея произошел днем 8 сентября.       Очевидцы: в Эрмитаже произошел пожар На момент возгорания в техническом помещении Эрмитажа находились коты, которые считаются официальными сотрудниками музея. Пожарным удалось спасти не всех животных. По словам очевидцев, речь идет о гибели четырех котов.       Напомним, около 12.00 в пятницу прохожие заметили задымление на уровне подвала и первого этажа в одном из корпусов Эрмитажа. Позже стало известно, что в музее произошел пожар. Причины возгорания устанавливаются.       Люди при пожаре не пострадали.       Коты живут в подвале музея уже несколько столетий.

В Эрмитаже произошло возгорание: четыре кота в больнице Корреспондент.net 18:16

Сегодня в государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге произошло задымление в одном из помещений Зимнего дворца. На месте работали 18 пожарных расчетов, сообщает Интерфакс.       В результате инцидента потерпевших среди работников музея и посетителей нет, но пострадали четыре кота, которые числятся музейными мышеловами.       В Эрмитаже опровергли информацию, что животные погибли.       "По уточненным данным, кошки, находившиеся в подвале Эрмитажа в момент возгорания, получили дымовую интоксикацию. Четыре кошки госпитализированы", - сообщила пресс-служба Эрмитажа в Twitter.

Эрмитажные коты пострадали при пожаре в Зимнем дворце Российская газета 17:47

Как сообщает ТАСС со ссылкой на ветврача котов Анну Кондратьеву, усатые обитатели Эрмитажа пострадали от дымовой интоксикации, и теперь их отправляют в лечебницу. Экстренная помощь потребовалась только одному коту - его пришлось откачивать с помощью специального аппарата. Впрочем, сейчас его жизни ничто не угрожает.       Отметим, что эрмитажные коты давно стали узнаваемым брендом одного из крупнейших музеев мира. С момента постройки Зимнего дворца они охраняли главную императорскую резиденцию от крыс и мышей, а сейчас сами превратились в живую достопримечательность.

Эрмитажные коты при задымлении в музее выжили и находятся в ветклинике РИА Новости 17:42

Как уточняет Эрмитаж, "кошки, находившиеся в подвале Эрмитажа в момент возгорания, получили дымовую интоксикацию, четыре кошки госпитализированы".       По данным ГУМЧС по Санкт-Петербургу, в пятницу в подвале в подсобном помещении Зимнего Дворца произошло горение на площади 7 "квадратов", в 12.51 пожар ликвидирован.       Эрмитажные коты ведут свою историю с начала ХVIII века, когда Петр I поселил в Зимнем дворце привезенного из Голландии кота. Позднее императрица Елизавета Петровна издала "Указ о высылке ко двору котов". Екатерина Великая - основательница Эрмитажа - придала кошкам статус охранников картинных галерей.

Эрмитаж сообщил о спасении котов РосБизнесКонсалтинг 17:41

Фото: Канал "Эрмитажные коты" в Instagram       Государственный Эрмитаж опроверг информацию о гибели котов во время пожара в подвале. "По уточненным данным, кошки, находившиеся в подвале Эрмитажа в момент возгорания, получили дымовую интоксикацию. Четыре кошки госпитализированы, находятся в стабильном состоянии", - сообщается на сайте музея.       Ранее начальник Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу Алексей Аникин рассказал журналистам, что несколько эрмитажных котов пострадали во время пожара. На уточняющий вопрос, что значит "пострадали", Аникин сообщил, что животные задохнулись. Одну кошку удалось спасти на месте "с помощью воздушного аппарата", сказал начальник ГУ МЧС.       Пожар в здании Эрмитажа вспыхнул около 12:00 мск.

В Эрмитаже опровергли информацию о гибели кошек Лента.ру 17:37

Перейти в "Мою Ленту"       Фото: Игорь Руссак / РИА Новости       Четыре кошки, находившиеся в подвале Государственного Эрмитажа во время возгорания, госпитализированы. Об этом сообщается в Twitter музея в пятницу, 8 сентября.       - Эрмитаж / Hermitage (@state_hermitage) 08 сентября 2017, 12:47       Отмечается, что питомцы получили дымовую интоксикацию. В Эрмитаже подчеркнули, что кошки находятся в стабильном состоянии. Пресс-служба музея также опубликовала фотографии спасенных животных.       - Эрмитаж / Hermitage (@state_hermitage) 08 сентября 2017, 12:57       Ранее в пятницу сообщалось, что четыре кота, числящихся в Эрмитаже мышеловами, задохнулись в результате задымления в подвале Зимнего дворца. К учреждению направили 15 пожарных расчетов.

Четырех эрмитажных котов отправили на лечение в ветклинику после пожара в музее ТАСС 17:14

/ТАСС/. Четыре эрмитажных кота, оказавшиеся в задымленном помещении в подвале Зимнего дворца, спасены, в настоящий момент их лечат в одной из ветеринарных клиник Санкт-Петербурга, сообщила ТАСС ветврач котов Государственного Эрмитажа Анна Кондратьева.       "Задымление было очень сильным, и четыре кота, находившиеся в тот момент в техническом помещении, где оно случилось, получили сильное отравление угарным газом, - пояснила Кондратьева. - Сейчас все они в ветеринарной клинике, проходят кислородную терапию, жить будут".

В Эрмитаже несколько котов погибли из-за задымления Аргументы и Факты 17:09

Несколько эрмитажных котов погибли из-за задымления в районе Телеграфной лестницы петербургского музея, сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя Эрмитажа.       "В техническом помещении в подвале находилось несколько кошек. К сожалению, не всех животных удалось спасти", - сказал собеседник агентства. Точное число погибших котов он не назвал.       Ранее сегодня стало известно, что в музее произошло задымление и возгорание, которое вскоре удалось ликвидировать. 20 человек были эвакуированы. Площадь задымления составила семь квадратных метров. Причины происшествия уточняют специалисты.       История эрмитажных котов началась в XVIII веке, когда Петр I поселил в Зимнем дворце кота, привезенного из Голландии.

"Не всех котов удалось спасти..." - Пиотровский о трагических потерях Эрмитажа Пятый канал 17:05

По словам директора Государственного Эрмитажа, задымление к этой минуте полностью ликвидировано.       Фото, видео: Пятый канал       "Неприятная ситуация, но полностью под контролем. Сейчас выясняются причины", - сказал директор Эрмитажа журналистам Пятого канала.       Михаил Пиотровский отметил, что возможной причиной пожара в подвале стало возгорание электропроводки.       Он упомянул также о том, что не всех эрмитажных котов удалось спасти. Не исключено, что жертвой пожара стал знаменитый кот-провидец Ахилл.       По словам директора Эрмитажа, сейчас музей продолжает работать в привычном режиме.       "Эрмитаж работает всегда, и даже в чрезвычайных ситуациях", - резюмировал Пиотровский.

Четыре эрмитажных кота задохнулись во время пожара в музее Новости@MAIL.RU 15:16

Личным составом на месте, куда по третьему номеру (в данном случае, автоматически присвоенному) прибыли 36 пожарных расчетом и 127 сотрудников, руководил лично глава ГУ МЧС Северной столицы Алексей Аникин.       По данным нашего издания, в помещении не было ничего, кроме труб, и горела в основном их обшивка. Из-за расположения и формы подсобки была проблема с доступом к очагу возгорания.       В подвалах Эрмитажа чаще можно увидеть местных котов, чем людей. Животным больше всего и досталось от дыма. По уточненным данным, четырех котов спасти не удалось, а вот пятого пожарные откачали.

Очевидцы: При задымлении в Зимнем дворце погибли эрмитажные коты Росбалт 14:42

Фото предоставлено Республикой кошек       В Зимнем дворце около полудня на уровне подвала и первого этажа произошло задымление. Как сообщают очевидцы, задохнулись три эрмитажных кота.       На место прибыли 15 пожарных расчетов. Однако угрозы распространения огня не было.       Причины случившегося выясняются.       Самые интересные статьи "Росбалта" читайте на нашем канале в Telegram

webground.su

При пожаре в Зимнем дворце погибло минимум пять эрмитажных котов

Страшный пожар произошел в Петербурге. Не столько по масштабам, сколько по значению для горожан: вспыхнул Эрмитаж. Туристы и сотрудники не пострадали. Но погибли эрмитажные коты…

– В 11:57 нам поступила заявка о сильном задымлении в здании №38 по Дворцовой набережной, – рассказал «Комсомолке» начальник пресс-службы ГУ МЧС по Петербургу Андрей Литовко. – Мы прибыли в 12:04 и выяснили, что горит подвал сложной планировки. Огонь охватил семь квадратных метров помещения.

Подвал сложной планировки: возможно, выбраться звери просто не успелиФото: Олег ЗОЛОТО

В главном музее страны тут же организовали штаб, на место примчались четыре спецмашины и восемнадцать спасателей. Началась эвакуация. По телеграфной лестнице Зимнего дворца вывели двадцать сотрудников. Ни работники Эрмитажа, ни туристы, ни экспонаты не пострадали.

– Но, к сожалению, погибли эрмитажные коты, которые жили в подвале, – сообщил Литовко. – Сейчас пожар потушен, мы проводим обследование помещения, работают дознаватели. Обнаружены мертвые кошки, коты… О количестве пока сказать не могу, но погибших животных минимум пять.

Из горящего Зимнего спасли двадцать человекФото: Олег ЗОЛОТО

Звери, находящиеся в заполненном угарным газом подвале, просто задохнулись. Еще одного котика спасатели нашли едва живым, но смогли откачать.

Фото: Государственный Эрмитаж

– Это трехцветная кошка Дуся, – рассказала «Комсомолке» ветеринарный врач эрмитажных котов Анна Кондратьева. – Спасены, включая ее, трое: еще одна кошечка и котенок. Все чумазые, понять, кто из них кто, пока не можем. Котики отравились угарным газом, они доставлены в клинику и помещены в кислородную камеру, сделаны внутривенные вливания, все трое под капельницами.

Фото: Государственный Эрмитаж

Вскоре спасли еще одного кота. О погибших животных пока ничего неизвестно. На месте продолжают работать эрмитажные ветеринары.

– В техническом помещении в подвале находилось несколько кошек, – сообщили в Эрмитаже. – К сожалению, не всех животных удалось спасти... Причины задымления и возгорания выясняются.

Некоторое время Эрмитаж был закрыт: шло проветривание помещений. Сейчас он работает в привычном режиме.

Фото: Государственный Эрмитаж

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ:

Эрмитажные коты, «погибшие» при пожаре в Зимнем дворце, ожили

Эрмитажные коты то живы, то мертвы. Изначально в ГУ МЧС по Петербургу сообщали, что после пожара в подвале Зимнего дворца нашли минимум пять погибших зверей. Информацию о том, что «не всех удалось спасти», подтверждали и в самом музее. Но, как выяснилось, звери не умирали. По крайней мере, официально (читать далее...)

Кошка Дуся, спасенная из горящего Эрмитажа, умерла

Пожар в подвале Зимнего дворца давно потушен, а дымом уже и не пахнет, но борьба за жизни эрмитажных котов продолжается. После вчерашнего ветеринарная помощь понадобилась четверым животным, которые отравились угарным газом. Одного из них – кошку Дусю, которая находилась в тяжелом состоянии, – спасти, к сожалению, не смогли…(читать далее...)

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

Пожар в Зимнем дворце, в котором пострадали эрмитажные коты

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как архитекторы Эрмитажа кошачье семейство спасали

Сказать, что усатые-полосатые дороги Эрмитажу, – ничего не сказать. И история, разошедшаяся на днях по Сети, – лучшее тому подтверждение. Известные петербургские архитекторы Сергей Мишин и Данияр Юсупов, которые реконструировали Зимний дворец, рассказали, как сроки едва не сорвала… кошка с котятами. Пришлось провернуть спасательную операцию (читать далее…)

Эрмитажные коты отмечают свой профессиональный праздник

Пушистые хозяева Зимнего дворца – эрмитажные коты – отмечают 13 мая свой профессиональный праздник. День эрмитажного кота стал доброй ежегодной традицией. Да и как лишний раз не порадовать этих важных и милых товарищей? (читать далее…)

Поделиться видео </>

При пожаре в Зимнем дворце погибло минимум пять эрмитажных котов.Олег ЗОЛОТО

www.spb.kp.ru

Эрмитаж как учебник по истории техники

Общепризнанно, что Государственный Эрмитаж — один из крупнейших и интереснейших музеев мира. В Эрмитаже около трёх миллионов экспонатов. Произведения искусства выставлены в витринах или ждут своего часа в хранилищах. Это поле деятельности искусствоведов, историков, археологов и этнографов.

Но в музее есть ещё чердаки и подвалы, где прежде не ступала нога «благородного» человека. Вездесущие инженеры, исследуя перекрытия, изучая клейма на металлоконструкциях и кирпичах, осматривая остатки прежней отопительной системы, смогли составить своеобразную энциклопедию по истории техники XIX — начала ХХ века.

Архитектурный ансамбль Государственного Эрмитажа создавался почти сто лет — с 1754 по 1851 год. Зимний дворец, самый величественный и старший по времени постройки (1754—1762), Елизавета Петровна заказала Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектор не уложился в отведённые сроки, а императрица, не дождавшись нового дворца, умерла в 1761 году. Обживала дворец уже после коронации Екатерина II. С её коллекций художественных произведений и начал свою историю Государственный Эрмитаж. Затем построили два специальных музейных здания — Малый Эрмитаж и Старый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр. Первый публичный художественный музей — Императорский (Новый) Эрмитаж — появился при Николае I.

Все эти здания проектировали лучшие архитекторы, строили с соблюдением новейших технологий, оборудовали с использованием новейших инженерных наработок, и теперь Эрмитажный комплекс стал для нас, потомков, своеобразным «учебником» по истории развития техники.

…В начале 1838 года на Дворцовой площади развернулось огромное строительство: восстанавливали Зимний дворец после катастрофического пожара. Гибель императорской резиденции взволновала все слои российского общества. Представители разных сословий «обращались с просьбой принять от них часть достояния их на отстройку дворца».

Эрмитаж всегда был полигоном для испытания и внедрения различных технических новинок. Восстановили дворец всего за 15 месяцев. В работах принимали участие более двадцати различных крупных предприятий — в основном петербургские казённые и частные заводы, фабрики, мастерские. Так, Адмиралтейство, где вплоть до 1844 года строили парусные корабли, поставляло строительный лес. Завод Ф. К. Берда изготовил бронзовые капители и базы для колонн, чугунную лестницу с подъёмной машиной, водоподъёмную машину для системы водоснабжения дворца. Около пяти миллионов «цилиндрических гончарной работы горшков для выведения сводов и висячих перегородок» Зимний дворец получил от гончарного завода Гинтера. Завод пневматических печей генерала Н. А. Амосова поставил во дворец «пневматические печи с приборами собственного его изобретения». Механический завод Клейворта во всём дворце устроил водопроводы и ватерклозеты. Императорский фарфоровый завод изготовил детали каминов и вазы для интерьеров дворца. Императорский стеклянный завод — больших размеров зеркала, шлифованные стёкла, люстры и канделябры. Императорская шпалерная мануфактура «устилала покои коврами высших достоинств своего изобретения». Люстры для парадных залов доставили во дворец бронзовые заводы Николса—Плинке и Шрейбера.

Специализированные заводы поставляли кирпич, мрамор, каменные плиты, алебастр, известь, белила, краски и компоненты для их приготовления.

Огонь неузнаваемо изменил цвет стен дворца. Спроектированный архитектором Ф. Б. Растрелли Зимний дворец был выкрашен «песочной с тонкой прожелтью краской, а орнаменты белой известью» по образцу, утверждённому императрицей Елизаветой Петровной. В ходе восстановительных работ фасадам главной резиденции императора возвратили первоначальный колорит, который и сохранялся до середины XIX века. Всё это время фасады оставались в жёлто-белой гамме — могли меняться только её оттенки. В православии жёлто-белый цвет символизирует солнечное сияние, божественный свет, небесную благодать, царственность, славу и достоинство.

Во второй половине XIX века фасады Зимнего дворца несколько раз меняли окраску, становясь то охристо-терракотовыми, то розовато-оранжевыми. Привычный для нас облик Зимний приобрёл при реставрации 1946 года. Тогда стены окрасили окисью хрома с добавлением изумрудного оттенка, межэтажные карнизы, колонны и наличники обрамлений оконных проёмов сделали белыми, а капители колонн и декоративные лепные элементы — золотисто-охристыми.

Конструкции, поддерживавшие крышу и перекрытия залов Зимнего, были сделаны из дерева. И эти огромные массы сухой древесины привели к тому, что огонь, вспыхнувший в одном месте, быстро охватил все помещения. После пожара, бушевавшего почти трое суток, остались одни кирпичные стены и кирпичные своды подвалов. При восстановлении дворца было решено применять строительные материалы, не поддерживающие горения. И в первую очередь — железо. Специально для Зимнего дворца разработали конструкции из кованого железа: треугольные стропильные фермы для поддержания кровли и эллиптические балки и шпренгели для перекрытия залов. Все крупные металлоёмкие конструкции изготовил Александровский чугунолитейный завод. Более мелкие — казённая Военная мастерская, которой руководил в то время инженер-полковник И. К. Кроль. Новые конструкции в Зимнем дворце заняли огромную площадь — 25 000 м2.

Многое тогда делалось впервые. Впервые в мире железо использовали в таких гигантских объёмах в качестве конструкционного материала. Впервые были установлены стропильные фермы, которые применяются в гражданском строительстве до сих пор, и оригинальные плоские фермы-шпренгели. Первым примером применения тонкостенных конструкций стали эллиптические балки.

В 1851 году, при Николае I, по проекту архитектора Лео фон Кленце возведено здание Императорского Эрмитажа (Новый Эрмитаж). Железные стропила над первым публичным музеем России были изготовлены на двух петербургских заводах: Александровском чугунолитейном и Механическом колёсном заводе Э. Нобеля. Завод Э. Нобеля выполнял разнообразные военные заказы (мины, канонерские лодки), выпускал и станки, паровые машины, различное оборудование, в том числе впервые в России трубы центрального отопления. После поражения в Крымской войне правительство расторгло с фирмой Нобеля все соглашения. Фирма обанкротилась, и Эмануэль Нобель с младшим сыном Людвигом уехали на родину, в Швецию. А в 1862 году Людвиг Нобель вернулся в Россию и недалеко от бывшего предприятия отца основал машиностроительный, литейный и котельный завод «Людвиг Нобель», ныне «Русский дизель».

В 1843 году во время строительства здания Нового Эрмитажа Литейно-механический завод Ф. К. Берда изготовил и установил в «предостерегательных колодцах канализационной системы чугунные выдвижные щиты с домкратами» для защиты подвалов от наводнений (проект И. К. Кроля). В 1847 году на заводе были отлиты решётки из чугуна, их установили на кровле Нового Эрмитажа и на портике с атлантами. Решётка на кровле пережила войну, но в 1950-е годы в связи со значительными повреждениями её демонтировали. Сейчас она хоть и медленно, но воссоздаётся.

В 1850—1860-е годы архитектор А. И. Штакеншнейдер проводил масштабную реконструкцию Малого и Старого Эрмитажей. Тогда завод Ф. К. Берда заменил деревянные стропильные системы этих зданий на железные. По проекту А. И. Штакеншнейдера в Висячем садике Малого Эрмитажа был создан зимний сад под стеклянной крышей с металлоконструкциями Ф. Берда (в 1920-е годы сад разобрали).

В середине XIX века изготовили многие служебные и парадные лестницы Малого, Старого и Нового Эрмитажей. В их числе красивейшие чугунные решётки Советской лестницы в Старом Эрмитаже (в XIX веке на первом этаже Старого Эрмитажа проходили заседания Государственного совета) и Николаевская лестница в Новом Эрмитаже, зонтик (навес) над служебным входом в Старый Эрмитаж. Кстати, такие навесы, порой занимавшие всю ширину тротуара и позволявшие в непогоду посуху добраться до извозчика, имели многие петербургские дома. Но у нового времени свои скорости, и эти сооружения на красивых литых стойках поперёк тротуаров мешали движению пешеходов. К тому же навесы необходимо было ремонтировать. Денег, как всегда, не хватало, поэтому после Великой Отечественной войны они постепенно стали исчезать с городских улиц. Из двух навесов у здания Старого Эрмитажа сохранился один.

В 1886 году на Литейно-механическом заводе Ф. К. Сан-Галли (ныне ОАО «Буммаш») изготовили трое ворот и несколько решёток к пандусам подъездов Зимнего дворца из кованого железа, с рельефными выколотными украшениями из листового железа. Проект ворот разработал архитектор Зимнего дворца Н. А. Горностаев, модели выполнил художник-декоратор и архитектор Р. Ф. Мельцер. И в этом же году на заводе были созданы металлические конструкции павильона и паросиловая установка электростанции Зимнего дворца (6 котлов, 4 паровые машины, 2 локомобиля — общая мощность 445 л. с.). Эта электростанция была одной из самых современных и мощных не только в России, но и в мире.

Яркий поэтический облик в белые ночи Зимнему дворцу придаёт балюстрадная скульптура. Первоначальная растреллиевская скульптура, выполненная из пудожского камня, во время пожара 1837 года сильно пострадала. Скульптуру несколько раз реставрировали, и всё-таки к концу XIX века она оказалась в очень плохом состоянии. Современники рассказывали, что отваливались и падали вниз большие куски. В 1892—1902 годах каменную скульптуру заменили на пустотелую, выбитую из медных листов. Внутри каждую фигуру держит стальной каркас на центральной трубе-стойке, заведённой на 1,5 м в кирпичную кладку парапета. Работой руководил архитектор Д. И. Иенсен. Модели предложил профессор Академии художеств скульптор М. П. Попов. Все 176 фигур изготовлены на Художественной бронзолитейной и гальванической фабрике А. П. Морана.

Несколько инженерных заказов для Зимнего дворца выполнил Санкт-Петербургский металлический завод (ныне Ленинградский металлический завод на Свердловской набережной входит в ОАО «Силовые машины»). В 1885 году деревянную «мачту для штандарта» заменили на флагшток «из конических труб котельного железа, склёпанных между собой и тщательно очеканенных». В 1887 году произведена огромная работа по реконструкции стропильной системы Зимнего дворца. Кованые конструкции, сделанные после пожара на Александровском заводе, над некоторыми залами получили боковые смещения, их усилили дополнительными фермами, выполненными из проката. В начале 1890-х годов в покоях императора Николая II появились системы водяного и водовоздушного отопления с котельной во внутреннем дворике.

В XIX веке бурный подъём переживало и производство кирпича. В 1903 году в Петербурге насчитывалось 82 частных кирпичных завода. Некоторые заводы оснащались специальными машинами с паровыми или нефтяными двигателями. С середины XIX века петербургские кирпичи клеймятся. И сейчас во время ремонтов и реставраций зданий Эрмитажного комплекса обнаруживаются кирпичи с разнообразными клеймами. В коллекции насчитывается около 60 кирпичей различных заводов Петербурга.

Конечно, в создании Эрмитажа участвовало огромное число больших и маленьких предприятий, от заводов до мастерских. Большинство не дожило до наших дней. Но их изделия продолжают жить, формируя неповторимый облик музея.

На примере Эрмитажного комплекса можно проследить, как менялась система отопления. Здание, спроектированное Растрелли, отапливалось печами и каминами. При строительстве Нового Эрмитажа в середине XIX века в помещениях были устроены так называемые амосовские печи воздушного отопления. Такие же печи установили в Зимнем дворце после пожара. Печи располагались в подвалах и конструктивно состояли из двух частей: топки и воздушной камеры. В топке горели дрова. Горячий дым, перед тем как попасть в дымовую трубу и выйти наружу, проходил через систему железных труб, находившуюся в воздушной камере. В эту камеру подавался воздух с улицы, который при контакте с раскалёнными трубами нагревался и по каналам внутри стен здания попадал в помещения, расположенные выше. Амосовское отопление исправно выполняло свою функцию, но наряду с достоинствами имело и существенные недостатки. Подаваемый на этажи воздух был очень сухим, в нём содержалась сажа, при работе печей в залы доносился гул из душников. Кроме того, в отапливаемых помещениях невозможно было поддерживать постоянную температуру, так как во время топки печи давали слишком горячий воздух, а когда их переставали топить, они быстро остывали. Одновременно остывали залы Нового Эрмитажа, и такие колебания температуры и влажности плохо влияли на сохранность экспонатов и интерьеров музея. Да ещё сажа, содержавшаяся в нагретом воздухе, покрывала всё кругом тёмным налётом…

Первым, кто обратил внимание на негативное воздействие амосовского отопления на музей, был Андрей Иванович Сомов, с 1886 года занимавший должность старшего хранителя Картинной галереи Эрмитажа. Именно по его инициативе в 1891 году была создана Комиссия по переустройству отопления, председателем которой стал Эрнест Иванович Жибер, глава петербургского Общества архитекторов. С этого момента началась двадцатилетняя история создания системы отопления, отвечающей нуждам музея.

Комиссию несколько раз распускали и вновь создавали. В её работе в разные периоды принимали участие самые видные учёные и инженеры-строители. От Эрмитажа в комиссию входили директора и хранители. Они выдвинули жёсткие условия, которым должна была соответствовать новая система.

В 1897 году, после нескольких лет безуспешной работы, Андрея Ивановича Сомова, Михаила Павловича Фабрициуса и Василия Леонтьевича Пашкова откомандировали за границу. Они побывали в Германии, Австро-Венгрии, во Франции, в Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и ознакомились с системами отопления 28 крупнейших музеев Европы. Стало понятно, что в новой эрмитажной системе можно и нужно использовать отработанную тёплую воду электростанции, построенной в одном из дворов Нового Эрмитажа в 1886 году, а при вентиляции помещений необходимо широко применять электроэнергию (для подачи воздуха и регулировки его параметров). Но финансирование комиссии было приостановлено: в 1904 году началась Русско-японская война, вслед за ней революция 1905 года.

Работы возобновились лишь в феврале 1910 года. Создание проекта поручили инженеру Николаю Петровичу Мельникову, незадолго перед этим спроектировавшему систему отопления и вентиляции Михайловского театра. В июле 1911 года проект Мельникова был принят. Министр Императорского двора барон Фредерикс писал о нём так: «Проект заключается в том, что спускавшаяся ранее в Неву за ненадобностью тёплая вода, уносившая бесполезно более половины тепла, содержащегося в сжигаемом на электрической станции Зимнего дворца топливе, будет использована для отопления Эрмитажа и нагревания вентилирующего это здание воздуха, который предположено нагнетать так, что наружная пыль и копоть не будут проникать в помещения Эрмитажа и портить находящиеся там художественные сокровища».

После проведения торгов фирма «Артур Коппель» начала работы по приспособлению электростанции для использования отработанной воды, а фирма «Братья Кертинг» — по монтажу системы отопления в зданиях Эрмитажа. Электростанция была готова к декабрю 1911 года, система водяного отопления в залах — к осени 1912-го, система вентиляции — к 1914-му (в связи с трудностями, возникшими при создании системы увлажнения воздуха, подаваемого в залы).

Всё было устроено очень разумно. На чердаках располагались две вентиляционные камеры. В них с помощью электровентиляторов подавался воздух с улицы. Здесь он фильтровался, подогревался в водяных калориферах (в них использовалась отработанная вода электростанции) и попадал в специальный отсек, облицованный свинцовыми листами, где увлажнялся. В этой камере, оснащённой множеством трубочек с форсунками, распылялась под давлением вода. Управление же новой системой отопления и вентиляции осуществлялось с диспетчерского пульта, находившегося в подвале в средней части Нового Эрмитажа. Сюда по электрическим проводам приходила информация о температуре и влажности от многочисленных гигрометров и термометров, расположенных в залах, и от датчиков воздушного давления, находившихся в воздуховодах. Эти данные позволяли следить за климатом в помещениях и оперативно управлять параметрами воздуха с помощью электроприводов на водяных задвижках и воздушных заслонках. Влажность и температура круглосуточно поддерживались в строго определённых значениях, что и было необходимо для сохранности произведений искусства.

Так в 1914 году была создана система отопления и вентиляции, которую считают первой системой кондиционирования воздуха, установленной в музее. Кстати, широкие чугунные радиаторы — их можно увидеть под окнами в Романовской галерее — не просто сохранились с того времени. Они используются и сегодня.

К сожалению, вентиляционная система проработала лишь до 1919 года, когда её обслуживание стало недостаточно квалифицированным. Оборудование на чердаках повредили, а позднее и вовсе демонтировали.

Сейчас в Новом Эрмитаже работает современная система кондиционирования. А система водяного отопления, пережившая несколько ремонтов, действует до сих пор, — она подключена к городской ТЭЦ.

Это лишь некоторые штрихи, свидетельствующие о том, что Эрмитаж можно рассматривать ещё и как политехнический музей.

Для иллюстрирования статьи использованы фотографии П. С. Демидова, С. А. Маценкова, Ю. А. Молодковца, С. В. Суетовой, В. С. Теребенина, Л. Г. Хейфеца.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2014.

www.nkj.ru


Смотрите также