Что делать, если ребенок упал? Ребенок упал с лестницы


Ребенок ударился головой - что делать? | Черепно-мозговые травмы у детей

Одним из самых страшных кошмаров всех мам является падение грудных детей, с кровати, с дивана, с лестницы, с пеленального столика. В среднем около 50% всех детей были подвержены черепно-мозговой травме. Однако так ли страшно падение, как мы его сами себе рисуем.

Что делать, если ребенок упал и ударился головой?

Во-первых, надо знать ситуации, когда ребенок может упасть, чтобы предотвратить их в дальнейшем:

  • Ребенку месяц, ударился головой - очень часто малыши падают во время пеленания. Мамы уверены, что, отвернувшись на минутку, ничего не может произойти. Однако даже мгновения достаточно, что бы младенец перевернулся на бочок и упал.
  • Типичная ситуация - ребенок упал с кровати. Когда малыш уже научился переворачиваться и ползать, возникает риск, что после пробуждения ото сна (часто мамы укладывают своих младенцев, лежа с ними на взрослой кровати, но не перекладывают их в детскую кроватку, когда они заснули) ребенок начнет ползать и, не заметив границы, упадет с кровати.
  • Иногда родители могут оставить ребенка сидеть в детском высоком стульчике, да, на первый взгляд, ваш малыш пристегнут, но стоит отлучиться, как он может перевернуться вместе со стульчиком и упасть вниз головой, или ослабить ремешки и соскользнуть. 
  • Когда малец подрос и уже может стоять на ножках в кроватке или манежке, то нужно быть начеку. В любой момент он может опрокинуть манежку или перевернуться самому,  стоит ему только потянуться за любимой соской или игрушкой внизу. 
  • Самая травмоопасная вещь для детей - это коляска. Она может покатиться вниз, как только вы ослабили руку или ребенок может сам, болтая ножками, опрокинуть это неустойчивое сооружение. 
  • Ребенок упал с лестницы. Если дом имеет два этажа, как правило, все прогулки и ползания малыша оканчиваются падением с лестницы, ее нужно так же включать в группу риска.

Во-вторых, каждой маме нужно понимать, какими бывают черепно-мозговые травмы у детей:

Сотрясение (commotio) - легкая форма черепно-мозговой травмы. Поражение мозга происходит на молекулярном уровне (сотрясаются молекулы), при этом нарушаются его функции, но нет явно выраженных изменений в структуре вещества мозга.

Ушиб мозга (contusio) - повреждение головного мозга, характеризующееся возникновением очага/очагов разрушения мозгового вещества различной степени тяжести. Очаги могут быть единичными, множественными, различными по глубине и местоположению. При этом у пациента появляются неврологические нарушения (например, невозможность совершить определенное движение рукой и т.п.) и/или психологические изменения.

Сдавление мозга (commpressio) - тяжелейшее повреждение вещества мозга, которое, как правило, бывает на фоне ушиба мозга и крайне редко без него. Причинами сдавления мозга являются скопление крови внутри черепа в результате разрыва сосуда, или мозг могут сдавить отломки черепа при, так называемом, вдавленном переломе.

В-третьих, отбросить панику, даже если ребенку месяц, ударился головой, и прислушаться к мнению врачей:

Доктор Комаровский Евгений Олегович советует мамам, в первую очередь, не паниковать:

Подобные падения, в подавляющем большинстве случаев, проходят без последствий для здоровья малыша и травмируют лишь нервную систему родственников.

Трудно найти ребенка, который за первый год жизни ни разу не свалился бы с большей или меньшей высоты. В запасе у природы целый ряд защитных приспособлений, оберегающих головной мозг от последствий падений:

  • роднички черепа,
  • избыточное количество амортизирующей удары спинномозговой жидкости и др.

Единственное, что требуется, когда ребенок упал, ударился головой – максимально возможный покой в первые сутки после падения (избегать активных игр, стояния на голове и т.д.) и наблюдение.

Если ребенок стал вам «улыбаться, как ни в чем не бывало», повреждения внутренних органов маловероятны и, соответственно, поводов для паники и показаний к УЗИ нет.

Само собой разумеется, что максимальную опасность представляет травма головы.

Задача родителей — знать симптомы, свидетельствующие о том, что травма головы потенциально опасна и требует обязательного обращения за медицинской помощью.

К симптомам черепно-мозговой травмы у детей относятся (вне зависимости от возраста):

  • нарушение сознания любой выраженности и любой продолжительности;
  • расстройства речи;
  • неадекватное поведение;
  • необычная сонливость;
  • интенсивная головная боль, которая сохраняется более одного часа после травмы;
  • судороги;
  • более одного приступа рвоты;
  • головокружение и (или) нарушение равновесия, которое сохраняется более одного часа после травмы;
  • неспособность двигать рукой или ногой, слабость в руке или ноге;
  • разные по размеру зрачки;
  • появление темных (темно-синих) пятен под глазами или за ушами;
  • кровотечение из носа или ушей;
  • выделение бесцветной или кровянистой жидкости из носа или ушей;
  • любые, даже незначительные, нарушения со стороны органов чувств.
При любом из этих симптомов необходима медицинская помощь.

Берегите своих детей!

ВНИМАНИЕ! СЕМИНАР КОМАРОВСКОГО В АЛМАТЫ!

Подробная информация ЗДЕСЬ

pandaland.kz

Что делать, если ребенок упал

Дети, даже самые маленькие – новорожденные, удивительно подвижны. Стоит всего лишь на минутку потянуться за бутылочкой или просто отвлечься, как ваше чадо выскальзывает с пеленального столика, падает и ударяется головкой. Матушка-природа мудро снабдила кроху защитными приспособлениями от «полетов»: обилием спинномозговой жидкости, которая амортизирует, «смягчает» удары, родничками черепа – хрящевыми тканями, способными «пружинить» при ударе. Однако вес головы у крохи относительно корпуса значительно увеличен, поэтому травмируется в первую очередь теменная область. Затылок и лоб испытывают ушибы гораздо реже.

Что делать, если ребенок упал? Во-первых, не поддаваться панике! Не стоит искать виноватого! Лучше сосредоточиться на малыше и выяснить, как можно быстрее: какова серьезность полученной травмы.

Педиатры советуют осмотреть ушибленное место и наблюдать за ребенком: при первых признаках ушиба или сотрясения мозга срочно вызывать врача!

Осмотр головы после падения

Разновидности травм головы:

  1. Легкое поверхностное повреждение. Если нашли небольшую ссадину или шишку, произошел только ушиб мягких тканей головки вашего чада (не головного мозга!), необходимо обработать ранку или к шишке приложить холод (любой пищевой продукт из морозильной камеры, завернутый в полотенце). Ребенок, выплакав за 15-20 минут свое «несчастье», успокаивается и продолжает играть, как ни в чем не бывало. В случае, если больше никаких симптомов не выявляется, то к врачу можно и не обращаться.
  2. Сотрясение головного мозга. В этом случае ушиб гораздо серьезнее: может наступить кратковременная потеря сознания (обморок), начаться рвота (у деток в возрасте до 3 месяцев – обильная, многократная), кожа начинает бледнеть и покрываться холодным потом. Малыш страдает вялостью, сонливостью, теряет аппетит, отказывается от пищи. Дети старшего возраста могут пожаловаться на шум в ушах и головную боль.
  3. Ушиб головного мозга. Еще более серьезное повреждение, после получения травмы может длительно отключиться сознание (иногда малыш не может прийти в себя более часа). Особенно тяжелые случаи сопровождаются нарушением дыхания и сердечного ритма.
  4. Перелом основания черепа. Страшнейшая травма, сопровождается общим тяжелым состоянием малыша, может возникнуть истечение кровью или ликвором (светлой жидкостью) из ушка или носика. Вокруг глаз образуются «очки» из синяков. Родители должны учитывать, что симптомы переломов костей черепа проявляются не сразу, а по прошествии нескольких часов.

Советы

Осторожное обращение с ребенком

  • Если при ударе не произошло повреждений костей черепа, то к месту ушиба прикладываем влажную прохладную ткань или лед, завернутый в пеленку (полотенце). Это обезболит, снимет отечность и приостановит кровотечение.
  • Если ранка больше, чем царапина, останавливаем кровотечение парой плотных тампонов из стерильной марли или ткани. По прошествии 15 минут все должно получиться, если же кровь продолжает течь, срочно вызывайте доктора!
  • Ребенку нужно обеспечить в любом случае покой, но заснуть в течение часа ему давать нельзя, так как можно пропустить симптомы тяжелого состояния. Придется будить чадо даже ночью. Если нарушена двигательная координация, малыш постарше не в состоянии ответить на простой вопрос или продолжается рвотный процесс, срочно зовите детского «Айболита»!

Проверка зрачков ребенка

  • Проверьте размер зрачков у ребенка: если он неодинаков, то мозг поврежден серьезно. Даже если малыш заснул, а у вас возникли подозрения в наличии опасной травмы, срочно вызывайте педиатра!
  • Если малыш ударился головкой и потерял сознание, а вы вызвали «Скорую помощь», поверните кроху набок, чтобы неожиданно рвотные массы не оказались в дыхательных путях.
  • Если ваш ребенок упал с высоты на голову или на спину, у него в этом случае мог пострадать, кроме головного мозга, позвоночник. Пострадавшего малыша необходимо поворачивать в данной ситуации крайне деликатно, голова и туловище должны быть на одной оси. Этим можно избежать дополнительных повреждений.
  • Ребенок в связи с травмой нуждается в постоянном уходе, следить за ним необходимо пристально в течение недели. В первые сутки после несчастного случая маленький человечек сам не стремится к активности, а затем непоседа начинает проявлять свой характер. Гулять с малышом нельзя, компьютер и телевизор – табу. Берем больничный, устраиваем крохе покой, защищаем от зрительных нагрузок (особенно деток полутора-двухлетнего возраста): телепередач, мультиков. Читаем книжки не более 30 минут в день, играем недолго на полу «паровозиками» или машинками, строим из кубиков или конструкторов Lego с крупными деталями. Рисуем карандашами, фломастеры и ручки напрягают зрительный нерв. Занимаем малыша аппликациями из цветной бумаги. Лепим из глины или пластилина, раскрашиваем фигурки из гипса. Старшие дети могут перебирать крупы, плести макраме, заниматься вязанием или бисероплетением.
  • Чему уделить внимание во время игры? Использует ли ваше чадо обе руки в игре или чаще действует одной? Когда малыш рисует, вторая неработающая верхняя конечность не сползает ли под стол? Не заметно ли дрожание рук? Не появилось ли косоглазие? Адекватно ли малыш отвечает на вопросы, не путается ли в словах, глаголах, именах? Не ухудшилась ли его память?

К какому врачу обратиться

К кому обратиться после падения

Даже если, по вашему мнению, малышу после полученной травмы при падении с небольшой высоты ничего не грозит, он перестает плакать, относительно спокойно себя ведет, не поленитесь, обратитесь незамедлительно к детским специалистам: травматологу, невропатологу и нейрохирургу. Неотложка, вызванная на дом, доставит вас с малышом в стационар. Можно также самостоятельно обратиться в хирургическое приемное отделение детской больницы, где доступна консультация вышеуказанных докторов. Если патология не будет ими подтверждена, то вы спокойно вернетесь домой ухаживать за ребенком в семейном кругу.

Промедление визита к врачам-специалистам опасно поздним диагностированием травмы, ухудшением состояния малыша, а также возникновением комы. Может потребоваться в данном случае лечение в реанимационном отделении или проведение сложной операции. Из-за позднего обращения к докторам повышается риск летального исхода, возникновения различных осложнений, гораздо дольше проходит восстановительный период и хуже его результат, вплоть до назначения инвалидности.

Первая помощь при переломах

Помощь ребенку при переломах

Даже не очень сильное падение может спровоцировать у детей острую боль в ручке или ножке. Из-за нее малыши чаще всего капризничают и не хотят шевелить больной конечностью, так как боль при такой попытке резко усиливается.

Симптомы перелома: цвет кожи вокруг травмированного участка и подвижность пальчиков. Если повреждены крупные кровеносные сосуды или нервные окончания, то кожа будет синюшной или «мраморной». Наличие серьезного повреждения руки покажет отсутствие пульсации на руке. Кровоточащие раны или повреждения, угрожающие жизненным функциям детского организма – показания для срочной госпитализации в травматологическое или хирургическое отделение. На глубокую рану там наложат швы.

Детская костная ткань отличается от взрослой своей хрупкостью и ломается она быстрее.

При переломе уменьшить боль и снизить риск смещения костей поможет фиксация травмированной конечности. Любое подручное средство: дощечка, палка или линейка подойдет для шины. Сломанную кость руки можно дополнительно подвесить на повязке из платка.

Неестественно повернутую конечность запрещается выравнивать: можно еще больше повредить кости и мягкие ткани, да и вызвать к тому же болевой шок.

Для того чтобы уменьшить болевые ощущения, ребенку желательно дать обезболивающее средство, но любая жидкость и пища противопоказаны, так как в стационаре чаду может потребоваться наркоз.

Оказав первую помощь, срочно доставьте ребенка в травматологию или хирургию.

Меры предосторожности

Как обезопасить ребенка

Как спасти «летунов» от возможных травм? Конечно, лучше провести профилактику и оказывать максимальное внимание к малышам.

  • Ребенок месячного возраста, лежа на животике, с удовольствием отталкивается стопами от спинки дивана, кровати, бортика пеленального столика, что может привести его к падению. Кроху обязательно придерживаем, не оставляя его ни на секундочку.
  • Любая попытка сесть, встать или ползти может также закончиться печально: выпадением из коляски, детского стульчика (без пристегивания).
  • Отходя в сторонку от малыша, уложите его предварительно в кроватку или манеж.
  • В коляске и стульчике ребенка обязательно пристегиваем.
  • Около лестницы в доме обязательно монтируем ограждение для защиты, чтобы ваше чадо не начало ее осваивать, забираясь вверх, тут же падать.

Малыш в ходунках

  • Небезопасное изобретение для детей – «ходунки». Ребенок в них может сильно оттолкнуться, ударившись о любой предмет, перевернуться в них или упасть с лестницы.
  • В «прыгунках» опасна непредсказуемость траектории прыжка: например, ребенок может удариться о стену.
  • Малыш также может упасть из-за скользкой неудобной обуви. Не надевайте на малыша великоватую обувь, а скользкую нейтрализуйте резиновыми нашлепками.
  • Если ребенок начал ползать, срочно переоборудуем квартиру: твердые поверхности покрываем коврами или дорожками, острые углы скрываем за насадками. Полы, покрытые кафельной плиткой, застилаем нескользящими ковриками из резины. В травмоопасных помещениях: на кухне, в туалете и в ванной комнате чадо не оставляем ни на долю секунды!

Детей, которые никогда не падали, не существует в природе. Но задача взрослых – обеспечить им максимальную защиту.

glamius.ru

Ребенок упал. ЧМТ, часть первая. - Неврологические проблемы, болезни нервной системы

Я еще не видела ни одного ребенка, который бы не упал за всю свою жизнь. Вопрос заключается в том, как он упал: с какой высоты, обо что ударился и каким местом. От куда только они не падают: из колясок, с диванов, кроваток и происходит это мгновенно, и даже находясь рядом, вы не всегда успеете среагировать!

Мы должны твердо знать, что любое серьезное падение малыша связано с нашим недосмотром и  всегда удивляюсь, когда мамам объясняю угрозу падения – они меня не слушают. Ведь приходится объяснять прописные истины, и именно из этих рекомендаций складывается безопасность малыша. Следует всегда действовать опережающе: наступило 3,5 месяца - значит, малыш может перевернуться, наступило 7 месяцев - может встать. Изо дня в день я не устаю кричать: ЛЮДИ!!! БОЙТЕСЬ ПАДЕНИЯ МАЛЫША!!!

Откуда обычно малыши падают дома:

- Со стульчиков для кормления. Взрослые забыли пристегнуть ремни или отрегулировать их крепость. Младенцы проворны, им достаточно пары минут, чтобы выпутаться из «оков».

- С пеленальных столиков. Бортики – это не преграда для малыша (а многие столики вообще есть без бортиков), ни в коем случае не оставляйте без присмотра кроху, даже если вам нужно отвернуться или отойти на метр.

- Из колясок. Малыш уже научился сидеть, но еще не научился правильно спускаться с коляски.

- Со взрослой кровати или дивана. Полз-полз и не заметил, что кровать «кончилась». В первые 2-3 месяца взрослые с легким сердцем оставляют грудничка одного на кровати или пеленальном столе, если звонит телефон, нужно выйти в другую комнату. Подумаешь, всего-то одна секунда, раздается удар, крик – и мама обнаруживает свое чадо на полу.

Сложно предугадать все обстоятельства, при которых малыш может получить травму. Помните: падения в возрасте до 3-х лет всегда происходят из-за недосмотра взрослых:

• Не оставляйте даже спящего ребенка одного на диване, кресле и другом высоком месте.

• Если ребенок спит на балконе в коляске, убедитесь, что, проснувшись, он не сможет сесть и дотянуться до края балкона или лоджии.

• Покупайте кроватку с высокими бортиками и вовремя опускайте ее дно (примерно в 6 месяцев).

• Позаботьтесь, чтобы малыш никогда не мог добраться до открытого окна и не мог самостоятельно открыть его в более старшем возрасте.

• Дома надевайте ребенку нескользящую обувь или специальные носки с антискользящей поверхностью (пупырышки из резины на подошве).

• Домашние спортивные комплексы необходимы для развития, но опасны с точки зрения детского травматизма. Когда малыш занимается, будьте рядом с ним.

• Не носите ребенка на руках на улице в сильный гололед и слякоть, а так же, что греха таить (это относится больше к папам) в состоянии алкогольного опьянения. Аккуратно садитесь и выходите с ним из транспорта, особенно маршруток.

• Всегда пристегивайте ремни безопасности в колясках и стульчиках для кормления. Регулируйте ремни таким образом, чтобы ребенок не мог самостоятельно освободиться.

• Небезопасными могут быть и \"ходунки\": дети, находясь в них, могут сильно отталкиваться, ударяться обо что-либо, переворачиваться, также падать с лестницы. От использования такого средства передвижения лучше отказаться.

• \"Прыгунки\" опасны непредсказуемостью движений: например, ребенок в них может столкнуться со стеной или углом.

Теперь осмелюсь дать рекомендации, что сделать, чтобы малыш не упал:

 - Приучайте себя с первого дня всегда фиксировать малыша рукой (нужно повернуться, отойти – взяли подмышку или я, например, на бедро сажаю), или положить в кроватку (я знаю, что это сделать лень, да еще болит спина, нога, рука). Если не то и не другое не доступно, положите малыша на пол. Не бойтесь, что он там найдет грязь. Помните: своя грязь - не грязь!

-  Исполнилось малышу 6 - 6,5 месяцев - срочно опускайте дно кроватки к полу.

-  Если малыш играет на кровати или на диване, положите на пол около дивана подушки (на весь пол вокруг дивана, а не одну-две), не бойтесь их испачкать.

-  Чем больше малыш будет находиться в кроватке, манеже и на полу - тем меньше травм.

Чтобы этого не случилось… Посмотрим на квартиру глазами травматолога. Для начала пойдите в детскую комнату и… лягте на пол или встаньте на четвереньки. «Это еще зачем?» — спросите вы. Ответ прост: отсюда, снизу, легче увидеть то, что угрожает и тому ребенку, который уже ходит, и тому, который лишь начинает ползать. Таким способом, например, легко обнаружить все острые углы на мебели. Их можно закрыть специальными защитными насадками, продающимися в магазинах. Посмотрите, нет ли мест (углов, коробок и т.п.), где могут храниться или случайно заваляться мелкие предметы: маленькие дети очень любят брать в рот все, что попадается на пути. Третья опасность, таящаяся в «нижнем ярусе» комнаты, — электрические розетки и провода. Закройте розетки заглушками или купите розетки, включающиеся только с поворотом крышки. К розеткам, в которые включены бытовые приборы, и к электрическим проводам доступ нужно обязательно перекрыть. Лучше всего спрятать их за тяжелой мебелью.

Теперь вставайте с пола и посмотрим повыше. Вы не забыли закрыть углы столов и шкафов? Отлично. Не висит ли край скатерти или салфетки, потянув за который малыш может свалить на себя посуду, книги, цветочный горшок? От всей этой красоты придется на время отказаться.

А что на столе, на низких полках, на подоконнике? Нет ли у вас привычки бросать где попало таблетки, кремы, лак для ногтей? Придется с ней расстаться. Теперь от этого будет зависеть не просто порядок в квартире, но здоровье, а подчас и жизнь вашего малыша. Поднимите все опасные вещества, способные вызвать отравление, на высоту не ниже 1,5 м, а лучше всего лекарства, витамины, косметику, средства бытовой химии и т.п. держать под замком.

Еще раз оглядев комнаты, идите на кухню. Малыш обязательно сюда попадет. Здесь к «факторам риска» прибавляются еще и горячие предметы — от них нужно будет держаться подальше. Спрячьте столь привлекательные для малыша баночки и скляночки — ведь дотянувшись, например, до бутылочки с уксусом, он может получить тяжелейший ожог пищевода. Посуду с ручками ставьте ручкой к стене; уберите подставки, скатерти и клеенки, края которых неплотно прилегают к столу или свисают.

Кодекс маминого-папиного поведения.

Будем реалистами: невозможно ни на миг не спускать глаз с ребенка. Вам поневоле придется ненадолго отлучаться и хотя бы на несколько минут оставлять малыша одного. Если вы при этом будете соблюдать ряд несложных правил, ничего плохого не случится. Мои рекомендации таковы:

Ребенка, даже не умеющего переворачиваться, ни на секунду нельзя оставлять одного на высоте (пеленальном столе, диване, кровати) - положите его в кроватку или даже на пол.

Детей постарше, уже умеющих ползать, отучите приближаться к плите, подоконникам, всякий раз предупреждая: «Опасно!». Не оставляйте их спать при открытом окне, ограничьтесь открытой форточкой: даже маленькие дети могут выпасть из окна!

Не оставляйте ребенка наедине с домашними животными. Самый добродушный и умный пес вряд ли стерпит, если маленький естествоиспытатель будет проверять, вынимаются ли у него глазки и можно ли оторвать ему нос. Кстати, кошки в этом отношении даже боле опасны. Собака еще несколько раз попытается отойти, кошка сразу оцарапает.

Никогда не готовьте еду с малышом на руках: он может получить ожог паром, так как вам трудно будет одновременно обеспечить процесс приготовления пищи, собственную безопасность и безопасность ребенка. Не наливайте в посуду горячую жидкость, находясь поблизости от малыша, не пейте с малышом на руках чай, кофе и прочие горячие напитки, не ешьте суп.

Не кладите на край стола ножи и другие острые предметы – ребенок может их достать и пораниться.

Вот наиболее распространенные ситуации, таящие в себе опасность для ребенка. Избегая их, вы предупредите возникновение травм, ожогов, отравлений и других неприятностей, а кроме того, будете избавлены от необходимости все время одергивать ребенка: пусть растет спокойным и любознательным.

Однако бывает и так, что меры предосторожности не помогли…упал, ударился…

И так, это случилось. Что же делать? Если падение было таковым, что оно Вас взволновало, то вызывайте скорую, или сами везите малыша в травмпункт или в больницу.

Конечно же, существуют критерии, по которым можно определить тяжесть самочувствия. Но эти критерии являются профессиональными (иной раз осматриваешь и тебе-то ничего не понятно, не то что родителям без медобразования). Я не рекомендую брать на себя ответственность в принятии столь важного решения. Проявления сотрясения головного мозга, перелома костей черепа и ушиба головного мозга очень разнообразны как по выраженности проявлений, так и по срокам появления у ребенка. Да и возраст ребенка играет тоже немаловажную роль в клинике проявления травмы.

Детский череп — еще очень хрупкая и уязвимая конструкция. Вероятность травмы мозга при ударе головой у детей куда выше, чем у взрослых. Особенно на первом году жизни, когда кости черепа еще не срослись и при ударе легко смещаются.

Высокий уровень травматизма у детей объясняется повышенной двигательной активностью ребенка, его непоседливостью и любознательностью, которая сочетается с несовершенством моторных навыков и координации движений, а также пониженным чувством опасности и страха высоты. Кроме этого, у детей младшего возраста голова имеет относительно большой вес, а навык страховки руками еще не развит, поэтому маленькие дети падают, как правило, вниз головой и руки не подставляют. Детки постарше могут, поскользнувшись, упасть или просто удариться обо что-нибудь головой.

Основной причиной ЧМТ становится падение с высоты собственного роста, а чуть позже — падения с лестниц, деревьев, крыш, окон, горок и пр. Сам эпизод ЧМТ не всегда удается выявить. Следует иметь в виду, что если ребенок оставался под наблюдением родственников, соседей или няни, то они могут скрыть от родителей факт падения малыша.

Дети более старшего возраста сами по различным причинам зачастую утаивают травму. Кроме этого у детей возможно повреждение мозга без непосредственной травмы головы. Эти повреждения обычно возникают при воздействии на тело ребенка резкого ускорения или торможения (синдром \"встряхнутого ребенка\"). Синдром \"встряхнутого ребенка\" чаще всего наблюдается в возрасте до 4-5 лет и может возникнуть при грубом обращении, прыжках с высоты на ноги, а у детей младшего возраста даже при их чрезмерно интенсивном укачивании.

Но даже такие падения природа предусмотрела, строение черепа малышей позволяет выдержать даже такие удары (но лучше не ссылаться на этот факт, а все же вызвать врача).

Самая легкая травма — ушиб мягких тканей головы (не путать с ушибом мозга!). При этом головной мозг никак не страдает, на месте удара может образоваться ссадина или шишка. Если падение закончилось обычной «шишкой», обязательно покажите кроху травматологу на следующий день. Иногда тяжелые травмы головы у малыша 1-2 лет остаются незамеченными. Мама случайно обнаруживает на голове малыша шишку, ведет ребенка к врачу и выясняет, что у малыша несколько дней назад случился перелом костей черепа. При этом все эти дни малыш был здоров и весел, и травма никак не сказывалась на самочувствии.

Самое распространенное в детском возрасте повреждение – черепно-мозговая травма (ЧМТ).

Черепно-мозговые травмы бывают нескольких типов:

1. Открытые ЧМТ - повреждения головы, при которых нарушена целостность мягких тканей, костей черепа. Если при этом повреждается еще и твердая мозговая оболочка , то ранение называется проникающим. Иными словами, травмирующий агент проникает не только в полость черепа, но и достигает мозга. Возникает угроза инфицирования, что резко утяжеляет течение заживления травмы.

2. Закрытые ЧМТ - повреждения головы, при которых не нарушена целостность мягких тканей (или имеются лишь незначительные ссадины, царапины) и костей черепа. Чаще всего при падении с высоты дети первого года жизни получают закрытые ЧМТ.

По степени тяжести черепно-мозговая травма подразделяется на легкую (сотрясение головного мозга), средней тяжести (ушиб головного мозга легкой и средней степени тяжести, с возможными переломами костей свода черепа) и тяжелую (ушибы головного мозга тяжелой степени, внутричерепные гематомы со сдавлением мозга, переломы основания черепа).

При сотрясении головного мозга все гораздо серьезнее чем при банальных шишках: может наблюдаться кратковременная потеря сознания, начинается рвота (у детей до 3 месяцев — многократная), кожа бледнеет, выступает холодный пот. Ребенок вял, сонлив, отказывается от еды; дети постарше и способны немного говорить — жалуются на головную боль, шум в ушах.

Однако, порой удар при падении бывает настолько сильным, что черепно-мозговые травмы у детей сопровождаются трещиной и это уже не сотрясение, а более тяжелая травма - ушиб мозга. При этом сразу после травмы возможно длительное отключение сознания (иногда оно отсутствует больше часа). В особенно тяжелых случаях возникают нарушения дыхания и сердечной деятельности. При переломе черепа, помимо общего тяжелого состояния ребенка, может наблюдаться истечение крови или светлой жидкости (ликвора) из носа или уха, вокруг глаз образуются синяки (симптом очков). Очень важно знать, что при переломах костей черепа симптомы появляются не сразу, а спустя несколько часов после травмы. Поэтому правило номер один — после ушиба (повреждения) головы надо сверхвнимательно следить за состоянием ребенка.

Возрастные особенности травм у детей.

У детей грудного возраста чаще всего встречается черепно-мозговая травма. Это обусловлено особенностями анатомического строения: головка малыша тяжелее остального тела и перевешивает, принимая на себя удар. У детей более старшего возраста меняются пропорции тела, возрастает двигательная активность. К повреждениям головы добавляются другие «ранения»: переломы конечностей, ссадины, раны, кровотечения.

3-5 месяцев - критический возраст. Ребенок научился переворачиваться и стал невероятно юрким. Падение даже с высоты 40-50 см чревато серьезной черепно-мозговой травмой, сотрясением и ушибом головного мозга, переломом костей черепа. Повреждения других внутренних органов и переломы костей конечностей у малюток встречаются редко.

В возрасте около года ребенок начинает двигаться самостоятельно, и риск детского травматизма повышается. Задача родителей – не ограничивать свободу малыша, но при этом подстраховать его движения, чтобы предотвратить падения с высоты. Нужно показать ребенку, как правильно слезть с дивана, спускаться с лестницы, вести себя на детской площадке. Для годовасиков опасно падение с высоты собственного роста – это примерно 80-100 см.

Дети старше 2 лет хорошо стоят на ногах, быстро бегают и много времени проводят на детской площадке. В их жизни появляются горки и качели, металлические конструкции детского городка и лестницы. Падения происходят с высоты 2-3 метров, куда безбоязненно забирается малыш. В этом возрасте синяки и шишки уступают место ссадинам и ранам, чаще встречаются переломы и травмы внутренних органов.

Что же делать, когда такое случилось? Главное - не паниковать. Как правило, падения проходят совершенно без последствий.

Важно! Симптомы легкой травмы головы проявляются сразу или в течение часа, тяжелые осложнения могут запоздать на сутки. Все это время нужно внимательно наблюдать за ребенком, особенно обращая внимание на критические 1,3, 12 и 24 часы после случившегося. Ночью ребенка от 1,5 лет нужно будить каждые 2-3 часа и задавать ему простые вопросы - это поможет оценить, насколько спутано его сознание.

Что делать в первые 10 минут после падения?

• Не думать, что ребенок навсегда останется инвалидом (то есть не впадать в панику и истерику!!!).

• Не думать, что это «ерунда», что «все детки падают».

• Реально оценить состояние ребенка: есть ли отек мягких тканей? Ведет ли ребенок себя необычно?

• Вызвать врача. Лучше исключить серьезную травму (вплоть до рентгеновских и томографических исследований), нежели ее пропустить.

Однако необходимо понаблюдать за ребенком и за его поведением. Осмотрите место ушиба на наличие гематомы (синяка), ссадин или кровоточащей ранки. К месту удара можно приложить смоченную холодной водой ткань или лед в тряпочке. Если из ранки течет кровь, кровотечение можно остановить и таким образом — приложив к ранке плотный кусок сухой материи (тампон). Если она пропитывается кровью, поверх первого тампона наложите второй. Внимание! Если спустя 15 минут кровотечение продолжается, срочно вызывайте врача.

Обратите внимание на состояние ребенка:

- зрачки: их неодинаковый размер говорит о тяжелом повреждении мозга;

- измерьте пульс, он должен быть не реже обычного. Для грудничков нормальный пульс в пределах 100–120 ударов в минуту.

Обеспечьте ребенку покой, но в течение часа не давайте ему заснуть, а то вы не поймете, насколько тяжело его состояние.

Если ребенок после удара головой потерял сознание, и вы уже вызвали «Скорую», уложите малыша набок, чтобы рвотные массы (если будет рвота) не попали в дыхательные пути.

Если же вы подозреваете, что, помимо головного мозга, пострадал позвоночник (при падении с высоты на голову или на спину), поворачивать ребенка надо крайне бережно (а лучше вообще не трогать, по возможности) и так, чтобы туловище и голова находились на одной оси: это поможет избежать дополнительной травмы.

При появлении у ребенка следующих признаков следует немедленно вызывать «Скорую»:

- на короткое время теряет сознание;

- замедление пульса,

- становится вялым, его постоянно клонит в сон;

- больше плачет;

- отказывается от еды;

- ребенок срыгивает, у него возможна рвота;

- проявились какие-то другие странности в поведении.

Повторяю, обратите внимание на зрачки: их неодинаковый размер говорит о тяжелом повреждении мозга.

Итак, на «Скорой» приезжаем в больницу на обследование.

Диагностика ЧМТ.

В больнице ребенка осматривает детский невропатолог, нейрохирург или травматолог. Он тщательно выясняет жалобы, собирает анамнез (историю заболевания), проводит общий и неврологический осмотр. Назначаются дополнительные методы диагностики. Основными являются рентгенография черепа, нейросонография (у маленьких детей), эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ). При необходимости — компьютерная томография головного мозга (КТ), магниторезонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), люмбальная пункция.

Рентгенография черепа проводится большей части больных. Целью данного исследования является выявление переломов черепа. Наличие любого повреждения костей черепа автоматически переводит травму в разряд среднетяжелых или тяжелых (в зависимости от состояния ребенка). Иногда у маленьких детей с благополучной клинической картиной на рентгенограммах выявляются линейные переломы костей черепа. Судить о состоянии вещества головного мозга по рентгенограммам нельзя.

Нейросонография (НСГ) — это ультразвуковое исследование головного мозга. На нейросонограммах хорошо видно вещество головного мозга, желудочковая система. Можно выявить признаки отека головного мозга, очаги ушиба, кровоизлияний, внутричерепные гематомы. Процедура проста, безболезненна, быстро выполняется, не имеет противопоказаний. Ее можно проводить многократно. Единственное ограничение нейросонографии — наличие так называемых \"естественных ультразвуковых окон\" — большого родничка или тонких височных костей. Метод очень эффективен у детей в возрасте до 2 лет. Позже ультразвук становится трудно проходить через толстые кости черепа, что резко ухудшает качество изображения. Аппаратура для выполнения нейросонографии имеется в большинстве детских больниц.

Эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ) — это также ультразвуковой метод исследования, который позволяет выявить смещение структур средней линии головного мозга, что может свидетельствовать о наличии дополнительных объемных образований головного мозга (гематомы, опухоли), дать косвенную информацию о состоянии вещества головного мозга и желудочковой системе. Метод этот простой и быстрый, однако надежность его невысока. Раньше он широко использовался в нейротравматологии, но при наличии современных средств диагностики, таких, как нейросонография, компьютерная и магниторезонансная томография, от него можно полностью отказаться.

Идеальным методом диагностики повреждений и заболеваний головного мозга является компьютерная томография (КТ). Это рентгенологический метод исследования, при котором с высокой четкостью можно получить изображения костей черепа и вещества головного мозга. По КТ диагностируются практически любые повреждения костей свода и основания черепа, гематомы, очаги ушиба, кровоизлияния, инородные тела полости черепа и пр. Точность этого исследования очень высока. Его основным недостатком является то, что КТ-аппарат дорог, и он есть далеко не в каждой больнице.

Магниторезонансная томография (МРТ) — наиболее точный, но сложный и дорогой метод обследования центральной нервной системы. Он редко используется для диагностики острой черепно-мозговой травмы, так как не позволяет увидеть кости черепа, менее точен для распознавания острых кровоизлияний, занимает больше времени, чем компьютерная томография, часто требует наркоза при обследовании маленьких детей — ребенок должен лежать абсолютно неподвижно в течение 10-20 минут, а маленькие дети этого сделать не могут; кроме того очень немногие клиники могут похвастаться наличием магниторезонансных томографов.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет изучить биоэлектрическую активность головного мозга. Она применяется по специальным показаниям для оценки степени тяжести черепно-мозговой травмы, выявления очагов эпилептической активности. Очаг эпиактивности — область коры головного мозга с патологически измененной активностью нейронов (нервных клеток), которая может приводить к возникновению эпилептических приступов.

Люмбальная пункция — это забор ликвора (жидкости, омывающей головной и спинной мозг) из спинно-мозгового канала на поясничном уровне. Изменения в ликворе могут свидетельствовать о травме или кровоизлиянии (наличии крови) или воспалительном процессе, менингите. Люмбальная пункция проводится крайне редко и только по особым показаниям.

Парецкая А.М.

www.detskydoctor.ru

Если ребенок упал... - запись пользователя Евгения (kriniton) в дневнике

Если ребенок упал... После падения у ребенка в зоне удара появляется покраснение, малыш чувствует боль. Если в течение нескольких минут в этом месте не появляется выраженный быстро нарастающий отек, а отмечается лишь незначительная припухлость, то, как правило, это указывает на ушиб мягких тканей головы (который не относится к ЧМТ). К больному месту необходимо приложить что-то холодное (пузырь со льдом, полотенце, смоченное холодной водой - не забывайте его периодически заново смачивать - и пр.). Холодный компресс прикладывают не меньше чем на 5-15 минут (или хотя бы на то время, на сколько это позволит сделать малыш, - зачастую такая процедура вызывает активный протест), И главное - сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить ребенка. Внешние признаки сотрясения головного мозга у детей первого года жизни довольно скудные. Для младенцев потеря сознания на фоне сотрясения головного мозга - большая редкость, в отличие от детей дошкольного и школьного возраста и взрослых. Также они не могут пожаловаться на головную боль. Они просто сразу начинают громко плакать, возникает двигательное беспокойство. После крика могут уснуть. Проснувшись, капризничают, отказываются от пищи. 3атем появляется рвота (обычно однократная) или частое срыгивание. В первую ночь после травмы дети плохо спят. Чем более выражены указанные нарушения в поведении ребенка и чем они продолжительнее, тем вероятнее страдание мозга. Возможна и другая реакция на травму: после сна у ребенка внешние признаки травмы исчезают и создается ложное представление о выздоровлении. Это опасное заблуждение: состояние малыша может резко ухудшиться. Если после падения был длительный промежуток времени (от одной до нескольких минут) между самим падением и криком малыша от удара, скорее всего, имела место потеря сознания. Наличие такого признака чаще свидетельствует об ушибе головного мозга. Но иногда в подобной ситуации родители теряют счет времени, им трудно сориентироваться, много прошло времени с момента падения ребенка или мало, была потеря сознания или нет. Даже если ребенок просто зашелся в крике от удара, но перед этим какое-то время было тихо, родителей такая ситуация должна насторожить и ее следует отнести за счет более тяжелой патологии. Это позволит, не теряя времени, обратиться за медицинской помощью и выяснить серьезность травмы. Ушиб головного мозга сопровождается нарушением его кровотока различной степени выраженности (от снижения до полного прекращения), отеком вещества мозга, кровоизлияниями в мозг, возможно развитие парезов и параличей . Другие признаки патологии - такие же, что и при сотрясении, но только более выраженные: многократная рвота, длительное беспокойство и пр. При тяжелых ушибах головного мозга развивается кома . Если при ушибе головного мозга произошло кровоизлияние в его вещество, то это приводит к сдавлению мозга, при котором возможно повреждение жизненно важных центров дыхания и сердечной деятельности, что нарушает их функционирование вплоть до полного прекращения жизнедеятельности организма. Как правило, у детей с внутричерепными кровоизлияниями отмечается угнетение сознания. Степень нарушения сознания может быть различной в зависимости от степени поражения мозга - от выраженной сонливости до коматозного состояния. При падении с высоты у детей возможны переломы костей черепа (открытая ЧМТ), которые также могут сдавливать мозг. Переломы костей черепа у младенцев наиболее часто определяются по трещинам линейным переломам. По их локализации, протяженности, ширине можно судить о тяжести травмы. Так, расхождение краев костного перелома может свидетельствовать о том, что имеется разрыв твердой мозговой оболочки, и это является показанием к операции. Более редки вдавленные переломы (вмятины). При этом кость вогнута внутрь черепа, костные фрагменты сдавливают мозг. Такие переломы также требуют хирургического вмешательства. В зоне перелома появляется быстро нарастающий отек, который может быть результатом скопления крови в мягких тканях (гематома) из-за повреждения их отломками костей. Зачастую именно наличие такого отека (шишки) на голове ребенка заставляет родителей обратиться к врачу, в то время как сам момент получения травмы или ее последствия бывают незамеченными. Что нужно сделать в первую очередь, если ребенок упал Настоятельно советуем родителям, чьи дети получили травму головы: даже если, на ваш взгляд, малыша ничего не беспокоит, он упал с незначительной высоты, перестал плакать и пр., незамедлительно обратитесь за помощью к следующим врачам: детскому невропатологу, травматологу, нейрохирургу. Для этого необходимо вызвать бригаду скорой помощи на дом, и вас с ребенком доставят в специализированный стационар, Либо обратитесь к указанным специалистам самостоятельно. В случае, если они не подтвердят патологию, можно будет спокойно вернуться домой. Необращение к врачу опасно поздней диагностикой травмы, утяжелением течения ее заживления, возможностью возникновения комы. Все это требует лечения в условиях реанимации, в ряде случаев - оперативного вмешательства. Позднее обращение к врачу повышает риск смертельного исхода, удлиняет период восстановления и ухудшает его итог, вплоть до того, что ребенок может стать инвалидом. Где лечат черепно-мозговые травмы По существующим правилам (стандартам), все дети с черепно-мозговой травмой должны быть госпитализированы. Дети с сотрясением головного мозга (легкой черепно-мозговой травмой) могут лечиться в неврологическом и нейрохирургическом отделениях. Больные с более тяжелыми формами травм должны лечится в нейрохирургическом отделении (при наличии такового в конкретном регионе). Для проведения обоснованного целенаправленного лечения требует комплексного обследования ребенка, которое возможно только в стационаре. В это обследование включаются тщательные исследования нервной системы, вестибулярного аппарата, органов зрения, слуха и другие исследования. В приемном отделении ребенка осматривают, выявляют признаки, свидетельствующие о повреждении костей черепа или травме мозга, расспрашивают родителей о состояния ребенка после падения и пр. Методы диагностики черепно-мозговых травм Важным обследованием при травме головы у младенцев является нейросонография - исследование структуры мозга с помощью ультразвукового аппарата через большой родничок ребенка (такое исследование возможно до тех пор, пока не закрылся большой родничок, - до 1-1,5 лет). Этот метод прост в применении, не оказывает негативного влияния на организм, дает достаточно информации для определения тактики лечения больного. С его помощью можно, прежде всего, исключить или определить наличие внутричерепных кровоизлияний (наиболее опасных для жизни). Единственным ограничением его применения может быть отсутствие в больнице УЗ-аппарата или специалиста, умеющего на нем работать (например, не во всех больницах страны, имеющих УЗ-аппараты, можно провести экстренную нейросонографию в ночное время, так как специалист работает днем, и пр.). При подозрении на внутричерепное кровоизлияние (особенно если по разным причинам нет возможности сделать нейросонографию) проводится люмбальная пункция - лечебно-диагностическая манипуляция, при которой полой иглой, соединенной со шприцом, осуществляется прокол в области второго - четвертого поясничных позвонков одного из пространств спинного мозга (подпаутинного пространства) и забор порции спинно-мозговой жидкости для исследования под микроскопом. По наличию клеток крови в спинно-мозговой жидкости и судят о наличии внутричерепного кровоизлияния. Кроме того, существуют более сложные методы исследования головы ребенка: компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ). Компьютерная томография (КТ) (от греч. tomos - отрезок, слой + греч. Grapho - писать, изображать) - метод исследования, при котором с помощью рентгеновских лучей получают изображения определенного слоя (среза) человеческого тела (например, головы). При КТ лучи попадают на специальное устройство, передающее информацию в компьютер, который обрабатывает полученные данные о поглощении рентгеновских лучей организмом человека и выводит изображение на экран монитора. Таким образом фиксируются мельчайшие изменения поглощаемости лучей, что в свою очередь и позволяет увидеть то, что не видно на обычном рентгеновском снимке. Необходимо отметить, что лучевая нагрузка при КТ значительно ниже, чем при обычном рентгеновском исследовании. Магнитно-резонансная томография (МРТ) - метод диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В его основе лежит способность некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса. Для МРТ разработаны различные импульсные последовательности изображения исследуемых структур для получения оптимального контраста между нормальными и измененными тканями. Это один из самых информативных и безвредных методов диагностики. Но широкое использование КТ и МРТ в раннем детском возрасте затруднено, из-за необходимости проводить это обследование у детей в состоянии обездвиженности (под наркозом), так как необходимым условие успешного проведения методики, является неподвижность пациента, чего невозможно добиться от младенца. Как снизить вероятность черепно-мозговой травмы Травмы у детей случаются чаше всего в присутствии взрослых, и это лишний раз свидетельствует о нашей невнимательности или легкомыслии и беспечности, а также о том, что мы плохо представляем себе двигательные умения малютки. Родители должны предусматривать появление новых двигательных навыков у ребенка и предпринимать меры безопасности. Так, месячный ребенок, лежа на животе, может оттолкнуться стопами от бортика пеленального стола, от спинки дивана, кровати и упасть. Каждый следующий навык или движение малыша (попытки садиться, ползать, стоять и пр.) может также привести к "неожиданным" травмам. Ребенок, пытаясь вставать, может выпасть из коляски, из детского стула, особенно если его забыли пристегнуть. Родители, не подозревая о новых возможностях малыша, бывают излишне беспечны, оставляя его без присмотра. Если вам надо отойти, не оставляйте ребенка одного лежащим на любой высокой (и не очень) поверхности, положите малыша в кроватку, манеж или даже на пол. Пристегивайте ребенка в стульчике и коляске. Если в доме есть лестница, поставьте защитное ограждение, чтобы малыш не мог упасть с нее вниз или взобраться высоко и затем упасть. Небезопасными могут быть и "ходунки": дети, находясь в них, могут сильно отталкиваться, ударяться обо что-либо, переворачиваться, также падать с лестницы. От использования такого средства передвижения лучше отказаться. "Прыгунки" опасны непредсказуемостью движений: например, ребенок в них может столкнуться со стеной. Самая важная роль в снижении детского травматизма отводится профилактике, и главное в ней - внимательное отношение взрослых к детям и их безопасности. Среди разнообразных повреждений организма травмы головы составляют 30-50% от всех повреждений у детей. И ежегодно эта цифра увеличивается на 2%. признаки перелома или трещины

www.babyblog.ru

Что делать, если ребенок упал? - Блог Наши дети - Здоровье - От 0-1 года

Сегодня мы были на плановом осмотре у врача и я была слегка шокирована... Шокирована мамочкой, которую параллельно со мной принимал другой врач. Ее история такова: ребенку 2 месяца. Месяц назад она его уронила, у малыша черепно-мозговая травма, перелом ключицы. А чем, собственно, я шокирована? К врачу она обратилась только сейчас! Всё это время они лечились дома. Пока нас взвешивали и мерили, мой один глаз и полтора уха были у другого стола, я слушала лекцию врача и оправдания мамы. Я ее ни в коем случае не виню, ситуации бывают разные и, увы, дети на анонсируют нам свои движения, и упасть может абсолютно любой малыш. В связи с этим созрел пост: что делать, если малыш упал? К каким врачам обращаться в первую очередь и что предпринять самой маме?

 

 

Типичные случаи получения черепно-мозговых травм младенцами

  • Малыш лежит на пеленальном столе или на диване, мама на несколько мгновений отворачивается, и ребенок падает на пол.
  • Кроха оставлен без присмотра в высоком стульчике. Он отталкивается ногами от стола и вместе со стульчиком падает на спину.
  • Малыш пытается вставать в кроватке. Что-то за пределами кроватки или манежа заинтересовало его, и он перевешивается через бортик и падает.
  • Малютку оставили сидеть в коляске, не предполагая, что он попытается встать и, не найдя опоры, упадет вниз.

 

Что такое черепно-мозговая травма?

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) - это механическое повреждение черепа и внутричерепных структур (головного мозга, сосудов, нервов, оболочек мозга). Проявление черепно-мозговой травмы у детей существенно отличается от симптомов, характерных для взрослых, и обусловлены они особенностями детского организма, а именно:

  • процесс окостенения черепа малыша еще незавершен, кости черепа пластичные, гибкие, соединение их между собой неплотное
  • мозговая ткань незрелая, насыщена водой, не закончена дифференцирование структур нервных центров и системы кровообращения мозга.

 

Таким образом, с одной стороны, мозговая ткань имеет большие компенсаторные возможности и, так называемый, запас прочности (мягкие кости черепа и бОльшее количество жидкости в мозге, чем у взрослых, могут амортизировать удар). С другой стороны, поскольку травме подвергается именно незрелая ткань мозга, это может привести к нарушению развития его структур, и спровоцировать в дальнейшем ограничение психического развития, эмоциональные нарушения и пр.

 

 

Внешние проявления травм головы

Поскольку относительный вес головы младенца значительно больше веса корпуса малыша, при падении он прежде всего ударяется головой и чаще всего теменной областью. Очень редко травмируются лобная и затылочная области головы. После падения у ребенка в зоне удара появляется покраснение, малыш чувствует боль. Если в течение нескольких минут в этом месте не появляется выраженный быстро нарастающий отек, а отмечается лишь незначительная припухлость, то, как правило, это указывает на ушиб мягких тканей головы (который не относится к ЧМТ). К больному месту необходимо приложить что-то холодное (пузырь со льдом, полотенце, смоченное холодной водой - не забывайте его периодически заново смачивать - и пр.). Холодный компресс прикладывают не меньше чем на 5-15 минут (или хотя бы на то время, на сколько это позволит сделать малыш, - зачастую такая процедура вызывает активный протест). 

 

 

И, главное - сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить ребенка. Внешние признаки сотрясения головного мозга у детей первого года жизни довольно скудные. Для младенцев потеря сознания на фоне сотрясения головного мозга - большая редкость, в отличие от детей дошкольного и школьного возраста и взрослых. Также они не могут пожаловаться на головную боль. Они просто сразу начинают громко плакать, возникает двигательное беспокойство. После крика могут уснуть. Проснувшись, капризничают, отказываются от пищи. 3атем появляется рвота (обычно однократная) или частое срыгивание.

 

В первую ночь после травмы дети плохо спят. Чем более выражены указанные нарушения в поведении ребенка, и чем они продолжительнее, тем вероятнее страдание мозга. Возможна и другая реакция на травму: после сна у ребенка внешние признаки травмы исчезают и создается ложное представление о выздоровлении. Это опасное заблуждение: состояние малыша может резко ухудшиться. Если после падения был длительный промежуток времени (от одной до нескольких минут) между самим падением и криком малыша от удара, скорее всего, имела место потеря сознания. Наличие такого признака чаще свидетельствует об ушибе головного мозга. Но иногда в подобной ситуации родители теряют счет времени, им трудно сориентироваться, сколько именно времени прошло с момента падения ребенка, много или мало, была потеря сознания или нет. Даже если ребенок просто зашелся в крике от удара, но перед этим какое-то время было тихо, родителей такая ситуация должна насторожить. Это позволит, не теряя времени, обратиться за медицинской помощью и выяснить серьезность травмы. Ушиб головного мозга сопровождается нарушением его кровотока различной степени выраженности (от снижения до полного прекращения), отеком вещества мозга, кровоизлияниями в мозг, возможно развитие парезов и параличей.

 

Другие признаки патологии - такие же, что и при сотрясении, но только более выраженные: многократная рвота, длительное беспокойство и прочее. При тяжелых ушибах головного мозга развивается кома. Если при ушибе произошло кровоизлияние в вещество головного мозга, то это приводит к сдавлению мозга, при котором возможно повреждение жизненно важных центров дыхания и сердечной деятельности, что нарушает их функционирование вплоть до полного прекращения жизнедеятельности организма. Как правило, у детей с внутричерепными кровоизлияниями отмечается угнетение сознания. Степень нарушения сознания может быть различной, в зависимости от степени поражения мозга - от выраженной сонливости до коматозного состояния. При падении с высоты у детей возможны переломы костей черепа (открытая ЧМТ), которые также могут сдавливать мозг. Переломы костей черепа у младенцев наиболее часто определяются по трещинам, линейным переломам. По их локализации, протяженности, ширине можно судить о тяжести травмы. Зачастую наличие отека (шишки) на голове ребенка заставляет родителей обратиться к врачу, в то время как сам момент получения травмы или ее последствия бывают незамеченными.

 

Что нужно сделать в первую очередь, если ребенок упал

Специалисты настоятельно советуют родителям, чьи дети получили травму головы, следующее: даже если, на ваш взгляд, малыша ничего не беспокоит, он упал с незначительной высоты, перестал плакать, незамедлительно обратитесь за помощью к следующим врачам: детскому невропатологу, травматологу, нейрохирургу. Для этого необходимо вызвать бригаду скорой помощи на дом, и вас с ребенком доставят в специализированный стационар, Либо обратитесь к указанным специалистам самостоятельно. В случае, если они не подтвердят патологию, можно будет спокойно вернуться домой. Необращение к врачу опасно поздней диагностикой травмы, утяжелением течения ее заживления, возможностью возникновения комы. Всё это требует лечения в условиях реанимации, в ряде случаев - оперативного вмешательства. Позднее обращение к врачу повышает риск смертельного исхода, удлиняет период восстановления и ухудшает его итог, вплоть до того, что ребенок может стать инвалидом.

 

 

 

Как снизить вероятность черепно-мозговой травмы

Травмы у детей случаются чаше всего в присутствии взрослых, и это лишний раз свидетельствует о нашей невнимательности или легкомыслии и беспечности, а также о том, что мы плохо представляем себе двигательные умения малютки. Родители должны предусматривать появление новых двигательных навыков у ребенка и предпринимать все необходимые меры безопасности. Так, месячный ребенок, лежа на животе, может оттолкнуться стопами от бортика пеленального стола, от спинки дивана, кровати и упасть. Каждый следующий навык или движение малыша (попытки садиться, ползать, стоять и пр.) может также привести к «неожиданным» травмам. Ребенок, пытаясь вставать, может выпасть из коляски, из детского стула, особенно, если его забыли пристегнуть. Родители, не подозревая о новых возможностях малыша, бывают излишне беспечны, оставляя его без присмотра. Если вам надо отойти, не оставляйте ребенка одного, лежащим на любой высокой (и не очень) поверхности, положите малыша в кроватку, манеж или даже на пол. Пристегивайте ребенка в стульчике и коляске. Если в доме есть лестница, поставьте защитное ограждение, чтобы малыш не мог упасть с нее вниз или взобраться высоко и затем упасть.

 

 

Небезопасными могут быть и «ходунки»: дети, находясь в них, могут сильно отталкиваться, ударяться обо что-либо, переворачиваться, также падать с лестницы. От использования такого средства передвижения лучше отказаться. «Прыгунки» опасны непредсказуемостью движений: например, ребенок в них может столкнуться со стеной. Самая важная роль в снижении детского травматизма отводится профилактике, и главное в ней - внимательное отношение взрослых к детям и их безопасности. Среди разнообразных повреждений организма у детей, травмы головы составляют 30-50% от всех повреждений. Ежегодно эта цифра увеличивается на 2%.

 

Пусть наши детки всегда будут здоровы!

 

 

 

pandaland.kz


Смотрите также

">