ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. Расположение социальных слоев на социальной лестнице


Социальные слои общества. Представители социальных слоев

Термин «социальные слои» появился в XX веке. Эти единицы общественной иерархии объединяют людей с определенным набором черт и характеристик.

Социальные классы и слои

В науке социальные слои являются инструментом социальной стратификации – деления общества по разным признакам. Это проблему ученые изучали с самых древних времен. Социальные слои как понятие появились в XX столетии. До этого был распространены другие единицы иерархии – касты и сословия.

В XIX веке было популярно учение о социальных классах. Это явление впервые исследовали Адам Смит и Давид Рикардо – классики политэкономии. Классовую теорию наиболее полно развил и раскрыл немецкий ученый Карл Маркс. Современные социальные слои переняли некоторые черты из его учения.

Дихотомическое деление общества

Для социальных слоев характерна классификация по нескольким определяющим признакам. Это благосостояние, власть, образование, досуг и потребление. Данные индикаторы являются признаками неравенства и социальных дистанций между разными членами общества.

Существует несколько моделей деления населения на слои. Самой простой является идея о дихотомии – раздвоенности общества. Согласно данной теории, социум делится на массы и элиты. Такая специфика была особенно характерна для самых древних цивилизаций. В них ярко выраженное социальное неравенство было нормой. Кроме того, в таких обществах появлялись касты так называемых «посвященных» - жрецов, вождей или старейшин. Современная цивилизация от таких социальных конструкций отказалась.

Социальная иерархия

Согласно современной стратификации, социальные слои общества имеют определенные статусные признаки, которые и объединяют людей. Между ними есть чувство связанности и принадлежности к одной общности. При этом индикаторы слоя несут только оценку «лучше – хуже» или «больше – меньше».

К примеру, если речь идет об образовании, то люди делятся на закончивших школу или университет. Подобные ассоциации можно продолжать, говоря о доходах или карьерном росте индивида. Иначе говоря, социальные слои общества имеют строгую вертикальную иерархию. Это своеобразная пирамида, на вершине которой находятся «лучшие». Если, например, сравнивать баскетбольных болельщиков и любителей фольклора, то их разница будет не вертикальной, а горизонтальной. Такие группы под определение социальных слоев не подпадают.

Понятие статуса

Главной категорией в теории о социальных слоях является статус. Именно он имеет ключевое значение в современной стратификации общества. Нынешние социальные слои населения отличаются от классов XIX века еще и тем, что человек пожизненно не привязан к какой-либо группе. Как это выглядит на практике? Например, если мальчик родился в малоимущей семье, но при этом хорошо учился и благодаря своим талантам смог добиться высокого карьерного положения, то он, безусловно, перешел из одного слоя в другой.

Статус предполагает, что человек, который к нему относится, должен соответствовать определенным требованиям. Они касаются способности члена общества потреблять и производить блага. Для статуса, а значит, и для социального слоя важно соблюдение установленного в качестве нормы образа жизни.

Благосостояние и труд

Признаки, по которым делятся представители социальных слоев, можно разбить на несколько групп. Например, они связаны с экономическим положением человека. К этой группе относится наличие частной собственности, размеры и виды доходов. В целом эти признаки можно описать как уровень материального благосостояния. Согласно этому критерию, выделяются бедные, среднеобеспеченные и богатые слои. Также можно привести в пример низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников, проживающих в муниципальном жилье, владельцев недвижимости и т. д.

Понятие социального слоя затрагивает явление разделения труда. В этой иерархии речь идет о профессиональных навыках и подготовке человека. Труд каждого индивида находит разное приложение, и именно в этом отличии находит свое отражение очередной социальный слой. К примеру, можно выделить работников, занятых в сельском хозяйстве, промышленности, сфере обслуживания и т. д.

Власть и влияние

Не менее важны в социальной иерархии властные полномочия. Они определяются возможностью человека влиять на окружающих. Источником таких способностей может стать занимаемая высокая должность или обладание социально важным знанием. В этой иерархии можно выделить рядовых работников на муниципальном предприятии, менеджеров в малом бизнесе или, например, государственных руководителей.

В отдельную группу выделяются признаки влияния, авторитета и престижа. В данном случае большую роль играют оценки окружающих. Этот показатель не может быть объективным, поэтому его очень сложно замерить и обозначить в каких-то определенных рамках. Согласно такой характеристике, можно выделить неформальных лидеров, известных деятелей культуры, представителей государственной элиты и т. п.

Второстепенные признаки

Выше были описаны основные признаки, согласно которым выстроена современная стратификация общества. Однако, помимо них, есть и второстепенные черты. Они не имеют определяющего значения, но также влияют на положение личности в общей иерархии. То, какие социальные слои присутствуют в обществе в большей или меньшей мере, напрямую не зависит от этих черт. Их характер вспомогательный.

Этнонациональный признак в разных обществах влияет на положение человека в неодинаковой степени. В мультикультурных странах это качество вообще не играет роли. В то же время в современном мире есть еще достаточно стран, где царят консервативные национальные настроения. В таких обществах принадлежность к чужому этносу может оказаться решающим фактором в определении отнесения человека к тому или иному социальному слою.

Другие такие характеристики - это половозрастные, религиозные и культурные черты человека. Их совокупность влияет на круг общения индивида и его интересы. Также стоит отметить признак, связанный с местом проживания. В данном случае речь в основном идет о большой разнице между горожанами и сельчанами.

Люди со специфическим социальным статусом

Принадлежность к той или иной группе в обществе также зависит от некоторых качеств и психологических установок человека. В этом ряду ученые выделяют маргинальное положение в социуме. В нем оказываются безработные, люди без постоянного места жительства, беженцы. В некоторых обществах это могут быть также инвалиды и пенсионеры, условия жизни которых заметно хуже остальной части населения. Такая социальная пропасть возникает в странах, где существует безответственное государство. Если власти не могут обеспечить населению базовые признаки комфортной жизни, таких маргиналов с течением времени будет все больше.

Специфический статус есть и у людей с противоправным поведением. Это граждане, которые были осуждены за свои преступления. К ним относятся представители уголовного мира, лица, находящиеся в заключении в тюрьмах и других исправительно-трудовых учреждениях. Люди, оказавшиеся в маргинальной или преступной группе, как правило, не могут самостоятельно подняться по социальной лестнице или и вовсе не хотят этого.

fb.ru

Социальная мобильность — Мегаобучалка

 

Социальное неравенство.

 

Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными.

Естественные различия могут стать основой для возникновения неравных отношений между индивидами- сильные одерживают победу над слабыми, хитрые над простаками и т.д. Неравенство, обусловленное естественными различиями, является первой формой неравенства и в том или ином виде проявляется и у некоторых видов животных. Однако, главной чертой человеческого сообщества является социальное неравенство, связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются различия, которые порождены социальными факторами: разделение труда (умственный и физический), уклад жизни (городское и сельское население), уровень достатка и т.д. Социальные различия – это, прежде всего статусные различия. Они указывают на несхожесть выполняемых человеком функций в обществе, разные возможности и позиции людей, несовпадение их прав и обязанностей.

Социальные различия могут накладываться на естественные, и тогда, например, ученым становится умный, талантливый человек, но могут взаимно и не пересекаться. Нередки случаи, когда в ученые мужи пролезает бездарность, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию.

Общество крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, оно иерархизировано- в нем всегда одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими. «Что позволено Юпитеру – не позволено быку».

Может ли существовать общество без социального неравенства? Этот вопрос занимал многих мыслителей. Слишком много несправедливостей в нашу жизнь вносило и вносит социальное неравенство: недалекий человек с примитивным умом может оказаться на вершине социальной лестницы, а другой, трудолюбивый, одаренный всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и постоянно испытывать пренебрежительное к себе отношение. Из осознания вопиющей несправедливости окружающего мира рождались представления и мифы об ушедшем «золотом веке», когда все были равны, возникали утопические мечтания о создании общества равных возможностей и полного социального равенства.

Какие причины порождают неодинаковое положение людей в обществе? В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научные школы и направления трактуют его по-разному.

Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но, некоторые из них, с позиции этого организма, являются боле важными, другие менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство страны, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему

Т. Парсонс рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них, и, следовательно, может меняться по мере изменения самой системы ценностей.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство – это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т.д.), так, и из возможностей, позволяющих человеку достичь того, или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

В рамках экономического взгляда первопричиной социального неравенства объявляется неравное отношение к собственности, неравное распределение материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. Именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело К. Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истока социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринималось на двух уровнях:

· как свойство общества. История не знает общества без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов – это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство- неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике развития;

· неравенство воспринимается как неравное отношение между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в профессиональном статусе, в обладании собственностью, властью, в личных качествах. Этот подход получил в настоящее время распространение из-за того, что учитывает факторы, поддающиеся наблюдению, сопоставлению, обобщению, эмпирическому анализу.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, финансовых средствах по сравнению со своими малолетними детьми имеют возможность влиять на них, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе разделения на управленческий и подчиненный исполнительский труд. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. История различных обществ показывает, что каждое из них пыталось по-своему организовать социальное неравенство. Однако, несмотря на разнообразие социокультурных особенностей каждой страны, четко просматриваются три основных исторических типа организации социального неравенства:

· кастовая организация, предполагавшая жесткое иерархическое разделение всего населения на несколько слоев – каст. Между этими слоями существовали практически непреодолимые барьеры: запрещались браки между людьми, принадлежавшими к разным кастам, человек по своему желанию не мог сменить касту, принадлежность к которой определялась при его рождении. Индия- классический пример кастовой организации общества, и пережитки этой системы сохранились в этой стране до сих пор, поскольку индуизм, способствовал формированию в массовом сознании представлений о неизбежности такого способа организации социального неравенства;

· сословная организация, распространенная в традиционных обществах и предполагавшая деление общества на сословия – слои, обладающие в соответствии с традициями или законом неравными правами и обязанностями. В странах феодальной Европы было два высших сословия- дворянство и духовенство и непривилегированное третье сословие – купцы и ремесленники. Принадлежность к сословию переходила по наследству, но в отличие от кастовой системы возможность перехода из одного сословия в другое не исключалась, хотя и была редким явлением;

· организация неравенства в современном обществе отличается отсутствием жестких преград между различными слоями. Формально каждый человек может изменить свое положение в системе социальной иерархии, т.е. он не обречен на то, чтобы постоянно находиться в рамках своего слоя или класса, а ориентирован на достижения. Кроме того, социальные слои современного общества не обладают закрепленными в законах привилегиями и имеют одинаковые политические права.

В целом социальное неравенство было признано большинством исследователей упорядочивающим началом общества, способом саморегуляции взаимодействия людей и стимулом к их продвижению вверх по социальной лестнице.

 

 

megaobuchalka.ru

ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

ТОП 10:

7.1. Социальная дифференциация и социальное неравенство

7.2. Социальная мобильность

7.3. Изменение социальной структуры России

 

7.1. Социальная дифференциация и социальное неравенство

 

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас лю­дей дает основания говорить об их несхожести. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психологическими особенностями, называются естествен­ной дифференциацией. Однако главной чертой человече­ского общества является социальное неравенство, нераз­рывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией. Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укла­дом жизни (городское и сельское население), социаль­ными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Со­циальные различия могут накладываться на естественные.

Может ли существовать общество без социального неравенства? Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. Выделим заслуживающие внимания подходы к проблеме:

1. Функционализм объясняет неравенство, исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых раз­личными слоями, классами, общностями. Функционирова­ние, развитие общества возможно только благодаря разде­лению труда, когда каждая социальная группа осуществ­ляет решение соответствующих, жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. На основе иерархий социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих.

2. Т. Парсонс рассматривал социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособ­ность социальной системы. В его понимании расположе­ние социальных слоев на иерархической лестнице опреде­ляется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого их них, и, следовательно, может ме­няться по мере изменения самой системы ценностей. Каж­дый человек занимает определенное место в обществе, об­ретает свой статус. Социальное неравенство – это неравен­ство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе.

3. Укажем также на экономический подход. Наибо­лее ярко он проявился в марксизме. По его версии, именно по­явление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов.

История не знает общества без социального неравен­ства. Борьба людей, групп, партий, классов – это борьба за обладание большими социальными возможностями, пра­вами, преимуществами и привилегиями. Неравенство все­гда воспринимается также как неравное отношение между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти исток этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе.

 

Выявить основные принципы иерархического строе­ния общества призваны теории стратификации. Термин «стратификация» происходит от латинского stratum – слой, пласт и facio – делаю. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообра­зие, а определить вертикальную последовательность поло­жения социальных слоев, пластов в обществе, их иерар­хию.

Социологи едины во мнении, что основой стратифи­кационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Однако способ организации неравен­ства мог быть различным. К. Маркс ввел единственное ос­нование вертикального расслоения общества – обладание собственностью. Поэтому его стратификационная струк­тура фактически сводилась к двум уровням: класс собст­венников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия), и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). М. Вебер расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического – отношения к собст­венности и уровень доходов – он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определен­ным политическим кругам (партиям), отношение к власти. Статус, его престиж, рассматриваемые как основа страти­фикации общества, обладают важной чертой: они особенно остро ощущаются людьми. Равной долей престижа люди могут наделять и министра, и юриста, и врача, и артиста. Так, в одном американском исследовании престижа ста профессий респонденты отдали предпочтения судье Вер­ховного суда, физику, ученому ядерной физики, государ­ственному деятелю, преподавателю колледжа, химику, юристу, дипломату, зубному врачу, архитектору. П. Сорокин однозначно указывает на невозможность дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и отмечает наличие в обществе трех стратифи­кационных структур: экономической, профессиональной и политической. Стратификационная картина общества мно­гопланова, она явно состоит из нескольких напластований, не совпадающих полностью друг с другом.

 

После определения оснований стратификации перей­дем к рассмотрению ее вертикального среза. Он делится на 1) высший класс профессионалов, администраторов, 2) технических специалистов среднего уровня, 3) коммерче­ский класс, 4) мелкая буржуазия, 5) техники и рабочие, осуществляющие управленческие функции, 6) квалифици­рованные рабочие, 7) неквалифицированные рабочие. При выработке наиболее общего представления о социальной иерархичности общества достаточным является выделение трех основных уровней: высшего, среднего и низшего.

Как определяется удельный вес каждой страты? Ме­тодика замеров должна основываться, во-первых, на ис­пользовании статистических методов, позволяющих, в ча­стности, определить иерархию доходов населения. Во-вто­рых, социальный статус группы определяется на основе изучения общественного мнения, непосредственно отра­жающего значимость и ценность той или иной профессио­нальной или социальной группы.

П. Сорокин, отвергая тезис К. Маркса об абсолютном обнищании масс при капитализме, тем не менее, также был склонен считать, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост власти и богатства верхушки не беспределен. Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное вытягивание последнего чре­вато серьезными социальными катаклизмами, восста­ниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала [47. C. 285]. Описываемый процесс имеет и оборотную сторону, подмеченную П. Сорокиным. Неравенство – не только объективная данность социальной жизни, но и источник социального развития.

Плодотворной представляется идея Г. Зиммеля о том, что стабильность иерархической структуры общества за­висит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, ми­ровоззрение граждан, избегая при этом крайностей, при­сущих противоположным силам. Размывание среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов, чре­вато для общества серьезными потрясениями. Обнищание в условиях либерализации цен и падения производства ос­новной массы населения России резко нарушило социаль­ное равновесие в обществе, привело к выдвижению на первый план требований люмпенской части населения, ко­торая, как показывает исторический опыт, несет в себе большой разрушительный заряд, направленный в основ­ном на перераспределение, а не созидание национального богатства.

 

Социальная мобильность

Иерархическая структура общества не означает, что внутри нее не происходит какого-либо движения. Проис­ходит либо подъем, либо опускание значительных групп. И даже относительная устойчивость социальных слоев не исключает миграции отдельных индивидов по вертикали. Это передвижение по вертикали при сохранении самой стратификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность. Оговоримся, что само поня­тие «социальная мобильность» значительно шире и вклю­чает также горизонтальные перемещения индивидов и групп: переход их в иные, но равные по статусу профес­сиональные группы, территориальные перемещения и т.д. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения и связана с появлением но­вых групп, чей статус перестает соответствовать сложив­шейся системе иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие, менеджеры круп­ных предприятий («революция управляющих»). В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения со­циально-политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества.

Так, Россия в настоящее время переживает период смены политической и экономической элиты. Класс пред­при­нимателей, опираясь на финансовый капитал, неук­лонно расширяет свои позиции именно как класс, претен­дующий на право занимать верхние этажи социальной ле­стницы. Одновременно с ним поднимается новая полити­ческая элита, взращенная соответствующими партиями и движе­ниями. Экономические кризисы, сопровождающиеся мас­совым падением уровня материального благосостоя­ния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в дохо­дах, становятся первопричиной численного роста наи­более обездоленной части населения, всегда составляющей осно­вание пирамиды социальной иерархии. В таких усло­виях перемещение по нисходящей линии охватывает не одино­чек, а целые группы.

Итак, массовые групповые перемещения по верти­кали связаны, во-первых, с глубокими серьезными измене­ниями в социально-экономической структуре общества, обуславливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов.

Наиболее общие принципы индивидуальной мо­биль­ностибыли сформулированы П. Сорокиным. Со­временное общество отличается достаточно высокой ин­тенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Од­нако история не знала ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопро­тивления. Роль «сита» выполняют те же механизмы, кото­рые упорядочи­вают, регулируют и консервируют страти­фикационную систему. Это – социальные институты, регу­лирующие движение по вертикали, и своеобразие куль­туры, образа жизни каждого слоя. Так, система образова­ния обеспечи­вает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, кото­рый позволяет наиболее способным и одарен­ным под­няться на высшие этажи социальной иерархии. Чтобы за­крепиться в новой страте, необходимо приять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нор­мами и правилами. Этот процесс протекает достаточно бо­лезненно, так как человек нередко бывает вынужден рас­прощаться со старыми привычками, пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каж­дый свой поступок [47. C. 326].

Если социальные институты, по образному выраже­нию П. Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляю­щего своеобразный селективный контроль. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном простран­стве, называется в социологии маргинальностью. Марги­нал, маргинальная личность – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социо­культурной среде той страты, в рамках которой он фор­мально существует. Сознательные усилия, предпринимае­мые для адаптации к новым условиям, порождают серьез­ные внутренние противоречия, вызывают постоянные пси­хологические стрессы.

 



infopedia.su


Смотрите также