Парадная лестница


Эрмитаж. Иорданская лестница - Журнал Юрия Югансона

Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани – специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.Лестница выполнена Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли.

2 Белый мрамор скульптур и балюстрады, серый мрамор колонн, роскошная позолота гипсовой лепнины - всё вызывает восхищение. Давайте пройдёмся по ней?

3 Беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Она занимает всю высоту здания (высота 22 метра). Широкая лестница с удобными невысокими ступеньками - по ним хорошо подниматься в шикарных бальных платьях

4 Во время восстановления лестницы после пожара Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Балясины изготовлены из каррарского мрамора скульпторами Ф. Трискорни и Э. Модерни

5

6 Стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Атлант

7 Кариатида

8

9 Скульптуры "Правосудие" и "Милосердие"

10 На верхней площадке лестницы - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня. Десять монолитных колонн коринфского ордера украшают и поддерживают своды лестницы

11

12

13 В центральной нише установлена статуя "Владычица", привезённая из Таврического дворца

14

15

16 Центральном плафон лестницы площадью около 200 квадратных метров. На нём изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, которая покоится на падугах, декорированных фигурно-орнаментальными росписями в манере "гризайль". Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова

17 В 1898-1901 годах для освещения лестницы были использованы электрические осветительные приборы в виде люстр и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом

18 Они были изготовлены в необарочной стилистике под руководством архитектора Л.Н. Бенуа по рисунку художника В. Эмме на петербургском заводе А. Морана

19 Важнейшую роль в художественном оформлении лестницы выполняет скульптура и позолоченный лепной декор, над созданием которого работали крупнейшие мастера XIX века: Н.А. Устинов, А.М. Мануйлов, А.И. Теребенев

20

21 Кстати, основная масса посетителей - жители Поднебесной

Информация взята отсюда:http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/Press+Releases/hm16_10_12_02/?lng=ruи отсюда: http://anima.ucoz.ru/musey/ermit1/ermit_1_srv.html

yuhanson.livejournal.com

Виды лестниц. Всё о лестницах, их конструктив, чем отделывать лестницу

25.09.2011 | Рубрика: Статьи

Выбирая проект будущего дома, его хозяин старается найти такой вариант, в котором лестница занимала бы достойное место в жилище. В некоторых проектах лестница является гвоздем интерьера, ее главным украшением. Такая лестница должна иметь парадный вид и хорошо просматриваться с разных ракурсов. Правда, парадная лестница занимает много места. В другом случае лестница «играет» второстепенную роль в дизайне интерьера: она может находиться в стороне от парадного входа, и предназначена только для подъема на следующий этаж. Бывают и нестандартные решения, например, в гостиной размещается парадная лестница, а в скрытой от глаз части дома, лестница становится более скромной.

В настоящее время дизайнеры и архитекторы предлагают широкий ассортимент моделей лестниц, различающихся формами, размерами, декоративным оформлением, материалами, способом крепления.

Маршевые лестницы

Одно- или двухмаршевые лестницы имеют многовековую историю и считаются традиционными. Позже эти лестницы приобрели более сложные формы и конструкции, и их стали применять для украшения интерьеров дворцовых построек и усадебных домов.

Марш лестницы – это непрерывный ряд ступеней. Если в одном марше больше десяти ступенек, это вызывает неудобство и тогда его делят на несколько частей с промежуточными площадками. Конструкция стандартной лестницы состоит из косоуров и несущих балок, на которые врезаются проступи. Другая разновидность подобной конструкции – лестница на тетивах. Ступени в такой конструкции не врезаются, а крепятся к тетиве изнутри сбоку. Чтобы лестница не разрушилась, тетивы соединяют специальными затяжками, всю конструкцию тщательно закрепляют вверху и внизу. Такие лестницы отличаются особенной красотой.

Двухмаршевые лестницы L-образной формы с промежуточными площадками широко используются в индивидуальных домах. L-Образная лестница требует намного меньше площади, чем прямая модель при той же высоте ступней. У двухмаршевых лестниц первый марш ведет к небольшой промежуточной площадке, от которой расходятся два других марша в разные стороны. Подобная конструкция в основном используется в качестве парадной лестницы.

В последнее время все больше заказчиков выбирают лестницы на больцах, которые выглядят очень стильно и элегантно. Больцами называют опоры конструкции, металлические болты и тяжи. С их помощью к стене крепятся ступени и соединяются друг с другом. Преимущество больцовых лестниц в том, что при ремонте конструкции вы можете снять несколько поврежденных ступенек, не разбирая всю лестницу.

Винтовые лестницы

Зачастую винтовую лестницу в интерьере используют как архитектурно-декоративный элемент. Такие лестницы используют в помещениях, где по разным причинам не могут быть установлены другие лестничные конструкции. Угол крутизны ступенек у подобных лестниц равен 30-45º, что обеспечивает короткий путь между этажами. Винтовые модели не только украшают интерьер, но и экономят пространство. Обычно они ведут на цокольный этаж или на мансарду.

Несмотря на хрупкий вид, конструкция винтовых лестниц прочная. На центральную стойку по спирали крепятся ступени. В результате перекрытия ступенек образовывается профиль, которые называется лестничным винтом. Профиль может быть круглой или прямоугольной формы. Ступени не требуют большого количества креплений, поэтому винтовые лестницы можно установить как внутри, так и снаружи здания. Модели с круглой шахтой посередине конструктивно отличаются от лестниц с центральной стойкой.

Комбинированные лестницы

В последние годы сильно ужесточились требования к изготовлению лестниц. Покупатели хотят видеть лестницы новых, неповторяющихся форм. К тому же различные стили интерьера требуют от производителей индивидуальные лестницы с художественно-декоративным оформлением, чтобы они гармонировали с окружающим пространством.

Комбинированные лестницы имеют разнообразный декор и сложные формы, поэтому они очень популярны. Их можно использовать не только по прямому назначению, но и в качестве архитектурного украшения для дома. Косоуры для комбинированных лестниц могут быть металлическими, деревянными или бетонными, а ступни – стеклянными или деревянными. Материалы изготовления и способы крепления ступенек могут быть комбинированными. К примеру, первая часть лестницы устроена на косоурах, а с площадки второго этажа начинается винтовая.

Самые любопытные и невероятные модели лестниц рождаются в процессе творчества. Например, изогнутые, треугольные или S-образные лестницы, с асимметричными ступенями или, наоборот, с ломаными очертаниями.

Подвальные и чердачные лестницы.

В некоторых случаях между этажами невозможно установить стационарные лестницы, к примеру, из-за маленького размера проема. Лестницы хозяйственного назначения предназначены для установки в нестандартных местах, они достаточно прочны и надежны. Ступени способны выдержать до150 кг. Учитывая, что подвалы в домах неглубокие, обычно до2 метров, подвальные лестницы делают одномаршевыми и узкими (ширина не более 60 см).

Для подъема на чердак используют упрощенные варианты лестниц. Их можно сложить и задвинуть в междуэтажное перекрытие. Крышка люка, ведущая в чердак, делается огнезащитной, утепленной и пылезащитной, чтобы при открывании крышки пыль не попала в глаза. Также разработаны системы, откидывающие крышку люка автоматически – вам достаточно нажать на пульт.

Чтобы вытянуть лестницу, достаточно приоткрыть крышку люка и потянуть специальным крючком за кольцо. Затем крышка откроется, и сложенная лестница легко опустится. Вам останется лишь потянуть за нижнюю ступеньку и опустить раскладывающуюся конструкцию на пол. Убирается чердачная лестница также просто: сначала сложите конструкцию, а затем приподнимите крышку люка, и механизм сам затянет его внутрь.

Раздвижная чердачная лестница, или как ее еще называют – ножничная, состоит из литых алюминиевых или оцинкованных элементов, и работает по типу сжатия. Часто поверхность лестниц покрывают эмалью, а на ступени накладывают антискользящие насечки.

Материалы

Самыми распространенными материалами для изготовления лестниц являются дерево, металл, камень, бетон, специальное прочное стекло, композитные материалы. Для изготовления ограждений используют традиционные металлы и дерево, а также архитектурное стекло, сталь и поликарбонат.

Наиболее востребованным материалом остается тщательно отобранная и высушенная древесина. Из качественной древесины изготавливают несущие конструкции. Особенно красивыми получаются лестницы из дуба и бука. Более дешевые и простые конструкции – из хвойных пород: лиственница, сосна.

Виды лестниц

В домах часто устанавливают прямые лестницы, по ним удобно подниматься, но они занимают слишком много места. Чтобы эффективно использовать пространство под лестницей, там можно разместить полки.

Лестницы с промежуточными площадками и несколькими маршами очень удобны – поднимаясь по лестнице, человек может сделать небольшую паузу. При тщательном проектировании уделяется время и на правильное расположение лестничных ограждений.

В прихожих часто используют лестницы с поворотом 1/4 и 1/2, так как они занимают мало места. Однако у них есть один минус: ширина ступенек меняется и это не совсем удобно.

Чтобы лестница была удобной и безопасной, учитывайте при проектировании конструкции соотношение размеров лестницы: высоту подступенка (расстояние между верхним краем одной ступени и следующей) и глубину ступени (ширину проступи). Чтобы вычислить правильное соотношение, воспользуйтесь следующими формулами:

формула удобства:

b – a =12 см

формула шага:

2a + b =63 см

формула безопасности:

a + b =46 см,

где a — высота подступенка,

b — ширина проступи.

Высота подступенки обычной лестницы должна быть от 12 до20 см, а ширина проступи находится в диапазоне от 25 до35 см. Лестница считается удобной, если ширина марша составляет 90-100 см. Для безопасности конструкция должна быть оснащена ограждением. Если промежуточные элементы ограждений расположены горизонтально, то есть опасность, что дети начнут карабкаться по ним, при вертикальном расположении соблюдайте такое расстояние между элементами, чтобы сквозь них невозможно было пролезть. Помните: заботясь о красоте, не следует забывать о безопасности лестницы, особенно, если в доме есть маленькие дети.

  Архитектурное бюро Алексея Сухова | arch-buro.com

Похожие темы или то что вам будет интересно посмотреть:

Тэги: Лестницы

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях:

arch-buro.com

Парадная лестница - Фотогалерея — Энциклопедия Царского Села

1. Парадная лестница Екатерининского дворца
5 ноя 2009 1
1840. И.Монигетти. Разрез дворца и проектируемой парадной лестницы
24 июл 2010 0
1850-е конец. Проект Парадной лестницы И.Монигетти
23 мар 2013 0
1860. И.Монигетти. Парадная лестница, рисунок мраморной решетки
24 июл 2010 0
1860. И.Монигетти. Парадная лестница, рисунок мраморной решетки
24 июл 2010 0
1860. И.Монигетти. Парадная лестница, рисунок мраморной решетки
24 июл 2010 0
1860. Парадная лестница Екатерининского дворца. Эскиз
24 апр 2011 0
1860. Парадная лестница. Проект И. Монигетти
30 июн 2010 0
1860. Плафон Парадной лестницы. Проект И. Монигетти
24 мар 2013 0
1880. Парадная лестница
19 мая 2016 0
1900-е гг. Парадная лестница Екатерининского дворца
5 мая 2010 1
1900-е. Парадная лестница
20 мая 2016 0
1900-е. Парадная лестница
20 мая 2016 0
1900-е. Парадная лестница Большого дворца
18 мар 2010 0
1902. Парадная лестница Большого дворца. К. Булла
19 авг 2013 0
1910-е. Парадная лестница Большого дворца
11 фев 2010 0
1910-е. Парадная лестница Большого дворца
10 ноя 2011 0
1910-е. Парадная лестница Большого дворца
19 июл 2012 0
1912. Парадная лестница
22 мая 2013 0
1941 (?). Оккупанты на Парадной лестнице
19 сен 2012 1
1944. Парадная лестница
6 ноя 2009 0
1944. Парадная лестница Екатерининского дворца
12 ноя 2009 1
1944. Парадная лестница Екатерининского дворца
15 мая 2010 0
1944. Парадная лестница Екатерининского дворца
31 дек 2010 1
1944. Парадная лестница Екатерининского дворца
8 мар 2011 0
1945. Парадная лестница Екатерининского дворца
4 дек 2011 0
1967. Парадная лестница
5 окт 2012 0
1986. Парадная лестница
2 ноя 2012 0
Парадная лестница
11 ноя 2009 0
Парадная лестница
11 ноя 2009 0
Парадная лестница
11 ноя 2009 0
Парадная лестница
13 ноя 2009 0
Парадная лестница
17 ноя 2009 0
Парадная лестница
4 фев 2010 0
Парадная лестница
4 фев 2010 0
Парадная лестница
4 фев 2010 0
Парадная лестница
8 фев 2010 0
Парадная лестница
8 сен 2010 0
Парадная лестница
1 авг 2011 0
Парадная лестница
5 апр 2014 0
Парадная лестница. Барометр
4 фев 2010 0
Парадная лестница. Восточные вазы
11 ноя 2009 0
Парадная лестница. Восточные вазы
4 фев 2010 0
Парадная лестница. Восточные вазы
4 фев 2010 0
Парадная лестница. Декор дверей
6 ноя 2009 0
Парадная лестница. Декор дверей
4 фев 2010 0
Парадная лестница. Декор дверей
8 фев 2010 0
Парадная лестница. Десюдепорт
4 фев 2010 0

tsarselo.ru

Интерьеры Оперного театра. Парадные лестницы

Архитектура

Подковообразная форма тетрального здания обусловила размещение двух грандиозных по размаху и отделке парадных лестниц с боковых сторон зала вместо одной, сопряженной с центральным, главным входом. Обе лестницы оформлены совершенно идентично и расположены в массивных, огромного выноса боковых ризалитах, а их входы отмечены изящными портиками-аркадами, упомянутыми в разделе, посвященном фасадам театра.

Положение на схематическом плане

Окончательный проект театра, поперечный разрез одной из парадных лестниц и ее зала

У подножия каждой лестницы устроен просторный вестибюль, имеющий в плане форму сильно вытянутого прямоугольника. В торцах вестибюля расположены вычурные камины, выполненные на стыке лучших традиций барокко и рококо, над которыми в пустующих филенках когда-то располагались зеркала. Длинные стороны вестибюля заняты аркадами тройного входного портала и самой лестницы.

Вестибюль перед лестницей

Общий вид

Вид на лестницу от входа. Фото: С. Чирков

Крестовые своды декорированы изящной тонкой лепниной, в углах расположены пышные ионические пилястры из искусственного зеленого мрамора.

Подножие входного марша лестницы и арочные проемы по сторонам фланкированы колоннами, аналогичными пилястрам по отделке и исполнению.

По сторонам от лестничной аркады устроены изящно декорированные порталы проходов в партер.

От центрального входного марша (далее — нижний пролет (А.О.)), ведущего к бельетажу расходятся два боковых, более узких, обеспечивающих доступ к ложам первого яруса. Далее лестница продолжается широким центральным маршем (далее — верхний пролет (А.О.)), который ведет к верхним ярусам зала. Верхний пролет оканчивается площадкой террасы, края которой по осям боковых маршей скруглены, что в целом обогащает светотеневую и объемно-пространственную игру форм парадной лестницы.

Лестница, нижние ярусы

В перспективе нижнего пролета размещено огромное зеркало с пышным обрамлением в стиле рококо (на обоих лестницах навершия зеркал заметно отличаются), по сторонам которого расположены проходы к ложам бельетажа через фойе, а над ними проемы лоджий (уровень первого яруса). С них можно обозревать лестницу, находясь непосредственно в фойе. Над дверями проходов сохранились аутентичные обозначения, которые встречаются и в других местах театра.

Лестница, верхние ярусы

Каменные лестничные ограждения, композиционно разбитые на секции ажурного рисунка выкрашены в теплые кофейные тона. На площадках между маршами установлены массивные тумбы ограждений (цветом и фактурой иммитируют красный гранит), которые у подножия верхнего пролета служат постаментами для изысканных, скульптурно декорированных фонарей, покрытых позолотой. Менее пышные, но не менее изысканные фонари установлены здесь же на стойках ограждений площадки первого яруса, над боковыми маршами лестницы.

Один из фонарей (левосторонний), фланкирующих подножие верхнего пролета, фрагмент. Постобработка: Андрей Михайлов

Фонари, 1980-е г.г.

Под верхней террасой, по сторонам от ее скругленных изгибов на тех же ограждениях застыли скульптуры фавна и античной музы с тамбурином в руках.

Фрагмент верхнего пролета и площадки, открытка нач. XX в.

Лестничные ступени изготовлены из дорогих сортов мрамора, площадки — бетоно-мозаичные, со сложной и разнообразной орнаментацией, различной на всех этажах.

Просторные, наполненные светом и воздухом залы над вестибюлями (занимают высоту 1-3 ярусов) оформлены в лучших дворцовых традициях барокко и рококо. Нижние части стен трактованы как цоколь и рустованы, выше стены прорезаны сдвоенными и одинарными коринфскими пилястрами, скульптурно дополненными гермами-атлантами, расположенными и по углам зала (кроме основных стенных плоскостей). Следует отметить, что в качестве прототипов герм вероятнее всего были взяты гермы, украшающие первые этажи фасадов дрезденского Цвингера — степень сходства очень высока.

Основания пилястр и стенные плоскости между ними декорированы тонкой, покрытой позолотой лепниной растительного характера.

Общий вид одной из боковых стен зала

Канделябр

Атланты поддерживают строгий фриз (декорирован только картушами по углам) и развитый карниз, на который опираются своды огромного потолка. Над карнизом, между осями пилястр размещены полукруглые филенки, украшенные барельефами с путти, не имеющими повторений (это относится только к боковым стенам).

Внешние стены ризалитов, где расположены лестницы прорезаны большими полуциркульными окнами для их освещения, под которыми на уровне площадки первого яруса устроены двери ведущие на террасы портиков. В интерьеры лестничных залов они вписаны в виде порталов, венчаемых треугольными сандриками с путти.

Над дверными проемами проходов с верхней террасы к ложам второго яруса размещены разорванные барочные сандрики с картушами и путти по сторонам от них.

Отделанные многочисленной и разнообразной лепниной потолки над лестницами напоминают кружевные салфетки, где основными элементами композиций служат четыре барельефных филенки сложных криволинейных форм, присущих позднему барокко и круглой лепной розетки в центре. Вычурные изгибы растительной лепки разноображиваются фигурками путти, играющими на различных музыкальных инструментах. Как и в случае со стенными, сюжеты потолочных филенок не повторяются.

Центральная часть потолка

Интересное пространственно-планировочное решение и высочайший уровень художественного вкуса зодчих и скульпторов, создавших декоративное убранство лестничных залов и вестибюлей позволяют оценить парадные лестницы театра как вторые по значимости и размаху после зрительного зала.

Использованная литература и архивы

  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • «Архитектурная Энциклопедия». Г. В. Барановский
  • Персональный сайт Сергея Чиркова

Авторы

Благодарности

  • Компании «Пласке» и лично И. Липтуге за помощь и содействие в организации фотосъемки интерьеров театра.

archodessa.com


Смотрите также