К нам приехала коричневая лестница…. Монтессори лестница


Коричневая лестница

Я даже и не планировала покупать этот материал себе домой, он имеет достаточно внушительные размеры, но он сам ко мне напросился  🙂

Просто заехав в магазин «Мир Монтессори» увидела эту самую коричневую лестницу на комиссионной продаже за 300 руб!!!! Ну не могла пройти мимо!!!

Я даже  не ожидала, что ребенок так проникнется коричневой лестницей. В центре, в который мы ходим, он давно познакомился с этим материалом, но дальше знакомства процесс не пошел. Дома же он настолько проникся всевозможными построениями, что каждый раз с восторгом показывает свои получившиеся постройки.

Для справки:

Коричневая лестница – один из классических сенсорных материалов, который направлен на развитие зрительного восприятия размеров. Формирования сенсорной базы для введения понятий толстый-тонкий, толще чем, самый толстый, тоньше чем и т.д. Косвенно этот материал подготавливает ребенка к обучению математике.

Особенности материала: Этот материал состоит из 10 призм (подготовка к восприятию десятичной системы) разной величины.

Каждая призма имеет одинаковую длину, а ширина каждой стороны отличается на 10 мм. Призмы Коричневой лестницы выстраиваются строго от самой толстой к самой тонкой, и все другие построения сохраняют этот принцип.

Сначала начинаем с освоения построения лестницы от самой толстой к самой тонкой. После, проверяем правильность построения самой маленькой призмой:IFSONY DSCЕще один способ проверки и уже ставшее традиционное развлечение — прокатить шар по лестнице. Иногда, мама пытается запутать и меняет построение лестницы, и тогда шар попадает в ловушку:SONY DSC SONY DSCОсобенно впечатляет огромной высоты башня:SONY DSCНу а дальше идут различные способы построения с соблюдением принципа от толстого к тонкому:SONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCКоричневая лестницаЗдесь можно поставить многоточие, и дальше фантазировать бесконечно, а если еще добавить розовую башню, то…Но об этом в новых статьях…

Получайте новости блога себе на почту:

kkrasnova.ru

Розовая башня, коричневая лестница, цилиндры и работа с ними

Больше всего в Монтессори-среде я люблю зону сенсорики, хотя нет - еще математики, ну и космос, конечно). Но все же сенсорика - это волшебство. Интересно, что когда эти материалы видят случайные люди,  они совсем не представляют, что с ними нужно делать. Но думают они так лишь в том случае, если они взрослые, а вот если они дети, то быстро разберутся, что к чему. Мне кажется, нет в Монтессори-среде более интуитивно понятного материала для ребенка, чем розовая башня, коричневая лестница, блоки с цилиндрами и коробочки с цветными цилиндрами. О них я сегодня и расскажу.

Для чего нужны сенсорные материалы? Как сейчас помню ответ на этот вопрос еще со времен учебы на курсах Монтессори - сенсорные материалы нужны для развития и утончения чувств. Размер, длина, объем, форма, цвет - все эти свойства предметов мы способны воспринимать с помощью наших чувств, в данном случае - с помощью зрения и осязания. Монтессори-материалы помогают развивать чувства восприятия до максимальных возможностей. Конечно, цвета и формы ребенок способен выучить без специальных материалов, но Монтессори-материалы помогают не просто научиться отличать большой куб от маленького, а красный цилиндр от зеленого, они помогают развить тонкое чувство восприятия предметов в пространстве и во взаимодействии друг с другом. С помощью Монтессори-материалов ребенок учится находить пары одинаковых или похожих предметов, а также выстраивать сериационный ряд - упорядочивать предметы по определенному признаку (от большего к меньшему, например).

Итак, четыре материала, о которых я сегодня хочу рассказать - это базовые сенсорные материалы, основа основ. Работать с ними можно начинать с 1,5 лет. Просто для малышей они имеют упрощенные вариации.

Розовая башня - символ методики Монтессори. Представляет собой десять деревянных кубов, длины ребер которых уменьшаются на 1 см. Работая с башней ребенок учится визуально различать величину, учится сравнивать предметы по размеру, учится строить сериационный ряд, усваивает понятия "большой" и "маленький"

На этом видео вы можете посмотреть классическую презентацию работы с розовой башней,  а также вам продемонстрируют то, как ребенок может проверить себя после ее построения. Еще там рассказывается о том, что если ребенок собирает башню, не соблюдая правильного порядка, в этом нет ничего страшного, это в любом случае взаимодействие с материалом и рано или поздно малыш научится видеть свои ошибки и соберет башню так как следует. Поправлять его не нужно. Во второй половине видео Монтессори-педагог проводит трехступенчатый урок на усвоение понятий "большой-маленький", "большой-больше-самый большой"

Но это только на первый взгляд кажется, что из розовой башни можно строить только собственно башню. На самом деле у этого материала много возможностей. 

Кубы можно раскладывать по проекциям 

Карточки с проекциями можно приобрести на этом сайте, а проще сделать самим

Из розовой башни можно строить замысловатые фигуры по схемам

Pink Tower Extension 1Pink Tower Extension 4 Схемы можно также изготавливать самим - это могут быть фотографии или нарисованные карточки, но тот кто экономит время может заказать набор таких карточек через Интернет, например здесь К сожалению, самый главный недостаток материалов Монтессори - это их цена. Увы, но цены настолько высоки, что купить даже только основные материалы - очень накладно. Некоторые родители находят выход из положения и изготавливают Монтессори-материалы самостоятельно. Вот, например, схема изготовления розовой башни из картона. Инструкция

Ну а вместе с малышом вы сможете сделать украшения на елку в виде маленьких башенок

  Инструкцию по изготовлению башенки вы найдете здесь, а мы переходим к следующему материалу.

Коричневая лестница представляет собой десять призм, окрашенных в коричневый или черный цвет. Длины ребер боковых сторон призмы уменьшаются на 1 см. С помощью этого материала ребенок учится визуально различать площади и объемы, знакомится с понятиями "толстый" и "тонкий", учится строить сериационный ряд, развивает пространственное мышление

На этом видео педагог очень медитативно показывает классическую презентацию работы с коричневой лестницей, также ближе к концу, если вам хватит терпения:), вы сможете увидеть как проверить правильность построения лестницы с помощью самой маленькой призмы

Упражнения с коричневой лестницей аналогичны упражнениям с розовой башней. 

Это работа с проекциями. Для нее понадобятся такие карточки. Купить их можно здесь

И построение фигур по предложенной схеме или без нее

 

Еще коричневая лестница может "петь". Это упражнение так и называют "поющая лестница". Если пустить по "ступенькам" металлический или стеклянный шарик или провести клавесом, то вы услышите очень красивый звук. Дети просто обожают делать это

Но самое главное волшебство начинается в тот момент, когда мы начинаем работать с коричневой лестницей и розовой башней вместе. Два этих материала дают огромные возможности для конструирования

В блоге Lapappadolce есть еще одна большая подборка идей строительства из розовой башни и коричневой лестницы

Ну а мы двигаемся дальше и переходим к цилиндрам.

Блоки с цилиндрами представляют собой четыре деревянных коробочки с отверстиями, в каждое из которых вставляются соответствующие цилиндры с "пипочками". Каждый блок имеет свой принцип построения сериационного ряда. В первом блоке цилиндры одинаковые по высоте, но разные по толщине, во втором - одинаковые по толщине, но разные по высоте, в третьем и четвертом цилиндры отличаются и по высоте и по толщине. С помощью этого материала ребенок учится зрительно воспринимать величину предмета, сопоставлять цилиндры с отверстием (находить пару). Знакомится с понятиями "высокий-низкий", "толстый-тонкий", "глубокий-мелкий"

Блоки с цилиндрами не нуждаются в особенной презентации, как работать с ними дети понимают молниеносно. Важно обращать внимание на то, что берем мы цилиндр за "пипочку" - это способствует развитию "пинцетного" захвата. На этом видео можно посмотреть презентацию работы с блоками

Высший пилотаж - это собирать все блоки одновременно или с закрытыми глазами

Ну и последний материал, о котором я хочу сегодня рассказать - цветные цилиндры - состоит из четырех коробочек - зеленой, красной, желтой и синей, в каждой из которых находится по десять цилиндров. Цветные цилиндры полностью соответствуют цилиндрам в блоках 

И с ними  можно делать много-много всего. 

Цилинды можно выстраивать в сериационные ряды - и это  гораздо сложнее, чем с блоками, т.к. уже нет контроля ошибок в виде соответствующего отверстия

Можно строить разные замысловатые фигуры по схемам и без

Еще больше идей вы найдете здесь Также в блоге montessoriworksblog вы найдете ссылку для скачивания карточек с образцами для строительства вот таких невероятных штук

Из цилиндров можно строить башни

Их можно совмещать с блоками. На этом видео вам покажут как это делается

Очень интересное упражнение -  выкладывать цилиндры на проекции. Такие схемы   можно купить на различных сайтах. Вот один из них http://cache1.abcteach.com. Но, конечно же, карточки несложно сделать самостоятельно Купить карточки для сенсорных материалов Монтессори можно еще и на этом сайте shop.montessoriprintshop.com

Можно пойти и дальше, совмещая башню, лестницу и цилиндры, тогда границы для творчества станут еще шире

На сегодня я закончу потрошить свои кладези идей для работы с сенсорными материалами Монтессори. В следующий раз расскажу, как работает с ними мой двухлетний сын.

Также читайте другие материалы по теме сенсорного развития:

minskmontessori.blogspot.ru

Мифы о системе Монессори

Миф 1 - Методика Монтессори подходит для детей, отстающих в развитии

Около двух лет в начале своей карьеры педагога Мария Монтессори работала с детьми с отставанием в развитии в ортофренической школе. Это связано с тем, что в те времена женщин в педагогике не было, им не доверяли. И Марии Монтессори пришлось приложить немало усилий, чтобы ей дали класс детей. Основываясь на работах Итара и Сегена, разработала большую часть своих классических материалов. В итоге дети, с которыми занималась Мария Монтессори, показали прекрасные результаты, превзошедшие результаты обычных детей. После этого она открывает свой первый дом ребенка, где занимаются совершенно здоровый дети.

Все остальное время своей жизни Мария работала с  обычными, здоровыми  детьми. Но об этом пишут и говорят гораздо реже, отчего формируется неправильное и поверхностное восприятие метода. Дети, отстающие в развитии, работая с потрясающими материалами, имели успех. Разве это не подтверждение эффективности? Можете представить, каких результатов можно ожидать от здоровых деток! Кроме раннего развития и образования своего ребенка, вы воспитаете еще и человека, способного независимо мыслить, анализировать, решать нестандартные задачи и принимать решения.

Миф 2 - Монтессори дети плохо социализированы

Дети в Монтессори садах учатся общаться, взаимодействовать, договариваться. Не взирая на то, что в классе дети занимаются с материалами индивидуально, им никто не запрещает работать вместе, они сами принимают решение поработать в паре или в мини-группе. Во многом этому способствует факт разновозрастности монтессори-групп. Здесь воссоздана реальная модель построения человеческих взаимодействий и отношений. Старшие заботятся и помогают младшим. Младшие учатся и берут пример со старших ребят. Не последнюю роль играет проектная деятельность в группах. Когда идет большой проект, то в процесс познания и обучения по выбранной теме включены все дети группы, родители и педагоги! 

Каждое занятие, каждый день все собираются на круге. Общаются, делятся впечатлениями, историями, старшие ребята готовят сообщения и получают первый опыт публичных выступлений.

Наши дети смеются, играют на прогулках, дружат. У них развито чувство собственного достоинства и уважения к другим.

Миф 3 - Монтессори метод создает искусственную среду и тепличные условия для развития детей

Монтессори-дети имеют с раннего возраста выбор, чем им заниматься, где, с кем, сколько времени посвятить той или иной работе. И научаются естественным образом совершать выбор каждый день, нести за это ответственность. В этом заключается суть и ключ к свободе. Но эта свобода отнюдь не синоним анархии. В группах приняты разумные правила, которые помогают сохранить права и свободы всех участников процесса. 

Так как все материалы имеют свое место, детям легко найти желаемое. Работать можно на коврике на полу или за столом, при условии, что место не занято кем-то другим. Заниматься можно одному и в паре или группе, если это обоюдное согласие. После необходимо убрать свое рабочее место.

Монтессори материалы рассчитаны на всестороннее развитие ребенка, формирование навыков самообслуживания. Чтобы быть независимыми от порой такой "неуместной" и чрезмерной  помощи взрослых. У детей с малых лет в Монтессори среде формируется естественный познавательный интерес к знаниям, большинство из которых они получают без форсирования и навязывания педагога. Мария Монтессори говорила, что из детей вырастет будущее общество. И что плохого, если оно будет добрым, воспитанным, понимающим и уважающим себя и мир, в котором живет?

"В Монтессори садах созданы определенные условия для детей, которых не будет, скажем, в обычной школе. Как тогда выживать им в условиях конкуренции и борьбы там?" — задаются вопросом некоторые родители.

Но ведь дети не зверьки, не зайчики, попавшие в дикую природу к волкам. Монтессори-дети самодостаточны, рассудительны, уверены в себе, самостоятельны, умеют думать и анализировать. Уверены, что они не справятся? И не забывайте, ведь у ваших детей есть ВЫ! Надежная и любящая поддержка во всех свершениях  и начинаниях! Верьте в своих детей!

Миф 4 - В монтессори-классах детям не читают сказки и это плохо

В монтессори - классе не рассказывают сказки, поскольку в дошкольном возрасте ребенку интересно и целесообразно знакомство с реальной картиной мира. Ему спокойнее и безопаснее знать, что именно его окружает и как он может на это повлиять. А не пытаться осознать, почему "подушка, как лягушка ускакала под кровать" или зачем "лисички взяли спички и море синее зажгли".

Поэтому в наших классах обычно рассказывают Большие Истории (История о Боге, История возникновения жизни, История человека, История письменности, История чисел).

Место же для волшебных сказок появляется уже после 6-7 лет, когда ребенок готов четко отделять реальность от вымысла. И эта своевременность  оставляет меньше возможности зарождению страхов и тревог у маленьких детей. 

Будьте осознанны в выборе литературы для своих чад!

montessori-lesenka.ru


Смотрите также