Виды лестниц. Лестницы архитектура


Лестницы-архитектурные конструкции - Энциклопедия

Лестница — функциональный и конструктивный элемент, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней. Обычно этот термин применяется к элементам зданий или сооружений, являющимся несущей конструкцией. Термин используется также для подъёмных элементов служебных машин (например, пожарной),трапов судов, самолётов и вертолётов, верёвочных лестниц, садовых стремянок, эскалаторов и пр.

Лестницы.

 

         Классификация лестниц и требования к ним:

         Лестницы служат для сообщения между этажами или разными уровнями.

        

         По назначению лестницы делятся на:

1.          Основные - служащие для постоянного пользования и эвакуации;

2.          Вспомогательные - для служебного сообщения между этажами;

3.          Аварийные - наружные эвакуационные лестницы;

4.          Пожарные - устраиваются, открыто, вне здания.        

         Конструкция лестницы состоит из чередующихся площадок и маршей.

         Марш  состоит из ряда ступеней, поддерживающих их наклонных балок и ограждения.

         Балки называют косоурами (если ступени опираются на них сверху) и тетивами (если ступени примыкают к ним сбоку).

         Несущие элементы марша опираются на несущие элементы площадки - площадочные балки (рис. 100, 101, 102)

         Лестничные площадки бывают этажные (расположенные на уровне этажей) и промежуточные.

         Верхняя и нижняя ступени марша, служащие переходом к площадкам называются фризовыми.

         В зависимости от числа маршей в пределах высоты одного этажа лестницы бывают одномаршевые, двумаршевые, трехмаршевые. Чаще всего применяются двумаршевые. При трехмаршевой лестнице между маршами удобно располагать шахты лифтов.

         В жилых зданиях до 5-ти этажей лестница, ведущая от уровня верхнего этажа на чердак, устраивается в виде стальной стремянки. Свыше 5-ти этажей лестницы, ведущие на чердак, являются продолжением основной.

 

         В зависимости от применения материала лестницы бывают:

1.   деревянные;

2.  из сборных железобетонных (или каменных) ступеней по металлическим  несущим конструкциям;

3.  цельно железобетонные - сборные и монолитные;

            4.  стальные.

         Деревянные лестницы применяются в каменных зданиях III и IV класса, высотой до 2-х этажей.

Лестницы с металлическими несущими конструкциями и монолитные железобетонные лестницы в целях экономии металла и индустриализации разрешается  применять только в общественных зданиях при сложной форме лестниц (рис. 105).

Сборные железобетонные лестницы применяются в массовом строительстве типовых жилых и общественных зданий.

Стальными делают лестницы аварийные и пожарные (рис. 100, 101, 102, 107, 108,109)

 

Конструкции лестниц.

 

                1. Лестницы на стальных балках:

         Выполняют с железобетонными ступенями. Ступени из природного камня, например гранита, применяют в основном для наружных лестниц и для лестниц с особо интенсивным движением (рис. 105, 106).

            2. Железобетонные лестницы:

            Монолитные железобетонные лестницы: эти лестницы очень прочны, но требуют сложной опалубки и задерживают ход строительства. Поэтому их применяют очень редко.

Сборная железобетонная: лестница из мелкоразмерных элементов: связь достигается сваркой закладных элементов. Ступени укладываются по косоурам на цементном растворе. Ограждения из стальных стоек (заделываемых в ступени) и наклонных решеток.

Железобетонные лестницы из крупноразмерных элементов получили очень широкое распространение. Элементы (марши и площадки, изготовленные на заводе) лестниц краном устанавливаются на место и скрепляются сваркой закладных деталей.. Такие лестницы изготавливаются или с фактурными поверхностями ступеней и площадок или с накладными проступями  (рис. 106, 107, 109).

В лестничных клетках не должно быть складских или иного назначения помещений, выходов из шахт грузоподъемников, промышленных газопроводов и трубопроводов с горючими жидкостями.

Для достаточного прохода в лестничной клетке поднимают уровень пола 1го этажа над уровнем пола входной площадки на 0.5-1.0м (рис.101).

 

Основные требования, предъявляемые к лестницам.

 

Это безопасность движения и удобство ходьбы по ним. С этой целью, кроме обеспечения прочности и жесткости конструкций, при проектировании лестниц необходимо соблюдать ряд правил.

 Уклон марша должен приниматься согласно СНиП (в зависимости от назначения и этажности здания) для основных лестниц 1:2 - 1:1.75, а для вспомогательных до 1:1,25; все ступени в марше должны иметь одинаковые, удобные для ходьбы размеры. А марши по возможности должны быть унифицированы. Число ступеней в марше назначается не более 18, но и не менее трех. Обычно марши имеют от 10 до 13 ступеней.

Марши и площадки ограждаются перилами высотой 0.9м; высота проходов под площадками и маршами делается не менее 2м; лестничные клетки должны иметь естественное освещение.

Ширина лестничных маршей принимается по противопожарным требованиям из расчета не менее 0.6м на 100 человек. Там, где есть лифты, требования иные.

Ширина площадки лестничной клетки должна быть не менее ширины марша.

Для жилых этажей в 10 и более этажей должно быть не менее двух эвакуационных путей или необходимо устройство так называемых «незадымляемых лестниц».

Незадымляемость лестничной клетки обеспечивается созданием при входе в нее открытой воздушной зоны в виде балкона или лоджии, что предотвращает распространение дыма в другие этажи зданий. При этом вместо двух обычных лестниц может быть запроектирована одна незадымляемая(рис. 111).      

Другой прием: создание искусственного подпора воздуха исключающего проникновение дыма в лестничную клетку; выносимые лестницы, сообщаются через холодный шлюз.

В лестничной клетке наружные входные двери открываются в сторону выхода из здания. Входные двери в квартиры с лестницы должны открываться внутрь.

Ступени лестниц подразделяются на рядовые и фризовые, примыкающие к площадкам; верхняя и нижняя фризовые ступени.

Горизонтальная плоскость называется - проступь, вертикальная -подступенок. Высота ступени 130-200мм, ширина не менее 250мм.

Прочность и надежность сопряжений сборных железобетонных конструкций лестниц достигается сваркой закладных деталей, которые располагают в соединяемых элементах соответственно один против другого.

Внутриквартирные лестницы устраиваются деревянными. Отдельные ступени укладываются на косоуры или врезаются в тетивы, начиная с нижней фризовой и кончая верхней фризовой. Ограждения лестниц выполняют также деревянными.

Во внутриквартирных лестницах допускается устройство забежных ступеней и винтовых лестниц.

Пожарные и аварийные лестницы в общественных и жилых зданиях выносят наружу.

Пожарные лестницы на крышу делают прямыми и не доводят до уровня земли на 2,5 м. Ширина пожарных лестниц принимается не менее 0,6м.

Аварийные лестницы конструктивно аналогичны пожарным, но к ним предъявляют дополнительные требования: уклон лестниц должен быть не более 45° ширина принимается не менее 0,7м. На каждом этаже предусматриваются специальные площадки.

         Пандусы. Для связи между различными уровнями и этажами в общественных зданиях наряду с лестницами используют пандусы - плоские наклонные конструкции без ступеней. Им придают уклон от 5 до 12°(1/12 - 1/5).   При   больших  уклонах   пользоваться  пандусом  трудно из-за скольжения. Пандусы с малым уклоном вызывают большие потери полезной площади здания. Чистый пол пандусов должен иметь нескользкую поверхность (асфальтовый, цементный, из релина,  мастичный и др.).

Лифты и эскалаторы. Они относятся к механическим устройствам для организации сообщения между этажами. Наибольшее распространение получили лифты периодического (прерывистого) действия. В зависимости от требований, используют кабины непроходные с одним входом в лифт или кабины проходные с расположением входов с противоположенных шахты лифта.

Машинное помещений лифта может находиться над шахтой (верхнее расположение) или под ней (нижнее расположение).

Лифтовая шахта не должна примыкать непосредственно к жилим помещениям; располагать машинное отделение лифтов непосредственно над и под жилими помещениями, а также    смежными с ними.

В настоящее время получили распространение, так называемые, наружные лифты подвесной конструкции, которые применяют в жилых зданиях старой постройки, в общественных зданиях различного назначения.

Лифты, небольшой скорости, непрерывно действующие (не останавливающиеся) называются патерностеры.

Эскалатором называют движущуюся лестницу, относящуюся; к классу подъемных устройств непрерывного действия. В зданиях часто применяют многомаршевые схемы размещения эскалаторов.

Одномаршевый эскалатор состоит из натянутых цепей-ступеней, опирающихся на несущие наклонные металлические фермы. Тяговые цепи и ступени, каждая из которых движется на четырех бегунках, образуют эскалаторное полотно. Верхняя ветвь полотна является рабочей, а нижняя - холостой.

В конструкцию входят движущиеся поручни, высотой 90см. Наиболее распространенными являются эскалаторы с шириной полотна 0,6 до 1,0м. Угол наклона полотна может быть произвольным, но не превышающим 30 градусов. Эскалаторы в здании должны дублироваться обычными лестницами для пожарной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА 2х-3х - ЭТАЖНОГО        ЖИЛОГО ДОМА С ПОПЕРЕЧНЫМИ НЕСУЩИМИ КИРПИЧНЫМИ СТЕНАМИ

 

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

 

 

Рис. 100.

ПОПЕРЕЧНЫЙ РАЗРЕЗ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

ДМУХМАРШЕВАЯ ЛЕСТНИЦА ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ МАРШЕЙ И ПЛОЩАДОК (ПЛАН 1–го ЭТАЖА)

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

Рис. 101.

СБОРНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ЛЕСТНИЧНЫЕ МАРШИ СО СКЛАДЧАТЫМИ СТУПЕНЯМИ

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

СБОРНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ЛЕСТНИЧНЫЕ МАРШИ С ПУСТОТЕЛЫМИ СТУПЕНЯМИ

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

ПРЯМОЛИНЕЙНАЯ ОДНОМАРШЕВАЯ

ДВУХМАРШЕВАЯ

С ПЕРЕКРЕСТНЫМИ МАРШАМИ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

Рис. 102.

 

МЕЖДУКВАРТИРНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

ОДНОМАРШЕВАЯ

ДВУХМАРШЕВЫЕ

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

  а – размер проступи

  в – размер подступенка

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

Примечания:

1. внутриквартирные лестницы должны удовлетворять формуле 2b+а=60-64 см; величина 60-64см – размер среднего шага человека.

2. Рекомендуемый уклон лестницы – 1:1,5, что соответствует отношению b:а=16,6:25 (допускается максимальный уклон 1:1,25 см).

3. В скобках даны размеры для уклона 1:1,25.

4. Минимальная ширина марша равна 90 см.

5. высота проходов под лестничным маршем до низа выступающих конструкций не менее 200 см.

ВНУТРИКВАРТИРНЫЕ

БЕЗ ЗАБЕЖНЫХ СТУПЕНЕК

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

С ЗАБЕЖНЫМИ СТУПЕНЯМИ

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

Рис. 103.

ДЕРЕВЯННАЯ ЛЕСТНИЦА

С ЗАБЕЖНЫМИ СТУПЕНЯМИ

ДЕРЕВЯННАЯ ДВУХМАРШЕВАЯ ЛЕСТНИЦА

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

ДВУХМАРШЕВАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЛЕСТНИЦА

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

Рис. 104.

С ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ СТУПЕНЯМИ

И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫВМИ КОСОУРАМИ

ВКЛАДЫШ ВЕРХНЕЙ ПЛОЩАДКИ СВ 12 - 2

СТУПЕНЬ ВЕРХНЯЯ ФРИЗОВАЯ СВ - 11

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОСТУПЕЙ

И КОСОУРОВ

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

ДОБОРНАЯ ПЛИТА ВЕРХНЕЙ ПЛОЩАДКИ ПД-11

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

СТУПЕНЬ ОСНОВНАЯ СО-11

СТУПЕНЬ НИЖНЯЯ ФРИЗОВАЯ СН-11

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

КОСОУР

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

ПОДКОСОУРНАЯ БАЛКА К 26

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

С ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ СТУПЕНЯМИ И СТАЛЬНЫМИ  КОСОУРАМИ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

 

Рис. 105.

ЛЕСТНИЦЫ ИЗ МЕЛКОРАЗМЕРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ МАЛОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ

С ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ СТУПЕНЯМИ И СТАЛЬНЫМИ  КОСОУРАМИ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

ВЕРХНЯЯ ФРИЗОВАЯ СТУПЕНЬ

 

С ВЫПУСКОМ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПЛОЩАДОК

С ЧЕТВЕРТЬЮ И ВКЛАДЫШЕМ ДЛЯ ВЕРХНЕЙ ПЛОЩАДКИ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

СТУПЕНИ:

 

НИЖНЯЯ ФРИЗОВАЯ

РЯДОВАЯ

ЦОКОЛЬНАЯ

ПОДВАЛЬНАЯ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

КОСОУР И ПОДКОСОУРНАЯ БАЛКА

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОСТУПЕЙ И КОСОУРОВ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

ИЗ ДЕРЕВЯННЫХ МАРШЕЙ НА ТЕТИВАХ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

 

 

Рис. 106.

ЛЕСТНИЧНЫЕ МАРШИ И ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ЭТАЖЕЙ ВЫСОТОЙ 2,8 м.

 

 

 

РЕБРИСТОЙ КОНСТРУКЦИИ МАРШИ U-ОБРАЗНОГО СЕЧЕНИ,

ПОЛНОТЕЛЫЕ, БЕЗ ФРИЗОВЫХ СТУПЕНЕЙ

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

МАРШИ  Т- ОБРАЗНОГО СЕЧЕНИЯ, С ФРИЗОВЫМИ СТУПЕНЯМИ

 

 

МАРШИ П – ОБРАЗНОГО СЕЧЕНИЯС ФРИЗОВЫМИ СТУПЕНЯМИ И НАКЛАДНЫМИ ПРОСТУПЯМИ

 

Рис. 107.

 

СЛУЖЕБНЫЕ СТАЛЬНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ (СЕРИЯ 2.150-1) И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

 

НА ЧЕРДАК

ОТКИДНАЯ СТРЕМЯНКА, ПОДВЕШЕННАЯ К ОБРАМЛЕНИЮ ЛЮКА

В ПОДПОЛЬЕ

 

НАКЛОННАЯ СТРЕМЯНКА

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

ВЕРТИКАЛЬНАЯ СТРЕМЯНКА С ПОРУЧНЕМ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

ОТКИДНАЯ СТРЕМЯНКА НА СТОЙКАХ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

С КРЫШИ ЗДАНИЯ НА КРЫШУ МАШИННОГО ПОМЕЩЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ СТРЕМЯНКА С ПОРУЧНЕМ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

НАКЛОННАЯ СТРЕМЯНКА С ОГРАЖДЕНИЕМ

 

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

СТАЛЬНАКЯ РЕШЕТКА ДЛЯ ЧИСТКИ ОБУВИ

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

Рис. 108.

ЛЕСТНИЦЫ

 

С П – ОБРАЗНЫМИ МАРШАМИ

 

 

 

 

 

 

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

С П – ОБРАЗНЫМИ СКЛАДЧАТЫМИ МАРШАМИ

 

 

 

 

 

С Н – ОБРАЗНЫМИ СКЛАДЧАТЫМИ МАРШАМИ

 

 

 

 

 

С Т – ОБРАЗНЫМИ СКЛАДЧАТЫМИ МАРШАМИ

 

 

МАРШИ ПЛИТНОЙ КОНСТРУКЦИИ

 

1-валик; 2-хвост; 3 – постель;

4 - замок

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

Рис. 109.

ЛЕСТНИЧНО-ЛИФТОВАЯ ПРЯМАЯ БЛОК-СВЯЗКА

9-ТИ ЭТАЖНОГО ПАНЕЛЬНОГО ЖИЛОГО ДОМА

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

 

Рис. 110.

 

ЛЕСТНИЧНО-ЛИФТОВАЯ ПРЯМАЯ БЛОК-СВЯЗКА 12-16 - ЭТАЖНОГО ПАНЕЛЬНОГО ЖИЛОГО ДОМА (ПО СЕРИИ 137)

 

Лестницы-архитектурные конструкции - портал olymp.in

 

 

 

Рис. 111.

olymp.in

Виды лестниц

Виды лестниц

Среди всего многообразия лестниц для частного дома или многоуровневых квартир, можно выделить три типа, которые обусловлены конструктивными особенностями: винтовые, маршевые и на больцах.

Основное их различие связано с выбором двух деталей: опоры и ступеней, именно они определяют виды лестниц для дома в загородном строительстве.

Маршевая лестница

Особой популярностью пользуются маршевые лестницы. Пусть они и требуют много места, но зато такой конструкцией оптимально решена проблема безопасного передвижения человека вверх или вниз. Исторически сложилось, что подъем вверх по лестнице наиболее эргономичен при количестве степеней не более 15, этот пролет и называется маршем.

Виды лестниц

Если необходимо устройство более длинной лестницы для загородного дома, то обязательно устанавливают промежуточные площадки. Основу такой лестницы составляют косоуры или наклонно установленные несущие конструкции. В таких лестницах различаются и крепления ступеней: это может быть крепление в тетиву – закрытую боковую балку, либо на пилообразный косоур, сверху которого накладывается ступень, а торец закрывается подступенником.

Виды лестниц

Так как чаще число ступенек больше десяти, то марш разделяют промежуточной площадкой, где происходит поворот подъема. Это уже поворотная маршевая лестница, такая конструкция имеет свои преимущества над прямой, состоят они в том, что при равной высоте и количестве ступеней значительно экономится площадь помещения.

Изготавливают лестницу из природных материалов - дерева или железобетона.

Винтовая лестница

Еще более экономит пространство в доме винтовая или спиральная лестница. Правда приходится жертвовать комфортом при подъеме. Поэтому их чаще применяют там, где передвижение менее интенсивное: в подвалах, на цокольных этажах, на чердаке.

Виды лестниц

Конструктивное отличие от других видов лестниц в том, что ступени крепятся к несущему столбу установленному в центре конструкции. От этого форма ступени клиновидная; обычно узкая часть крепиться к стойке, а широкая – к стене или балясинам.

Виды лестниц

Подступенок в такой конструкции отсутствует. Ширина же ступени для комфортного подъема не должна быть уже 20 см в средней своей части. Винтовая лестница легкая по массе, т.к. основным материалом ее является металл или дерево. Это дает возможность располагать ее даже посредине комнаты.

Лестница на больцах

Одной из наиболее воздушных для дома считается лестница на больцах, что в переводе с немецкого - болт, штырь. Так обозначается очень надежное крепление конструкции, с помощью которых лестницу (вернее ступени) подвешивают в пространстве комнаты.

Виды лестниц

Ступени и перила крепятся к стенам с помощью больцев, что и делает всю конструкцию не только компактной, но и воздушной по восприятию. Крепежная конструкция необычайно прочна, и ступенька с ним способна выдержать до 2 тонн веса. Еще одним плюсом является отсутствие скрипа, так как в отличие от деревянных маршевых и винтовых лестниц - нет соединений деревянных деталей.

Виды лестниц

Таким образом, кратко рассмотренные конструкции лестниц для дома в архитектурном плане несут не только утилитарную, но и эстетическую нагрузку. Поэтому принимать решение по выбору вида лестницы необходимо еще на стадии составления проекта, тогда будет не только комфортно подниматься по ней, но и восхищаться ее удачным вплетением в интерьер.

Это особенно актуально для тех, кто не желает прибегать к услугам профессиональных дизайнеров. В этом случае вся ответственность за комфортное оборудование дома полностью ложиться на плечи владельцев.

www.stroypraym.ru

Лестница - Архитектурная азбука - История архитектуры

ЛестницаЛестница играет уникальную роль среди прочих элементов. С одной стороны, это такая же “буква” азбуки, как все предыдущие. Если подходить сугубо формально, то ведь лестницу справедливо определить как плиту или хотя бы балку, установленную наклонно, чтобы она опиралась концами на плиты поверху и понизу. Именно такими были и остаются самые примитивные лестницы — бревна, на которых сделаны мелкие зарубки для опоры ноги. Их устанавливали, скажем, в самых первых, примитивных шахтах, в каких добывали кремень из толщи мелового известняка на равнинах южной Англии. С другой стороны, лестница — такой же “союз”, как коридор,поскольку с ее помощью связываются комнаты и коридоры на разных уровнях. Наконец, есть и третья сторона, так как, подобно площадке, выровненной от камней, лестница испокон веку становилась ясно различимым признаком присутствия человека в природе: ступени, вырубленные в скале, сохранились и там, где не осталось и следа от располагавшегося неподалеку жилья. Поскольку большинство поселений издавна устраивались на склонах, где всегда угрожают осыпи или влажность склона после дождя, то вообразить себе архитектуру без лестницы невозможно даже там, где для жизни хватало и одного этажа.

У лестницы есть еще и та замечательная особенность, что движение со ступени на ступень сопряжено с отчетливым мышечным усилием – настолько отчетливым, что оно до известной степени вполне “проигрывается” сознанием при одном только взгляде на ступени. Наверное, именно в связи с этим с глубочайшей древности лестнице придавали совершенно особое значение. Сотни ступеней нередко ведут к расположенным на высотах святилищам Востока, и каждая новая ступень приближает паломника к источнику благодати. Напротив, спуск по ступеням ниже уровня земли словно вводит в контакт с грозными подземными духами. Уже одна или несколько ступеней приподнимают над землей, а значит, создают возвышение, на котором утверждается трон вождя или царя. Чем выше, тем ближе к небу, обиталищу богов, поэтому к жертвеннику непременно ведут ступени. Основание храма практически всегда приподнято, и на него ведет череда ступеней. Высокое крыльцо – всегда знак возвышенной позиции, и хотя здание дворца, а позже особняка, приподнято и по практическим соображениям (это позволяло осветить большие подвалы), ведущая на него парадная лестница всегда была знаком достоинства обитателей.

ЛестницаВсе древнейшие религии обожествляют Солнце, пребывающее в зените, и очень рано стало безмерно важным как можно раньше встретить первый солнечный луч. Значит, надо подняться как можно выше. На самом верху огромных ступенчатых пирамид шумеров строились храмы, и чтобы подняться к ним, следовало марш за маршем обходить массив пирамиды по периметру, по квадратной спирали карабкаясь к вершине. На самом верху огромных ступенчатых пирамид майя или ацтеков строились храмы с жертвенниками, и чтобы подняться к ним, нужно мучительно трудно подниматься по сотням ступеней прямой, как стрела, очень крутой лестницы. Рядом с древнейшим храмом Соломона в Иерусалиме поднималась прямоугольная башня, единственным назначением которой было держать марши широкой лестницы, по которой — явно по образцу храмов соседей-ханаанцев — поднимались, чтобы выйти на крышу храма.

Когда свои прекрасные храмы начали возводить греки, они утверждали ряды колонн и стены внутреннего святилища — целлы — на очень мощное основание, которое назвали крепидомой. Крепидома подобна лестнице из семи, как правило, ступеней, но по этим ступеням мог передвигаться только бог — они слишком высоки, так что для движения смертных в крепидому врезалась уже почти обычная лестница, но и ее ступени выше, чем ступени лестницы обычного дома, так что дополнительное усилие мыщц подчеркивало значимость шествия к божеству. С античных времен архитекторы тонко чувствовали, что как длиной проступи, так и высотой ступени (подступенком) можно тонко играть, чередуя ощущения в зависимости оттого, как следовало отрежиссировать движение.

ЛестницаЕго можно было утруднить и облегчить, ускорить или замедлить. На крутых склонах театров и амфитеатров, которые сами были своего рода лестницами, устраивали крутые короткие марши с мелкими ступенями, что пробуждало осторожность зрителей, зато площадки между маршами удлиняли так, чтобы на них можно было чуть передохнуть и оглядеться вокруг. В особых случаях, когда следовало сопоставить торжественное шествие и обычное движение людей, архитектор шел на особый прием удвоения пути. Так, парадный вход на площадку афинского акрополя, через прекраснейшие из ворот — Пропилеи, был поделен на три потока. По центру двигалась торжественная Панафинейская процессия -ступени мешали бы ее неспешному и величавому движению, и вместо обычной лестницы была устроена пологая наклонная плоскость -т. н. пандус. Восторженные зрители процессии, равно как посетители святынь акрополя, в обычные дни не имели права даже ступить на священный пандус и пользовались лестницами по обе стороны от него, соблюдая приличную скромность.

Архитекторы Греции и эллинистических государств так полно разыграли все мыслимые варианты режиссерской, если угодно, пожалуй, сценарной работы с лестницами, иногда только с одной-двумя ступенями, подчеркивавшими переход из одного пространства в другое, что ни римлянам, ни зодчим Возрождения к этому нечего было добавить. Впрочем, великий Микеланджело, которого все знают в ролях скульптора и живописца, но мало кто как архитектора, и в этом сумел найти новые решения — о них мы будем говорить позднее, в контексте его архитектурного творчества. В XVI в., когда не самые богатые владельцы жаждали от архитектора, чтобы он нашел недорогие способы непременно увеличить торжественность их сравнительно скромных вилл, Андреа Палладио сочинил особый вариант внутренней лестницы, за которым навсегда закрепилось его имя. Палладианская лестница разрывает очень долгую традицию обычного, т. е. многомаршевого подъема с характерным для него челночным движением вперед и назад, по мере подъема или спуска. У Палладио — сначала прямой подъем по широкому маршу, затем широкая площадка, стоя на которой, хозяева, будучи в выгодной господствующей позиции, встречали гостей, наконец — “плечи” новых лестничных маршей, расходящиеся на обе стороны под прямым углом к главной оси. Красота ткани, словно струящейся по такой лестнице, существенно повлияла на долгую карьеру длинного шлейфа парадных дамских платьев. Многократно прибавляя одну палладианскую лестницу к другой, архитекторы XVII в., когда воцарилась мода на всяческое усложнение и театральные пространственные эффекты, добивались великолепных зрелищ в “интерьере” города, вроде знаменитой Испанской лестницы в Риме.

ЛестницаБыло бы ошибкой думать, что обычная маршевая лестница вообще не менялась, хотя из-за относительного постоянства размеров человеческого тела ее изменения имели весьма ограниченный характер. В самом деле, нельзя исключить новых находок, но на сегодняшний день самым древним из монументальных сооружений на земле является круглая башня, возвышавшаяся над стенами первого по времени города Иерихона уже в VIII тыс. до н.э. Эта башня, диаметром 9 м, сохранилась в толще земли на семиметровую высоту и, несомненно, была еще выше. В том первом Иерихоне жилые дома были еще округлые в плане (поскольку прямоугольные планы домов, как уже отмечалось, появились позднее), но по центру башни спускается прямая и крутая лестница, выводящая в коридорчик, а по нему уже — к двери на уровне земли. Лестница узка — чуть более полуметра шириной, но она уже ничем не отличается от лестниц, по каким и в наши дни можно подняться на верхний этаж типичного английского жилого дома или же русской пригородной дачи.

Если обитателей Чатал-Хюйюка вполне устраивало карабкаться на крыши из своих комнат по приставным деревянным лестницам, если индейцев племени Пуэбло утраивало перебираться по таким же лесенкам с одной жилой террасы на соседнюю, то шумеры пользовались “иерихонскими” лестницами, выложенными из тех же сырцовых кирпичей, что и стены их домов. Спальные комнаты наверху – эта обычная формула жилого дома утвердилась пять тысяч лет назад и осталась неизменной. Недаром в хорошем русском языке сохранилось слово “горница” для обозначения светлых и сухих комнат — светлиц, куда входили только свои. Точно так же думали и греки гомеровского времени, коль скоро мы можем прочесть в “Одиссее”:

Вниз из светлицы своейПенелопа сошла; вслед за неюОбе служанки сошли,и вот между женщин богиня,В то помещенье вступив,где ее женихи пировали,У косяка она тамкрепкостроенной стала палаты.

ЛестницаВ горницы поднимались чаще всего по деревянным лестницам, достаточно широким,чтобы без чрезмерного труда переносить по ним незамысловатую мебель, главными предметами которой были сборная постель и сундуки. В многоэтажных (до семи этажей) домах Рима и римского порта Остии лестницы разделились.

На второй этаж, где селились всегда наиболее состоятельные люди, вели отдельные широкие лестницы, что сразу же подчеркивало положение хозяев, тогда как на рядовые этажи, четвертый и выше, вели узкие, грязноватые лестницы, входы в которые размещались с другой стороны дома. Ювенал, противопоставляя удобства жизни за городом неудобствам проживания в вечно шумном Риме, оставил нам весьма выразительное описание:

Тот, кто в Пренесте холоднойживет, в лежащих средь горныхЛесом покрытых кряжей,Вольсиниях, Габиях сельских,Там, где высокого Тибура склон,– никогда не боится,Как бы не рухнул дом,а мы населяем столицуВсю среди тонких подпор,которыми держат обвалыДомоправитель;прикрыв зияние трещин давнишних.Нам предлагают спокойноспать в нависших руинах.Жить-то надо бы там,где нет ни пожаров, ни страхов.Уколегон уже просит водыи выносит пожитки,Уж задымился и третий этаж,а ты и не знаешь.Если с самых низов подняласьтревога у лестниц.После всех погорит живущийпод самою крышей,Где черепицы одни,где мирно несутся голубки.

ЛестницаЭпоха средних веков была скорее утратой достигнутого в Риме комфорта, чем временем изобретений в этой области. Однако и в это время постоянно строят многоярусные башни и колокольни, размещая лестницы или в толще стены, или поднимая вдоль нее деревянные марши, опирающиеся на короткие балки, концом заделанные в стену. Иногда башни, эти странные гибриды жилого дома и крепости, поднимались на грандиозную высоту, как башня Азинелли в Болонье (93 м до верхней площадки от уровня земли, т.е. 30 этажей современного дома). Взобраться наверх без груза трудновато, но все же возможно, и в этом ежедневно убеждаются сотни туристов, тогда как для подъема грузов пришлось использовать уже простейший лифт, приводимый в движение усилиями нескольких человек: пара блоков и ручная лебедка.

Еще два любопытных изобретения было тогда сделано по необходимости. Первое – особая лестница для коня. Если основу войска составляла пехота, то ударной силой была конница. К тому же предводителю вообще полагалось перемещаться только в седле, что возвышало его и его свиту над всеми прочими, и эти гордые всадники предпочитали спешиваться только у самого порога парадных покоев. Пришлось перенести внутрь замков решение, которое уже использовали на улицах, сбегающих по склонам: вся проезжая часть такой улицы превращалась в наклонную плоскость, поперек которой выступали ряды камня. Возникала своего рода лестница с очень пологими ступенями, по которой, не скользя подковами, могли подниматься и верховые и тягловые кони. К XIV в. такие лестницы стали возводить внутри замков, так что благородный хозяин мог подъехать к самому порогу рыцарского зала, не слезая с коня.

ЛестницаВторое изобретение – винтовая лестница, использовавшаяся для устройства потайных ходов в стенах замков, или для того, чтобы можно было быстро забраться на самый верх смотровой вышки. Всякая винтовая лестница занимает меньшую площадь, чем двух- или трехмаршевая, и потому в доходных домах средней руки ею оказываются соединены этажи. Это решение, разумеется, превращает в головоломку задачу перетаскивания сколько-нибудь объемной мебели. Но зато у винтовой лестницы есть особая красота, и с XVI в. ее ступени нередко стали делать шире, растягивая витки ее спирали настолько, чтобы посредине оставалась пустота. Во французском замке Шамбор впервые эту тему дополнительно усложнили, вложив друг в друга сразу две спиральные лестницы, закручивающиеся в противоположные стороны. В результате, поднимаясь по одной спирали, человек не видит тех, кто спускается навстречу – по другой спирали.

Дальнейшая история не могла много добавить – за одним исключением. Когда в разросшихся городах уже Нового времени начали возводить многоэтажные жилые дома и сдавать квартиры в наем (началось это не в Париже, а в Венеции, но именно оттуда новое веяние путники разнесли по всем европейским столицам за несколько десятилетий), возникло еще одно разделение лестниц. Для хозяев обширных, многокомнатных квартир – по римскому образцу – возводились парадные лестницы, широкие, пологие, залитые светом через огромные окна, украшенные лепными орнаментами, зеркалами, растениями в кадках. Но ведь при хозяевах обитало множество слуг, которые этот дом убирали, обслуживали, снабжали всем необходимым, включая дрова или уголь для печей. Нельзя было и вообразить, чтобы эта суета проходила с использованием парадной лестницы, так что в дальней от главного входа части квартиры непременно стали делать выход на вторую, уже сугубо служебную лестницу. В домах Европы ее называют задней, в российских -черной.

ЛестницаЭто обстоятельство весьма пригодилось,когда во всем мире и повсюду стали ужесточать противопожарные правила, и теперь в высоких домах, где основную нагрузку движения вверх и вниз взяли на себя лифты, непременно устраивают “черную” лестницу, используемую только как запасной или аварийный путь. В домах пониже в ряде стран закон предписывает непременное устройство наружных пожарных лестниц из металла. Их нижнюю секцию делают опускной, в точности наподобие средневекового подъемного моста, чтобы не было соблазна для квартирных воришек, и в старых кварталах американских городов такие лестницы образуют своеобразный орнамент на всех фасадах.

С конца XIX в., вместе с широчайшим распространением бесшумных и мощных электродвигателей, начали сооружать и движущиеся лестницы – эскалаторы, нашедшие себе применение в метрополитенах, а затем в новых многоэтажных универмагах. Однако традиционная лестница осталась вечным “союзом” при разработке и осуществлении архитектурного замысла, так что при всех сменах используемых материалов и отделки ее характер в целом неизменен. При постройке нового комплекса Национальной библиотеки в Париже архитектор Перре превосходно “разыграл” обе модели лестницы. При подходе к библиотеке, составленной из четырех двадцатиэтажных корпусов, главным , ведущим признаком сооружения оказывается мощный постамент, поверхность которого покрыта превосходными деревянными досками. Со стороны реки к плоскому “плато”, над которым поднимаются корпуса, нужно в несколько приемов подняться по десяткам деревянных ступеней. Только наверху обнаруживается, что “плато” связано с террасой нижнего, входного этажа мощной, сияющей призмой наклонного эскалатора.

В том же Париже широчайшая простая лестница, ведущая к т. н. арке района Тет Дефанс, преобразует намеренно примитивную форму последней в часть скульптурного целого.

ЛестницаГрандиозный пандус храма Хатшепсут и скромная лестница заурядного египетского храма, величественная лестница хеттского святилища и подъем ступеней к греческому храму, – все это разное оформление шествия.   Греческие зодчие уже к VII в. до н.э. научились обрабатывать склон горы так, чтобы вырезать в его массиве ступенчатый полукруг театральных сидений. К III в. до н.э. искусство создания театров под открытым небом достигло совершенства. Полукольца каменных лавок, на которые зрители укладывали принесенные из дома подушки, рассечены радиальными лестницами. Создавая удобные пути для рассаживания и ухода тысяч зрителей, эти лестницы подчеркивают огромность сооружения относительно человеческой фигуры.   В отличие от обычных лестниц ступенчатые основания античных храмов являют собой лестницы, по которым должны ступать боги. Ступени лестниц для людей врезаны в огромные ступени основания – крепидомы, высота которых достигала 90 см.   ЛестницаВ эпоху маньеризма, начиная с Микеланджело, и во времена барокко лестница становится ключевой темой архитектора. В флорентийской библиотеке Медичи (слева вверху) был задан образец, вариациями на тему которого стали и парадная лестница парижской Оперы в эпоху Второй Империи (слева внизу), и уподобленные дворцам залы парижских универмагов (в центре вверху) конца XIX в. Утомившись сухостью конструктивизма с его агрессией прямых линий, архитекторы конца XX в. вернулись к старым, барочным образцам, разумеется, подчеркивая деталями современность интерпретации. Если в даунтауне – центре Лос-Анжелеса (в центре внизу) – таким признаком служит водный каскад, встроенный в изломы подъемов и площадок, то в интерьере офиса – акцентированное тождество выпуклой и вогнутой частей лестницы и прозрачность ее ограждения.   Некоторая таинственность, всегда связанная с лестницей, приводила к постоянному обмену обазов между реалиями и живописью. Драматургия поворота движения при смене уровня горизонта сделала лестницу излюбленным элементом живописных композиций и вместе с тем – ключевым элементом жилого интерьера. В традиционном британском поместье лестница, ведущая на второй этаж, всегда была перегорожена резной калиткой, не позволявшей собакам врываться в спальни хозяев.   Пройдя долгое искушение сложностью формы лестниц, современный архитектор все чаще возвращается к архаике, фактически в точности повторяя древнейшие образцы. Особенно любопытно то, что простейшая, многомаршевая, прямая лестница заметно потеснила барочные схемы. 

Читайте далее:

www.burana.ru


Смотрите также