/ Эткинд конспект по отл. Лестница ритмов


Литературоведение | Библиотека студента - Учебники (страница: 35)

Библиотека студента

Параллелизм - развернутое сопоставление двух или нескольких явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. По своей функции параллелизм сближается со сравнением. Широко применялись параллелизмы в народной поэзии. Например:

Уж как пал туман на сине море,

А злодей-тоска в ретиво сердце;

Не сходить туману с синя моря,

Уж не выйти кручине из сердца вон.

Противоположение - одна из фигур, представляющая собой такое словосочетание, в котором раскрытие противоречий между явлениями или внутри одного явления обычно осуществляется при помощи ряда антонимических слов и выражений. Можно добавить яркое противоположение, данное Державиным:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю;

Я царь - я раб; я червь - я бог! -

и выразительную антитезу в стихотворении А. Блока:

Пусть светит месяц - ночь темна.

Пусть жизнь приносит людям счастье, -

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Умолчание - пропуск в речи отдельных слов, а иногда и целых словосочетаний. Чаще всего писатели прибегают к фигуре умолчания тогда, когда нужно передать речь человека, чем-либо сильно взволнованного и неспособного поэтому излагать мысли в их полноте и внутренней связи, или тогда, когда умолчание помогает пониманию особой сложности изображаемого явления, с трудом поддающегося словесному изображению.

В «Полтаве» Пушкина Мария, узнав от матери о готовящейся казни отца и о роли в этой казни Мазепы, подавлена. Она восклицает:

Что со мною?

Отец... Мазепа... казнь... с мольбою,

Здесь, в этом замке, мать моя -

Нет, иль ума лишилась я,

Иль это грезы...

Тургенев, заканчивая «Дворянское гнездо» сценою последней встречи Лаврецкого с Лизой, стремится передать пережитую его героями трагедию. Для того чтобы сила и сложность чувств Лаврецкого и Лизы были восприняты читателями, писатель прибегает к фигуре умолчания, открывая простор для размышлений самих читателей:

Что думали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо.

Созданию особой выразительности речи служат и такие фигуры, как инверсия, бессоюзие и многосоюзие.

Инверсией называется необычный порядок слов в предложении. Ставя то или иное слово, несущее основную смысловую нагрузку, на необычное для него место во фразе, писатель тем самым обращает на него особенное внимание. Вот несколько инверсий из стихотворения Маяковского «Левый марш»: «Словесной не место кляузе»; «Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой»; «Пусть бандой окружат нанятой»; «Глаз ли померкнет орлий».

Бессоюзное соединение слов или предложений придает речи известную стремительность и обычно применяется при обрисовке быстрой смены картин или ощущений. Например:

Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. (Пушкин)

Многосоюзие создает раздельность речи, подчеркивает особую значительность каждого отделенного союзом слова:

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

(Лермонтов)

Нередки случаи соединения бессоюзия с многосоюзием. Например, у Пушкина:

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Последний стих звучит как обобщение предыдущих.

Стиховая форма. Стих - это особо трансформированная, то есть преобразованная структура речи, которая отличается от прозаической отчетливо выделенным ритмом. Ритм - это регулярный повтор однотипных речевых явлений. В принципе, ритм свойственен любой речи, в том числе и речи нехудожественной.

Пограничное положение между прозой и стихами занимает ритмическая проза (тургеневские «Стихотворения в прозе» из этого ряда). Однако именно в стихах ритм выполняет роль организующей доминанты и речи, и художественного мира.

Ритмообразующими элементами стиха являются:

1) метрические ударения (метрика),

2) концевые ударения (каталектика),

3) концевые созвучия (рифмы),

4) числа слогов (силлабика),

5) концевые паузы,

6) внутренние паузы (цезуры),

7) внутренние созвучия (внутренние рифмы),

8) синтаксические конструкции фраз

9) строфы.

(За основу принята «лестница ритмов» Е.Г.Эткинда.)

Равномерно повторяясь, эти речевые явления создают стиховую речь. Для ощущения речи как стиха достаточно, как минимум, равномерного повторения двух ритмообразующих явлений: например, верлибр (свободный стих) образуется членением речевого потока на строки (стихи), разделяемые концевой паузой.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебники — вернуться к списку

www.studd.ru

Эткинд конспект по отл

Эткинд «Разговор о стихах»

Введение.

Стихи многослойны, их можно воспринимать по-разному. Поэт пишет так, что требует от читателя сотворчества, стать на его место. Стихи – это сочетание чувств, слов мыслей, они всегда новы и необычайны.

Глава 1. Слово о стихе

Творчество стихийно: поэт воспевает не то, что считается величавым, а то, к чему влечёт вдохновение, не поддающееся расчёту.

Творчество – стихия, новые образы вводят в стихотворение всю природу с её контрастами и внешней неразумностью. Поэзия подчинена иным законом и свободна от сословных предвзятостей. Прежде всего она опирается на целостное понимание и восприятие мира. И чтобы понять стихотворение, надо понять его систему, строй поэтической мысли автора, значения слов. Для каждого поэта следовал бы составить свой особый словарь, ведь каждый художник придумывает собственное осмысление слов.

Контекст – это то словесное окружение, благодаря которому смысл отдельных слов становится понятным. Минимальный или достаточный контекст - величина непостоянная. Иногда для понимания слова достаточно минимального контекста – одного-двух других слов.

В новейшей литературе поэты часто заключают стихотворение в цикл. Цикл – группа лирических вещей, связанных единством переживания и общими героями. Он обогащает отельное стихотворение, придаёт ему новые смыслы, дополнительные – иногда существенные – оттенки.

Вполне реальна лестница контекстов:

  1. Общесловарный (Пушкин «Туча»)

  2. Условно – словарный (Пушкин «Наполеон»)

  3. Контекст литературного направления (М. Горький «Песня о Буревестнике»)

  4. Контекст автора (Тютчев «Сон на море»)

  5. Контекст цикла стихотворений (Блок «Кармен»)

  6. Контекст одного стихотворения (А. Белый «Буря»)

Значения слов поэтического словаря расширяются и углубляются.

Глава 2. Ритм.

Ритм – это чередование стоп в строках, в регулярном возвращении рифмующихся окончаний, в членении многих стихов, распадающихся на равные полустишья. Каждая строфа представляет собой законченную фразу. Насыщенная звукопись усиливает ритмичность, в науке прозвана как микроритм. А есть макроритм, созданный композиционными средствами. Ритмический строй как в предложении, так и в фразе, произносится отдельно, со своей интонацией.

Ритм поэзии организует хаос языка, сообщая ему стройность и гармоничность. Он не навязывает фактам речи ощущение гармонии, а извлекает из них.

Цезуры – паузы внутри строк, возникающие на строго определённом месте.

Рифма – группа по две строки, имеющие созвучные окончания. Женские окончания – ударение на предпоследнем слоге, мужские – ударение на последнем слоге.

Наибольшей выразительностью обладает такая строка, которая нарушает ритм. Чем сильнее ритм, тем выразительнее нарушение.

Формы ритма:

  1. Метрический (ритм ударений)

  2. Синтаксический (ритм фраз)

  3. Концевые, внутренние рифмы (ритм пауз, ритм звучаний)

  4. Каталектика (ритм окончаний)

  5. Ритм строф.

В песнях преобладает ритм повторов.

Строфа – важнейший элемент ритма и содержания стихотворения. Наиболее распространённые виды строф – четверостишия. За ними не закреплено какого-то постоянного значения. Терцины – три строки, две из них рифмуются между собой. Октава – строфа из восьми строк.

Белые стихи – безрифменные стихи, сохраняющие силлабический ритм, равное число слогов и стоп.

Стихотворная форма воспроизводит непосредственную, предельно искреннюю интонацию разговора вполголоса.

У Блока есть так называемые антиформы – стихотворение, сбрасывающее с себя признаки стихотворной речи («Когда вы стоите на моём пути»). Поэты Запада пишут больше верлибры – свободные стихи, освобождённые от регулярного ритма.

Александрийский стих – двенадцатисложник, шестистопный ямб с цезурой, делящий каждый стих на равные части.

Акцентные стихи – стихи, главную роль в котором играют мощные акценты, сильно подчёркнутые ударные слоги, создающие ритмическую основу (Маяковские «Послание пролетарским поэтам»).

Глава 3. Метафора.

Закон поэзии: время и пространство – шире, стих и строфу – емче и концетрированнее. Из этого рождается принцип метафоры, определяющий искусство поэзии. В метафоре два далёких явления сравниваются и приравниваются друг к другу.

Метафора – самая краткая и концентрированная форма для воплощения единства мира, единения человека и природы. Подразумеваемая (косвенная) метафора – скрытое сопоставление, что-то подразумеваемое.

Сравнение используется, чтобы при помощи одного факта объяснить другой, причем образ его должен быть проще объясняемого. Сравнение, как правило, однонаправленно: сложное поясняется простым.

Метафора – мощнейшее средство, помогающее автору выразить жизненную философию.

Аллегорические изображения – отвлечённые понятия, изображённые в виде фигур, отличающиеся постоянством.

Локальные метафоры – несовместимые, отдельные, заменяют одни образы другими.

Глава 4. Слово как образ.

Художественное значение слово приобретает в своей длине, звуках, а ритмическое сопоставление двух словесных пар усиливает впечатление. Синтаксис становится образом, о которой идёт речь в фразе.

Крупный план – это то, что подчёркнуто, превращено в образ. Все языковые средства изображают то, что в прозе они выражают. В стихе осмысляется вся звуковая материя слова.

Звуковая метафора – сопряжение слов, понятий по звуковому сходству, которое ведёт к расширению смыслового объёма каждого из сопрягаемых слов.

Глава 5. Стиль и сюжет в поэзии.

Внесмысловая «избыточность» слов, их игра ощутима на переходах от одного стиля к другому, а содержание становится глубже. Измените стиль – измените содержание. В стихах достаточно одного намёка, одного ярко-индивидуального слова – и стилистическая характеристика готова.

Столкновение двух несовместимых слов приводит к стилистическому взрыву – к тому, к чему стремится поэт. Это похоже на метафору: и едины, и противоречат друг другу.

Содержание – это сюжет плюс стиль, который может придать сюжету тот или иной смысл, в него ещё не заложенный. Содержание — это всё, даже мельчайший элемент формы. Изменяется форма – изменится и содержание.

Неопределённость – характерная черта поэтического рода. Ведь определённость не углубит стихотворение. С ней связана лестница смыслов, бесконечная в стихе.

studfiles.net

Ритмы лестничного марша

В том или ином виде лестница существовала с глубокой древности, она выступала обязательным элементом культовых построек всех времен и народов. Видимо, поэтому люди издавна придавали лестнице особое значение: древние шумеры строили свои храмы на самом верху ступенчатых пирамид, к святилищам Востока всегда вели сотни ступеней, каждая из которых приближала страждущего к источнику благодати. Жертвенный алтарь непременно возвышался над землей. Несколько, а то и всего одна ступенька обязательно служили местом для трона вождя или царя. Традиция сохранилась и в христианстве: основание храма почти всегда приподнято, и к нему ведет череда ступеней.

Плавно и незаметно из области культовых построек лестница перекочевала в повседневную жизнь. Со временем, например, атрибутом благородного дома стало высокое крыльцо, которое означало такое же, по сравнению с остальными, положение хозяина. Лестница пережила тысячелетия, изменившись от самой примитивной – бревна или балки, на которых сделаны мелкие зарубы для опоры ноги, до современных, которые поражают как эстетически, так и конструктивно. Впрочем, несмотря на признание сугубой практичности лестницы как средства перехода с этажа на этаж, мы и сегодня продолжаем наделять ее неким символическим смыслом и ассоциировать с вознесением. Ведь формулу жилого дома, которая утвердилась пять тысяч лет назад, и по сей день никто не отменял: спальные комнаты на верхнем этаже – вполне обычное для коттеджа или загородного дома дело. А значит, лестница была, есть и будет. Было бы ошибкой считать, что обычная маршевая лестница не менялась за тысячелетия своего существования. Конечно, она совершенствовалась, но ее изменения оказались столь мало заметными именно благодаря относительному постоянству размеров человеческого тела. Вот и кажется, что лестница, ведущая к монументальной круглой башне, возвышавшейся над стенами первого по времени города Иерихона (восьмое тысячелетие до н. э.), хотя и была довольно узкой, всего полметра шириной, ничем не отличалась от лестницы, по которой сегодня можно подняться на второй этаж загородного дома. Изменения коснулись размеров, материалов, способов крепежа, оформления и т. д. Конструкция же осталась прежней. Как, впрочем, и назначение: подъем или спуск с одного уровня на другой.

Технологии комфорта

Если внешний вид лестницы, выбор материалов для нее, дизайн и декоративное оформление – вопросы исключительно из области вкусовых предпочтений, то в том, что касается технологий строительства, должны соблюдаться определенные строгие правила. Ведь комфорт дома и его интерьер (а главное, функциональность внутреннего пространства) во многом зависят не от внешнего вида, а от расположения, размеров и формы лестницы, высоты ступеней и перил. А заказать перила из нержавеющей стали можно на сайте.

Примечание
Существуют две основные разновидности прямой лестницы, отличающиеся расположением опорных балок относительно ступеней. Опорные балки могут находиться под ступенями, и в этом случае они называются косоурами. Если же эти балки расположены сбоку от ступеней, они именуются тетивами.

Как известно, существуют несколько типов лестниц. К разряду традиционных и наиболее часто встречающихся относятся так называемые маршевые, на косоурах или тетивах. Они раньше других появились в архитектуре, став наиболее органичной конструкцией и снаружи и внутри дома. Кроме того, маршевая лестница была и остается самым надежным видом, который обеспечивает максимум прочности при минимуме соединений. Правда, ее имеет смысл устанавливать в просторном помещении, потому как она занимает довольно много места. Маршевая лестница оставляет широкие возможности для воплощения фантазий архитектора, поскольку ее пролеты и площадки могут быть абсолютно разными – прямыми и криволинейными, квадратной, прямоугольной или полукруглой формы. При этом лестница может разветвляться, например на две ветви, эффектно обрамляющие внутреннее пространство дома.

Примечание
Как правило, лестницу на больцах устанавливают в помещении с относительно небольшой проходимостью.

Альтернативой подобной традиционной конструкции часто выступает лестница на больцах. Свое название она получила от немецкого слова bolz, которое переводится как болт или штырь и означает крепежный элемент, позволяющий «подвесить» лестницу с одним косоуром или тетивой, либо вовсе без них. Ступени и ограждения такой лестницы крепятся к стене с помощью больцев; часто ступени и поручни делаются из материалов, которые более всего подходят к интерьеру дома, а крепежные элементы, которые должны быть очень прочными, – из металла.

Как правило, лестницу на больцах устраивают в помещении с относительно небольшой проходимостью. Несмотря на кажущуюся хрупкость, такая лестница (конечно, при условии правильно выбранного материала) может выдержать нагрузку до двух тонн и бессчетное множество спусков и подъемов.

Еще одна тип лестниц – винтовая. Использовать ее в качестве основной уличной лестницы дома было бы неразумно по многим причинам. Зато в интерьере она, несомненно, выступает весьма эффектным элементом. Вспомнить хотя бы кованые или деревянные винтовые лестницы, которые с неподражаемым изыском украшали многочисленные особняки эпохи модерна. Удивительно красивые, изящные и невесомые, винтовые лестницы и в наши дни уверенно завоевывают свое место в многоуровневых квартирах и частных загородных коттеджах. Огромным их плюсом является еще и компактность: при высоте потолков три метра и более любая винтовая лестница занимает значительно меньшую площадь, чем двух- или трехмаршевая. Однако красота, как известно, требует жертв, и в этом случае жертвой становится удобство. Неудивительно, что появление винтовой лестницы приходится как раз на средние века, когда комфорт, достигнутый римской цивилизацией, оказался во многом утраченным. Зато такая лестница стала идеальной конструкцией для устройства потайных ходов и для того, чтобы как можно скорее подняться на самый верх смотровой вышки.

Смешивая ингредиенты

В последнее время в интерьере загородного дома все более востребованными становятся так называемые комбинированные лестницы. Дать им однозначное определение довольно трудно. Дело в том, что к такому типу относят практически все лестницы, не являющиеся в строгом смысле слова маршевыми или винтовыми. Кроме того, имеют значение и материалы. Если в конструкции их несколько, например, косоуры и тетивы стальные, ступени из архитектурного стекла, а ограждения из металла или дерева, то такую лестницу также следует отнести к разряду комбинированных. Они становятся сегодня все более популярными, поскольку позволяют использовать не только разные фактуры, но и, при сочетании элементов, скажем, маршей и спиралевидных конструкций, открывают дополнительные возможности для более свободного построения пространства.

Благодаря нередко довольно эклектичному внутреннему наполнению современного загородного дома в его интерьере органично уживаются многие художественные стили и приемы оформления. И несмотря на то, что лестница по-прежнему продолжает играть роль одного из наиболее важных элементов дома, в ее создании вполне допускается смешение стилистик. Если до недавнего времени лестница традиционно воспринималась в основном как конструкция из деревянного массива (или нескольких видов древесины), то сегодняшний ее образ не ограничен никакими условностями, правилами и модой. Впрочем, одно правило все-таки остается – лестница должна быть надежной и удобной. А значит, она обязательно должна иметь металлические крепежные элементы.

Примечание
Красивые, изящные и невесомые винтовые лестницы уверенно завоевывают пространство многоуровневых квартир и загородных коттеджей.

Все остальное может быть из традиционного дерева или… стекла. Да-да, стекло в интерьере давно перестало вызывать споры скептиков и обрело статус полноправного участника при организации внутреннего пространства дома. В этом смысле определенную новинку на рынке строительных услуг представляют собой стеклянные лестницы. Легкие и изящные, они не только идеально вписываются в интерьер, выполненный, например, в стиле хай-тек, но и не препятствуют проникновению света в помещение. Обычно у стеклянных лестниц только ступени из стекла, а все соединительные элементы металлические. Технология изготовления ступеней такова: с помощью особых пленок несколько стекол склеиваются между собой, благодаря чему лестница выдерживает значительные нагрузки. Кроме того, она становится в той или иной степени безопасной: если такая ступень, допустим, разобьется, то не разлетится на миллионы мелких осколков и не обрушится на головы домочадцев, а всего лишь мирно провиснет этаким «пузырем». Впрочем, несмотря на декоративность и оригинальность, которые стеклянная лестница привносит в интерьер, ей еще довольно далеко до того, чтобы окончательно завоевать сознание обывателя. На сегодняшний день она все еще стоит особняком, относится к разряду «эксклюзив» и считается скорее исключением, чем правилом.

Основным же материалом для лестниц в загородном доме было и остается дерево. Тем более что сегодня можно говорить об очевидных тенденциях преобладания в интерьере натуральных отделочных материалов.

Возвращаясь к истокам

Деревянные лестницы давно заслужили репутацию надежных, красивых, доступных, а при желании – уникальных составляющих любого дома. В зависимости от веяний моды дерево либо тщательно маскировали под слоями краски, штукатурки, позолоты и т. д., либо выставляли напоказ во всем его великолепии. Для изготовления лестниц специалисты советуют использовать массив дуба, ели, клена, лиственницы, сосны, ясеня, вишни и многих других пород, в том числе экзотических. Однако независимо от выбора породы качество лестницы определяется технологией обработки древесины и профессионализмом мастеров. Поэтому разговоры о преимуществах «заморских гостей» скорее из области финансовой выгоды или внешних различий: одно дело лестница из обычной сосны, и совсем другое – из лилового палисандра или красного сандала. Как говорится, думайте сами, решайте сами.

Если вы уже выбрали тип лестницы и материалы для нее, поверили, что конструкция сия станет декоративной доминантой интерьера, а также убедились, что лестница будет соответствовать правилам комфорта и безопасности, то для окончательного и бесповоротного успеха остается совсем немного. А именно: не пытайтесь показаться умнее и оригинальнее других, просто благоразумно прислушайтесь к советам и рекомендациям тех, кто знает о лестницах – о высоте и глубине ступеней, длине маршей и оптимальных углах подъема пролетов, о высоте перил и многих других тонкостях – больше нас с вами. Тогда лестница обязательно станет удобным и функциональным украшением вашего дома.

Слово экспертам

Мнение специалиста

Чтобы безопасно и с удобством передвигаться по ступенькам, надо усвоить всего несколько проверенных временем правил:

1. Для каждой ступеньки нужно соблюдать точное соотношение ширины проступи и высоты подступа. Удобно подниматься и спускаться по ступенькам, имеющим высоту от 140 до 200 мм и ширину от 280 до 300 мм. Чем шире ступени, тем легче по ним передвигаться.

2. В каждом марше должно быть не меньше трех и не более пятнадцати ступеней. Если пренебречь этим правилом, подъем по лестнице отнимет слишком много сил.

3. Важно правильно рассчитать угол наклона марша. Не стоит делать его больше 40 градусов, иначе спускаться по ступенькам придется задом наперед, держась за перила.

4. Для лестниц в три и более ступеней необходимо делать перила высотой не менее 900 мм. Если в доме живут пожилые люди, следует расположить перила по обеим сторонам лестницы. Если есть дети, то вертикальные стойки должны располагаться не реже чем через 150 мм, еще лучше – по две на каждую ступень.

А чтобы избежать досадных ошибок при составлении и расчете эскиза, изготовлении и монтаже деревянной лестницы, обращайтесь к профессионалам, а не в любую «столярку».

Андрей ЕГОРОВ, ст. мастер участка по изготовлению изделий повышенной сложности компании «Вертикаль»

zagorod.spb.ru


Смотрите также