Гора с известным монастырём — экскурсия в испанский Монтсеррат. Лестница познания на горе монтсеррат


путеводитель по основной территории монастыря — Блог о путешествиях и культуре в Европе

Бенедиктинский монастырь Монсеррат (Монтсеррат), расположенный на высоте 720 метров над уровнем моря на священной горе Каталонии, — это важный духовный центр с богатой историей и уникальное по своей красоте место, окруженное фантастическим нерукотворным ландшафтом. Дикая природа, религия и памятники культуры сливаются здесь в единое целое.

Чтобы лучше познакомиться с природой Монсеррата, мы советуем прогуляться по одному из многочисленных пешеходных маршрутов, проложенных в окрестностях аббатства (очень интересен, например, Путь молитв Rosari Monumental, ведущий к часовне Святой Пещеры, Santa Cova). Это лучший способ ощутить красоту этих мест и увидеть настоящий Монсеррат. Но не будем забывать и о центральной части монастыря, которая представляет интерес не только с исторической и религиозной, но и с архитектурной точки зрения. В этой заметке мы совершим экскурсию по монастырю Монсеррат и расскажем об основных достопримечательностях центральной части комплекса: наиболее интересных памятниках, скульптурах и других произведениях искусства. Об архитектуре и внутреннем убранстве базилики Монсеррата читайте в отдельной заметке.

Комплекс монастыря Монсеррат

Если взглянуть на монастырский комплекс Монсеррата в целом, можно заметить, что он имеет неправильную форму, что связано с неровным рельефом горы, на которой стоит аббатство, а также с непростой историей святилища, которое строилось и перестраивалось в разные эпохи (подробно история монастыря описана в отдельной статье с иллюстрациями).

Глядя на расположившиеся у подножия могучих гор монастырские постройки, удивляешься мастерству архитекторов, которые сумели возвести этот впечатляющий архитектурный ансамбль на такой высоте и в столь труднодоступном месте.

С архитектурной точки зрения монастырь представляет собой несколько крупных зданий, большая часть которых датируется XIX-XX вв. К их числу относятся: базилика, различные монастырские постройки, здание певческой школы «Эсколания», а также сооружения для туристов и паломников, в том числе музей, магазины, гостиницы и рестораны, а также станции канатной дороги, фуникулёров и кремальеры (зубчатой железной дороги). Расположение всех этих объектов на территории монастыря Монсеррат можно посмотреть на подробном плане центральной части аббатства.

Особую художественную ценность среди всех построек в центральной части Монсеррата представляет монастырская базилика — сердце аббатства. Именно здесь проходят богослужения и выступления хора мальчиков из певческой школы «Эсколания». Кроме того, в базилике хранится главная святыня Монсеррата — образ Черной Девы, издавна привлекающий толпы паломников и простых туристов. Базилика интересна и своим пышным интерьером, о котором мы поговорим в отдельной заметке.

Площадь Креста

Мы начнем нашу самостоятельную экскурсию по монастырю Монсеррат на площади Креста (Plaça de la Creu), расположенной снаружи стен аббатства, около верхней станции кремальеры (зубчатой железной дороги). Площадь находится на высоте 706 метров над уровнем моря и названа в честь креста, который был в 1962 году установлен в ее левой части (источник фото).

Крест является работой знаменитого каталонского скульптора Жузепа Марии Субиракса (Josep M. Subirachs) (р. 1927) и посвящен святому Михаилу, который, наряду с Девой Марией, является покровителем горы Монсеррат. На кресте выгравировано на разных языках значение имени архангела Михаила («Кто как Бог?»). Вообще Субиракс довольно много и плодотворно работал в Монсеррате, и некоторые его творения мы еще увидим во время нашей самостоятельной прогулки по Монсеррату.

Справа от нас находится пункт туристической информации Монсеррата.

В этом офисе можно взять бесплатные карты и получить ответы на интересующие вас вопросы.

Площадь Аббата Оливы

Проходим теперь дальше, оставляя информационный пункт по правую руку, а станцию кремальеры по левую, и попадаем на площадь Аббата Оливы (Plaça Abat Oliba). Площадь окружена тремя большими зданиями XIX-XX вв., предназначенными для размещения паломников. Среди них выделяется комплекс апартаментов Cel·les Abat Marcet. Несмотря на свое название, эти «кельи» представляют собой современные, полностью оборудованные апартаменты. Всего здесь может разместиться до 260 человек. В средние века на этом месте находилось куда более скромное пристанище для пилигримов. На первых этажах этого и двух других зданий располагаются магазины, сувенирные лавки, банк, полицейский участок и прочие службы.

Главной достопримечательностью площади является расположенный несколько в глубине памятник основателю монастыря Монсеррат — аббату Оливе. Аббат Олива (Олиба) (Oliva/Oliba) (971–1046) был величайшей фигурой каталонского бенедиктинства, аббатом многих монастырей, епископом Вика, крупным ученым, поэтом и писателем. Подробную историю основания монастыря Монсеррат аббатом Оливой можно прочитать тут.

Бронзовая скульптура аббата была установлена на площади в 1992 году. Выполненная в современном стиле худощавая фигура является работой каталонского скульптора Мануэля Кузакса (Manuel Cusachs) (р. 1933). Олива представлен сидящим на стуле, на спинке которого изображены колокольни монастырей Риполь и Сен-Мишель-де-Кюша, аббатом которых он также являлся. В левой руке аббат держит план первой романской церкви Монсеррата, а правой по традиции бенедиктинцев приветствует всех паломников и гостей монастыря (источник фото).

На площади растут прекрасные тисы, а также столетние кедры, привезенные из ливанских гор монахом Монсеррата — известным исследователем библейского Востока по имени Бонавентура Убак (Bonaventura Ubach i Medir) (1879–1960). Здесь, в тени деревьев, уже в средние века отдыхали паломники, прежде чем отправиться непосредственно в святая святых монастыря. Отдохнуть здесь можно и сегодня, присев на одну из скамеек или посетив местный бар или магазинчик.

Площадь Девы Марии

Главной площадью монастыря Монсеррат является примыкающая к базилике площадь Девы Марии (Plaça Santa Maria). От площади Аббата Оливы сюда ведет поднимающаяся в горку улица, ведущая начало от главного входа в монастырь — красивого портала, расположенного напротив памятника аббату и украшенного скульптурным гербом Монсеррата.

Герб датируется 1565 годом, а стена, в центре которой находится портал, является участком старинной монастырской стены (источник фото).

Идущая в гору дорога носит название Pujada de Nostra Senyora, то есть «Подъем Богоматери», и засажена магнолиями.

На полпути к площади Девы Марии в нише левой стены можно заметить скульптуру святого Георгия, выполненную в характерном стиле уже знакомым нам каталонским скульптором Жузепом Субираксом в 1986 году. Субиракс изобразил покровителя Каталонии в образе рыцаря со щитом и мечом. Его лицо и корпус сделаны в виде углубления — имеют вогнутую поверхность, тогда как руки и остальная часть фигуры представляют собой более традиционный выпуклый рельеф. Многие туристы останавливаются на этом месте, обращая внимание на то, что рыцарь смотрит на вас, с какого бы угла вы к нему ни подошли. К тому же, сложно не заметить сходства в облике этой фигуры и скульптур Субиракса на фасаде храма Саграда-Фамилия. Это отмечают даже те, кто плохо знаком с творчеством этого каталонского мастера (источник фото).

Преодолев несколько оставшихся метров довольно пологого подъема, мы попадаем в самый центр монастыря. Площадь Девы Марии поражает простором и захватывающими пейзажами.

Площадь была спроектирована в 1929 году знаменитым каталонским архитектором Жузепом Пуч-и-Кадафалком (Puig y Cadafalch) (1867-1956). Она находится на высоте 720 метров над уровнем моря и представляет собой обширную эспланаду, как будто вырастающую прямо из гор и состоящую из трех расположенных каскадом уровней.

Находясь на этой площади, мы можем наиболее полно оценить архитектурный ансамбль Монсеррата. Если стоять лицом к фасаду монастыря, то по левую руку мы увидим рыжеватое здание отеля Abat Cisneros, построенное еще в 1563 году, а впоследствии модернизированное. С самого начала своей истории здание предназначалось для размещения паломников. Здесь, в самом сердце монастыря, верующие (и простые туристы) по сей день могут остановиться на ночлег и вволю полюбоваться великолепными видами горы Монсеррат и долины реки Льобрегат. Сегодня это вполне современная гостиница с бесплатным Wi-Fi и прочими удобствами.

Перед зданием отеля находится небольшой садик, в центре которого стоит красивый готический крест XV века.

На этой площади по воскресеньям и праздничным дням часто устраиваются фольклорные представления, например выступления исполнителей традиционной каталонской сарданы и строителей человеческих замков «кастельс», шествия великанов и т.п. В этих мероприятиях по окончании богослужения в базилике принимают участие многие паломники. Расположенные в ряд фонари, как утверждается, установлены по количеству монахов, погибших при защите монастыря от наполеоновской армии. Впрочем, в официальном путеводителе по Монсеррату об этом даже не упоминается.

Повернемся теперь в сторону главного фасада монастыря. Первый камень этого нового фасада был заложен в 1942 году, а завершилось строительство в 1968 году. Фасад сооружен из полированного монсерратского горного камня (обратите внимание на характерную структуру конгломерата) по проекту каталонского архитектора Франсеска Фольгера-и-Грасси (Francesc Folguera i Grassi) (1891–1960), помогавшего Антонио Гауди при строительстве храма Саграда-Фамилия.

В верхней части фасада можно прочесть латинскую надпись Urbs Jerusalem Beata Dicta Pacis Visio («Блаженный град Иерусалим, названный видением мира»), которая напоминает верующим о царстве Божьем, Небесном Иерусалиме. Три большие верхние аркады фасада украшены барельефами работы скульптора Жуана Ребуля (Joan Rebull) (1899–1981). Сцена с левой стороны посвящена покровителю Европы, родоначальнику западного монашеского движения и автору «Устава св. Бенедикта» святому Бенедикту. Центральная композиция изображает провозглашение догмата о Вознесении Девы Марии папой Пием XII, а барельеф с правой стороны — св. Георгия в окружении монахов Монсеррата, трагически погибших во время Гражданской войны в Испании (1936-1939).

Серия скульптур в нишах арочной галереи, ограждающей площадь Девы Марии с правой стороны, посвящена святым – основателям различных религиозных институтов, которые на протяжении истории были связаны с Монсерратом. Этот архитектурный ансамбль является творением большого количества скульпторов, среди которых Клуади Риус (Claudi Rius), Франсеск Жувентенья (Francesc Juventeny) и Энрик Монжо (Enric Monjo). Работы были подарены монастырю в 1949–1953 гг. С этой галереи, или «балкона», являющегося своего рода смотровой площадкой, в ясную погоду открывается великолепный вид на долину реки Льобрегат, петляющей среди множества городов и деревень в окрестностях Барселоны, на горный массив Сьерра-Литораль с горой Тибидабо и телебашней Кольсерола.

Монастырский клуатр

С левой стороны главного фасада монастыря находится красивая двухъярусная галерея — небольшой готический клуатр.

Этот изящный клуатр был построен в 1476 году на средства аббата Джулиано делла Ровере, впоследствии ставшего папой Юлием II. Ровере был аббатом-коммендатором монастыря Монсеррат в 1472-1482 гг., хотя никогда здесь не жил и отдавал распоряжения из Рима. Строительством монастырского клуатра руководили барселонские архитекторы Жуаме Альфонсо (Jaume Alfonso) и Перас Бассет (Peras Basset). От оригинального готического клуатра уцелело лишь несколько фрагментов (в основном западное и северное крыло), остальное было разрушено наполеоновскими войсками. Клуатр был реконструирован в 1955 году.

Клуатр состоит из двух уровней. Нижний уровень составлен из стрельчатых арок, которые покоятся на тонких колоннах, имеющих в сечении крестообразную форму. Некоторые капители украшены растительными орнаментами, рельефными изображениями людей, животных и причудливых существ. В местах пересечения арок расположены скульптурные портреты ряда выдающихся представителей каталонского дворянства той эпохи. На капителях сохранился скульптурный герб аббата Джулиано делла Ровере (с изображением дуба), а также поддерживаемый ангелами герб самого монастыря Монсеррат (с изображением горы).

Верхний этаж клуатра относится к XV-XVI вв. и имеет меньшую высоту и более простую форму арок. В садике перед клуатром высажены деревья, символика которых традиционно связывается с Девой Марией. Это пальма как символ красоты, олива как символ мира и плодородия, кипарис как символ молитвы и тишины и лав как символ славы.

Проход ко внутреннему двору базилики

Проходя через одну из пяти нижних арок главного фасада монастыря, ведущих во внутренний двор монастырского храма, попадаем в красивую галерею (портик) с рядом интересных скульптур. С левой стороны можно увидеть фигуру святого Бенедикта (1962), которую выполнил из кованого железа многогранный каталонский художник и скульптор Доменек Фита (Domènec Fita i Molat) (р. 1927).

Данная скульптура стоит возле двери в помещения, где живут монахи. Дверь обрамляет каменный фриз (1960), посвященный истории основания монастыря Монсеррат аббатом Оливой (1025), а также легенде об обретении образа Девы Монсерратской в горной пещере в 880 году. Фриз является работой скульптора Энрика Монжо (Enric Monjo). Туристы во внутренние помещения монастыря не допускаются, так как это нарушило бы замкнутый уклад монашеской жизни. Но стоит упомянуть, что за этой дверью, в частности, находится ценная библиотека Монсеррата, открытая только для крупных ученых (и только мужского пола).

С противоположной стороны портика можно увидеть два ренессансных надгробия XVI века, неаполитанской работы. Справа в глубине находится гробница каталонского дворянина адмирала Берната II Виламари (Bernat II de Vilamarí), находившегося на службе у короля Арагона и короля Неаполя и скончавшегося в 1512 году.

Адмирал был захоронен в базилике монастыря Монсеррат, и для его останков был создан этот великолепный мраморный мавзолей с богатым скульптурным декором.

Второй мавзолей служит местом упокоения рыцаря Жуана (Хуана) Арагонского, 2-го графа Рибагорса (Joan II de Ribagorça/Joan II d'Aragó) (1457-1528), который был незаконнорожденным внуком короля Арагона Хуана II, военачальником и членом ордена госпитальеров. Ренессансный саркофаг, в котором похоронили графа, был разрушен во время нашествия на Монсеррат наполеоновских войск и впоследствии восстановлен.

Два боковых прохода, соединяющих этот «вестибюль» непосредственно с галереями внутреннего двора базилики, украшены яркими фресками, изображающими известных исторических деятелей XVI века, которые связаны с историей монастыря. На одной фреске мы видим посещающих Монсеррат Католических королей, Фердинанда и Изабеллу (в 1493 году именно из-за их вмешательства монастырь утратил автономию). Другая фреска изображает визит в монастырь Монсеррат испанского полководца Хуана Австрийского (незаконнорожденного сына Карла V, который был внуком Фердинанда и Изабеллы). Автор этих фресок в стиле наивного искусства — каталонский художник и скульптор Франсеск Форнельс-Пла (Francesc Fornells-Pla) (1921–1999). Фрески датируются 1957 годом.

С правой стороны крайнего правого прохода, напротив фрески с изображением Хуана Австрийского, находится романский портал второй половины XII века — всё, что уцелело от старинной монастырской церкви, построенной взамен древней часовни Богоматери в XI веке, вскоре после основания монастыря. Этот портал, наряду с вышеописанным готическим клуатром и ренессансным надгробиями, является единственным напоминанием о средневековом Монсеррате, безвозвратно утраченном из-за нашествия наполеоновских войск в 1811-1812 гг. (источник фото).

Портал находится не на своем первоначальном месте (перед готическим клуатром). Он был перенесен для лучшей сохранности в портик перед атриумом базилики во время реставрации 1920-х годов, проводившейся под руководством Жузепа Пуч-и-Кадафалка.

Портал состоит из пяти полукруглых архивольтов. Когда-то он располагал богатым декором, однако значительная часть скульптур сильно пострадала от времени, и конкретные образы подчас уже не различимы. Одна из фигурных капителей колонн посвящена истории о сотворении человека и грехопадении Адама и Евы, остальные капители повествуют о прямых следствиях совершенного греха и изображают негативные и даже зловещие образы (змей, драконов, львов). В центре тимпана раньше располагался образ Богоматери.

Сама романская церковь — несмотря на то что уже в XVI веке в Монсеррате была построена новая базилика, куда и была перенесена статуя Черной Девы, — оставалась действующим храмом до середины XVIII века, когда была разрушена по решению аббата Аржерика (Argeric). На следующей фотографии конца XIX века мы видим разрушенный монастырь и примыкающий к клуатру романский портал.

Точных иллюстраций той старинной романской церкви не сохранилось (за исключением знаменитой миниатюры из Llibre Vermell de Montserrat), хотя некоторые документальные описания имеются.

Если пройти во внутренний двор не через упомянутые боковые проходы, а через центральную арку, то по обеим сторонам мы увидим скульптуры св. Иосифа и св. Иоанна Крестителя, которые создал в 1952 году известный каталонский скульптор Жузеп Клара (Josep Clarà) (1878–1958).

Внутренний дворик базилики (атриум)

Из центральной арки (или двух боковых арок) вестибюля можно попасть уже непосредственно во внутренний двор базилики, именуемый также атриумом, или клуатром Аббата Аржерика (claustre/atri de l'abat Argerich). Атриум датируется XVIII веком, однако был существенно перестроен в середине XX столетия. Он представляет собой открытое пространство без крыши.

С трех сторон двор окружен арочной галереей со скульптурами и узорами в технике сграффито, а с четвертой стороны его замыкает великолепный фасад базилики.

Рисунки на стенах галереи выполнены в стиле сграффито. Они были созданы в 1952-1956 гг. по эскизам художников Жузепа Обиольса (Josep Obiols) (1894-1967) и Бенито Мартинеса (P. Benito Martínez) (1918-1988). Поскольку Монсеррат является святилищем, местом поклонения, а монастырская церковь носит статус малой базилики (присвоенный ей папой Львом XIII в 1881 г.), то и эти настенные изображения посвящены соответствующим темам.

Так, композиции с правой стороны изображают важнейшие базилики и святилища христианского мира (среди них, например, собор в Сантьяго-де-Компостела), а изображения с левой стороны рассказывают краткую историю монастыря Монсеррат.

Осматривая внутренний двор, по правую руку от центральной арки, через которую мы прошли, можно увидеть баптистерий (1958) с красивым порталом (1902) работы швейцарского скульптора Шарля Колле (Charles Collet) (1902–1983). Верхняя часть портала представляет Церковь, дарующую человеку таинство крещения и другие таинства, осеняющие его жизнь и открывающие путь к Спасению.

Интерьер баптистерия украшен мозаикой Сантьяго Падроса (Santiago Padrós) (1918–1971) и рисунком Жузепа Вила-Арруфата (Josep Vila-Arrufat) (1894–1989), изображающим крещение Христа.

Рядом с баптистерием установлена скульптура святого Игнатия де Лойолы работы каталонского скульптора Рафаэля Соланика (Rafael Solanic) (1895-1990). Латинский текст на прикрепленной рядом каменной плите 1603 года напоминает нам о том, что 25 марта 1522 года Игнатий де Лойола посетил Монсеррат и провел ночь перед образом Черной Девы.

В галереях, окружающих внутренний двор, установлен целый ряд скульптур, изображающих важных исторических деятелей разных эпох — королей и святых, так или иначе связанных с монастырем Монсеррат. Среди этих персонажей: Григорий Великий, король Арагона Хуан I, святой Антоний Мария Кларет, император Карл V, святой Пий X. Все эти памятники были созданы в 1954-1957 гг. каталонскими скульпторами: Рафаэлем Солаником, Фредериком Маресом и Ф. Бассасом.

Устилающая внутренний двор красивейшая мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинеса по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения. С этой точки особенно хорошо смотрится величественный фасад монастырской базилики.

Если посмотреть на узорчатую мостовую внутреннего двора базилики, то в центре мы увидим выложенную из черного мрамора окружность с латинской надписью. Ранее на этом месте находился алтарь вышеупомянутой романской церкви со статуей Черной Девы, которая сегодня хранится в нынешней базилике. Среди некоторых туристов существует примета: считается, что нужно встать с закрытыми глазами и воздетыми к нему руками в этот «круг силы» в центре внутреннего двора базилики, поскольку сюда нисходит положительная энергия.

Монастырская базилика («собор Монсеррата»): архитектура и интерьер

Сердцем Монсеррата является монастырская церковь — базилика, которую иногда также называют «собором Монсеррата». С 1881 года монастырская церковь носит статус малой базилики. Храм был построен в XVI веке и реконструирован в конце XIX века. В 1901 году появился новый фасад базилики. Зайдя внутрь церкви через центральный вход, можно полюбоваться ее великолепным убранством, который был создан на рубеже XIX-XX вв. рядом каталонских художников, скульпторов и архитекторов, в том числе выдающихся представителей  каталонского модернизма, включая знаменитого Антонио Гауди.

Подробное описание архитектуры и интерьера церкви монастыря Монсеррат, а также многочисленные фотографии базилики можно найти в заметке «Базилика монастыря Монсеррат: архитектура и интерьер церкви».

Короткая прогулка вокруг монастыря. Смотровая площадка Mirador dels Apòstols и площадь Апостолов

Выйдем теперь из базилики и прогуляемся немного по внешней территории монастыря. Мы возвращаемся на площадь Креста и, сворачивая направо, выходим на проспект Passeig de l´Escolania, названный в честь расположенного рядом с неороманской апсидой (1876–1885) базилики здания музыкальной школы «Эсколания» при монастыре Монсеррат (и апсида, и здание школы видны на следующей фотографии).

Длинный проспект проходит под навесом, буквально нависая над пропастью, и служит замечательной смотровой площадкой, с которой открывается вид на такие интересные достопримечательности Монсеррата, как часовня Святой Пещеры и часовня Святого Михаила, а также сам комплекс монастырских построек.

Кроме того, именно на этом проспекте располагается традиционный рынок (торговые ряды), на котором производители из окрестных деревень продают козий сыр, мёд и другие типичные продукты этого горного края, которые туристы охотно покупают в качестве сувениров (подробнее об этом рынке и сувенирах из Монсеррата можно прочитать тут).

Если пройти немного вперед, то в конце улицы мы увидим здание, построенное в 1975 году по проекту отца Пере Бускетса (Pere Busquets) (1925–2007). В этом здании находится ресторан, кафе, а также удобная обеденная зона со столами и стульями, где можно съесть взятую с собой еду.

Само здание называется Mirador dels Apòstols (то есть «Смотровая площадка Апостолов»), и это не случайно: помимо ресторанных заведений, тут есть верхняя терраса, поднявшись на которую, можно увидеть классический панорамный пейзаж Монсеррата.

С этой площадки открывается великолепный вид на весь монастырский комплекс с базиликой, школой «Эсколания» и гостиницами для паломников, за которыми возвышается знаменитый пик Gorra Frígia («Фригийский колпак») (1152 м) и соседние вершины Magdelenes. Эти пики видны на следующей фотографии, наряду со зданием «Эсколании» и апсидой монастырской базилики.

Кроме того, с этой смотровой площадки на террасе просматривается часовня Святого Михаила и одноименный крест, расположенный на краю отвесной скалы. Ниже можно увидеть небольшую тропинку, петляющую вокруг горы и ведущую к часовне Святой Пещеры.

Рядом с террасой находится небольшая площадь Апостолов (Plaça dels Apòstols), окруженная полукруглой арочной галереей. Эта галерея ранее находилась на третьем этаже центральной апсиды монастырской базилики. В 1992 году, во время реставрационных работ в базилике, галерея была перенесена сюда. Сама площадь названа в честь часовни Апостолов, построенной на этом месте в XVI веке и разрушенной тремя столетиями спустя (источник фото).

Чуть ниже, около скалы, расположена площадка с памятником Раймунду Луллию (он же Рамон Льюль) (ок. 1235–1315). Луллий был каталонским средневековым мистиком, философом, алхимиком, поэтом и миссионером, автором различных трактатов; родился и умер на острове Майорка.

Посвященный Луллию монумент создал в 1976 году известный каталонский скульптор Жузеп Мария Субиракс (р.1927), неоднократно упоминавшийся выше. Памятник, именуемый «Лестницей познания»(L'Escala de l'Enteniment), состоит из 8 ступеней: Камень, Огонь, Растения, Животные, Человек, Небо, Ангел и, наконец, Бог. Композиция напоминает о разработанной Луллием концепции «лестницы для восхождения и нисхождения», по которой человеческий разум может перейти от самых простых сущностей к наивысшим.

План монастыря Монсеррат (Монтсеррат) с достопримечательностями

Предлагаем вашему вниманию подобный план центральной территории монастыря Монсеррат, на котором на русском языке обозначены основные постройки, площади, памятники и другие достопримечательности монастыря. В частности, на плане указано расположение базилики, школы «Эсколания», музея, станций фуникулеров и канатной дороги.

Помимо этого плана, на нашем сайте вы можете скачать еще одну подробную карту монастыря Монсеррат. На этом плане присутствуют обозначения на русском языке основных туристических достопримечательностей на территории Монсеррата, в том числе монастырской базилики с образом Черной Девы Монсерратской, Музея Монсеррата, станций фуникулеров, канатной дороги и зубчатой железной дороги (кремальеры), а также смотровых площадок, информационных пунктов, магазинов, ресторанов и отелей.

Кроме того, на плане Монсеррата указаны направления основных пешеходных троп в окрестностях монастыря (маршруты в сторону Святой Пещеры, часовни Святого Иоанна, смотровой площадки Фра Гари, вершины Сант-Жерони и др). Такую карту вы также можете получить в пункте туристической информации при входе в монастырь. Также в этом офисе можно взять более подробную карту маршрутов по местности вокруг монастыря. Другие карты пешеходных маршрутов по Монсеррату можно скачать на нашем сайте тут.

♦♦♦♦♦♦♦

См. также другие материалы из нашего подробного путеводителя по Монсеррату (Монтсеррату) с фотографиями:

- История монастыря Монсеррат

- Чёрная Дева Монсерратская (Моренета)

- Как самостоятельно добраться до монастыря Монсеррат

- Поездка в Монсеррат: практические советы и информация для туристов

- Базилика монастыря Монсеррат («Монсерратский собор»): архитектура и интерьер церкви

- Маршруты самостоятельных пешеходных прогулок по Монсеррату: Святая Пещера и Путь молитв

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Монастырь Монсеррат, статья в Википедии

2. Монастыри Каталонии: Монсеррат

3. Официальный сайт аббатства Монсеррат

4. Официальный путеводитель по Монсеррату

5. Поездка в монастырь Монсеррат: описания и фотографии

6. Бенедиктинский монастырь Монсеррат в каталонской энциклопедии

7. Виртуальная экскурсия по монастырю Монсеррат

8. Путеводитель по Монсеррату

9. Готический клуатр Монсеррата

10. Отчет об экскурсии в Монсеррат

11. Монсеррат: краткое описание и фотографии

12. Романский портал утраченной церкви Монсеррата

www.mishanita.ru

Монтсеррат - Анна Шароватова

10:03 pm - МонтсерратМонтсеррат-это чудо природы,магическая гора,святыня каталонского народа и место паломничества.Здесь расположен действующий мужской монастырь 12 века,в котором крестилась и венчалась с мужем Монтсеррат Кабалье.

Монтсеррат в переводе с испанского означает "распиленная гора" и ,действительно,остроконечные верхушки гор напоминают зубцы пилы.Согласно легенде,в древности здесь был город грешников,наподобие Содома.Бог рассердился на людей и перевернул землю.Город ушел под землю,а зубцы оказались на поверхности.Но это легенда,а ученые говорят,что порода горы мягкая и тысячелетия выветривания придали горе удивительные формы.

На территории монастыря громко разговаривать запрещено,поэтому наш гид - Людмила раздала группе радиоприёмники с наушниками,через которые было очень хорошо слышно её рассказ.Людмила махнула флажком и мы пошли на экскурсию

По дороге в монастырь есть небольшой торговый ряд,где местные фермеры продают свою продукцию.Причем легко можно попробовать на вкус сыры,творог,сметану,мёд,конфеты из вяленых сухофруктов.

Монтсеррат-очень популярное место в Каталонии,сюда приезжает много туристов и местных жителей

Наша экскурсия пришлась на воскресенье и как раз у каталонцев был праздник.Повсюду ходили одетые в национальные одежды артисты,причудливо звеня маленькими колокольчиками на обуви

Посмотрите,какие причудливые скалы!

Одну из скал называют Кинг-Конг.А что похоже,да?!

Тихое место посреди гор еще с 1 века привлекало христиан для поселения.А в 1053 году тут основан монастырь

Во время войны с Наполеоном монастырь был укреплен.Здесь оказывалось яростное сопротивление вражеской армии.За это Наполеон решил стереть Монтсеррат с лица земли,взорвав здания вместе с церковью.Более 100 лет монастырь восстанавливался,благодаря меценатам,чей прах теперь покоится на территории храма

Мы подошли к площади 12 Апостолов...И здесь я потерялась.Совершенно серьёзно.Просто,слушая рассказ гида в наушниках и фотографируя,перестала контролировать удалённость от группы.И,отвлекшись,заблудилась в толпе людей.Вот и бегала туда-сюда,пытаясь найти хоть кого-нибудь из своей группы.А Людмила в наушниках ля-ля-ля-ля...Теперь я понимаю,что такое паника...Группу всё же нашла.Оказывается,я далеко от них вперед убежала.

На Площади 12 Апостолов есть энергетический круг - намоленное место.Здесь раньше стояла статуя Девы Марии - Святой Богоматери Моренеты.Её еще называют Смуглянкой.

Увидеть Богоматерь можно с 12-ти часов дня,отстояв довольно большую очередь

А до 12 часов в церкви идёт монастырская месса.В Монтсеррат самая древняя в Европе консерватория и по окончании мессы можно послушать знаменитый хор мальчиков.Сфотографировать хор мальчиков не смогла,потому что народу в храме было битком и я,ростом 165 см,даже в прыжке их не увидела

Ну ладно,пока идёт очередь к Смуглянке,можно походить - поснимать скульптурные барельефы монастыря

Дорога к Деве Марии идёт через Портал Ангелов.Изображения ангелов-музыкантов и ангелов-певцов приветствуют паломников,пришедших поклониться образу Богоматери

В конце Лестницы Святых стоит Мальчик из Хора.Это портрет больного мальчика,который хотел петь в хоре мальчиков Монтсеррат.Его одели в форму,и он был принят в хор на один день.Когда мальчик умер,его родители увековечили желание сына

В 880 году подростки-пастухи увидели сияние света,окруженное чудесной музыкой.В течении 4 суббот зрелище повторялось.На этом месте была найдена статуя Богоматери.Темный цвет деревянная фигурка приобрела из-за дыма свечей.

Попросив Деву о сокровенном,паломники идут через Путь Аве Мария.Тут можно,опустив в ящик 1,8 евро,взять свечу и зажечь её.

Некоторые свечи довольно большие и горят годами.Их зажигают монахи за тех,кто не может подняться в монастырь

Когда мы вышли из церкви,на площади перед монастырём был разгар праздника.

Разновозрастные каталонцы танцевали сардана - национальный танец.Вообще,каталонцев испанцы считают жадными и подсмеиваются над ними,когда те танцуют сардана,мол видите,даже в танце шаги считают

По монастырю можно просто гулять,а можно прокатиться на поезде

В Монтсеррат есть многочисленные тропы и маршруты,занимающие много времени на спуск-подъем,ведь монастырь находится на высоте 725 метров.А если времени для прогулок немного,то быстрее спуститься с горы на фуникулёре...спуск и подъем практически вертикальный

Мы на фуникулёре не катались...просто гуляли по смотровым площадкам

Здорово так,быть в отпуске и никуда не торопиться...И виды вокруг достойны головокружения

Склоны гор террасами спускаются вниз,где извилисто течет река Льобрегат...

В парке ведёт в небо дорога к Богу или Лестница разумения

И тут же в тени деревьев отдыхает скульптор,автор Лестницы разумения

Тишь да гладь...да Божья благодать...

Вот так прошел наш майский экскурсионный день.Потом был однодневный перерыв на пляжный отдых перед PortAventura.И этот парк нам обещает очень яркий развлекательный пост...а может и не один ;)

tridnyadozhdya.livejournal.com

Гора Монсеррат (Montserrat) – настоящее чудо света

Первое упоминание: 880 годВысота горы: 1236 метров

  Гора Монсеррат оставляет неизгладимое впечатление, даже если на неё смотреть только издали. Это нерукотворное чудо находится на севере Испании, в Каталонии. От Барселоны надо проехать километров 50, чтобы увидеть удивительные формы горного массива. Такое впечатление, что на растянутую вдоль речки гору кто-то прилепил огромные куски лысых скал. Они разнообразны и необычны по своей форме: то заострённые, то сглаженные, то похожие на каких-то древних идолов. Часть из них носят имена, которые дали местные жители, например: Лик Святой Девы, Божий перст, Верблюд, Голова слона. Существует много легенд о происхождении этой необычной горы. Само её название привлекает внимание и особенным звучанием – Монсеррат, и переводом – распиленная гора. Туристов заманивают удивительные по форме скалы, таинственные пещеры, извилистые крутые тропы. Но главным объектом паломничества людей со всего мира является древний бенедиктинский монастырь, с таким же названием, как и у горы - Монсеррат.

  Самые первые упоминания об удивительной горе появились в древних манускриптах ещё в 880 году. Примерно в это же время католиками на ней были построены небольшие храмы, скорей часовенки. Такое строительство не было случайным, ведь именно тогда данная территория была отвоёвана у сарацинов, исповедовавших мусульманскую веру. Из тех часовенок сохранилась только одна, носящая имя Святого Искле. Она и является центром монастыря Монсеррат, основанного в 1025 году аббатом Олибой. Аббат был известным архитектором, под его руководством были воздвигнуты основные здания монастыря. Монахи из бенедиктинского братства вели закрытый, замкнутый образ жизни. В 1223 году для мальчиков в монастыре открыли музыкальную школу, которая была первой в Европе. До сих пор эта школа существует! Желающие ежедневно могут наслаждаться чудным пением хора мальчиков в стенах собора монастыря.

  Весь монастырский комплекс, как бы прижался к горе, прося у неё защиты. Не устоял он перед армией Наполеона, которой основательно был разрушен. В конце XIX века монастырь вновь возродился, отстроился. Здесь есть постройки и начала двадцатого века.

  В настоящее время Монастырь Монсеррат продолжает оставаться обителью для монахов ордена святого Бенедикта. Их около ста. Они занимаются выращиванием овощей, продажей сувениров и церковной утвари. Монахи также встречают паломников и туристов, помогая тем разместиться в кельях монастыря и в местной гостинице.

  Поток людей, желающих оказаться на потрясающей горе Монсеррат и побывать в Монастыре, не иссякает. Туристов сюда привозят комфортабельные автобусы, можно приехать на личной машине. К одной из вершин горы доставит фуникулёр, там же можно посетить скит одного из отшельников. Желающие получить всю полноту ярких впечатлений и насладиться окружающей красотой могут подняться на гору пешком. Для этого есть множество троп и дорожек, благоустроенных и не очень. Обычно туристы стремятся добраться до Креста Святого Михаила, возвышающегося на одной из горных вершин. Есть на горе и необычный, современный крест. Очень много памятников, различных скульптур: и древних, и современных.

  В монастыре есть картинная галерея, где можно увидеть шедевры классической и современной живописи. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать некоторых авторов, таких как Караваджо, Эль Греко, Дега, Дали, Пикассо.

  И сама гора Монсеррат, и всё что на ней расположено, удивляет и восторгает посетителей всем, что здесь можно встретить. Но главным объектом паломничества является статуя Черной Мадонны с младенцем. Эта святыня Каталонии находится в храме монастыря на большой высоте. Впечатляет то, что цвет статуи чёрный, и она составляет как бы единое целое с огромной скалой. Чёрная Мадонна была создана ещё в двенадцатом веке. С её происхождением и с её чернотой связано много тайн и удивительных легенд. Считается, что Чёрная Мадонна исполняет добрые желания и излечивает людей от разных заболеваний, особенно женщин и особенно бесплодных. Поэтому на лестнице, ведущей к подножию статуи, всегда очередь паломников, желающих прикоснуться и поцеловать священные стопы Чёрной Мадонны.

  Остаётся упомянуть ещё об одном интересном памятнике на горе Монсеррат. Это современный монумент, который называется Лестницей познания. Всего здесь восемь ступеней, каждая что-то символизирует. Камень - на самой нижней ступени, человек на шестой – после флоры и фауны. А на самой верхней – Бог. По словам местных монахов, главное, чтобы все, кто побывал на этой горе, хранили в себе полную уверенность: Бог нас видит и всегда о нас помнит. Таким образом, гора Монсеррат поражает ещё и тем, насколько здесь объединились древние и современные взгляды на жизнь.

 

aviatravel.org

вам стоит преодолеть все свои страхи

Отдыхая в Испании на побережье Коста Брава, приобрели экскурсию на гору Монтсеррат. Поездка была рассчитана на целый день.

В назначенный час к месту сбора подъехал туристический автобус. Двухэтажный, рассчитанный на 100 с лишним мест. Туристы заполнили его, и в автобусе не осталось ни одного свободного кресла.

Поначалу нас это не смутило, но возникла мысль: турагентство решило одним выстрелом убить 2-х зайцев, то бишь не 2 автобуса отправить, а одним рейсом управиться.

Надеюсь, о безопасности пассажиров агентство думало. Так же, как и о том, чтобы туристы увидели:

  • Бенедиктинский монастырь;
  • Чёрную мадонну;
  • хор мальчиков;
  • музей монастыря;
  • замечательные виды на горы.

Дорога вверх

Подъехали к подножию Монтсеррат, посмотрели вверх, но вершины не увидели. Гора высокая, свыше 1000 м. над уровнем моря. А монастырь расположился на высоте чуть выше 700 м.

Когда же начали по серпантину подниматься на гору, стало страшновато. Неповоротливый автобус, узкая дорога без ограждений по краю, крутые повороты. А за окном отвесная скала. И чем выше по серпантину, тем ближе к пяткам сердце.

Вцепившись руками в поручни, время от времени закрывая глаза, чтобы не смотреть в окно, молясь богам (русским и испанским), ехали к месту икс. На некоторых участках дороги встречный транспорт останавливался и пропускал нашу махину, иначе было не разъехаться.

Как сказала гид, на монтсерратском серпантине водители туристических автобусов сдают экзамены по вождению, так как эта трасса имеет высокий уровень сложности. Так их проверяют на профессиональную пригодность. Забегая вперёд, скажу, что наш рулевой со своей задачей справился на высший балл.

Монастырь бенедиктинцев и Чёрная мадонна

Оказавшись наверху, сразу направились к Бенедиктинскому монастырю. Он словно продолжение скалы. Настолько органично сочетаются творения рук людских и самого Создателя. Но прежде чем дойти до него, миновали здание музыкальной школы при монастыре Монтсеррат.

Вид на апсиду базилики и здание музыкальной школы при монастыре.

На территории монастыря есть памятник его основателю аббату Оливе. Он был образованнейшим человеком своего времени и весьма почитаемой персоной среди бенедиктинцев.

Указана и официальная дата основания монастыря Монтсеррат — 1025 г.

Площадь носит имя аббата Оливы.

Памятник основателю монастыря Монтсеррат аббату Оливе.

Фасад монастыря украшен двухуровневой арочной галереей. Перед ней растут деревья, каждое из которых наделено символикой. Пальма считается символом красоты, олива — символом мира и плодородия. Кипарис же олицетворяет скорбь и печаль. А лавр символизирует славу и почести.

Пальма, кипарис и олива. Рядом с оливой лавр.

Арки ведут во внутренний двор монастыря. Но сначала мы попали в галерею, где установлена скульптура Св. Бенедикта, чьё имя носит монашеский орден.

Святой Бенедикт.

Она из кованого железа и стоит около двери, ведущей в монашеские помещения.

Дверь в каменном обрамлении. Барельефы воспроизводят отдельные эпизоды, связанные с историей монастыря. В центральной части триптиха — герб Монтсеррата: горы и пила, которая их разрезает.На центральном барельефе справа — сам аббат Олива, можно увидеть и дату основания монастыря. На противоположном барельефе высечена дата — 880. Это год, когда в одной из пещер была обнаружена Чёрная мадонна. А один из персонажей держит в руках священную реликвию.

Внутрь заходить нельзя: монастырь-то мужской!

Дверь в монашеские покои.

Вошли во внутренний дворик монастыря. Над входом в монастырскую церковь (базилику) фигуры апостолов — последователей Христа и сам Иисус.

Церковный фасад.

Двор выложен белым и чёрным мрамором. В центре — расписной круг с изображениями обитателей подводного мира и надписями на латыни. Как нам сказали, именно в этом месте когда-то находилась церковь, где первоначально хранилась Чёрная Богоматерь.

А туристы придумали примету: если встать в центр круга, закрыть глаза и воздеть руки вверх, на вас снизойдёт божья благодать.

Туристка в ожидании благодати.

Экскурсовод рассказывала нам историю монастыря, легенду о Чёрной мадонне. Мы, как полагается в таких случаях, смотрели налево, потом направо.

Получив всю информацию, встали в очередь, чтобы поближе рассмотреть лик Чёрной Богоматери и прикоснуться к её чудотворной деснице. Очередь большая, но продвигается быстро.

Для того чтобы поклониться Монтсерратской Деве, вошли не через центральный вход, а воспользовались боковой дверью. Над ней барельеф с изображением мадонны и надпись, говорящая о том, что в 1881 г. Богоматерь была провозглашена покровительницей Каталонии.

Боковой вход в базилику.

Далее поднимаемся по широкой лестнице и идём через арочный портал. На нём барельефы на библейские темы. Здесь можно увидеть играющих на музыкальных инструментах ангелов, в честь которых портал и назван Ангельским.

А по краям лестницы огромные подсвечники.

Лестница с арочным порталом.

Трон, на котором восседает мадонна, выполнен из серебра с инкрустацией из драгоценных камней.

Статуя находится за стеклом, но на уровне правой руки, держащей сферу, вырезано отверстие. Каждый жаждущий и страждущий может прикоснуться к руке мадонны и загадать желание. Мы сделали то же самое.

А маленький Иисус в левой ручке держит шишку как символ долголетия и бессмертия.

Чёрная мадонна на серебряном троне.

Чуть поодаль слева стоит большой деревянный жертвенник, и я опустила в него монетку.

Далее попадаем в коридор, именуемый Путём Аве Мария. Здесь множество горящих свечей, которые оставляют верующие в знак благодарности Чёрной мадонне.

Горящие свечи в честь Чёрной мадонны.

В помещении установлена бронзовая скульптура в стиле модерн, на постаменте которой написано, что это Ангел Благовещения.

Ангел Благовещения.

Хор мальчиков

Гид во время экскурсии предупредила нас, что в 13.00 в монастырской церкви поёт хор мальчиков. Поэтому к часу дня мы уже были на месте.

Церковь была полна туристов, пришедших увидеть и послушать живую достопримечательность. Здесь яблоку негде было упасть.

Хористы одного роста, и возраст примерно одинаковый. Отроки были облачены в белые хитоны. Выходя на место, двигались плавно. Не ангелы ли спустились с небес?

Мальчики в белых одеждах идут на место песнопения.

Мальчики пели так проникновенно! Голоса их настолько тонкие и чистые! Песнопение пронзало все фибры души. Чувствовалась лёгкость, невесомость. Казалось, что невидимые крылья несут бренное тело в заоблачные дали. Если есть райское песнопение, то это было именно оно.

Хор мальчиков. А над ними в арочной нише трон с Чёрной мадонной.

Монастырская базилика

Убранство церкви роскошное. Привлекают внимание красочные витражи.

Расписной витраж.

Здесь много богато оформленных капелл. Одна из них посвящена Св. Игнатию де Лойоле, основавшему орден иезуитов. Он изображён с распростертыми к Христу руками.

Скульптура Св. Клемента в капелле Св. Игнатия.

Ещё одна капелла посвящена основателю ордена пиаристов Святому Иосифу Каласансу. Он прославился ещё и тем, что открывал бесплатные школы. Целью пиаристов было обучение и воспитание детей в духе христианства. Для того времени намерения не только благие, но и прогрессивные.

Св. Иосиф с учеником.

Оба святых в своё время совершили паломничество в монастырь, чтобы поклониться Чёрной мадонне.

Музей монастыря

По окончании выступления хора гид предложила желающим посетить музей монастыря. Любители живописи нашлись и, держа в руках приобретённые билеты, направились осматривать экспозицию картинной галереи.

Прежде чем попасть в залы музея, прошли контроль. Перед турникетами серьёзные и сердитые секьюрити. Проверяли не только билеты, но и сумочки осматривали на предмет наличия колющих, режущих и иных предметов, которые могли бы нанести вред экспонатам.

На тот момент фотографировать в музее не разрешалось.

Бенедиктинские монахи собрали уникальную коллекцию, не уступающую по своей ценности знаменитым картинным галереям. Здесь представлены работы Караваджо, Эль Греко, Пабло Пикассо. Из импрессионистов можно увидеть Клода Моне, Огюста Ренуара. И, конечно же, работы самого Сальвадора Дали.

До сих пор помнится портрет старого рыбака работы Пикассо, потому что сразу возникла ассоциация с повестью Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».

Внимательно всматривались в полотна, желая запечатлеть в памяти, как на кадре фотоплёнки, всё, что на них изображено.

Дегустация местной продукции

Выйдя из музея, направились в один из магазинчиков, где можно было продегустировать и купить понравившийся ликёр. Ликёры (на травах) производят монахи бенедиктинского монастыря. Рецепты их насчитывают не одну сотню лет.

Ёмкости самые разные: от 0,04 мл до 0,75 мл. Маленькие (сувенирные) бутылочки объёмом по 0,04 мл. были расфасованы по 2, 4, 5 штук. Я приобрела набор из 2-х ликёров, стоил он 5 евро. Один из них до сих пор стоит в качестве сувенира. Это ликёр «Ratafia».

Бутылочка с ликёром.

А в это время на площади вовсю шла дегустация сыров и мёда. Местные пастухи привозят сюда овечий и козий сыр разных сортов, а также мёд. Раньше эту продукцию производили и монахи монастыря (жить на что-то надо было).

Не прошли мимо прилавков и мы. Провели дегустацию, но вкус сыров показался нам специфическим. Желания прикупить домашний продукт не возникло.

Затем направились к смотровой площадке, чтобы полюбоваться величественными горами. В такие минуты убеждаешься: хотя человек и является венцом и царём природы, она всё равно сильнее его.

Вид со смотровой площадки.

На площади Креста есть кафе и рестораны, где туристам предлагают блюда испанской (а если быть точнее, каталонской) кухни.

Каталония всегда противопоставляла себя Испании, и каталонцы никогда не считали себя испанцами. Гид пояснила, что сокровенной многовековой мечтой автономии является обретение независимости и статуса самостоятельного государства.

День провели с большой пользой. Увидели и услышали то, что раньше не входило в круг нашего познания. Однако сюда нужно приезжать не один раз, чтобы пройти всеми маршрутами, паломническими тропами, посетить каждый уголок уникального ландшафта.

Обратный путь преодолевали в том же 2-этажном монстре. Дорога была под небольшим уклоном, автобус шёл на тормозах. И снова напряжение всех душевных сил и сердце в пятках. Когда оказались у подножия, облегчённо вздохнула, что твёрдо стою на земле.

Конечно же, ощущение высоты и дороги чисто субъективное. Не каждый воспринимает отвесные скалы и крутые повороты столь эмоционально. Но ради того, чтобы увидеть рукотворные и нерукотворные достопримечательности горы Монтсеррат, стоит преодолеть все свои страхи.

Ольга Васильевна, 57 лет, г. Самара,дата поездки: октябрь 2007 года

pro-spain.net

отзывы об экскурсии из Барселоны, фото чёрной Мадонны, как добраться

Королевство Испания – это независимое государство, расположенное в юго-западной части Европы на Пиренейском полуострове, который она делит с Португалией. Столичным городом является Мадрид. Это одна из самых гористых держав Европы. Омывается Атлантическим океаном (на западе и севере) и Средиземным морем (на востоке и юге).

Неподалеку от Барселоны находится одна из самых загадочных достопримечательностей Испании — Монтсеррат.

Местонахождение горы Монтсеррат

Монтсеррат — это гора, которая имеет очень причудливую форму и находится в пятидесяти километрах от столицы Каталонии — Барселоны — на полпути к Пиренеям. В переводе с каталонского Montserrat означает – зубчатые или разрезанные горы. Миллионы лет тому назад на месте современной Каталонии располагалось море, которые затем вздыбилось, превратившись в горный хребет. После сошел ледник и произошло образование Пиренеев. А вот гора Монтсеррат откололась от главного хребта и осталась стоять в одиночестве. Её высота составляет 1236 м., ширина – пять километров, а длина — десять километров.

Добираться до горы нужно различными видами транспорта. До её подножия можно доехать на автобусе или автомобиле по автостраде, либо на отходящей электричке от площади Испании в Барселоне. Затем подъем в гору можно осуществить тремя способами: на горном поезде (кремальере), пешком или по канатной дороге. А на самую верхнюю точку горы можно добраться на фуникулере. Оттуда имеются три пеших маршрута. А всего для подъема на Монтсеррат и прохода по ее склонам функционируют порядка десяти пеших маршрутов для туристов.

Монастырь на горе и Чёрная Мадонна

На горе Монтсеррат находится бенедиктинский монастырь, дойти до которого можно за пару часов из долины реки Ллобрегат по горной тропке. Это места с давних времен влекло к себе туристов и паломников, поэтому в 1892 был сооружен фуникулер от монастыря до местечка под названием Monistrol de Montserrat. Затем его заменили канаткой.

Читайте отзыв Елены о поездке в Монтсеррат и смотрите её фотографии →

Сам монастырь был основан в 1025 году Олибой (Риппольский аббат). Монастырь несколько раз перестраивался, армия Наполеона разрушила его но впоследствии он был восстановлен. Самые свежие постройки были сделаны в начале прошлого столетия. В данный момент там проживают примерно 100 монахов-бенедиктинцев. Тут есть и гостиница, которая принимает паломников.

Главным предметом паломничества является хранящаяся в монастыре статуя Черной Мадонны (La Moreneta). Легенда гласит, что ее вырезал Святой Лука, а затем Святой Петр перенес ее в Испанию. В 718 г. статую спрятали в горах Монтсеррат, чтобы спасти ее сарацинов, а затем она потерялась. В 890 году Чёрную Мадонну чудом обнаружили пастухи в пещере, куда они пришли под влиянием ангельского пения и загадочного сияния. В этом месте построили часовню, а пещера стала называться Santa Cova.

Та статуя, к которой сейчас приезжают паломники и туристы, датируется XII веком. Есть разные теории, которые объясняют черный цвет Младенца и Мадонны. К слову сказать,правдоподобного обоснования ни одна из них не имеет. Возможно, она потемнела от многочисленных свечей, которые веками сгорали около нее.

К La Moreneta совершали паломничество различные исторические личности, например, Св. Игнатий Лойола, повесивший оружие у ее алтаря и ставший на путь религиозного подвижничества. В 1881 году пап Лев XIII канонизировал статую, провозгласив ее святой-покровительницей Каталонии. Считается, что эта статуя помогает девушкам стать матерями, поэтому здесь много молодых пар и женщин, желающих забеременеть.

В монастыре есть картинная галерея, в которой можно понаблюдать за картинами классических живописцев (Моралес, Караваджо, Эль Греко) и современных (Дега, Дали, Пикассо). А вот огромная библиотека очень сильно пострадала в наполеоновские времена. Сейчас в ней около четырехсот подлинных манускриптов, среди которых египетские папирусы, песнопевческий сборник Libre Vermille, редчайшие средневековые манускрипты и т.д.

Экскурсии в Монтсеррат и примерные цены

Обычно туристы посещают Монтсеррат в группе, сопроваждаемой гидом. Такие экскурсии организуют различные турфирмы. Самыми популярными отправными точками для экскурсий на Монтсеррат являются курорты побережья Коста-Дорада и Коста-Брава, а также Барселона и Жирона.

Начинается экскурсия с посещения монастыря с Чёрной Мадонной и церковным хором мальчиков. Далее идёт осмотр музейных экспозиций. Используя фуникулер, можно подняться во время на самый верх и полюбоваться красотой открывающегося вида.

Продолжительность поездки в организованной группе — около 5 часов. Как правило, туристам даётся свободное время, чтобы они смогли пообедать. Средняя стоимость обеда в местных ресторанах — 15 евро.

Цена групповой экскурсии на гору Монтсеррат с посещением монастыря — в среднем 55 евро на человека при покупке в офисе турагентств или у распространителей, а при предварительном бронировании онлайн — около €46.

Экскурсия в Монтсеррат из БарселоныОднодневная автобусно-пешеходная экскурсия на русском языке в монастырский комплекс Монтсеррат — одно из красивейших мест Испании. Выезд из Барселоны с площади Каталонии по понедельникам и четвергам в 10:00.Смотреть фото и читать отзывы →

Стоимость: €46 на человека. Длительность: 5 часов.Подробнее об экскурсии →

Вы также можете заказать экскурсию с индивидуальным гидом. Она проводится для 1-4 человек. Поездка до места назначения — на автомобиле из Барселоны, Жироны или соседних городов. Цена — €288 для группы. Подробнее →

Интересные истории про Монтсеррат

Выше уже упоминались некоторые легенды о горе Монтсеррат. Она настолько необычна по своему внешнему облику, что вызывает настоящий трепет и восторг. Гору образуют большие лысые скалы, похожие на идолов. Узенькие каналы похожи на причудливые узоры. А особую таинственность всему здешнему облику придают мрачноватые пещеры.

В солнечную погоду Монтсеррат видна с большого расстояния, а в пасмурную создается впечатление, что облака цепляются за скалы. Местные красоты на протяжении всей истории являлись источником особого вдохновения для поэтов, музыкантов и художников.

С горой связаны многочисленные истории и легенды. Одна из таких легенд повествует о том, что в один прекрасный момент на вершину спустились ангелы. Им наскучил окружающий ландшафт, и они решили распилить гору на две равные части, украсив ее различными фигурами. С этого времени она и стала называться Монтсеррат – распиленная гора. А каменные образования причудливой формы получили такие названия, Голова слона, Божий перст, Верблюд, Лик Святой девы.

Посетите один из самых популярных курортов в Испании — Санта-Сусанну, и вам захочется вернуться сюда.

Чудесные достопримечательности Аликанте не оставят вас равнодушным в любое время года.

Другая легенда гласит: В 880 году дети местных пастухов заметили яркое освещение в горах. Они замерли от пения ангелов и чудесной музыки. После случившегося они тут же помчалась домой, чтобы всё рассказать своим родителям. Но те никак не могли поверить в такое чудо. И всё-таки взрослые пришли на то место посмотреть, что же случилось на самом деле. На протяжении месяца родителям тоже приходили видения. Это были Божественные знаки.

Викарий, придя в те же места, тоже стал свидетелем чуда. Необъяснимые вещи происходили на горе Монсеррат. Священникам удалось найти образ девы Марии в пещере. С того времени верующие паломники стали приходить туда. В наше время там стоит святой грот. Люди с разных стран мира приезжают сюда, чтобы увидеть святые места.

Небольшой испанский городок Камбрилс поможет незабываемо провести ваш отпуск на лоне морской природы.

Любителям футбола — Валенсия: всё об этом легендарном футбольном клубе.

Видео

Для визуализации прочитанного осмотрите видео Марии с посещения горы Монтсеррат в Испании.

pro-spain.net

Лестница в небо | Geo

Каталонские мальчики поют, словно птички в раю. Торжественный гимн Salve Regina, «О, Царица, восславься» звенит под этими церковными сводами уже не первый век – капелла Escolania («Школьная») считается самым старым в мире хоровым коллективом. Поющих отроков впервые собрали здесь, в монастыре Святой Марии, еще в конце.

ХIII столетия. С тех пор в каменном лабиринте скального массива Монсеррат они воздают хвалу Мадонне.

Монсеррат – бессмертная душа Каталонии. Здесь, в 40 км от Барселоны, хранятся ее главные святыни. Сюда едут за вдохновением скульпторы, архитекторы, поэты. Бастион национального духа под прикрытием высоких монастырских стен и мрачных скал. Без Монсеррата, без культа Девы Марии вряд ли возник бы кодекс гордого самоощущения каталонской нации – «каталанисмо». Один мадридский политик как-то съязвил: «Даже в воскрешении Христа они видят намек на возрождение Каталонии».

Прославлять Мадонну хор мальчиков выстраивается у алтаря ежедневно – в час дня и в семь вечера. Над стриженными головами отроков бабочкой подвешена на канатах под широким балдахином фигура распятого Спасителя из слоновой кости. Даже Сальвадор Дали вряд ли сотворил бы оригинальнее.

За углом, в правом пределе собора – модернистское изображение святого Бенедикта: рослый блондин решительно вышагивает навстречу верующим, сжимая в руках, как винтовку, Священное писание. Церковь учит: полтора тысячелетия назад Бенедикт из Нурсии взошел по лестнице смирения. Смерть – высшая, последняя ступень: «Кто унизится, тот вознесется».

В Монсеррат привозят школьников – напитываться национальным духом. Но возраст и устойчивая психика делают детишек не слишком восприимчивыми к высоким материям. У фасада храма Святой Марии они гомонят как галки и скачут по квадратам и полукружиям напольной мозаики. Учительница объявляет завтрак. Школьники дружно достают из рюкзачков пакетики с соком, бутерброды с ветчиной и закусывают под строгими взглядами двенадцати апостолов – их фигуры скульптор Агапит Валльмитхана поставил на фронтоне собора.

К кому обращен взволнованный детский хорал? Говорят, в соборе незримо присутствует дух Девы Марии. Ее изваяние стоит в нише за алтарем. В русскоязычных путеводителях его похабно называют «Смуглянкой» и «Загорелой малышкой». Но La Moreneta следует переводить с каталонского так и только так: «Черная Мадонна».

Изваяние потемнело еще в ту пору, когда монастырь Святой Марии был хозяином Монсеррата, и паломники останавливались не в комфортабельном гостином доме «Аббат Сиснерос», а в разбросанных по скалам скитах. Их трапезу составляли не блюда из местного ресторана, а черствый хлеб и вода. Эксперты считают, что деревянную статую закоптили свечи и масляные лампады. Аббат Монсеррата, отец Хосеп М.Солер-и-Канальс, уверен в другом: лик Черной Мадонны потемнел от душевной боли за человека, от грехов наших.

Женщина в золотых одеждах восседает на троне за бронированным стеклом. Ее взгляд обращен в никуда, наверное, в вечность, и он действительно завораживает. Любые шутки здесь кажутся неуместными, волей-неволей думаешь о высоком и даже если не знаешь ни одной молитвы, ощущаешь потребность хоть зачем-нибудь обратиться к Богу. Местный поэт сочинил во славу каталонской Богоматери чуть напыщенные строки:

Ангельская роза,Черная Дева Распиленных скал,Ты освещаешь землю Каталонии,Ты венчаешь собой небо.

«Небо – это испанский пейзаж», – так, кажется, написал однажды Хемингуэй. Сидя в симпатичном кафе рядом с памятником Хемингуэю в городе Памплона, этого не скажешь: небо там закрывают кроны пальм и платанов. А вот если колесить по бесконечным испанским дорогам, то становится ясно: главное в этой стране – не то, что у тебя под ногами, а то, что над головой. В Испании нужно глядеть не столько по сторонам, сколько внутрь себя. В конце концов, жизнь – лишь способ соединения человеческой души с небом и землей...

Архитектор Жузеп Субиракс выстроил на восточной оконечности Монсеррата иерархию такого соединения, водрузив одна на другую восемь огромных растопыренных веером гранитных глыб. У каждой собственное имя. Вот ступени его символической лестницы в вечность: Камень – Огонь – Земля – Растение – Животное – Человек – Ангел – Небо – Творец.

Смотровую площадку назвали «Взгляд Апостолов». С почти километровой высотищи в ясную погоду видны оба полюса Каталонии – пики Восточных Пиренейских гор и побережье Балеарского моря. За стеной храма – Черная Мадонна, вокруг, сколько хватает глаз – голубой, светло-лиловый, чуть розоватый, линяло-серый простор по рецепту Хемингуэя, внизу, под суровыми скалами – мутная речушка Льобрегат.

Размышления о судьбе тут приятно томят. Тут мимолетное объятие любимой – словно порыв ветра вечности. Тут сигаретный окурок кувыркается в колючие кусты под парапет памятника, и кажется, что летит он в никуда. Зодчий правильно поместил зрителя в строгом равноудалении от каменной тверди и заоблачной мечты, от падения в бездну и полета к небесам.

Путешествие в Монсеррат начинается у подошвы горы, на железнодорожной станции Монистроль. Тянет в горку смешной монорельсовый поезд со звучным именем Кремаллера. Вы вертите головой по сторонам: ага, понятно, почему скальный массив называется Распиленная гора, а на гербе аббатства ангелы сноровисто половинят гору двуручной пилой.

На голубом занавесе неба проступает резкий рельеф зазубренных вершин: вот Кукла, Треска, вот Верблюд, Фараон, Мумия, Попугай, Органные трубы. А вот с мистикой: Заколдованные монахи, Две Магдалены, Свисток Ведьмы…

По склону пика святого Иеронима, самого высокого в Монсеррате, карабкается альпинист размером с муравья. Поезд минует недостроенный крытый паркинг. Внизу в сотнях метров под монорельсом мелькают кажущиеся здесь неуместными свидетельства хозяйственной деятельности человека: виноградники, водонапорная башня, рекламный щит… Вы едете на поезде на встречу с Богом. Локомотив поднимается по каталонской духовной вертикали, и вот уже перед глазами – крест на колокольне храма и скорбное лицо Мадонны.

В ХI веке основатель монастыря монах Олиба влез в гору без всякого паровоза. В ту пору Каталонией правили потомки герцога Вилфрида Волосатого, и она еще только набирала мощь. Этой маленькой империи предстояло владеть французским Русильоном, Сардинией, Корсикой, Сицилией, Неаполем и даже Афинами... Но могущество Каталонии подточили войны с генуэзцами, восстания на средиземноморских островах, напор турок-османов и страшные эпидемии чумы, уносившие сотни тысяч жизней. Каталонские герцоги пытались опереться на династические браки, и сила Каталонии мало-помалу растворилась в союзах: сначала с Арагоном, потом с Кастилией. Неприступный Монсеррат не уберегся от иноземных нашествий: монастырь Святой Марии сжигали и взрывали солдаты Наполеона, да так, что окончательно восстановили его всего-то десять лет назад.

Символами каталонской самобытности и теперь, наряду с танцем сардана и футбольным клубом «Барселона», остаются Черная Мадонна да язык, близкий по звучанию к лангедокскому диалекту французского. Каталония не дала миру великих мастеров слова. Зато дала великих художников и архитекторов – Антонио Гауди и Сальватора Дали, Хуана Миро и Сантьяго Русиньоля. Да и Пабло Пикассо много лет прожил в Барселоне. Каталонию он считал родиной, а за свое любвеобилие получил прозвище Каталонский бык.

Каталонское возрождение, волна культурного обновления, поднявшаяся на рубеже XIX–XX веков – это прежде всего живопись и скульптура. «Мы наделены чувством пластичности, которое позволяет воспринимать объекты как единое целое, – писал Антонио Гауди. – Море и средиземноморское освещение определяют это качество, и потому объекты не вводят в заблуждение каталонцев, а обучают их».

Этому обучают и скалы Монсеррата. Здесь человек веками встраивал себя в окружающий мир, не мешая природе своими непомерными амбициями, а лишь стараясь подчеркнуть ее величие. И стройное пение мальчишеской капеллы в храме – ежедневно, в час дня и в семь вечера, без опозданий – кажется обращенным не только к Небу.

www.geo.ru

Гора Монсеррат. Ещё ближе к Богу (Монастырь Монтсеррат, Испания)

Монсеррат означает в переводе "Распиленная гора". Древняя легенда гласит, что ангелы распилили гору золотой пилой, желая превратить её во дворец для Девы Марии.

Я — не большой любитель воспроизводить содержание легенд, но об этой упомянул совсем неслучайно. На меня Монсеррат (гора) произвела куда большее эмоциональное впечатление, чем Монсеррат (монастырь). Это, на мой взгляд, главный нерукотворный храм в этой части Каталонии, который Создатель подарил нам, грешным.

Монастырь Монсеррат.

Кстати, Монсеррат — не просто гора, высотой 1200 метров, с роскошными видами. Это ещё и национальный природный парк, статус которого присвоен данной местности в 1987 году с целью сохранения уникального ландшафта, растительности и животного мира. Здесь проходят десятки пешеходных туристических маршрутов, один из которых я сподобился преодолеть после посещения монастыря.

Особого плана, куда податься, как нередко со мной бывает, не было. По наитию я направился к фуникулёру "Sant Joan", который за 5,5 евро поднял меня к верхней станции, на высоту 248 метров. Здесь находится очень приличная смотровая площадка.

Пройденный путь.

Кстати, периодичность движения фуникулёра – раз в 20 минут, есть обеденный перерыв, а его остановка находится недалеко от монастыря, рядом со станцией “реечного” поезда (Cremallera).

Станция поезда (Cremallera).

Здесь, на верхней станции, если есть желание прогуляться, у вас появится три основных варианта пешеходного маршрута. Я выбрал тот, который реально подходил мне по времени. Это маршрут в сторону церкви Santa Magdalena.

Верхняя станция фуникулёра "Sant Joan".

Альтернатива.

Другой маршрут — до самой высокой точки Монсеррат — Sant Jeroni (1236 м.), судя по надписи на табличке, — потребовал бы дополнительно часа 3-4.

Погода, продолжала портить мне жизнь: пробрасывал дождь, а ветер наверху задул ещё сильнее, выделывая фертеля с моим, измученным подобной стихией ещё в Вене, зонтом. Зато число паломников-любителей гор здесь имело единичное измерение, что после относительного многолюдья в монастыре не могло не радовать.

На моём пути — неплохо сохранившаяся церковь San Onofre, которая одинаково красиво смотрится с различных ракурсов, а затем и отмеченные временем руины San Joan.Собственно здесь "закончились" изредка попадавшиеся до этого туристы, а тропа стала приобретать всё менее комфортный характер.Наконец, я по совсем сыпучей тропе добрался до руин церкви Santa Magdalena, откуда уже было рукой подать до одной из вершин Монсеррат, имени которой я так и не придумал.

Табличка, содержание надписи на которой осталось мне неизвестным. Надеюсь, ничего трагического.

Впечатление от этого места, несмотря на шквальный ветер, норовивший сдуть меня с "вершины мира", — запоминающееся. Ощущение огромного пространства, свободы, и, если хотите, даже большей близости к Богу, здесь было гораздо более явственным, чем до этого в монастыре. Лысоголовые вершины окружающих меня гор напоминали гигантских идолов, установленных чьей-то могущественной рукой для доминирования над окружающим пространством. На одной из соседних вершин я заметил пару подобных мне не ленивых странников, с коими мы обменялись приветствиями, помахав друг другу рукой.Но хорошего — понемногу. Пора возвращаться на бренную землю.

Вид на монастырь.

Хозяева сих мест оставили следы своего пребывания.

Спускаясь, ближе к San Joan, у пещерных келий какого-то полуразрушенного монастыря, я встретил вездесущих японцев, и с целью запечатлеть факт моего восхождения на гору попросил их сфотографировать мою персону.Чем ниже я спускался, тем благосклоннее ко мне становилась гора, как бы реабилитируясь передо мной за погодные неудобства при подъёме. Ветер постепенно стал стихать, а небеса — чуть светлеть.Почаще стали встречаться люди, всяческого, в т.ч. и нежного возраста. А этот верхолаз, встретившийся мне на пути, и поприветствовавший меня традиционным каталонским "Оля", на что я вежливо представился: "Александр", через десять минут почему-то обогнал меня, двигаясь уже в обратном направлении. Природная деликатность и слабое знание каталонского языка сдержали моё стремление узнать причину столь скорого возвращения.Дойдя до верхней станции фуникулёра, я решил пройтись вниз до монастыря пешим ходом и не пожалел. Километра три-четыре прогулки — это ещё один час превосходных зрительных ощущений, а иногда и неожиданных встреч.Так у часовни Св.Михаила мне встретилась дикая кошка. Дикая, в смысле, гуляющая сама по себе, вдали от людей. Она любезно рассказала мне, что когда-то давно, ещё в 10 веке, по сведениям, полученным ею от пра-пра-прабабушки, на месте часовни располагался скит отшельников. На фундаменте этого скита аббат Мунтадес выстроил современную часовню в 1870 году. В 1958 году к часовне был пристроен маленький портик, окружающий её и служащий убежищем для паломников.

Часовня Св.Михаила-покровителя Монсеррат.

Тропинка к кресту Св. Михаила.

Поскольку я не нуждался в политическом убежище, то и не воспользовался портиком.

Врата Св.Михаила.

Так что, если есть желание побывать поближе к Богу, не поленитесь взобраться на гору Монсеррат. Она божественно красива!

turbina.ru


Смотрите также