Перезвоните мне. Лестница поведения


Пост 7 - Лестница счастья. Окружение и поведение

лестницаДорогие девушки, началась последняя и для многих самая важная неделя нашего тренинга – неделя работы с ценностями и предназначением.

Для работы мы будем использовать пирамиду логических уровней или лестницу счастья. И для начала я попрошу вас скачать с сайта мою бесплатную книгу «Лестница счастья или как найти свое призвание», заполнить анкету в главе 3 и прочитать главу 4. Это понадобится нам для дальнейшей работы.

Итак, сегодня мы начинаем с первых двух ступеней лестницы счастья, и будем работать со своим окружением и своим поведением. В последующие дни мы проработаем все остальные ступени и постараемся раскрыть для вас смысл каждой из них.

Очень важно помнить о том, что если ваши действия на одной из ступенек не приносят счастья, то ответ следует искать на предыдущей или последующей ступеньке. Но для начала необходимо до конца разобраться с текущей ступенькой.

Вам необходимо поработать, по крайней мере, на следующей ступеньке, если:

— несмотря на все усилия, в вашей жизни ничего не меняется;

— что-то меняется, но ненадолго, а потом вы снова возвращаетесь к нежелательным моделям поведения;

— вы не хотите ничего менять, хотя понимаете, что должны;

—  вы понимаете, что удерживает вас от того, чтобы стать счастливее.

Окружение – это первая ступенька лестницы счастья, начало пути к счастью и призванию. Это как раз то место, где нужно определиться, все ли в вашей жизни правильно. Сейчас вы должны спросить себя, там ли вы, где хотите быть.

Ваше окружение – это то, что вы видите, слышите и чувствуете, когда оглядываетесь вокруг. Это обстановка дома и на работе. Это места, которые вы регулярно посещаете, погода и климат. Это места, которые вы не посещаете никогда, занятия, которыми вы занимаетесь и не занимаетесь. Это все, что вы видите, когда смотрите в окно, все что вы слышите, будь то пение птиц или шум машин. Это то, что вы слушаете сознательно, и то, что вас вынуждают слушать. Это отношения близких вам людей и ваше самочувствие. Все эти аспекты служат кирпичиками для обретения счастья.

Чтобы навсегда изменить то, что вам не нравится в вашем окружении, необходимо работать на следующей ступеньке счастья. Другими словами, вам нужно изменить поведение, усовершенствовать умения или приобрести новые навыки, изменить убеждения, поработать над своим самоопределением.

Для некоторых людей действительно важны предметы, которые их окружают. Они любят живописные виды и приятные звуки, им нравится путешествовать и посещать новые места. Для других не так важна окружающая обстановка, но они очень беспокоятся по поводу своих отношений. А для некоторых важно и то, и другое.

Подумайте, какие детали вашего окружения по-настоящему важны. Для этого осмотрите окружающие вас вещи, оцените их и выделите те, которые доставляют вам радость.

Оглянитесь вокруг и внимательнее присмотритесь к тому, что происходит в вашей жизни. О чем вы думаете? Обратите внимание на то, что вы видите, слышите, чувствуете. Все ли складывается так, как вам хочется? Добиваетесь ли вы желаемых результатов? Подумайте о тех людях, которые вас окружают. А как насчет страны, в которой вы живете: она вам по душе? Что в окружающей жизни доставляет вам удовольствие, что приводит в восторг, а что причиняет страдания?

А теперь непосредственно коучинговые вопросы-задания, касающиеся первой ступени:

 Как вы оцениваете свое окружение? Опишите, что вам в нем нравится, а что нет.

Каким вы хотели бы видеть свое окружение в идеале?

Какие шаги вы готовы сделать в ближайшее 48 часов, чтобы улучшить свое окружение?

Далее мы продолжаем работать с лестницей счастья и переходим на следующую ступеньку – Поведение.На данном этапе мы проанализируем свои поступки и их воздействие на наше мироощущение. На этой ступеньке у вас есть возможность изучить способы изменения своего поведения, чтобы улучшить жизнь, и, следовательно, стать счастливее. Работая над вопросами этого поста, не забывайте задавать себе вопрос: «То, что и как я делаю, помогает или мешает моему счастью и раскрытию моего истинного призвания?».

Чтобы навсегда изменить нежелательные стереотипы поведения и избавиться от вредных привычек, вам необходимо подняться хотя бы на следующую ступеньку. Другими словами, вы должны проверить, есть ли у вас навыки и способности, которые помогут изменить нежелательные модели поведения (пост о навыках и способностях выйдет в среду).

Поведение – это то, что, как и с кем вы делаете, как другие люди ведут себя с вами. От ваших действий и слов напрямую зависит ваше счастье. Имеет значение не только то, что вы говорите другим людям, но и ваш внутренний голос, который постоянно что-то нашептывает вам на ухо. Поведение – это выбор. Способны ли вы нести ответственность за свои действия,и какова ваша реакция в различных ситуациях, с которыми вам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Важны также ваши желания, взаимоотношения, чувства и воспоминания (хорошие и плохие).

Прежде всего, необходимо понять, что мы сами отвечаем за свое поведение. Это значит, что вы способны управлять событиями, которые происходят в вашей жизни, лучше, чем вы можете себе представить. Вы отвечаете за последствия своих поступков, потому что контролируете свои действия, а не наоборот. От того, что вы делаете или не делаете, напрямую зависит ваше счастье.

Постарайтесь понять, что ваше положение в настоящий момент является прямым результатом всех поступков, которые вы когда-либо совершали. Другими словами, вы являетесь прямым результатом всего, что сказали, подумали и сделали (или не сказали, не подумали, не сделали!) за всю свою жизнь. Это значит, что ваши отношения, работа, финансовое положение, дом – все это не что иное, как результат ваших прошлых действий. Если вы не стали тем, кем хотели бы стать, пришло время изменить поведение, которое явилось тому причиной. Если вы продолжите делать то, что делали раньше, то получите тот же результат, что и раньше, поэтому попробуйте изменить свое поведение, и вы увидите, как быстро изменится ваша жизнь в целом.

Счастье нужно искать внутри себя. Никто другой не в силах сделать вас счастливыми, кроме вас самих. Другие люди могут сопровождать вас на выбранном пути, но не способны повлиять на ваши чувства.

Отвечая на вопросы сегодняшнего дня подумайте:

— как вы поддерживаете отношения с другими людьми;

— как вы относитесь к деньгам;

— как влияют на вас взаимоотношения с коллегами по работе;

— от каких действий зависит ваше здоровье и окружение.

На этой ступеньке вам необходимо проанализировать свое поведение и определить, как оно влияет на вашу жизнь.

Вопросы-задания по второй ступени:

Назовите три занятия, которые доставляют вам наибольшее удовольствие?

Назовите три занятия, которые вы ненавидите больше всего, но делаете, потому что должны?

Отказ от каких трех занятий доставил бы вам максимум удовольствия?

Хорошо обдумайте свои ответы.Что вы можете изменить в своем поведении, чтобы сделать свою жизнь более счастливой? Составьте список возможных действий.И напишите, какие действия вы можете сделать в ближайшие 48 часов.

аудио-запись

lifecoach.su

одежда и поведение - ЛЕСТНИЦА

На днях посетили выставку старинной женской одежды и аксессуаров на Тишинке. Привлекли внимание образцы дамского белья Х1Х века: отороченные кружевом прозрачно-белые сорочки, панталоны, корсеты, кринолины, турнюры. Все это могли носить лишь состоятельные дамы: у бедных работающих женщин такое белье должно было покрываться грязью и пятнами при малейшем соприкосновении с любыми предметами. Все сшито из натуральных тканей, - мнущихся, требующих тщательного проглаживания утюгом. А какие в то время были утюги? Чугунные. Чуть передержишь, и - пятно... Требовался поистине великий труд для поддержания такого белья в хорошем состоянии. Вспоминается Мартин Иден Джека Лондона, который с великим удивлением открыл, что самая адская работа - не матросом на корабле, а в прачечной дамского белья. В дореволюционной России в прачечных работали китайцы. Рассмотрим белье еще подробнее. Нам предстоит увидеть много интересного.Прежде всего: корсет одевался поверх панталон и сорочки. Значит, для того, чтобы сходить в туалет, белья не снимали. В самих панталонах находятся вырезы (на фото видно, что они обшиты атласной белой ленточкой). Приспособлении крайне неудобное и абсолютно противоречащее гигиене: все интимные части под юбкой оставались мало прикрытыми. Те, кто носит корсеты, в последнее время вновь вошедшие в моду, как предмет верхней одежды, замечали, что что в корсете испытываешь вполне определенные ощущения давления на низ, и сильнее чувствуется все находящееся ниже пояса, видимо, благодаря приливу крови к животу и пояснице. Что это вполне может влиять на направление мыслей. Что же у нас получается? - Каждая деталь женского белья - это весьма нерациональный, но изощренный садо-мазохистский девайс. На фото видно, что подтяжки, приделанные к корсету, очень длинны. Они должны стеснять шаг при ходьбе и врезаться в промежность. Чулки, судя по длине подтяжек, должны быть длиной чуть выше колена. Бедра от холода защищали уже панталоны. По сравнению с этими жуткими подтяжками круглые подвязки для чулок были гораздо предпочтительнее. И все это находилось у дам под юбкой. Страшное дело! Смотрим далее: под юбку часто надевали кринолин. Кринолин представлял из себя сложную конструкцию из металла в очень давние времена, а в Х1Х веке - более легкое сооружение из колец, держащееся на чем-то вроде стропы. Иногда сзади еще привязывали турнюр в виде подушечки (см. фото). У некоторых обезьян тоже есть подушки на задней части, ярко красного цвета. Они служат той же цели, что и турнюр: привлекать другой пол. Можно сказать, что кринолин - это переносная индивидуальная клетка, предназначенная для женских ног и тех мест, откуда они произрастают. Не зря женские ноги являлись в Х1Х веке фетишем (да иногда и сейчас являются): вспомним "ножку Терпсихоры", воспетую Пушкиным; знаменитых балетоманов и посетителей кулис, балетных мышек, описанных Бальзаком, а так же - Матильду Кшесинскую - пассию русской императорской фамилии... А это - туфелька.(см фото)Она не имеет отношения к женскому белью, но наглядно демонстрирует нам миниатюрность женских ног. Эта иллюстрация нужна нам для завершения картины женского облика. Руки и ноги женщин были необычайно малы. Любая более или менее трудоемкая работа руками была невозможна. Дамы должны были быть "белоручками", тогда как у плебеек от работы руки делались большими и красными. Женщинам была недоступна свобода движений, свобода дыхания и более-менее быстрая ходьба. Итак, дамы из высшего общества до наступления ХХ века с его сексуальными революциями ходили в клетках и бондажах, невероятно изощрялись, соблюдая гигиену, поддерживаемую целым штатом служанок и индустрией прачечных и белошвеек. Дамы носили корсеты, сдавливавшие организм таким образом, что ему придавалась соблазнительная форма снаружи, а изнутри эти конструкции вызывали прилив крови к органам малого таза, что приводило к появлению совершенно определенных эротических желаний. Герой Достоевского из романа "Подросток" сказал:"Дамы одеваются неприлично!" Эта мысль показалась смешной его собеседнику, а ведь он был прав: что приличного может быть в подобном костюме?! Женщина должна была себя чувствовать каким-то недочеловеком и так же воспринималась мужчинами. Ей либо поклонялись как некоей дорогой вещи, роскошной кукле, либо обращались как с дорогим животным, чем-то вроде породистой лошади. Сами дамы должны были изнывать от безделья и неутолимых желаний. Их уделом становилось постоянное стремление заводить все новых и новых любовников, благодаря которым они занимали свое время, вырабатывали адреналин, а заодно и мстили ненавистным мужьям, державшим их на коротком поводке. Большинство произведений Ги де Мопассана посвящено описанию подобных отношений. Другой путь для дам - это постоянное деторождение, позволявшее во время беременности избавиться от ненавистной одежды. Коллизии, вызванные конфликтом между ролями матери и светской львицы также описаны в рассказах Мопассана, особенно в рассказе "Бесполезная красота". Наташа Ростова в "Войне и мире" выбрала себе роль матери семейства и забросила корсет и другие "сильные очарования". Многие критики осуждают героиню Толстого за это решение, но, как человек честный и любящий мужа, Наташа поступила совершенно правильно, манкировав балами, гостями и развлечениями ради детей. Зачем ей были лишние искушения? Она знала им цену. Так или иначе, нездоровый образ жизни приводил женщин к болезням и довольно раннему старению. По крайней мере, привлекательность в те времена теряли довольно рано. И вот тут-то дама наконец-то обретала человеческий статус и "обновляла наконец на вате шлафор и чепец". Она могла спокойно заниматься делами, вести хозяйственные расчеты, более внимательно смотреть за слугами,- не мучиться от корсетного стеснения в груди и не бояться упасть в смешной обморок. "Она езжала по работам, солила на зиму грибы", "брила лбы", "служанок била, осердясь". И не только, потому что муж - тряпка, а просто муж все не успевал и ему требовалась помощь. Под конец не лишним будет вспомнить труды одиозного философа Отто Вейнингера, обвинявшего женщин в неразвитости мышления и общем отставании в развитии по сравнению с мужчинами. "Бытие определяет сознание", - говорили классики марксизма-ленинизма. По крайней мере, влияет. Особенно - если ты затянут в бандаж и на тебе висит клетка. Вейнингер был прав для своего времени: образованием женщин из бедных семей никто особо не занимался. Женщины из высших слоев общества чему-то учились, но в основном все свои силы тратили на изощренное кокетство и интриги. До замужества - чтобы заманивать мужчин в мужья, после - чтобы их же обманывать. Обряженную в корсет добродетель можно приравнять к йоге, а верным женам и матерям из высшего общества - ставить памятники с надписью: "Неизвестным солдатам любви". ХХ век принес людям огромную переоценку ценностей, в том числе он дал женщинам свободу от корсетного рабства, свел корсет до ранга садо-мазо и фетиш девайса, либо же превратил его в чисто декоративный аксессуар.

eisa-ru.livejournal.com

Шевченко Ю.С. Бихевиорально-когнитивная терапия детей и подростков

110

Общие и специальные методики...

а можно только записать на бумажке. Выкрикнувший от­ вет штрафуется.

•«Продолжи ритм»'. После игры «Запомни ритм» каж­ дый участвует в непрерывном воспроизведении освоен­ ного ритма, имея право только на один хлопок после со­ седа по кругу. Опоздавший со своим хлопком, не выдер­ жавший паузу, сделавший лишний хлопок —выбывает.

•«Скалолазы». Участники должны пройти вдоль сво­ бодной стены, фиксируясь на ней постоянно минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одно­ временно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первой доб­ равшаяся всем составом до противоположного угла.

Игры типа -«Угадаймелодию».

•«Личныйподвиг». Несдержанному, импульсивному ре­ бенку дается индивидуальное задание —вовремя коллек­ тивных дискуссий, подняв для ответа руку, самому её опу­ стить и обдумать то, что хотел сказать, вновь подняв руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с со­ седом. Только после этого вновь поднять руку, если хочет­ ся высказаться.

«Горячо —холодно».Поиск спрятанной вещи по ори­ ентирующим подсказкам.

Добившись улучшения внимания, самоконтроля и усидчивости в играх с нагрузкой на одну функцию, пе­ реходят к играм, сочетающим требования к двум функ­ циям одновременно в различных совмещениях: внима­ ние плюс усидчивость; внимание плюс сдержанность; усидчивость плюс сдержанность. Таковыми являются игра в жмурки не с завязанными, а с закрытыми «на чес­ тность» глазами, игры «Кто ушел?», «Кто где сидел?», «Узнай голос», «Слепой скульптор» и т. п. По мере улуч­ шения произвольного внимания, уменьшения импуль­ сивности и снижения двигательной расторможенности игры по правилам и психогимнастические приемы все

Терапия детей с патологией поведения

111

чаще могут ставить перед детьми комплексную, триеди­ ную задачу.

Перечисленные и иные игровые формы применимы в рамках самых разных мероприятий (групповые психоте­ рапевтические занятия, уроки физкультуры, прогулки на воздухе и проч.). Вне игры усилия ребенка по преодоле­ нию своей расторможенности должны стимулироваться

инаграждаться в соответствии с принципами бихевиоральной терапии, рассматриваемыми ниже.

Некоторые приемы работы уместны и в школе на уро­ ке, и на занятиях в детском саду. Например, при изуче­ нии геометрических фигур целесообразно попросить де­ тей найти заданную фигуру (круг, квадрат, треугольник

ипр.) среди других, дать им упражнения «Какая фигура лишняя?» (среди квадратов —круг),«Отдели фрукты от овощей» (на уроке знакомства с фруктами и овощами)

ит. д. Правомерно включение в урок таких заданий на развитие внимания, как «Корректурные пробы» —поискуказанных фигур, предметов, картинок, букв, цифр и проч. среди ряда других, «Найди такую же машинку», «Найди 10 различий» (на двух картинках), различные лабиринты и детские головоломки и т. п. При этом усло­ вия могут постепенно усложняться, дополняться новы­ ми указаниями, ограничивается время выполнения, до­ бавляется элемент соревнования между детьми.

Избыточные качества, например, повышенную потреб­ ность в двигательной разрядке, чрезмерную экспансив­ ность, агрессивность, лучше не подавлять, а направлять в социально приемлемое русло и придавать их реализации развивающие формы: танцы, плавание, лыжи, коньки, ро­ лики, борьба, бокс, футбол, легкая атлетика и другие виды спорта. Висящая в доме боксерская «груша» (которую можно сделать самим из мешка с песком) позволяет ре­ бенку переадресовывать свою агрессию и избегать конф­ ликтов. Если гиперактивный ребенок на уроке какое-то

112

Общие и специальные методики...

время сидел смирно, но потом начал отвлекаться, вертеть­ ся, мешать другим, то стоит дать ему какое-топоручение: вытереть доску, полить цветы, собратьтетради, раздать од­ ноклассникам дидактический материал, просто вызвать его к доске.

Возвращаясь непосредственно к поведенческой тера­ пии, следует отметить, что ее первый этап заканчивается построением так называемой «лестницы проблем», на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее реально достижимая поведенчес­ кая «мишень», а на каждой последующей—поодной ми­ шени, которые отличаются друг от друга постепенно воз­ растающей степенью трудности. (Как исключение, на пер­ вую ступень может быть поставлена такая трудная проблема, откладывание которой может привести к непоп­ равимым последствиям: разные формы агрессивного, ауто­ агрессивного и рискованного поведения.) «Лестница про­ блем» должна быть графически изображена на бумаге, что облегчит соблюдение принципа последовательного реше­ ния сформулированных проблем, исключающего «стрель­ бу из пушки по воробьям» (см. рис. 1). Иными словами, не поразив «мишень», стоящую на первой ступени (напри­ мер, не добившись бесконфликтной чистки зубов или са­ мостоятельного одевания поутрам), неследует переходить к систематической работе над «мишенью», стоящей на вто­ рой ступени (на которой, скажем, находится проблема сквернословия или собирания разбросанных игрушек), и т. д. Родителей не должен пугать временный отказ от внимания ко всем остальным девиациям поведения и сосредоточение на одной ее форме, поскольку такой подход («ступенька за ступенькой») экономит силы ре­ бенка, а исключение конфликтов, связанных с обилием требований, приводит к тому, что некоторые проблемы исчезают сами по себе. А. П. Федоров (2002), подчерки­ вая, что предпочтительнее работать на одном отрезке вре­

Терапия летей с патологией повеления

113

мени содной мишенью, все же допускает, что иногда мож­ но сочетать бихевиоральную коррекцию нескольких мишеней, если они не перекрещиваются, принадлежат к разным сферам. Так, если у гиперактивногоребенка кро­ ме соответствующих особенностей поведения отмечается еще и энурез, а также имеет место школьная фобия, то в отношении каждого расстройства составляется своя «ле­ стница проблем» и из каждой «лестницы» для одновре­ менной работы выбирается по одной мишени. Например, «прекращение драк с младшим братом»; «укладывание в постель в одно и то же время»; «увеличение на пять минут времени нахождения в классе в отсутствие родителя».

Бихевиоральиой работе с каждой поведенческой мише­ нью помогают как приемы когнитивной проработки кон­ фликтной ситуации, так и суггестивное воздействие. На­ пример, мать не только заставляет ребенка чистить зубы и поощряет каждую его попытку изменить свое поведе­ ние в лучшую сторону, но и рационально доказывает обо­ снованность своих требований соображениями здоровья, эстетической привлекательности, социальной одобряемости. Кроме того, любовь к чистоте, порядку, хороший ап­ петит, смелость, уверенность, здоровый сон внушаются во время сеансов аутогенной тренировки, «материнского гип­ ноза».

Второй этап, следующий за построением «лестницы проблем», заключается в тщательном фиксировании об­ стоятельств, связанных с проявлением той или иной по­ веденческой проблемы. Родители получают задание в те­ чение недели анализировать каждый случай по следую­ щей схеме.

А. Анализ стимулов, направляющих поведение ребен­ ка по определенному пути. Например, если ребенок от­ вечает гневливостью и непослушанием на материнские команды и не допускает этого после команд отца или учи­ теля, это значит, что данная реакция находится под сти-

114

Общие и специальные методики...

Боязнь окрика и резких звуков

Боится быть в темной комнате

С трудом и плохо засыпает

Неумение вступить в контактс окружающими первым

Не собираетсвои игрушки после игры

Пассивный назанятиях, не поднимает руки, даже если знаетответ

Трудно усадитьесть

Отказывается умываться и чистить зубы

Рис. 1.

Лестница проблемного поведения ребенка (составлена по материалам отчетов)

мульным контролем матери и именно она должна искать более адекватные формы взаимодействия с отпрыском.

Б. Анализ состояния ребенка в момент предъявления стимула, который может оказаться «несвоевременным» в связи с тем, что ребенок устал, голоден, расстроен пре-

Терапия детей с патологией поведения

115

дыдущими событиями или увлечен игрой. Преходящие | поведенческие трудности нередко возникают у «благо- ! получного» ребенка, переживающего кризисную фазу

■психофизического развития. В этих случаях основными психотерапевтическими факторами являются выдержка

игибкость родителей.

В.Анализ актуального прведения или ответа на инст- > рукцию, которые могут^варьировать по частоте, выражен- I ности и направленности в зависимости от первых двух

| факторов и последующих событий.

v Г. Анализ последствий, которые сопровождают пове- I денческую реакцию ребенка и также различаются между I собой по частоте, интенсивности и топографии. При этом | события, которые усиливают поведение, называютсяпод- |крепляющими, а те, которые редуцируют,—наказываю- I щими.

Понятие о подкреплении и наказаниикаксредствахуси- t ления и ослабления желательного или нежелательного по- [ ведения ребенка через контролирование типа следующих : за ним событий —ключевоедля поведенческой терапии.

Подкрепление бывает как позитивным, так и негатив­ ным. Когда введение события усиливает желательное по­ дведение, последнее позитивно подкрепляется. Пример — /конфетаили похвала, сопутствующая инструкции и повы-I шающая вероятность ее выполнения, вежливое, товарищес- ? жое обращение, взгляд в глаза, неначальственный тон, про-I сящее (а не командное) построение фразы и т. п.Негатив- ,ное подкрепление играет важную роль при агрессивном и ■ютказном поведении ребенка. Так, повторение матерью ко­ манд, которые неприятны для ребенка, не только незаста- ,‘витегоуступить, нои вызовету неговспышку гневногоразГдражения, т. е. послужит негативным подкреплением про- !Тестногоповедения. Отказжеоттакихформ последействия, Ясак повторные инструкции или нотации, может изменить

.^отношение ребенка к приказам матери в лучшую сторону.

116

Общие и специальные методики...

Здесь уместно сказать о такой форме негативного подкрепления, как негативное внимание. Суть его дей­ ствия—втом, что отказ от конфликтного поведения ста­ новится для ребенка «невыгодным», когда сохранение последнего гарантирует ему ощущение значимости в глазах окружающих: так как они воспринимают его нор­ мативное поведение как «должное», оно и не сопровож­ дается не только одобрением, но даже реакцией внима­ ния с их стороны. В результате он решает: пусть ругают и наказывают, лишь бы замечали. Другая форма нега­ тивного внимания такова. Желая утешить ребенка, про­ явившего несдержанность, застенчивость, нерешитель­ ность, боязливость, «закатившего истерику», родители прижимают его к себе, гладят по головке и т. п., бессоз­ нательно закрепляя у него своим невербальным пове­ дением инфантильные реакции, в которых только что упрекали на словах.

По контрасту с вышеописанным, события, которые ре­ дуцируют демонстрируемое ребенком поведение, называ­ ются наказующими последствиями. Наказанием может служить неприятное событие, следующее за нежелатель­ ным поведением, или устранение позитивного события, которым оно до этого подкреплялось. Шлепанье ребенка в ответ на его агрессию или лишение внимания и приви­ легий, которых он прежде добивался капризами и ныть­ ем, принуждение исправить то, что «натворил», штраф или «наряд вне очереди», называются наказующим последей­ ствием, если снижают вероятность повторения отклоня­ ющегося поведения. Так, пачканье и порча мебели, драка или сквернословие в детском учреждении могут быть ис­ куплены внеочередными ремонтными работами, мытьем туалета или другой трудовой повинностью.

Д. Составление каталога подкреплений и наказаний в качестве положительных и отрицательных стимулов и последствий, предназначенных для систематического мо-

Терапия детей с патологией поведения

117

делирования поведения. Этот заключительный шаг вто­ рого этапа поведенческой терапии базируется на анализе недельных протоколов наблюдений, проведенных родите­ лями или педагогами детского учреждения. Результаты наблюдений можно дополнить сведениями из сочинений ребенка: «Что я люблю» и «Чего я не люблю».

Задача психотерапевта —впроцессе совместных с ро­ дителями (педагогами) обсуждений собранного фактоло­ гического материала подвести их к мысли, что ребенок не может измениться к лучшему, если подобной динамики не претерпит та социальная микросистема (семья, коллек-

, тив), в которой возникли и зафиксировались его поведен-

. ческие проблемы. Наглядным отражением такой динами­ ки может послужить «домашняя бухгалтерия». Суть дан-

^ного приема —вежедневном подсчете родителями того,

■сколько раз они изложили свои инструкции в форме при­ каза или запрета, сколько —ввиде просьбы и сколько раз

iсами обратились к своему ребенку за советом для себя.

I Известно, что за детскими капризами и упрямством нередко стоит не злая воля или непонимание и не несог- ! ласие с разумностью родительских требований, а протест

|- против приказной формы их предъявления, что связано с ‘ фрустрацией потребности ребенка в уважении к его лич- ' ности. Поэтому положительной семейной динамике час-

. то способствует знакомство с основами трансактного |:анализа (Э. Берн), что в контексте рассматриваемой про- I блемы можно считать когнитивным дополнением бихеви- I оральной методики.

I В личности каждого из нас, независимо от возраста, I можно выделить три составляющих части, которые обус- || ловливают характер нашего общения с другими людьми, г ! Эти части называются Родитель, Взрослый и Ребенок 1; (или Дитя). Состоянию Ребенок соответствует проявле- Ц: ние эмоций, спонтанных побуждений, радости, непосред­

118

Общие и специальные методики...

ственности интуиции и творчества, но также и несдержан­ ности, импульсивности. Родитель —этонаши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как собственные, но на са­ мом деле они внесены извне посредством включения внутрь самосознания личностных характеристик значи­ мых для нас людей. Взрослый перерабатывает информа­ цию, анализирует ее, контролирует действия Родителя и Ребенка, выполняет функцию посредника'между ними. Участие Взрослого есть условие адекватных действий в уникальных, требующих размышления, дающих свободу выбора и вместе стем ставящих задачу ответственного при­ нятия решений и осознания их последствий ситуациях.

Трансакция —этоединица коммуникации между дву­ мя или более людьми. Каждая трансакция состоит изтрансакции-стимулаитрансакции-ответа.Трансакции исходят из определенного состояния Я одного партнера по общению и направлены к определенному состоянию Я другого партнера. Одни трансакции приводят к согласию, другие, наоборот, к конфликту. К позитивному заверше­ нию общения ведут параллельные трансакции, трансак­ция-стимулитрансакция-ответне пересекаются, а допол­ няют друг друга (например, обращение Взрослого к Ре­ бенку и ответ Ребенка Взрослому). Пересекающиеся трансакции (например, обращение Взрослого к Взросло­ му, а ответ—критикующегоРодителя Ребенку) чаще все­ го чреваты ссорами, негативным завершением общения. На рис. 2 параллельными являются трансакции(1-1),(5- 5),(9-9),а пересекающимися—всеостальные:(2-4),(4- 2),(3-7),(7-3),(6-8),(8-6).

Порой, чтобы добиться от ребенка желаемого поведе­ ния, бывает достаточно обратиться к нему на том уровне, на котором он хочет общаться. Вместо того, чтобы в при­ казном порядке заставлять ребенка убирать свои игруш­ ки, можно заключить с его взрослой частью договор от

Терапия детей с патологией поведения

119

 

1

 

1

Взрослый

2 ч

.

2

 

3 V 4

X

3

Родитель

Дитя

Рис. 2.

Пример трансакции

имени своего Взрослого: «Если ты в течение недели бу­ дешь убирать за собой игрушки, то на выходные я возьму тебя с собой в лес (в поход, научу строить шалаш, зажи­ гать спички, свистеть, красить забор, вышивать и т. п.)». Кроме того, позволение ребенку на равных сотрудничать с родителем или воспитателем будет развивать его Взрос­ лого.

С другой стороны, любовь и уважение к ребенку не дол­ жны проявляться в ущерб авторитету родителей и семей­ ной иерархии. Он должен знать, «кто в доме хозяин», что

,-слова«нельзя» и «надо», сказанные членом семьи старше его, обязательны к выполнению. Другое дело, что этими словами не стоит злоупотреблять. И все же ребенок жаж­ дет быть уверенным, что его мама и папа, старший брат или

studfiles.net

Лестница счастья | Финансовый навигатор

Перед тем как двигаться на пути к своим целям — оцените насколько вы счастливы в данный момент.

Итак сейчас вы находитесь в точке А — ваша главная цель расположена в точке Бscreenshot_2ШАГ №1. Ответьте на 36 утверждений «ДА» или «НЕТ»bez3ШАГ №2. Подсчитайте баллыШАГ №3. Запишите ответ «да» или «нет» на каждое утверждение.Прибавьте один балл за каждый ответ в темной ячейке.ШАГ №4. Подведите итогиitogШАГ №5. Проанализируйте результатЧтобы проанализировать результат, изучите лестницу счастья и прочитайте о том, как интерпретировать набранные баллы.bezymyannyy

Интерпретация набранных баллов.

Каждая горизонталь таблицы отображает одну из ступенек лестницы счастья. По-настоящему счастливый человек имеет высокие показатели на всех уровнях.

Максимально возможное количество баллов на каждом из уровней – 6. Если вы набрали 4 балла и более, то являетесь достаточно счастливым человеком на этом уровне. Показатель 3 и менее означает, что вы недостаточно удовлетворены этой областью своей жизни.

Чтобы преумножить своё счастье, изучите описание каждой ступеньки лестницы счастья. Прежде всего сфокусируйтесь на тех областях своей жизни, в которых вы счастливы, — очень важно подумать о них и порадоваться своему счастью. Теперь вы готовы начать путь исследований. Помните, что состояние счастья в данный момент может отличаться от того, которое было на прошлой неделе или будет на следующей.

Лестница счастья

Ступенька 1. Окружение

Ваше окружение – это то, что вы видите, слышите и чувствуете, когда оглядываетесь вокруг. Это обстановка дома и на работе. Это места, которые вы регулярно посещаете, погода и климат. Это места, которые вы не посещаете никогда, занятия, которыми вы занимаетесь и не занимаетесь. Это все, что вы видите, когда смотрите в окно, все что слышите, будь то пение птиц или шум машин. Это то, что вы слушаете сознательно, и то, что вас вынуждает слушать. Это отношения близких вам людей и ваше самочувствие. Все эти аспекты служат кирпичиками для обретения счастья.

Ступенька 2. Поведение

Поведение – это то, что, как и с кем вы делаете, как другие люди ведут себя с вами. От ваших действий и слов напрямую зависит ваше счастье. Имеет значение не только то, что вы говорите другим людям, но и ваш внутренний голос, который постоянно что-то нашептывает вам на ухо. Поведение – это выбор. Способны ли вы нести ответственность за свои действия и какова ваша реакция в различных ситуациях, с которыми вам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Важны также ваши желания, взаимоотношения, чувства и воспоминания (хорошие и плохие).

Ступенька 3. Умения и способности

Умения и способности включают в себя широкий спектр факторов. Это не только успешно пройденные экзамены, присвоенные вам квалификации и полученные вами дипломы, грамоты и медали. Имеются в виду также все те умения, которые вы при желании или возможности могли бы в себе развить. Умения и способности связаны с вашим самообладанием и терпением: что-то получается само собой, а над чем-то надо потрудиться. Имеют значение также желание и старание поддерживать себя в хорошей физической форме, следить за своим здоровьем, чтобы быть в состоянии совершенствовать свои таланты, развивая тем самым привычку быть счастливым.

Ступенька 4. Ценности и убеждения

Ценности и убеждения – это планирование, сила и мотивация, необходимые для выполнения повседневных действий. Все наши поступки должны наполнять нас новыми силами, энергией. Наши ценности – это то, что действительно важно: гармония, безопасность, здоровье, свобода, честность, доверие, семья, щедрость, открытость, чистота, порядочность, организованность, разносторонность, импульсивность, право выбора – этот список бесконечен и индивидуален. Убеждения – это наша правда, это руководство, правила или оправдания наших действий. Только живя в соответствии со своими ценностями, можно почувствовать себя по-настоящему счастливым.

Ступенька 5. Самоопределение

Счастливый человек знает себя и свой внутренний мир и принимает его. Он осознает свои сильные и слабые стороны.

Чтобы быть собой, необходимы гордость и удовлетворение тем, кто мы есть. Ваше самоопределение не связанно с мнением о вас других людей. Часть его скрыта в происхождении – имя, гены, воспитание, вероисповедание, место рождения, цвет кожи. Но настоящее самоопределение начинается с осознания того, что вы нечто большее, чем все это. Вы понимаете, что многие вещи в себе не можете изменить, но можете с этим справиться. Вы сами можете себя сделать. Чтобы понять и принять себя, нужно найти качества, которые делают вас уникальным, не таким, как все.

Ступенька 6. Предназначение

Предназначение – это то, что наполняет жизнь смыслом, понимание, что вы часть целого. Оно дает ответ на главный вопрос жизни: «Зачем я живу?»Некоторые люди «рождаются» со знанием своего предназначения. У них есть призвание, которое служит им своеобразной картой жизненного пути, и они четко придерживаются заданного направления. Если вам известно ваше предназначение, вы счастливы и ваши мечты легко претворяются в жизнь. Люди, которые не знают своего предназначения, постоянно испытывают беспокойство и не могут найти цель в жизни.

Эти 6 четко определенных ступенек символизируют движение вверх и вниз. Это не эскалатор — чтобы достичь заданной точки, необходимо все время двигаться, а это требует энергии и усилий.

Быть счастливым — значит избавиться от вредных привычек и суждений, которые стоят на вашем пути. Лестница счастья поможет определить те области вашей жизни, где необходимо кое — что подкорректировать, и подскажет, как это сделать.

Если ваши действия не приносят счастья, то необходимо изменить положение дел, по крайней мере, на следующей ступеньке.

Вам необходимо поработать, по крайней мере, на следующей ступеньке, если….

* несмотря на все усилия, в вашей жизни ничего не меняется;* что-то меняется, но не надолго, а потом вы снова возвращаетесь к нежелательным моделям поведения;* вы не хотите ничего менять, хотя понимаете, что должны;* вы не понимаете, что удерживает вас от того, чтобы стать счастливее.

*******************************************************************************************©2006 by Heather Summers and Anne Watson©Перевод. Издание на русском языке. Оформление. ООО «Попурри», 2007******************************************************************************************

Для чего нужно понимание логических уровней?

Высшие уровни, и изменения, проходящие на них, всегда довольно сильно влияют на Низшие уровни.

Предположим, вы выучили иностранный язык (произошли изменения на «уровне возможностей»).

Скорее всего, это повлияет и на ваше поведение: теперь вы сможете смотреть фильмы на языке оригинала, легко общаться за границей и т.д. У вас может измениться «уровень окружения»: появятся новые знакомые по учебе, или же из других стран, может возникнуть новая работа и даже повыситься зарплата.

Понимание : «Кто вы такой?» может очень сильно изменить ваши Убеждения, а тем более, поведение.

Чем Выше уровень, и сильнее происходящие на нем Перемены, тем большее влияние это будет оказывать на Низшие уровни. Поэтому, если вы хотите изменений, всегда начинайте с более Высокого уровня!

Хотите изменить свои Возможности? Посмотрите, нет ли у вас Ограничивающих Убеждений на эту тему?Если есть, начинайте с них!

Помните: «Изменения на Низших уровнях почти не влияют на Высшие».

Использовать эти знания можно абсолютно в любой области человеческого опыта: в процессе обучения, достижения целей или получения ответов на свои вопросы.

Очень важно это и в повседневном общении. Если вы уговариваете человека что-то сделать, и у вас никак не получается, задумайтесь, может быть дело в том, что вы взываете к нему на «УРОВНЕ ПОВЕДЕНИЯ», а он отвечает на «УРОВНЕ УБЕЖДЕНИЙ» ( а это- более высокий уровень).

К примеру, вы зовете свою знакомую вместе отдохнуть. Расписываете ей все красоты отдыха, рассказываете, как вы будете здорово проводить время. Вы уверены, что привели самые сильные аргументы, а она не хочет ехать.

Возможно, что ее УБЕЖДЕНИЯ по поводу траты денег сильно отличаются от ваших (к примеру, ей проще потратить деньги на ребенка, чем на себя), поэтому ваши доводы, затрагивающие «УРОВНИ ОКРУЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ», не действуют на нее.

Чтобы быть убедительным, нужно понимать Ценности человека, и общаться с ним на том же уровне, или переходить на более высокий.

Логические уровни присутствуют во всей нашей жизни.

Молодой человек встречается с девушкой. Она – красива и ему нравится проводить с ней время. Приходит момент более тесных отношений. И тут он понимает, что у его избранницы совсем другие взгляды на семейную жизнь. Они сильно расходятся друг с другом на «УРОВНЕ УБЕЖДЕНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ». А для семейной жизни это — главное!

Чем выше уровень, тем сложнее подстраиваться. Один- два раза может и получиться, а вот всю жизнь гораздо сложно. Поэтому дальнейшие отношения не складываются. Некоторые так и продолжают искать себе вторую половину, используя одну и ту же стратегию, застревая на нижних уровнях ( обращают внимание только на внешность или материальный достаток). А потом удивляются, что счастья нет.

Если быть внимательным, то всегда можно определить: на каком уровне человек общается с вами, к чему он взывает?

Почувствуйте разницу:

— Вынеси мусор! А я пока приготовлю ужин (общение на уровне Поведения)— Вынеси мусор! Я так плохо себя чувствую ( уровень Возможностей).— Вынеси мусор! Ведь мужья должны помогать женам! (обращение к уровню Убеждений).

МАНИПУЛЯЦИЯ почти всегда основывается на смешении Высших и Низших логических уровней.

Как действуют манипуляторы? Выясняют Ценности человека и апеллируют к ним. А если это – подстройка по смыслу жизни?Тогда это — практически беспроигрышный вариант. Помните знаменитые строчки «Интернационала»:

«Мы наш, мы новый мир построимКто был ничем, тот станет всем!»

Вся наша жизнь в бывшем Советском Союзе была построена на лозунгах, в которых были использованы высшие логические уровни. Да и сейчас ничего не изменилось, только переместилось в область Рекламы.

Логические уровни очень хорошо работают на этапе постановки цели.Когда вы не можете понять, что вам делать? Куда двигаться?

Read more: http://ways4you.ru/nlp-dlya-zhizni/piramida-logicheskih-urovnej.html#ixzz4PAuHsxOY

www.plotli.ru


Смотрите также