Пирамида потребностей Маслоу. Лестница потребностей


Пирамида потребностей Маслоу - Психологос

Пирамида Маслоу из 5 уровней

Пирамида Маслоу из 5 уровней

В других работах А. Маслову описывал эту пирамиду потребностей как состоящую из 7 уровней.

В других работах А. Маслову описывал эту пирамиду потребностей как состоящую из 7 уровней.

Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.

О критериях разделения мотивов на низшие и высшие см.→

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, состоящую из пяти уровней. Пирамида следующая:

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
  2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса)
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)
  4. Потребность в уважении и признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)
  5. Потребность в самоактуализации (развитие способностей. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности)

Позже, в других работах, А. Маслоу иногда добавлял еще два уровня: уровень познавательных способностей и уровень эстетических потребностей.

По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Другая закономерность, замеченная Маслоу, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка. При этом сам же Маслоу отмечал, что из этого правила нередко случаются исключения: у некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены. По мнению Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.

Каков смысл пирамиды Маслоу?

Маркетологи пирамиду Маслоу часто критикуют: и зря. Почему? Маркетологи взяли разумную психологическую теорию и попытались ее применять в маркетинге (там, для чего она не создавалась), а когда не получилось, обвинили Маслоу в том, что его теория «абсурдна», «устарела», «у нас не работает».

Какой смысл психологам, педагогам, да и обычным людям знать об этой пирамиде? Тут можно два основных смысла.

Первое. Людям (массе) подсказывается, что после того, как они поедят, поспят и поразвлекаются, у них могут (а если они уважают Науку, то и должны) возникнуть другие желания и интересы. Пора, господа!

Второе. Психологам, педагогам и родителям подсказывается, что едва ли получится от их воспитанников ожидать высоких интересов, пока не подкормить их чем-то более простым. Не потянете.

При этом, педагогически спорным кажется взгляд А.Маслоу на вершину его пирамиды, на то, что потребность в самоактуализации - высшая ценность человеческой жизни. Возможно, для человека как организма это действительно так, но для человека как личности есть и другие взгляды на главные жизненные ценности и вершины роста и развития личности.

​​​​​​​

Бесплатные материалы «Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

www.psychologos.ru

 

 

Каждый раз, когда мы входим в речевой контакт, в коммуникацию с каким-либо человеком, то делаем это,  в первую очередь, по той причине, что хотим реализовать какую-то потребность. А с потребностями у большинства из нас, надо сказать, дело обстоит не слишком хорошо. Мы  часто вообще не осознаём свои потребности.

Удовлетворение базовых потребностей –  это, собственно, ради чего люди и вступают во взаимодействие, в отношения. И, вообще, делают что-либо в жизни. Поэтому важно, находясь в отношениях,  закрывать потребности партнера.

Если базовые потребности не закрываются, мириться вы с этим не сможете. Если партнер не получает удовлетворения по базовым потребностям, счастливых отношений не будет. Все остальное – искусственно и надуманно.

Большинство наших проблем в жизни проистекают из одного чувства, чувства неудовлетворенности некой потребности. Важно разобраться, что вам нужно, и что вы готовы отдавать. А лучший способ наладить отношения – удовлетворить внутреннюю потребность личности.  i-want

Лестница потребностей

  1. Базовые выживательные потребности.  Еда, сон, безопасность, секс, собственное пространство, забота, здоровье.
  2. Потребность в удовольствии, интимности как близком контакте.  Т.е. к поддержанию тесной дружественной или любовной связи с другими людьми. Когда можно довериться партнеру, слиться с ним, раствориться и принять его душой.
  3. Потребность в статусе, социальном признании, власти. Атрибуты – принадлежность к статусному сообществу, дороже машина, больше украшений, брендовая одежда и т.д.
  4. Потребность в сопереживании, проживании эмоций, любви. Человеку важно знать и получать подтверждение, что он хороший. Ради этого человек готов пожертвовать многим, и даже стать профессиональной жертвой. Быть всегда удобным, угождать.
  5. Потребность в самовыражении, творчестве, проявлении своего таланта, праве быть самим собой. Многие зависают на 3 первых уровнях и сюда никогда не добираются. Но если это происходит, человек расцветает, становится ярким.
  6. Потребность в сопричастности, принадлежности, смысле, миссии, видении пути, идеологии. Отсутствие сопричастности к семье, какому-то сообществу переживается очень мучительно. Либо не переживается вовсе. У жертв суицида на месте этой потребности, как правило, зияет дыра.
  7. Потребность в чем-то большем. Можно называть это по-разному, в зависимости от ваших убеждений – «трансцендентное», «божественное». Но в любом случае, если у человека отсутствует вера во что-то большее, он чувствует бессмысленность существования, застревает на бытовом уровне. И даже деградирует, по данным некоторых исследований, если хотя бы 20 минут в день не находится в расширенных состояниях сознания.  

 

Если наши потребности не реализуются – нам очень больно.

И, обратите внимание – вот здесь и начинаются проблемы. Если потребности не реализуются напрямую, мы закрываем их обходными путями. Например, начинаем манипулировать. Если это не помогает, мы принимаемся искать, кто может их удовлетворить.

Допустим, возьмем ситуацию, в которой вы ребёнка отчитали, когда он приставал к вам со своими вопросами. Переместитесь в позицию  ребенка. Что чувствует он в той же ситуации? Обиду, непонимание, испуг, вину, ненужность, ступор, разочарование. Слёзы у него подступают к горлу.

Сейчас возьмите эту ситуацию и чуть-чуть отодвиньтесь от неё во времени: на неделю, на месяц вперёд. И посмотрите с позиции здесь и сейчас.

Что хорошего вам это дало за истекшее время? И что плохого это дало вашему ребёнку? Если пройти вперёд, ближе к текущему времени, то нам  это  абсолютно ничего не дало. А ребёнок, наоборот, не получил ничего хорошего.

Если такое повторяется регулярно, то у нас растёт чувство вины перед ребёнком за то, что мы на него срываемся. А у ребёнка увеличивается чувство страха перед нами за то, что мы такие, какие мы есть.

Вина позволяет нам не изменять ситуацию, оставив её такой, какая есть. И, фактически, вина – пассивная агрессия, при которой вы чувствуете угрызения совести. Это пассивная агрессия по отношению к тому, на кого эти угрызения совести направлены. Если  я  почувствовал себя виноватым, то могу ничего не исправлять. Но зато в следующий раз, благодаря этой же  вине  (снова же её  не хочется переживать), я поступлю ещё более агрессивно.

Упражнение "5 вопросов. Анализ общения"

Возьмите себе на заметку (отныне и надолго!) выполнять следующее задание (пока, конечно, не придёте к нормальным, здоровым отношениям) – каждый вечер анализировать свои контакты.

Следующим способом: вы отвечаете себе на 5 вопросов по поводу любого контакта, который у вас был сегодня. В течение всего дня.

Вот перечень вопросов, которые стоит задавать:

  • Какие   потребности   я   реализую   в  контакте  с этим человеком? То есть, ради чего я это сделал?
  • Какие потребности я всё-таки сумел реализовать в этом общении, из предложенных семи?
  • Какой шаблон поведения я применил с этой целью?
  • И  какой шаблон  стоило применить?
  • За  что я этому человеку благодарен?

 

Шаблон – набор последовательных и стандартных действий. Если есть цель – восстановить свою целостность, поправить созданную ошибку – надо сделать так, чтобы человек никогда больше эту ошибку не повторял. Если на него накричать, то, скорее всего, он станет повторять её от страха. А какой шаблон поможет не сделать этой ошибки впредь?

В шаблонах вы можете разобраться сами.

Например, ребёнок ночью пришёл к вам, разбудил и сказал, что ему страшно. Вы в ответ привычно отмахнулись от него. Мол, опять мешаешь спать. И стали грубо выпроваживать ребёнка из спальни. Ребёнок ушёл в слезах, зарыдал. А потом вам полночи пришлось сидеть с ним и успокаивать.

inx960x640

Какую потребность вы хотели реализовать? Потребность в выживании, в существовании (потому что ночью спать надо). Какую потребность реализовали в итоге? Никакую. По крайней мере, потребность в выживании не смогли реализовать. Потому что полночи потом ребёнка успокаивали.

Отсюда стандартный шаблон поведения: накричать.

Нестандартный шаблон поведения. Можно сделать, допустим, такой шаблон: положил ребёнка рядом и говоришь: «Спи, я тебя защищу». Но это неудобно, дети брыкаются, пихаются – словом, с ними ночью не отдохнёшь. Есть ли какой-то более удачный шаблон, позволяющий сделать так, чтобы ребёнок не приходил ночью? Например, не давать ему молока на ночь. Тогда он не будет вставать писать, и потом, вместо того, чтобы идти к себе в кроватку, отправляться к родителям. Можно не кормить его на ночь, не играться с ним в игры перед сном. В итоге получается, если посмотреть на коммуникативную ситуацию чуть-чуть шире, можно выработать новый шаблон действий в этой ситуации.

И последний вопрос, который мы себе задаём: кому я благодарен в этой ситуации и за что? После анализа всегда возникает благодарность.

В вышеописанной ситуации с ребёнком – позволил себе посмотреть на ситуацию иначе, тогда и ребёнку от этого польза и вам. И вы спите крепче, и ругаться на него не надо, и ребёнок не боится, здоровее будет. С мужем, женой – тот же самый подход. Когда начинаешь анализировать, то первая мысль – «ну, и кретином же я был, когда делал это!». А вторая мысль – «стоп, а какая была потребность?». И тут ты вдруг понимаешь, что у тебя есть давно нереализуемая потребность. Понимаете? Какой-то набор потребностей у вас просто не реализуется. И вы страдаете в отношениях именно из-за этого.

Далее нужно улучшить отношения, что сделать очень просто. Чтобы наладить адекватные отношения партнёром и получать от отношений то, что нужно вам обоим, нужно научиться выдавать запросы партнёру. Переходить с языка требований на язык запросов. И для этого есть вполне определенная технология.

Чем отличаются отношения, построенные на доверии, любви, эмпатии, от отношений, в основе которых требования, манипуляции, укоры и так далее?

Складываются потрясающие отношения!

О том, как формировать такие запросы мы поговорим в следующем письме. Следите за рассылкой.

 

dengipro.dowlatow.ru

Шаги вверх по «лестнице потребностей» — Когита!ру

 

 

 

 

 

 

 

 

На снимке: картинка из книги Гурьева «Земля и небо», читанной в детстве. А. Алексеев.

 

См. ранее на Когита.ру:

- А. Алексеев. Бесценный дар от матери

- Бесценный дар от матери. Обсуждение

- Дневник 9-летнего

- Дневник 9-летнего. Окончание

- Дневник 9-летнего. Обсуждение

- Дневник 9-летнего и 73 года спустя

**

 

Д. Бродский – А. Алексееву

Дорогой А.Н.!

Прочитал Ваш дневник. И решил поделиться с Вами своими  выводами о Вас девятилетнем. Вот они...

Познакомившись с дневником девятилетнего, я как психолог мировоззрения могу заключить, что паренёк в свои 9 лет нацелен на познание, причём, на познание, как форму освоения мира, а не приспособления к нему...

Он относится ко всем своим занятиям: чтению научно-популярной литературы, изучению языков, и др. предметов, ведению дневника, написанию рефератов, пилке дров, одинаково ответственно, как к коллективному сотрудничеству..., с мамой, папой, и открывшимися ему историческими личностями: биологами-натуралистами, геологами, географами-путешественниками, и т.п.

Он и в школе ищет такого же, ответственного за результат, отношения к знаниям, как среди учителей, так и однокашников, но не находит понимания.. Возможно даже, что они "держат" его за чудака, и, или игнорируют, или, даже, обижают его...

Апелляция маленького Андрюши к Человечеству говорит о том, что мальчик уже достиг ПОТРЕБНОСТИ СОВМЕСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (в планетарном масштабе). Но и этого мало...

Использование автором дневника таких слов и словосочетаний, как: "великий", "ИЗВЕСТЕН в будущем", "моих трудов", равно как мечты о том, чтобы занять место в музее, в виде неких старинных и любопытных артефактов, указывают на то, что высшей потребностью ребёнка уже в этом возрасте стала ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАЧИМОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (ПЗС).

То есть, уже ясно, что Андрей в свои 9 лет нацелен выбрать направление свой будущей деятельности в области науки или связанной с нею областью: журналистикой или писательством.

Интересно другое. Когда (и при каких обстоятельствах) Вы, уважаемый Андрей Николаевич почувствовали "сладость" следующей, более высокой потребности, сделавшей Вас свободной личностью, возвысившейся над своим объективным положением "раба КПСС" - ПОТРЕБНОСТИ СВОБОДНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ? Во всяком случае, в соответствии с моей классификацией (1) после ПЗС следует она... (7.08.2016)

1.Бродский Д. Освоение  как фактор эволюции. 24.02.2016 http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/test-na-grazhdanstvennost-a-alekseev-osvoenie-kak-faktor-evolyucii-d-brodskii-iz-perepiski-s-druzyami-15

 

А. Алексеев – Д. Бродскому

Дорогой Дима!

 Заинтересован и тронут Вашей рефлексией по поводу «Дневника 9-летнего». Я обязательно открою этим текстом готовящуюся публикацию «Дневника отрока (13 лет)».

Ваша «лестница потребностей», усмотренная в малолетнем авторе: познание - совместное (с человечеством) существование (я бы назвал это «причастностью»), наконец - значимое существование (чтобы пригодиться потомкам…) Очень, интересная, кстати, модель. От приобретения (знаний) к отдаче (другим). Можно сказать, благородное стремление.

Ну, понятно, детскость пополам с «ученостью» производит также и комическое впечатление. Понятно также, что неординарность автора дневника есть прямая функция родительского (материнского) воспитания, поистине неординарного (особенно в тогдашних условиях). Ведь парадоксально, что военное детство позволило опередить ровесников на два года в ступеньках образования (я поступал в Университет еще с метрикой, а не с паспортом,.

Вы точно уловили самый значимый из инсайтов еще не достигшего десятилетия ребенка:

«20 мая 1944 г. 14 ч. Впервые я хочу записать мою заветную мечту: я не хочу чтобы обо мне узнало человечество теперь. Я хочу только чтобы я был известен в будущем. Я хочу чтобы потомки собрали материалы о великих открытиях, о происхождении земли, о происхождении наук и т. д. из моих трудов. Чтобы мои вещи и книги были помещены в музей как образцы старины».

Я сам вздрогнул, когда встретил эту запись 72 года спустя. Действительно, заявление не по годам.

Тут, пожалуй, своеобразное «смирение паче гордости»: пусть обо мне узнают не современники, но потомки. Интересно, однако, в каком качестве претендует этот ребенок на будущую известность: «чтобы мои вещи и книги были помещены в музей как образцы старины». У него вдруг некое провидение «эстафеты поколений». Не о себе заботится, а о тех, кто еще не родился, ибо откуда же, как не из его «трудов» они смогут узнать о «великих географических открытиях» и т. д.

Это очень интересная особенность детского самосознание: некий эгоцентризм в сочетании с желанием общественного служения. Отчего и сегодня не отрекусь.

Мне сызмальства нравились «романы катастроф» (кстати, отсутствовавшие у Жюля Верна). Вот, остались от человечества считанные единицы уцелевших людей и почти не осталось артефактов. И – вдруг - именно мои «вещи и книги» окажутся теми, что чудом сохранились, и донесут до возрождающего человечества информацию о минувшем.

Кажется, эта запись в «Дневнике 9-летнего» была первым изъявлением такой «нескромной» амбиции личного культурного вклада, в трансформированном виде сохранившейся на всю жизнь.

Вообще, ранняя установка на создание «литературных» произведений проявлялась не только в текстах, но и в детских фантазиях, скажем, о будущих названиях «взрослых» сочинений. (Причем, именно названий, содержание не просматривалось). Так вот, одним их таких названий было: «Дело» (и как до сих пор помню?). Чуть ли не мистическое провидение: 40 лет спустя – «Дело социолога-рабочего».

Теперь о Вашем вопросе: момент возникновения потребности в свободном существовании. Вы знаете, зародыши этой потребности (как и всех остальных) можно обнаружить очень рано (ведь даже в 9-летнем возрасте наш герой  испытал радость СВОБОДНОГО труда, включая само по себе писание дневника).

Но осознанная потребность, или отрефлексированное жизненное стремление к свободе возникает уже в гораздо более позднем возрасте, и, пожалуй, есть признак зрелости, наступившей для автора этих строк довольно поздно.

Недаром я себя впоследствии называл «запоздалым», или «дурным» шестидесятником.

 Ваш – Андр. Алексеев. 7.08.2016

**

 

См. ранее на Когита.ру (в цикле «Выбранные места из переписки с друзьями»)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)

- Переписка «романтика» и «реалиста»

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)

- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера

- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)

- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)

- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)

- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)

- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)

- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)

- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)

- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)

- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)

- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)

- Тест на гражданственность (А. Алексеев). Освоение как фактор эволюции (Д. Бродский). Из переписки с друзьями (15)

- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)

- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)

- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)

- О Крыме. Об «иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)

- Из переписки с друзьями и коллегами (20)

- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)

- Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"

- Коллективный портрет Бориса Докторова (из переписки с друзьями – 23)

- Социологи – это кто? И – что считать искусством? (из переписки с друзьями – 24)

- Бесценный дар от матери. Обсуждение (из переписки с друзьями -25)

- Из семейной переписки (из переписки – 26)

- Дневник 9-летнего и 73 года спустя (из переписки – 27)

 

 

www.cogita.ru


Смотрите также