Календарь на Великий пост – с детьми. Лестница поста


Лестница Великого поста | Иоакимо

Великий пост можно сравнить с лестницей, ведущей нас в Царствие Божие. На первую ступеньку «лестницы» мы вступаем в воскресенье за три недели до начала Великого поста (помимо семи недель поста, есть еще три недели, в течение которых мы готовимся к посту). В этот день в церкви читается евангельская притча о том, как в храме молились два человека: гордый фарисей и грешный, но смиренный мытарь. Притча показывает нам, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. Учит нас тому, что первым шагом к нашему спасению должно быть смирение, чувство того, что без помощи Божьей мы ничего сами сделать не можем. Мы просим у Бога помощи и милости, повторяя молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!».

лестница Великого Поста

НОВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ:Мытарь – сборщик податей (налогов)Фарисеи – знатоки закона, считали себя лучше всех,гордились, а остальных презирали; лицемеры.Икона (образ) – изображение Спасителя, БожьейМатери, святых, ангелов, Священных событий. Иконаобязательно освящается святой водой, так иконесообщается благодать Святаго Духа.Крест – главный знак христианства, знамение нашегоспасения.Неделя — название воскресного дня в славянскомязыке.Седмица — название недели в славянском языке.Ересь – ложное, неправильное учение о вере.Начинается Великий пост. Мы успели покаяться перед всеми, кого обидели, и теперьбудем стараться делать добро и остерегаться грешить. Будем просить у Бога помощи, иблагодарить Господа.

Трудно сказать «прости»!Что это за мученье:Как в половодье грестиПротив теченья.А помолись – тогдаВстанет вода стыда,Встанет вода гордыни, —И скажешь, себя виня:«Не прав я, прости меня,Будем друзьями отныне!»

(В. Афанасьев)В первые четыре дня Великого поста все православные люди стараются придти в храм, чтобыпослушать Великий покаянный канон святого Андрея Критского.

В благоговейном молчании, втаинственном полумраке храма, с зажженными свечами в руках стоят люди, слушаябогодухновенные слова Великого канона и сокрушаясь о своих грехах.1-я неделя (воскресение) Первое воскресенье Великого поста – «Торжество православия».В этот день мы вспоминаем о восстановлении почитания святых икон и молимся об утверждении ввере православных христиан и обращении на правильный путь всех отступивших от Церкви.2-я неделя. Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем святого Георгия Паламу,который учил о силе поста и молитвы, о том, что за этот подвиг Господь озаряет верующих Своимблагодатным светом.3-я неделя. В третье воскресенье за всенощной выносят крест, которому всепоклоняются и целуют его. Это воскресенье и вся неделя после него называетсяКРЕСТОПОКЛОННАЯ…Крест – главный знак христианства, знамение нашего спасения. Господь нашИисус Христос из любви к людям сошел с неба на землю и пострадал за нас, чтобымы спаслись. Господь был распят, умер на Кресте и в третий день воскрес.Страданием и смертью на кресте Спаситель сделал крест орудием победы надсмертью и грехом, указал, что крест всегда будет помогать нам бороться со грехом,со злом и разными бедами.Крест сопровождает христианина на протяжении всей его жизни. Прикрещении, когда человек становится христианином, ему надевают на шею крестик,который он старается больше не снимать.Крест надевая, знаешь ли ты,Что крестики носят не для красоты?На каждом из них – заучи как урок –

Любящий нас и страдающий Бог.

4-я неделя. В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал порядок добрых дел,приводящий нас к Богу.В четверг на пятой седмице вспоминается святая МарияЕгипетская, которая была великой грешницей, но потомвразумилась, покаялась, исправила свою жизнь и достигласвятости. Ее жизнь служит для нас примером истинного покаяния и убеждает насв великом милосердии Божием.

5-я неделя также посвящена святой Марии Египетской.

6-я неделя — двунадесятый праздник, в котором празднуется торжественный вход Господа в Иерусалим на вольные страдания. По-другому этот праздник называется ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Он особенно интересендетям, так как именно они принимали большое участие в том событии,которое мы вспоминаем в этот день. Господь на молодом осленкевъехал в Иерусалим, в котором, по случаю праздника, было множествонарода. Люди, которые много слышали о Нем, о чудесах, которые Он

совершал, спешили к Нему.Одни срезали ветки сдеревьев и расстилали передГосподом на дороге, другиеклали свои одежды подобноковру, чтобы Он по нимпроехал. Все радостновосклицали: «Осанна!» (спасение), как мы сейчас кричим«Ура!». Особенно громко радовались дети, ипродолжали радоваться в храме, видя чудеса,совершаемые Иисусом Христом. Священники и ученыелюди, которые были там, сказали Господу, чтобы Онвелел детям замолчать. Но Христос сказал: «Разве вы нечитали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроилхвалу и что если они умолкнут, то камни возопиют?»В этот день мы принимаем участие в большойцерковной службе, вспоминая, как народ приветствовалГоспода на дороге. Мы тоже хотим участвовать врадостной встрече Христа, поэтому приносим в хрампушистые веточки вербы. Мы зажигаем свечи и стоим с ветвями и зажженными свечами. Мыпрославляем Спасителя, как Победителя смерти. Господь благословляет наши ветви, которыесвященник окропляет святой водой, и мы несем их домой, и ставим возле икон.

Прочитайте, как в стихотворении

Прочитайте, как в стихотворении«Вербочки» Александр Блок как быдал нам указания, как вести себя вэтот день – прямо поэтическаяинструкция:Мальчики да девочкиСвечечки да ВербочкиПонесли домой.Огонечки теплятся,Прохожие крестятся,И пахнет весной.Ветерок удаленький,Дождик, дождик маленький,Не задуй огня!В Воскресенье ВербноеЗавтра встану перваяДля святого дня.

Последняя неделя перед праздником Пасхи называется Страстная седмица (неделя). В этидни мы вспоминаем, как страдал и отдал за нас жизнь Иисус Христос.Каждый день этой недели бывают такие службы, которых не бывает в другое время года. Имолитвы на них поют особенные. Вот одна из них:Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он; просветиодеяние души моя, Светодавче, и спаси мя.А если ее рассказать более простыми, понятными словами, то она будет звучать так:Спаситель мой! Я вижу дом Твой украшенным, и нет у меня праздничной одежды, чтобывойти в него! Ты, который даешь нам свет, сделай светлой одежду души моей и спаси меня.О какой одежде души здесь говориться?

Понедельник, вторник и средапосвящены воспоминанию последнихбесед Господа с народом и учениками. ВВеликую среду последний разпроизносится молитва св. Ефрема Сирина.В четверг вспоминают ТайнуюВечерю – последнюю трапезу Господа сучениками, когда Он причастил их. Такбыло установлено Господом ТаинствоСвятого Причащения. Вспоминаютмолитву Господа в Гефсиманском саду ипредательство Его одним из учеников –Иудою Искариотом.В храме читают двенадцатьотрывков из Евангелия о том, какстрадал и умер на кресте Иисус Христос.Все стоят с зажженными свечами ислушают, а по окончании службыстараются донести этот огонек до дома,зажечь им лампадку и сохранить еегорящей до праздника Пасхи. Это – святойогонь, освященный страданиями Господа.В пятницу мы вспоминаемстрадания, распятие и смерть Господа.Днем на середину храма выносятплащаницу – большую икону, на которойизображен Иисус Христос, когда Его снялисо креста. Эту икону украшают цветами,все подходят к ней, крестятся, кланяются,целуют ее (прикладываются).Приближается Пасха. В Великуюсубботу служба делается более радостной.Грустные черные облачения меняются набелые и золотые. Иисус Христос еще невоскрес телом, но Он уже победил смерть.Всем святым людям, которые умерлираньше, Он дал новую жизнь.

Прочитай рассказ. Напиши, о какомгрехе в нем говориться:

Бабушка с внучкой Ксюшей отдыхали на даче. Бабушка сидела на веранде в кресле и вязала, а Ксюша заплетала косичку и говорила горячо:

— Бабушка, ты знаешь, какая Ленка жадина — ничего мне не даёт!

— Да? — удивилась бабушка. — А вроде как она давала тебе на своём велосипеде кататься…

— Да ну, бабушка, это не в счёт. Один раз дала… И потом это давно было, вчера ещё.

— Вот как, — покачала головой бабушка. — А я-то думала, что она добрая девочка.

— Нет, вовсе не добрая, — упорствовала Ксюша. — Жадина… Ой, кажется, она к нам идёт!

В остеклённую дверь веранды постучались, и вошла Лена. Левой рукой она прижимала к груди миску с жёлтыми грушами. Улыбаясь, Лена протянула миску Ксюше:

— Это тебе. Бери, угощайся и бабушку угощай.

Ксюша растерянно переводила взгляд с груш на бабушку.

— Спасибо тебе, Леночка, — сказала бабушка. — Я, пожалуй, угощусь, а вот как Ксюша — не знаю… — Бабушка искоса глянула на свою внучку. — У неё, видишь ли, что-то вроде диатеза — вон как ушки покраснели…

У Ксюши вспыхнуло всё лицо, она крутнулась и выбежала вон.

— Что с ней? — удивилась Лена. — Разве ей нельзя есть груши?

Бабушка улыбнулась:

— Сейчас нельзя. А как пройдёт у неё та «болезнь», которой она болеет, так ей можно будет и твоими грушами угощаться…

Л.Нечаев

ioakimo-annovskiy.prihod.ru

«Урок » Лестница Великого поста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2», г. Лебедянь Конспект внеклассного мероприятия к Неделе православной культуры для учащихся 9 классов Тема урока. « Лестница Великого поста»

Подготовила: Голосова О.А., учитель Православной культуры. г. Лебедянь, 2016 Цель урока: познакомить учащихся с основами Великого поста, познакомить с названиями недель Великого поста, способствовать речевому развитию учащихся, памяти, мышления, творческих способностей, способствовать формированию основ духовно-нравственного воспитания. Ход урока. Сообщение темы урока Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о Великом посте. К какому празднику готовит нас этот пост? Дети. К празднику Воскресения Христова – Пасхе. У. Что такое пост? Д. Это время, когда мы готовимся к встрече праздника. Во время поста люди стараются очистится от грехов, изменить свою жизнь. У. Как мы постимся? Д. Мы стараемся отказаться от удовольствий, не едим вкусной пищи, не смотрим телевизор, не ходим в театр. Еще мы стараемся больше молиться, помогать другим людям, делаем добрые дела. У. Вы сказали, что во время поста мы стараемся отчиститься от грехов. А какое церковное таинство помогает нам в этом? Д. Таинство Покаяния. 2. Повторение. У. Великий пост установлен в напоминание нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Что вы знаете об этом? Д. После Крещения Иисус Христос отправился в пустыню, чтобы приготовления там к Своему служению. В это время к нему приступил дьявол, он хотел, чтобы Иисус Христос отказался от служения Богу. Дьявол пытался искусить Иисуса Христа и предлагал Ему земное благополучие, могущество и славу. Однако Спаситель не поддался дьявольским искушениям. У. На доске написано предложение, вставьте в них пропущенные слова. 1. Иисус Христос пробыл в пустыне… дней. (Сорок) 2. Когда Иисус Христос был в пустыне, Он молился и … (Постился) 3. Иисус Христос сказал сатане, что Он будет… только Богу. (Поклонятся) 4. После того как прошло время испытания, Иисус Христос был готов… Богу и людям. (Служить) - А теперь вставьте эти же слова в другие предложения. 1. Великий пост продолжается… дней (Сорок) 2. В конце Великого поста мы можем оглянутся назад и сказать, что мы молились и … с усердием. (Постились) 3. Церковь часто призывает нас: «Придите и … Богу» на протяжении Великого поста. (Поклонитесь) 4. Когда мы по настоящему собираемся соблюдать Великий пост, мы становимся лучше и готовы … Богу и людям (Служить) - Иисус Христос готовился к Своему служению, и нам нужно готовится служить Богу. 3. Сообщение нового материала. У. Великий пост представляет три подготовительных недели: «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О страшном суде». Вспомните притчу о мытаре и фарисее. Кто такие фарисеи? Д. Это люди, которые строго соблюдали Ветхозаветный закон и осуждали всех, кто не исполняет закон. У. Что вы знаете о мытарях? Д. Мытари – это сборщики налогов, они часто обманывали людей, поэтому люди нередко относились к ним с неприязнью. У. О чем же рассказывал Спаситель в притче. Д. О том, как мытарь и фарисей пришли молиться в храм. У. Как молится фарисей? Д. Он говорил: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». У. А как молится мытарь? Д. «Боже, буди милостив ко мне грешнику». У. Чему учит нас эта притча? Д. Рассказав эту притчу, Спаситель сказал: «Всякий возвышающий сам себе унижен будет, а униженный себя возвысится и удостоится высокого места в Царствии Небесном». У. Почему мы вспоминаем эту притчу перед Великим постом? Д. Мы должны брать пример с мытаря в вовремя поста также каяться и просить прощения, как он. У. Вспомните притчу о блудном сыне и приготовьтесь отвечать на вопросы. Кто разделил свое имущество? Д. Отец разделил свое имущество между своими сыновьями. У. Что делал младший сын в далекой стране? Д. Он тратил свои деньги на пиры, и богатую одежду. У. Почему младший сын голодал? Д. Потому что он растратил свои деньги. У. Что решил сделать младший сын после того, как у него кончились деньги? Д. Он нанялся в свинопасы. У. Что решил сказать младший сын отцу. Д. Он решил вернуться и сказать: «Отче, я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих». У. Что сделал отец, когда младший сын пришел домой? Д. Он обрадовался и устроил пир. У. Почему старший брат отказался принимать участие в празднике и торжестве? Д. Он обиделся, что для него отец никогда не устраивал пир, хотя старший сын не покидал отца. У. Что сказал ему отец. Д. «Сын мой, ты – то уж всегда со мной, и все мое твое. О том надобно радоваться и веселится, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». У. Что произойдет с нами, если мы от всей души попросим Бога, Отца нашего простить нас? Д. Он нас простит. У. Почему мы вспоминаем эту притчу перед постом? Д. Мы учимся у младшего сына просить прощения у Бога и у людей за свои проступки. У. Вспомните притчу о Страшном суде. Д. Когда Господь придет судить людей, то Он разделить их на две части, одних Он поставить справа, а других с лева и скажет Бог стоящим справа: Вы пойдете в Царство Божье. Когда Я был голоден, вы накормили Меня, когда Я хотел пить, вы напоили Меня. Я был странником вы приняли Меня в свой дом, был раздет, вы одели Меня, болен был а вы навестили Меня, в темнице – вы пришли ко Мне. И люди, стоящие справа спросят: «Когда мы видели Тебя и помогли Тебе!» Бог ответит им: «Когда в вашей жизни вы делали это одному из людей, вы делали это Мне». И праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники, стоящие слева, не делавшие добра ближним, пойдут на страдания, вечный огонь. У. Почему мы вспоминаем эту притчу перед постом? Д. Она напоминает нам, что во время поста мы должны делать дела милосердия. У. Например? Д. Подавать милостыню, навещать больных, помогать людям в их делам. У. Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным Воскресеньем. Почему? Д. В этот день все верующие люди просят прощения друг у друга. У. Мы должны начать Великий пост с очищенной совестью. Отношения с каждым человеком должны как бы начаться заново, возродится, лишится зависти, неприязни, недоброжелательства. Мы не должны держать на душе зла ни на кого. Каждое воскресенье Великого поста тоже имеет свое название. Первое воскресенье – Торжество Православия. В этот день вспоминается, как закончилось гонение на святые иконы. Некоторые люди не признавали иконы и решили уничтожить их, другие люди защищали иконы. Созвали Церковный Собор и на нем установили, что православные люди поклоняются не доскам, а тем, кто изображен на иконе. Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает святого Григория Паламу. Он был знаменитым богословом, епископом Церкви и очень образованным и духовным человеком. Григорий вырос при дворе императора, где служил его отец. Он получил хорошее образование и мог бы поступить на службу к императору, но его влекло к духовной жизни, и поэтом он стал монахом. Третье воскресенье и следующую за ним неделю называют Крестопоклонными, потому что в эту неделю верующие поклоняются Кресту. Церковь напоминает о страданиях и крестной смерти Спасителя и укрепляет постящихся к продолжению поста. Четвертое воскресенье – память прп. Иоанна Лествичника, написавшего книгу о лествице духовного восхождения к Богу. В пятое воскресенье вспоминается прп. Мария Египетская, которая из бездны греха сумела возвысится до духовного совершенства. Шестое воскресенье – неделя вайи или Вербное воскресенье вплотную приближает нас к воспоминанию Страданий Иисуса Христа. В этот день празднуется праздник Входа Господня в Иерусалим. Каждое воскресенье Великого поста – это как бы ступеньки лесенки, которые мы проходим, все ближе и ближе поднимаясь к празднику праздников и торжеству из торжеств – Пасхе Господней.

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Принцип наглядности, или как провести Великий Пост с детьми

по материалам сайта www.pravoslavie.ru (Материнские заметки Анны Сапрыкиной)

Время Великого поста – особое время: время покаяния, очищения, время тихой радости и молитвы, когда мы живем не так, как обычно. Настроиться на этот особый лад, оставаться собранными и внимательными нам помогают Канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров и другие Богослужения. Для взрослых, это и ограничение в пище, напоминающее о том, что наступило особое время. Но детям, особенно недавно воцерковляющимся, еще сложно осознать и принять смысл происходящего. Время поста для детей зачастую оказывается никак не выделенным. В наших силах сделать так, чтобы жизнь всего дома следовала жизни Церкви, чтобы Пост стал «наглядным». Существо человека триедино, и телесное, видимое – осязаемое, также имеет значение для нас. К тому же, принцип наглядности – один из самых действенных при формировании личности ребенка.

В храме праздники выделяются с помощью цвета облачений, завесы, украшения икон. Также и в интерьере дома важную роль играет ткань: шторы, скатерти, иногда драпировка стен. Анна Сапрыкина вспоминает: В семье моих родителей иконы домашнего иконостаса мама покрывала широким кружевом, и утром в понедельник первой седмицы Великого поста эти украшения были черного цвета. Мы, дети, учились в обычной светской школе, в которой нас ждали будни, ничем не напоминающие о посте. И эти кружева, как и молитва Ефрема Сирина после утреннего правила, настраивали нас на «ритм поста», и даже по дороге в школу мы шли тише обычного. Уже одни эти черные кружева на иконах значительно меняют общее впечатление дома, а торжественная смена будничных лент на черные, а потом – в Великую субботу – на красные способствует переходу на «особое время».

В книге «Лето Господне» Иван Шмелев писал о том, что у него в детской на время поста вообще снимали шторы. Мои дети под впечатлением этого рассказа также предложили снять тюль в наших комнатах. И действительно, без штор появилось особое «постное» настроение дома. Кстати, на Пасху, когда шторы вновь вешаются, дом получает дополнительный штрих «праздничного» настроения. Легко поменять и скатерти: в пост использовать простые, не нарядные, или специальные салфетки-клеенки. Таким образом, с помощью небольших изменений в интерьере время Четыредесятницы становится «осязаемым».

Без штор окно становится немного скучным и каким-то голым. Так можно взять обычную гуашь – эта краска легко смывается – и нарисовать на окне семь ступенек, ведущих вверх. С одной стороны, это память о Лествице, которая, вспоминается Церковью в Неделю Иоанна Лествичника, с другой – образ поста как пути к Богу. На каждой ступеньке написать номер. Как дополнительный обучающий элемент можно обозначить ступеньки не арабскими цифрами, а римскими, если дети их не знают, или церковнославянскими – и незнакомое написание легко запомнится. Лестница ведет к солнышку: это и знак праздника, и символ Христа – Солнца Правды. А в хмурые дни такое яркое желтое солнышко на окошке еще и ободряет постящихся. Из плотной цветной бумаги вырезается фигурка человечка и с помощью пластилина закрепляется на нижней ступеньке. Когда наступает 2-ая неделя, человечек поднимается на 2-ую ступеньку и так доходит до последней, а как дойдет – все смывается. Лестница может сопровождаться и перечислением семи основных добродетелей.

В церковнославянском языке слово «неделя» означает «воскресенье»; а неделя (7 дней) называется «седмицей».

В церковнославянском языке слово «неделя» означает «воскресенье»; а неделя (7 дней) называется «седмицей».

Можно вместе с детьми сделать Лестницу Великого Поста или особый календарь именно для Великого поста. Время Поста получится «разбит» на определенные этапы, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее». Из календаря будет хорошо видно, сколько длится пост, как называются недели поста, в чем их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников.

Так время Поста приходится в основном на весну, можно закрепить на нем и солнышко, и цветочки, и даже бабочек, чтобы у детей пост ассоциировался с радостью и чтобы весна ассоциировалась с постом: начинается весна – значит начинается пост! Свт. Иоанн Златоуст: «Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для души».

Возле каждой недели можно написать какую-нибудь «поучительную» фразу, которая должна напоминать о чем-то важном, о том, чего можно достичь в пост, о добродетелях, о благочестивой жизни. Это будет поводом поговорить с детьми о христианском учении и станет маленьким «заданием» на данную неделю поста.  А можно, например, правое поле календаря надрезать так, чтобы получилось семь «хвостиков». И подготовленные фразы написать на каждом «хвостике», потом их загнуть так, чтобы они оказались подвернуты под лист календаря. В начале каждой недели отгибать соответствующий листок: снова эффект ожидания, а еще – будет видно, сколько осталось до конца поста, до светлого Праздника Пасхи.

Вот наступает пост. Должны появиться изменения и в «домашнем богослужении». Дети могут с маминой помощью написать крупным шрифтом на листах белого картона молитву преподобного Ефрема Сирина: малыши могут обвести фломастером то, что мама написала карандашом, дети постарше – сами списать текст из Молитвослова. Таким образом, им будет легче ее выучить, а также дети станут ждать, когда будет читаться «наша постная молитва».

Укладывая детей спать, в Великий пост можно почитать не просто книжки, а особенную литературу: патерики, жития святых, Библию. Во время такого чтения родители и сами получают духовную пищу. Когда вся семья собирается за столом, можно также прочитать небольшой отрывок из Библии или житий, а потом обсудить прочитанное.

Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но удивительно: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово. И если папа с мамой обсуждают за столом 40-летнее скитание евреев по пустыне, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения. Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей. Например, эта беседа может быть пересказом проповеди, которую папа слышал сегодня в храме (совет родителям от святителя Иоанна Златоуста), или прочитанного в книге. В таком случае хотя бы в пост семейный ужин оказывается настоящим уроком – «два в одном»: вкушаем пищу духовную и телесную.

«Жаворонки» — тесто: 2 ст. муки, 1 ст.теплой воды, 1 ч.л. быстродействующих дрожжей, 3 ст.л. раст. масла, 1 ст.л. сахара, щепотка соли.   Все перемешать, дать тесту немного подойти. Раскатать небольшой жгут, связать его в узелок. Один конец узелка сформировать в виде головы с клювом, приделать глаза — изюминки, ягоды, орешки. Второй — сплющить и сделать ножом надрезы — «перья». Для смазки жаворонков и других сладких изделий перед выпечкой используйте сладкий крепкий чай.

С началом Поста появляется и такой важный «осязаемый» аспект, как особая пища.  Отметив в календаре постные праздники, дети будут ждать не «когда же закончится пост», а приближения каждого следующего события. Первый праздник с интересным действом – это кутья в 1-ую субботу Великого поста, в день великомученика Феодора Тирона. Кутью едят по древней традиции: все из одной посуды – из красивого деревянного блюда. 22 марта, в день 40 Севастийских мучеников, пекутся жаворонки: даже малыши могут лепить узелочки из теста и приделывать птичкам глазки-изюминки. На 3-ей неделе, Крестопоклонной, нас также ждет выпечка: по традиции, выпекается печенье в форме крестиков. В 4-ую – неделю Иоанна Лествичника лепятся из теста лесенки. Дети получают огромное удовольствие от совместных трудов на кухне. Это и повод поговорить даже с малышами о том празднике, который отмечается особой выпечкой, используя наглядное и вполне съедобное, даже вкусное пособие. На Лазареву субботу разрешается кушать икру – она, как и яйцо, символ Воскресения. Готовясь к празднику Входа Господня во Иерусалим (Вербному воскресенью) вместе с детьми  можно сделать букетики с вербами, украсив их ленточками, цветами. А если Пасха «ранняя», то заранее поставив, еще нераспустившиеся веточки в воду, можно понаблюдать, как из почек проклюнутся пушистые комочки; рассказав малышам, что, как растениям нужно время, чтобы проснуться, так и нам необходимо время Поста, чтобы подготовиться к Празднику праздников — Пасхе.  Все это – и общесемейные мероприятия, и – главное – повод рассказать детям о праздниках и об их значении, повод перейти к более серьезным темам.

Таким образом, пост действительно может стать особым временем жизни всей семьи, дома как целого. Внешнее помогает осознавать и укреплять внутреннее. И такие занятия, как изготовление птичек или лесенок из теста, оказываются не только развивающими мелкую моторику ребенка и его первыми кулинарными опытами, но и пособием, помогающим детям представить себе духовную жизнь. И пока 3-летние малыши выкладывают перекладинки у лесенки, дети-школьники слушают рассказ о лествице Иоанна Лествичника, а кто-то захочет и прочитать о ней… Так дети уже не «отрывают» нас от «духовной жизни», а вместе с нами, каждый по-своему, живут общим ее ритмом. И жизнь дома оказывается совершенно особой жизнью.

Может быть, предложенные идеи для детского Великого поста помогут создать в доме особое время Святой Четыредесятницы. И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи.

вернуться

перейдя по ссылке www.materinstvo.ru/art/6894, можно посмотреть примеры календарей Великого Поста

snezhinsk.cerkov.ru

Великий пост – “лестница“ к светлому празднику Воскресения Христова

Великий пост – “лестница“ к светлому празднику Воскресения Христова

Цель занятия: обобщить знания учащихся о Великом посте, о задачах, стоящих перед человеком в великопостное время; развивать речь, мышление, память; нравственное воспитание (на примере св. прпмч.  мученика Корнилия).

Ход занятия. (В начале занятия звучит колокольный звон)

 - Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о Великом посте. 40 дней в пустыне Господь молился и постился, прежде чем идти служить людям. Великий пост установлен в память об этом и продолжается, сколько дней? (ответ детей)(О страстной седмице будет сказано впоследствии, по мере её приближения)- Великий пост готовит нас к самому большому православному празднику, к какому? (ответ детей)- Время поста - совершенно особое время. Пост дан для приготовления к празднику, а как же мы постимся? (ответы детей)- Самое главное - постараться исправиться, стать лучше. А нужно ли это и легко ли? (ответы детей)- Преодолевая свои недостатки, стараясь стать лучше, мы, день за днем приближаемся к светлому празднику Пасхи. Преодолевать трудности непросто, и мы словно поднимаемся в гору или по лестнице. Вот здесь на плакате (а у вас в тетрадях) «лестница Великого поста». На ней отмечены недели (или седмицы), воскресения (или недели). Подготовка к посту начинается задолго до него. И первая подготовительная неделя – о мытаре и фарисее. (Рассказ детей о притче)- Чему же учит нас пример мытаря? (ответ детей)- Вот эта картина (репродукция картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта) написана на Евангельский сюжет. Я не оговорилась, это картина ли икона? (ответы детей, объяснение, в чем отличие картины от иконы, на какой сюжет из Евангелия написана картина, рассказ детей и содержании притчи, о том, чему учит нас пример блудного сына).- Следующее название недели - о Страшном Суде. Вспомните, что вам рассказывал об этом инок в монастыре, когда мы были на экскурсии? Ответы детей. Затем рассказ детей о Прощеном воскресении.- Итак, три подготовительных недели поста закончились. 1-я седмица Великого поста. Что изменилось в церкви? (ответы детей)- Действительно, покровы на иконах черного цвета, меньше поют, а больше читают. И пение звучит по-особому.

(Прослушивание музыкального фрагмента. Дети дают характеристику музыки)

- И вот 1-я неделя, т.е. воскресение. Она называется Торжество Православия (а во время Великого поста каждое воскресение имеет свое название, как я уже вам говорила. Что вы помните из моего рассказа об этом празднике? (ответы детей) - Сейчас идет 2-я седмица Великого поста, и вы в тетрадях подобно предыдущим закрасите ступеньку этой седмицы (выполнение задания)-  Во 2-ю неделю Великого поста церковь вспоминает св. Григория Паламу - знаменитого богослова, епископа. Вырос он при дворе императора, где служил его отец. Получив великолепное образование, Григорий Палама мог бы тоже поступить на службу к императору, но из любви к Богу стал монахом. (Задание на дом: отметить в тетради 2-ю неделю Великого поста).- К лестнице Великого поста мы с вами еще вернемся на последующих занятиях, а сейчас подумайте, легко ли человеку стать лучше, исправиться, может ли он сам, своими силами справиться со своими недостатками? (ответы детей).- Действительно, сам человек себя исправить не может, ведь нужно делать над собой усилие, а человеку себя всегда жалко. И в молитвах мы просим помощи у Господа, у Матери Божией, у святых. Молитвы в церквах читаются и поются. Пение в православных церквах звучит с аккомпанементом или без него? (ответы детей)- Правильно, в православных церквах поют а capella, то есть без сопровождения. Дома люди благочестивые пели и поют песни духовного содержания. Поют и a capella, и с сопровождением. Мы с вами сейчас споем песню о молитве человека к Божией Матери. Как мы будем петь? (ответы детей, затем исполнение песни «Утоли моя печали» с аккомпанементом на два голоса).- Стать лучше нам помогает и пример людей святых. Вчера в нашем монастыре было большое торжество: память св. прпмч. Корнилия. Он родился в 1501 году в древнем русском городе Пскове, в семье благочестивых и добрых родителей Стефана и Марии. Ещё меленьким отроком потянулся всем сердцем к Богу. Благочестивая мать научила сына любить нищих и странников, а также одарять их тайной милостынею. Для обучения грамоте отрока отдали в Спасо-Мирожский монастырь; в обителях в русских людях поддерживали прекрасные чувства: любовь до самопожертвования к ближним и Родине, ревность к православию, стремление к самоусовершенствованию в духе Евангельского учения, там же при обучении грамоте преподавался ключ к чтению и уразумению Божественных писаний.

В обители под руководством старца юный подвижник изучал грамоту, Священное Писание, учился колокольному звону, рубил дрова наравне со взрослыми братиями, делал свечи, но, прежде всего, охотно и много молился.Закончив учение, вернулся юноша в родной дом, но по-прежнему был далек от мирской суеты. Побывав в Псково-Печерской обители, он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Корнилия. Здесь он поселился в убогой келье, вел строгую подвижническую жизнь: пост, молитва, любовь к Богу и братии составляли его жизнь. Этот подвиг не остался незамеченным. Братия монастыря избрала его своим игуменом, когда ему было всего 28 лет. Управлял он обителью 41 год и 2 месяца. Много успел он сделать за это время. При игумене Корнилии Псково-Печерский монастырь стал светильником веры Православной.

Проповедь Православия среди языческих племен - яркий след, оставленный преподобным Корнилием в истории нашего отечества. Истинно пламенной была любовь игумена Корнилия к ближнему и велика забота о спасении его души. Особенно это проявлялось в дни частых моров (эпидемий) на Псковщине. это было опустошающее бедствие: города закрывали свои ворота для въезда, целые селения пустовали, дома стояли заколоченными, груды мертвых тел лежали непогребенными.

А преподобный со своими иноками выходил из монастыря и шел причащать смертельно больных, кормить выздоравливающих, отпевать и хоронить умерших. Истинное христианское милосердие проявлял он среди окрестного населения. Ответной любовью платили ему жители Псковской земли.

- Сейчас я вам загадаю загадки о добродетелях, а вы загадки отгадаете и скажете, была ли такая добродетель у святого Корнилия.

Чтоб не плавать без ветрил,Чтоб маяк пред вами был,Исполнялась жизни мера,Нам нужна лишь наша... (вера)У кого она в достатке,С тем дружить легко и гладко.Для души приобретуЯ у Бога... (доброту)

Сердце милует слепых,Слабых, нищих и больных,И здоровых пожалеет:Всякий ведь душой болеет!Кто в старании усердный,Тот зовется... (милосердный)

- В ваших тетрадях вы рисовали дерево добродетелей. Дома посмотрите, есть ли среди ваших добродетель, подобная тем, что были у св. Корнилия? Закончить наше занятие мне хочется вот этим стихотворением:

Если лгал, то больше не лги:- Господи, помоги!Если обиды не мог снести:- Господи, прости!Если к задаче ищешь ключи:- Господи, научи!Если подняться лень до зари:- Господи, ободри!Если впервые пустился вплавь:- Господи, не оставь!Если вспыхнуло солнце в твоей судьбе:- Господи, слава Тебе!

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

Лестница Великого Поста - PDF

Притчи Иисуса Христа. Ход урока

Притчи Иисуса Христа. Ход урока Возраст 7-8 лет Год обучения второй Цикл 7 Притчи Иисуса Христа Дата Урок 40 Тема: Цель: Показать детям, что унижение других грех перед Богом. Библейский источник: От Луки 18 глава 9-14стихи Библейская

Подробнее

ї а w т a f р к н e н й

ї а w т a f р к н e н й Закладки для Евангелия îò Ìàòôåÿ îò Ìàðêà îò Ëóêè îò Èîàííà м м л ї а a у w т р к a f к A н e ъ н й ъ %Вырежи и наклей на картон. стр УРОК : СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И ПРЕДАНИЕ. Священное Предание это-. Священное

Подробнее

Наши отношения с другими людьми

Наши отношения с другими людьми Урок 13 Наши отношения с другими людьми По понедельникам в одном Библейском колледже обычно проходил час свидетельства. На этот раз свидетельствовала девушка по имени Ольга. Она и еще одна студентка отправились

Подробнее

Вы начали новую жизнь

Вы начали новую жизнь Урок 1 Вы начали новую жизнь Что происходит, когда гусеница становится бабочкой? Как семя превращается в могучее дерево? Управляют этими процессами и производят эти изумительные перемены законы природы.

Подробнее

«Как иметь великую веру?»

«Как иметь великую веру?» Серия проповедей по Евангелию от Матфея 100 Матф. 20:29-34 «Как иметь великую веру?» Введение: - Когда вы слышите фразу «человек с великой верой»? Что это за человек? Опишите мне его. - что он делает,

Подробнее

Вернись домой. Урок14

Вернись домой. Урок14 Вернись домой Урок14 Цель: Показать детям любовь Бога Отца и прощение кающегося грешника. Читать: Луки 15:11-24 История: блудный сын Принести: приз победителю Золотой стих: «Приходящего ко Мне не изгоню

Подробнее

Жизнь по новым стандартам

Жизнь по новым стандартам Урок 6 Жизнь по новым стандартам Для того, чтобы сосуществовать друг с другом, люди должны следовать определенным правилам, или стандартам. Представьте, к примеру, семью, в которой несколько детей. Что

Подробнее

Урок православной культуры в 4 классе..

Урок православной культуры в 4 классе.. Урок православной культуры в 4 классе.. Тема урока: «Как Бог строил дом спасения человека». Цели урока: Раскрыть преобразовательный смысл видения Иаковом таинственной лестницы, послужившей соединению земного

Подробнее

Как я могу стать членом церкви?

Как я могу стать членом церкви? Урок 4 Как я могу стать членом церкви? Мы с вами изучили историю церкви в прошлом. Мы видели, каким образом Бог осуществлял Свой план. Мы уже знаем значение слова «церковь». Теперь мы должны рассмотреть

Подробнее

Предметные результаты курса

Предметные результаты курса Предметные результаты курса Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиознокультурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными

Подробнее

В этом уроке вы изучите следующие темы...

В этом уроке вы изучите следующие темы... Урок 8 Церковь Существует много красивых зданий и соборов, а также скромных помещений миссий и хижин, на которых написано Церковь. Над зданиями возвышаются кресты, звонницы, башни, которые по-своему возвещают

Подробнее

Учись доброму Урок 28

Учись доброму Урок 28 Возраст 7-8 лет Год обучения первый Цикл 6 Учись доброму Урок 28 Тема: Цель: Показать детям, что Библию необходимо читать Библейский источник: Второзаконие 17:9 стих; Псалом 118:11; Ефесянам 4:32 Золотой

Подробнее

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ) иерей Андрей Мекрюков, директор воскресной школы собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Сосновый Бор

Подробнее

СЕМЬЯ В КАЛЕНДАРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

СЕМЬЯ В КАЛЕНДАРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Основы православной Культуры» для 8 класса разработана на основе концепции учебного предмета «Православная культура» (Концепция и программа учебного предмета

Подробнее

Пасха.ВоскресениеХристово.

Пасха.ВоскресениеХристово. Пасха.ВоскресениеХристово. Рождество Христово ( 7января) Крещение Господне ( Святое Богоявление) (19 января) Преображение Господне ( Яблочный Спас) (19 августа) Пасха (Светлое Христово Воскресение) Благовещение

Подробнее

Вы учитесь ходить. Урок 2

Вы учитесь ходить. Урок 2 Урок 2 Вы учитесь ходить Вы когда-нибудь наблюдали за ребенком, который учится ходить? Едва удерживаясь на ногах, малыш идет неверными шагами, шатаясь и цепляясь за все, за что можно ухватиться. Но сколько

Подробнее

1. -Когда Иисус узнал, что Лазарь заболел, почему Он, немедленно, не пошёл к нему?

1. -Когда Иисус узнал, что Лазарь заболел, почему Он, немедленно, не пошёл к нему? Урок 62 1. -Когда Иисус узнал, что Лазарь заболел, почему Он, немедленно, не пошёл к нему? -Потому что Иисус хотел показать свою могущественную силу, Бога Спасителя. 2. -Марфа думала, что Иисус собирается

Подробнее

Во время молитвы думайте о Боге

Во время молитвы думайте о Боге Урок 1 Во время молитвы думайте о Боге Вы когда нибудь думали о том, почему некоторые люди получают такие прекрасные ответы на свои молитвы, в то время как столько ваших молитв, как вам кажется, остается

Подробнее

Учись доброму. Урок 30

Учись доброму. Урок 30 Возраст 7-8 лет Год обучения первый Цикл 6 Учись доброму Урок 30 Тема: Цель: Показать детям, что людям необходима наша помощь Библейский источник: Евангелие от Луки 10:25-37 Библейская история: Притча

Подробнее

Discipleship Evangelism PO Box Colorado Springs, Colorado USA

Discipleship Evangelism PO Box Colorado Springs, Colorado USA ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕНИЧЕСТВО ПОЛНЫЙ КУРС 48 УРОКОВ Сокращенный вариант и пособие Дон Кроу С участием Эндрю Уоммака Авторские права сохранены 2004, Дон Кроу Разрешается копирование и воспроизведение

Подробнее

Теперь, когда я христианин

Теперь, когда я христианин Теперь, когда я христианин Занятие 106 Издание четвертое Автор Дэвид Бетти Места Писания, использованные в данном занятии, процитированы из следующих изданий Библии: Синодальный перевод «Радостная весть,

Подробнее

НЕДЕЛЯ 1-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ВСЕХ СВЯТЫХ

НЕДЕЛЯ 1-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ВСЕХ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ 1-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ВСЕХ СВЯТЫХ «Придите, верные, шумное ликование в сей день начав, благоговейно восторжествуем, и всех святых преславную и священную память почтим, возглашая: "Радуйтесь, славные

Подробнее

РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ»

РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ» РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ» ЗАНЯТИЕ 1 «Самый дорогой на свете человек» Цели: развивать способность к эмоциональному сопереживанию; учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей;

Подробнее

Христианский характер

Христианский характер Урок 14 Христианский характер В небольшой стране шла гражданская война, повсюду воевали партизаны. Молодой человек, христианин, был схвачен партизанами, и они его заставляли отказаться от своей веры, угрожая

Подробнее

«Введение во Храм Пресвятой Богородицы»

«Введение во Храм Пресвятой Богородицы» «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» конспект образовательной деятельности по духовно нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы Цели и задачи: - расширить знания детей об основных

Подробнее

Статья 2 Иисус Христос

Статья 2 Иисус Христос Статья 2 Иисус Христос Мы верим в Иисуса Христа, Слово Божие, ставшее плотью. Он Спаситель мира, освободивший нас от власти греха и примиривший нас с Богом через Свое смирение и послушание вплоть до смерти

Подробнее

Учись доброму. Урок 31

Учись доброму. Урок 31 Возраст 7-8 лет Год обучения первый Цикл 6 Учись доброму Урок 31 Тема: Цель: Помочь детям понять, что обида приводит к мыслям и поступкам не угодным Богу. Библейский источник: Евангелие от Матфея 18:21-34;

Подробнее

Библия. Что это за книга?

Библия. Что это за книга? Урок 1 Библия. Что это за книга? Цель: Показать детям важность чтения Библии и показать ее влияние на человека. Читать: От Иоанна 3:16, Иеремии 30:2, от Матфея 24-25 Золотой стих: «Слово Твое есть истина»

Подробнее

Советы современной Марфе

Советы современной Марфе Есть в Евангелии от Луки интересный рассказ о том, как Иисуса Христа принимали две женщины: Марфа и Мария. Записан этот рассказ в Евангелии от Луки, в 10-ой главе, с 38 по 42 стихи. «В продолжение пути

Подробнее

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ) священник Андрей Мекрюков, председатель ОРОиК Гатчинской епархии Елена Олеговна Момот, методист воскресной школы

Подробнее

Из цикла «Праздничное детство»

Из цикла «Праздничное детство» Из цикла «Праздничное детство» Священник Илья Боярский Культуролог Анастасия Абрамова По благословению Митрополита Рязанского Марка 1 «Мы стоим на пороге Храма, и надо войти в него, оживив в себе знание

Подробнее

Слово Божье истина, освобождающая вас!

Слово Божье истина, освобождающая вас! Урок четвертый Слово Божье истина, освобождающая вас! Об уроке: Подлинная свобода приходит, когда мы начинаем жить по Божьему Слову. Слово Божье, то есть Библия, уже действует в вас. Библия открывает вам

Подробнее

Вот она, книга с особым посланием для тебя!

Вот она, книга с особым посланием для тебя! Вот она, книга с особым посланием для тебя! Здесь ты найдешь ответ на вопрос «Зачем я живу на земле?» Это послание ответит на все твои вопросы и развеет сомнения. Эта книга рассказывает о том, что ты изначально

Подробнее

Община Доброго Пастыря

Община Доброго Пастыря Наше упование ХРИСТОС Приветствуем вас, братья и сестры! Мир вам! Слава нашему Господу Иисусу Христу за Его превеликую любовь, за искупление и прощение, которые Он нам даровал, за Его поддержку и заботу

Подробнее

Важные истины. Урок 3

Важные истины. Урок 3 Возраст 9-12 лет Год занятий - первый Цикл 1 Важные истины Урок 3 Тема: Цель: Показать детям необходимость молитвы в жизни человека Библейский источник: Псалом 41:2-3; от Иоанна 16:24; 1 Петра 5:7; Деяния

Подробнее

docplayer.ru

Пасха. Лестница Великого Поста. | Александро-Невское братство

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Страстной седмицей называется последняя неделя перед праздником Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Богослужения седмицы сопряжены с воспоминаниями Страданий или Страстей Господних, которые он претерпел ради нашего Спасения.

В ПОНЕДЕЛЬНИК мы вспоминаем о том, как Господь проклял бесплодную смоковницу (дерево, не принесшее плод). Не дай Господь и нам уподобиться бесплодному древу. Во ВТОРНИК Христос рассказал ученикам и народу несколько притч о Царстве Небесном. Прислушаемся и мы к Евангельскому чтению в храме. В СРЕДУ Иуда Искариотский решил ради денег предать своего Учителя и Господа. В ЧЕТВЕРГ мы вспоминаем Тайную Вечерю — ужин Христа с учениками, на котором Господь установил Таинство Причащения. ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — день Христовых страданий и Крестной смерти Спасителя. ВЕЛИКАЯ СУББОТА — день, когда Спаситель находился во гробе телом, а душой сошел во ад, освободив оттуда всех праведников. Последуем же и мы за Спасителем в этот скорбный путь. «С Ним постраждем — с Ним и воцаримся», — говорит апостол Павел. Дай нам Бог с радостью встретить Господню Пасху!

6 Неделя. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)Церковь вспоминает торжественный Вход Господень в Иерусалим за неделю до его Страданий. Мы приходим в храмы с нежными веточками вербы — напоминание о тех пальмовых ветвях, которые держали отроки и отроковицы иерусалимские, встречая Господа, восседавшего на ослике. «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне»!

5 Неделя. Прп. Марии ЕгипетскойЦерковь вспоминает покаянные подвиги преподобной Марии Египетской. Мария была великой грешницей, но, обратившись к Богу изменила свою жизнь, ушла в пустыню и провела там в покаянии и молитве много лет. Познакомьтесь с житием прп. Марии — и вы поймете, что никому, даже тяжкому грешнику, не должно отчаиваться в своем спасении.

4 Неделя. Св. Иоанна ЛествичникаВоспоминание Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской. Всякого, кто со вниманием прочтет его книгу «Лествица», он научит взойти по ступенькам нравственного совершенства: от послушания к смирению, от смирения — к истинной любви. Лествица (лестница) ведет к Царству Божию.

3 Неделя. КрестопоклоннаяЦерковь в подкрепление наших сил руками священнослужителей выносит в храмах и полагает для поклонения Крест Господень, в воспоминание крестных страданий Спасителя и в напоминание о том, что у каждого свой крест. Силою Креста Господня даруются нам силы на борьбу со страстями в продолжение поста.

2 Неделя. Свт. Григория ПаламыЦерковь прославляет святителя Григория Паламу, свидетельствовавшего собственной жизнью, что все христиане призваны еще здесь, на земле, стяжать благодать Святого Духа.

1 Неделя. Торжество ПравославияЦерковь ублажает своих угодников, отстаивавших вплоть до мученичества чистоту Евангельской веры, заповеданной нам Господом. Вспоминает восстановление имп. Михаилом, блаж. царицей Феодорой и св. Мефодием, патриархом константинопольским иконопочитания в IX веке.

Воспоминание Адамова изгнания (Прощёное воскресенье)В Евангелии говорится о том, что никакая жертва не будет угодна Богу, если человек, приносящий её, не помирится с ближним своим. Поэтому, готовясь к Великому Посту, простим всем обиды и сами попросим прощения у других. В храмах в этот вечер совершается чин прощения.

Неделя о Страшном СудеВ воскресном Евангелии за неделю до поста говорится о Страшном Суде Господнем, на котором каждому из нас придется дать ответ за все свои дела, слова и мысли.

Неделя о мытаре и фарисееВ это воскресенье на Литургии читается притча о высокомерной молитве фарисея и смиренной молитве мытаря.Будем же вслед за мытарем молиться: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!»

Неделя о блудном сынеЗа две недели до Великого Поста в церкви читают Евангелие о блудном сыне, ушедешем от отца и дурно жившем.

Четыре воскресенья, предшествующие Великому Посту, называются подготовительными Неделями. Как радостно встретил его отец, когда тот, раскаявшись, вернулся!Это Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде и Воспоминание Адамова изгнания (Прощёное воскресенье).lvp.jpg

anbratstvo.ru

Календарь на Великий пост - с детьми

Приближается благодатное время Великого поста. Чтобы он принес пользу нашим детям, мы должны постараться донести до них смысл и задачи православного поста. Хорошим подспорьем на этом пути будет совместное изготовление специального великопостного календаря.

Такой календарь делает пост «наглядным», более понятным для детей. Пост будет разбит на определенные этапы, которые вы вместе будете ожидать и переживать.

Активно участвуя в работе, дети смогут лучше запомнить и понять содержание календаря. На календаре хорошо видно, сколько недель длится пост, как называется каждая из них, в чем ее особенности. Полезно также добавить в него подготовительные к посту недели.

Дни самого строгого поста выделены цветом. Показаны праздники, которые мы празднуем Великим постом, обозначены традиции, связанные с этими праздниками.

Вид календаря создает особое настроение. Сам факт его существования подчеркивает выделение времени Великого поста из всего остального года: мы как будто начинаем жить в другом времени, в другом календаре.

Оформление календаря зависит от вашего желания и настроения. Мы рекомендуем сделать его радостным, весенним, чтобы время поста не ассоциировалось у детей с чем-то мрачным и тягостным, а наоборот, чтобы подчеркнуть ту духовную радость, которую несет нам пост. Давайте вдохновимся словами святителя Иоанна Златоуста:

«Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста — эта духовная весна для души…» (Собрание творений, Т.2, кн.2, с.727).

Детям понятнее наглядные образы, поэтому календарь можно украсить солнышком, цветами, птичками и бабочками.

Ход работы

Нам понадобится лист плотной бумаги формата А3 или А2 (можно взять 4 альбомных листа и склеить с изнанки скотчем).

1) Расчертим лист так, чтобы получить 10 горизонтальных полос (3 подготовительные недели и 7 недель поста). Сверху и снизу оставим поля для художественного оформления календаря.

2) По вертикали расчертим лист на 8 клеток: по числу дней недели плюс место для названия каждой седмицы. Левую колонку желательно сделать шире остальных.

3) Верхнее поле календаря раскрашиваем голубой краской или оклеиваем цветной бумагой; наклеиваем солнце, облака, птиц — это небо. Сверху его можно вырезать по форме крыши, полукруга или оставить прямым.

4) Нижнее поле раскрашиваем зеленой краской, украшаем цветной бумагой, поверх наклеиваем цветы, бабочек — это травка. В нашем примере лист цветной бумаги ребенок разрезал на отдельные травинки фигурными ножницами. Некоторые травинки мы отогнули, чтобы придать «полянке» объем.

5) В левой колонке, напротив каждой седмицы, указываем ее номер и название. Подготовительные: О мытаре и фарисее, О блудном сыне, Мясопустная (масленица). Далее седмицы Великого поста: Первая, Вторая (Светотворных постов), Третья, Крестопоклонная, Пятая, Шестая, Страстная. Дополнительно можно наклеить в эти клеточки фотографии храмов, виды весенней природы или другие тематические изображения на ваш вкус.

6) Теперь заполняем дни недели. Вписываем во все клеточки число и день недели. На каждом воскресном дне (по-славянски — неделя) также пишем дату и название: Торжество Православия, Григория Паламы, Крестопоклонная, Иоанна Лествичника, Марии Египетской, Вербное, Пасха. Теперь раскрашиваем клеточки в соответствии со строгостью поста. Не забываем про подготовительные седмицы: постные дни в среду и пятницу будут только во вторую из них. Самые строгие дни мы выделили черным цветом. Сразу следует договориться, как дети будут проводить рядовые дни поста, дни строгого поста, а также субботы и воскресенья, когда по уставу пост ослабляется. Детский пост зависит от уклада вашей семьи и благословения духовника.

Строгие дни: все среды и пятницы поста, первая, четвертая (Крестопоклонная) и последняя (Страстная) седмицы.

7) Оформляем подготовительные седмицы. Чуть выше первой из них наклеиваем или рисуем иллюстрацию к притче о Мытаре и фарисее. Следующее воскресенье посвящено притче о Блудном сыне (мы наклеили репродукцию с картины Рембрандта). Затем следует неделя о Страшном суде (можно распечатать и наклеить репродукцию иконы). Сырная седмица заканчивается Прощеным воскресеньем, в этот день вспоминается изгнание Адама и Евы из рая (мы использовали репродукцию с гравюры Гюстава Доре, изображающей это событие). Если на подготовительные седмицы попадают непереходящие праздники (например, Сретение), также выделяем их. Не забываем обозначить мясопустную родительскую субботу (мы нарисовали горящую свечу).

При желании можно указать народное название для каждого дня масленицы, наклеить фотографии блинов.

8) Выделяем важные дни Великого поста. Первые четыре дня, в которые читается Великий Покаянный канон Андрея Критского, мы отметили раскрытой книгой со свечой. Такой же значок рисуем в клеточке среды пятой седмицы, когда на вечерне совершается Стояние Марии Египетской.

Изображаем зажженную свечу в клеточках родительских суббот: второй, третьей и четвертой седмиц.

В субботу первой седмицы совершается празднование великомученику Феодору Тирону — этот день можно украсить иконой или изображением колива.

Первое воскресенье Великого поста посвящено празднованию Торжества Православия. Тут уместно наклеить репродукцию иконы или вырезать из золотой бумаги главку православного храма с крестом.

Неделю Григория Паламы мы обозначили символическим изображением нетварного Света, о котором учил святитель.

Неделя Крестопоклонная, бесспорно, должна быть отмечена изображением креста. Сразу же расскажите детям о традиции празднования, чтобы они ожидали этого дня.

Неделю Иоанна Лествичника украсим символическим изображением лестницы.

В Лазареву субботу уставом разрешено употребление икры, поэтому можно изобразить ее. Или вырезать из прошлогоднего настенного календаря икону Воскрешения Лазаря и наклеить в соответствующую клеточку.

Вход Господень в Иерусалим можно украсить настоящей вербочкой, сохранившейся с прошлой Пасхи, или ее изображением.

7 апреля, Благовещение Пресвятой Богородицы, украсим изображением белой лилии либо наклеим репродукцию иконы.

22 марта, день памяти Сорока мучеников Севастийских, уместно украсить изображением жаворонка (именно в этот день, по традиции, хозяйки пекут жаворонков из постного теста).

Можно указать в календаре не только церковные, но и светские праздники, например, День защитника Отечества, дни рождения или именины, отмечаемые в вашей семье.

9) Отдельное внимание необходимо уделить дням Страстной седмицы.

В Великий Понедельник вспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы.

В Великий Вторник вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев.

В Великую Среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя.

Главное событие Великого Четверга — установление Господом таинства Евхаристии на Тайной Вечере.

Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечества, распятие Господа Иисуса Христа.

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Все эти дни можно отметить иконографическими изображениями событий или только сделать соответствующие надписи.

10) Наконец, делаем самое торжественное и праздничное оформление дня Светлого Христова Воскресения.

11) К правому краю почти готового календаря напротив каждой седмицы приклеиваем листок с кратким душеполезным поучением. Это могут быть пословицы, изречения из Священного Писания или отцов Церкви. Они должны напоминать о чем-то важном, чего можно достичь в пост, о добродетелях, благочестивой жизни. Эти фразы могут быть ориентированы на детей, и тогда это будут очень краткие слова. Например, десять заповедей Моисея, или дары Духа, перечисленные апостолом Павлом, или определения любви из послания к Коринфянам.

Если не ориентироваться только на детей, а подобрать для себя — дети тоже получат пользу, появится повод поговорить с ними о том, что значат эти фразы.

Листочки с текстами подгибаем под лист календаря. В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок. Это создает эффект ожидания, и наглядно показывает, какая часть поста уже пройдена.

Желаем вашей семье поста благоприятного!

Посоветоваться, скачать изображения и изречения для календаря можно в комментариях к статье.

Читайте также:

10 важных дел, которые надо успеть сделать до окончания Великого Поста

У подножия лестницы в небо

Образы Великого поста. Фотофильм

www.pravmir.ru


Смотрите также