Лестница влюбленных и памятник Алексею Николаевичу Крылову. Лестница крылов


Лестница влюбленных Чебоксары - Памятник Крылову

В Чебоксарах 16 августа 2015 г. на территории парка культуры и отдыха им. 500-летия состоялось открытие архитектурного комплекса “Лестница влюбленных“. Небольшой фоторепортаж спустя 5 дней после открытия.

Лестница влюбленных фото

лестница влюбленных Чебоксары

лестница влюбленных Чебоксары

лестница влюбленных фото

лестница влюбленных в Чебоксарах фото

лестница влюбленных Чебоксары

Лестница влюбленныхОчень мало скамеек, всего три штуки на весь комплекс. Надеюсь, в будущем их станет больше.Лестница влюбленных фотоВид на высотки Афанасьева и ТЦ “7 Холмов”Лестница влюбленных - лебедиВ искусственном пруду плавают лебеди.

Лестница влюбленных. Чебоксары. Фото

лестница влюбленных - лебедь

лестница влюбленных

лестница влюбленных - утки

лестница влюбленных в Чебоксарах

лестница влюбленных

Лестница влюбленных в ЧебоксарахПриятно смотреть, как год за годом преображается наш город.Лестница влюбленных в ЧебоксарахЗа комплексом во всю идет строительство центра развития маунтинбайка.памятник академику кораблестроителю Крылову в ЧебоксарахЕще одно обновление в Чебоксарах – памятник академику-кораблестроителю Алексею Николаевичу Крылову.памятник кораблестроителю Алексею Николаевичу Крылову в ЧебоксарахКстати, Алексей Николаевич Крылов наш земляк. Он родился в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Крылово Порецкого р-на Чувашии). Памятник находится в речном порту.Памятник Алексею Николаевичу КрыловуА. Н. Крылов — основоположник теории корабля, автор множества работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, механике, математике и астрономии. Трижды кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1941).Якорь в речном порту г. ЧебоксарыЕще в речном порту обнаружен якорь.ЧебоксарыЧебоксары, пусть годы только украшают тебя!

elsolitario.ru

Николай Степанов - Крылов - стр 52

Приведем относящуюся к середине тридцатых годов неизвестную запись из дневника В. П. Завилейского о его встрече с баснописцем: "Однажды, когда я служил в департаменте Внешней торговли, я встретился с славным нашим баснописцем на Дворцовой площади у Александровской колонны. Колонна стояла тогда вся еще в лесах и закрытая холстом: ее полировали. Подходя к ней, я догнал высокого и массивного на вид человека в коричневом или кофейном сюртуке, с круглою шляпою на голове и с толстою палкою, которая лежала у него на самом изгибе талии, а обе руки его заложены были за палку. Человек этот довольно скоро шел прямо к тому месту пьедестала колонны, откуда начинается лестница и всход на подмостки, я ускорил шаг, человек этот, поставя ногу на первую ступень лестницы, оглянулся, - и я узнал Крылова. Не будучи знаком с ним, я, однако ж, снял почтительно шляпу и поклонился нашему славному поэту. Он так приветливо взглянул на меня, что я влюбился в его ласковую улыбку. Он спросил меня: "И вы тоже наверх?" Я отвечал: "Да-с!" Он взял свою палку в правую руку, а левою, как бы приглашая меня, указал наверх. Я пропустил его вперед и шел за ним до самых верхних подмосток. Взойдя на площадку, он остановился и окинул взглядом вокруг. Там, на углах подмосток, сидя на стульях перед столиками, два молодых художника что-то рисовали на больших листах бумаги, наклеенных на досках. Они встали и тоже почтительно поклонились Крылову. Он что-то сказал им, но я не расслышал: тут ветер шумел порядочно. Мы любовались молча видами вдаль и начали спускаться вниз. На половине лестницы Крылов спросил меня: "Вы служите у Канкрина?" Я был в вицмундирном фраке, и поэтому он узнал министерство, в котором я служу. Я отвечал: "Да-с! Я служу в департаменте Внешней торговли, помощником столоначальника". Нельзя же было не похвастать перед таким лицом! Знайте, мол, что и я не последняя спица в колеснице. Он сказал: "А, знаю, там славный директор - Бибиков! Знаю!" Мы сошли на мостовую площади. Крылов пошел на Невский, а я поворотил к Адмиралтейскому бульвару…"

Иван Андреевич часто посещал книжные лавки, тем более что и помещались они в те годы неподалеку - в том же доме Публичной библиотеки на Садовой, почти рядом с его парадным. А книжная лавка Смирдина с 1833 года находилась на Невском. Он долго рылся в старых книгах, перелистывал страницы, любовался старыми гравюрами, приценивался, прижимисто, со вкусом торговался, откладывал понравившиеся книги, но покупал редко.

"Иван Андреевич, - вспоминал впоследствии И. Быстров, - любил читать романы в старинных переводах, и чем роман был глупее, тем он более нравился нашему поэту. В марте 1829 года при первом свидании и разговоре моем с Иваном Андреевичем я увидел на столе его книгу: это, как на другой день узнал я, была повесть под названием: "Похождение задом наперед". Дорожа и мелкими чертами великого человека, я сохранил собственноручную ко мне записку Ивана Андреевича, в которой он говорит: "Посылаю 27 книг счетом. У меня остались пять книг, да покорно прошу прислать ко мне "Сказки духов", чем очень одолжите"". Быстров был весьма исполнителен, но совершенно лишен чувства юмора. К этому письму он сделал примечание: "Иван Андреевич не любил медицины и всегда, как только начинал чувствовать себя под влиянием хандры, обращался к чтению нелепых романов. Это было единственное средство к восстановлению его здоровья".

Со вниманием читал Крылов и лубочные издания "нравственно-сатирических" повестушек московского "сочинителя" Александра Анфимовича Орлова. Такие, как "Зеваки на Макарьевской ярмарке", "Родословная Ивана Выжигина, сына Ваньки Каина". Орлов сочинял для мещанского читателя, лакеев, купеческих сидельцев, "сатирические романы", в которых описывались похождения степных помещиков и купчиков на ярмарках и в первопрестольной. Его "романы" были нелепы, юмор их груб и бесцеремонен, но бойкое балагурство делало эти повестушки полезными для баснописца. Александр Анфимович щедро уснащал их взаправдашними сценками ярмарок, драк, а главное - написаны они были тем непринужденным "просторечием", которым изъяснялись его герои и в жизни.

В них можно было прочесть, как говорила тетка Вахрамевна: "Иван Иванович! Анфисочка в летах! Мешкать нечего. Вон век сидят в девках и знатные барышни. Мечутся туда да сюда, а уж как переступит за двадцать, женишки-то и обегают. С пятнадцати лет их тучка, в двадцать одна кучка, в двадцать пять сожмет их в кулачке уж одна ручка, в тридцать сидючка; сорок же лет и весь бабий век!.."

Все это шло на пользу баснописцу, обогащало язык его басен.

Мастерство

Каждая басня стоила много труда. Он работал над ней, как ювелир над драгоценным камнем, с бесконечной тщательностью шлифуя и оттачивая ее грани. Сохранилось множество черновиков, по нескольку редакций его басен, дающих представление о филигранной, трудоемкой работе баснописца. Он целыми днями бормотал про себя начатую басню, пока она не отливалась в безупречную, сжатую форму.

"Иван Андреевич, - свидетельствует М. Е. Лобанов, - любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых переписывал на листочки, поправлял и снова переписывал… "Я до тех пор читаю мои новые стихи, - говорил мне Иван Андреевич, - пока некоторые из них мне не причитаются, то есть перестанут нравиться: тогда их поправляю или вовсе переменяю"". Работа над баснями не заканчивалась даже после их напечатания. В новое издание Крылов неизменно вносил поправки.

Басни Крылова рождались из жизни. Часто отдельные события, привлекшие внимание баснописца, какой-либо случай, являлись поводом, толчком для создания той или иной басни. Со временем забывались те случаи, те факты, которые послужили толчком для создания басни, но еще полнее и шире становился ее обобщающий смысл, ее общечеловеческая мораль. Басни не умирали. Каждый находил в них новое значение, применимое к событиям своей жизни, своего времени.

"Он любил сам извлекать правила из самых источников, - писал в своем жизнеописании Крылова его первый биограф М. Лобанов, - и потому-то иногда заглядывал в первообразы этого рода поэзии, и потому-то иногда находили его с Эзопом в руке, скромно отвечающего на вопросы: "Учусь у него". Отныне надобно учиться у Крылова; но где взять дар его и разум!"

Крылов не боялся обращаться к сюжетам, уже знакомым в басенной традиции. Ведь в басне важно свое, новое истолкование сюжета. А Крылов не только заново открывал, казалось бы, традиционную ситуацию, но и вкладывал в нее новую жизнь, делал басню своей, крыловской. Он вступал в соревнование со своими предшественниками - Эзопом, Федром, Лафонтеном, Сумароковым и Хемницером - и неизменно выходил победителем.

Крылов отбросил все лишнее, тяжеловесное, искусственно-риторическое, что было в баснях его предшественников. Тот же сюжет, тот же басенный образ под пером Крылова, словно волшебством, приобретал жизненную правдивость, прозрачность, точность, полнокровность. В его баснях возникали типические черты характеров, стих достигал эпиграмматической скупости и меткости.

Басни Крылова не навязчивые поучения. Он обладал чудесной способностью создавать наглядную картину, не условную аллегорию, а сценку, полную неподдельного юмора, выхваченную из гущи жизни. Чудо басенного искусства его басня "Муха и дорожные".

В притче Федра - лишь схема басни о хвастливой Мухе, которая, сидя на оглобле, укоряла Ослицу за то, что та идет слишком тихо. У Крылова же типическая бытовая сценка: путешествие провинциальной помещичьей семьи, о которой рассказывается с точно наблюденными подробностями:

В июле, в самый зной, в полуденную пору,Сыпучими песками, в гору,С поклажей и семьей дворянЧетверкою рыдванТащился.

Даже самым размером, ритмом стиха, его интонацией передает баснописец, как медленно, с трудом тащился этот помещичий рыдван по сыпучим пескам. На первый план выступает изображение нравов помещичьей семьи: барин, ушедший со смазливой служанкой якобы по грибы, барыня, кокетничающая с учителем ее ребят.

Гуторя слуги вздор, плетутся вслед шажком;Учитель с барыней шушукают тишком;Сам барин, позабыв, как он к порядку нужен,Ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин…

И хвастунья Муха на фоне всей этой картины кажется не искусственной аллегорией, а необходимой частью провинциальной сценки: Крылов ее метко сравнивает с откупщиком на ярмарке, который развивает там особенно бурную деятельность.

В умении показать "мораль" не в общей, отвлеченной форме, а в жизненном, наглядном преломлении Крылов не только пошел неизмеримо дальше даже великого французского баснописца Лафонтена, но и стал одним из предшественников реализма Пушкина и Гоголя.

profilib.net

Лестница - Крылов Сергей Николаевич

Оригинал взят у matholimp в ЛестницаIMG_2510IMG_2509IMG_2508IMG_2507IMG_2506IMG_2505IMG_2504IMG_2503IMG_2502IMG_2501IMG_2500IMG_2499IMG_2498IMG_2497IMG_2496IMG_2495IMG_2511(C) Фотографии Федотова Валерия Павловича ( matholimp ) 6 января 2015г.В продолжение http://matholimp.livejournal.com/1490845.html , http://matholimp.livejournal.com/1471638.html , http://matholimp.livejournal.com/1472507.html , http://matholimp.livejournal.com/1470638.html , http://matholimp.livejournal.com/1469354.html , http://matholimp.livejournal.com/1468314.html , http://matholimp.livejournal.com/1467197.html , http://matholimp.livejournal.com/1466202.html , http://matholimp.livejournal.com/1465176.html , http://matholimp.livejournal.com/1463793.html , http://matholimp.livejournal.com/1462417.html , http://matholimp.livejournal.com/1460475.html , http://matholimp.livejournal.com/1458646.html , http://matholimp.livejournal.com/1457612.html , http://matholimp.livejournal.com/1456555.html , http://matholimp.livejournal.com/1454814.html , http://matholimp.livejournal.com/1453071.html , http://matholimp.livejournal.com/1451047.html , http://matholimp.livejournal.com/1450275.html , http://matholimp.livejournal.com/1449589.html , http://matholimp.livejournal.com/1448662.html , http://matholimp.livejournal.com/1448135.html , http://matholimp.livejournal.com/1447424.html , http://matholimp.livejournal.com/1447293.html , http://matholimp.livejournal.com/1446912.html , http://matholimp.livejournal.com/1446855.html , http://matholimp.livejournal.com/1446415.html , http://matholimp.livejournal.com/1446190.html , http://matholimp.livejournal.com/1446120.html , http://matholimp.livejournal.com/1445635.html , http://matholimp.livejournal.com/1445476.html , http://matholimp.livejournal.com/1445360.html , http://matholimp.livejournal.com/1445067.html , http://matholimp.livejournal.com/1444013.html , http://matholimp.livejournal.com/1442851.html , http://matholimp.livejournal.com/1440705.html , http://matholimp.livejournal.com/1436974.html и др.

sparnins.livejournal.com

"И.А. Крылов "Лебедь, щука и рак"

Разделы: Литература

БАСНЯ ЕСТЬ ПОЭЗИЯ РАССУДКА.В.Г. Белинской.

ОН БАСНОПИСЕЦ И ПОЭТ НАРОДНЫЙ - ВОТ В ЧЕМ ЕГО ВЕЛИКОСТЬ.В.Г. Белинской.

ХОД УРОКА

1.Слово учителя.

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша боль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А. Вяземский.

-О ком эти строки?

2.Рассказ учащегося об И.А. Крылове.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

1. И.А. Крылов родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, будущий баснописец начал служить в одном из казенных учреждений. Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

2. Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.

З. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. И народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов “посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов ...”

4. По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова — “книга мудрости самого народа”. В.Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. B наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

5. Иногда задумываешься, а что, если в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и “мыслили” по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, все бы и пропало. Ведь “душа” крыловской басни в этом “органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном”.

6. Крылов отрицательно относился к царю Александру 1, который много обещал, но ничего не сделал для народа. Царя и министра он высмеивал в басне “Квартет”.

7. В 1810 году Александр I перестроил Государственный Совет, разделив его на 4 департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако, законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие.

8. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

I. Чтение басни “ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК”.

Анализ басни и беседа по вопросам.

1. Учитель читает начало басни.

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.

- Как Вы понимаете эти слова? К каким случаям жизни их можно отнести?

2. А теперь медленно читаем саму басню. Тот случай из жизни, о котором ведется рассказ:

Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись Из кожи лезут вон...

Как видим все прекрасно,

-Но дальше что?

-Что выйдет из всех этих огромных усилий?

-Читаем следующую фразу: “... а возу все нет ходу!”

-В чем же дело? В чем причина?

-Почему же “возу все нет ходу!”?

-Может быть, им было очень тяжело?

Нет, “поклажа бы для них казалась и легка ...” Но в чем же дело?

Да Лебедь рвется в облака Рак пятится назад, А Щука тянет в воду

-А почему? Они не могут иначе. Против природы не пойдешь.

-А каков результат их совместной деятельности?

Да только воз и ныне там.

Итак, как видим, все герои басни:

1. взялись за хорошее дело - везти с поклажей воз;

2. взялись дружно, верно, “И вместе трое все в него впряглись”;

З. все старались: “из кожи лезут вон”

-Но почему ничего не получается? Им не надо было браться. Каждый хочет решить эту задачу своим способом, но действия не согласуются. В результате — провал.

-А теперь опять вернемся к морали басни, помещенной перед текстом рассказа.

-Какой смысл вкладывает Крылов в слово “Согласье”?

Видимо, единство целей, действий и способов действий.

Основой для басни послужил конкретный факт — критика Государственного Совета. Но этот факт уже не столь важен. Важно само произведение- басня.

- А что же такое басня?

Что такое басня, каждый знает с детства:

  • короткий рассказ;
  • часто стихотворный,
  • обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески,
  • и при нем короткая мораль, прямо формулирующая идея рассказа.

Итак, прочитанное нами произведение — басня.

4. А теперь выполним задание. Ребята выразительно прочитают стихотворения. Наша задача — определить можно ли его назвать басней?

И. Демьянов “НАТАША И ВОРОТНИЧОК”

Наташа свой воротничок ругала: -Из-за тебя я так устала. Я у корыта целый день, Раз пять тебя стирала. Как пачкаться тебе не лень? Сняла, а ты опять, как сажа, Чернее даже! Хотя бы совести на пятачок! - Согласен я, - сказал Воротничок; Устала ты, бедняжка, у корыта, Но на себя должна ты быть сердита И мне напрасно делаешь упрек. И все же я, тебя жалея, Хочу по-дружески сказать: Ты лучше чаще вымой шею, Тогда не будешь часто так стирать!

- Басня ли это?

С. Погореловкий “ТРУДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ”

В тревоге и смятении Встречается сына мать: -Ну что по поведению? -Да троечка опять! -Ах, что за наказание? -А чем я виновата? Домашнее задание Писал мне старший брат, Ты делала сложение, Делил и множил дед. Но хуже с поведением: Помощников — то нет!

-Вспомним, что такое басня. Определите, является ли оно басней?

А. Измайлов “ЛЕСТНИЦА”.

Стояла лестница однажды у стены. Хотя ступени все между собой равны, Но верхняя ступень пред нижними городилась. Шел мимо человек, на лестницу взглянул, Схватил, перевернул — И верхняя ступень внизу уж очутилась. Так человек иной на вышине стоит, Гордится, и глядишь: как раз слетит. Возьмем в пример наполеона Как сатана с небес; так он слетел со трона.

Подведение итога:

Сегодня мы познакомились с басней Крылова “Лебедь, Щука и Рак”.

-Чему учат нас басни Крылова?

Они разоблачают хвастунов, самоуверенных берущихся не за свое дело. Есть у Крылова басни, в которых нет выводов, но сама сцена, коротенький сюжет заставляет задуматься. Произведения Крылова останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов - актер, художник, музыкант. Он сам читал свои басни. И замечательно!

5. Чтение ученицей стихотворения.

М.В. Исаковского о Крылове и его Баснях.

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Все знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой Народ его и родина его.

Викторина по басням И.А. Крылова.

1.В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?

В Петербурге, в Летнем саду.

2.Что означает слово “квартет”?

Музыкальное произведение для четырех инструментов.

3.Из каких басен взяты эти сроки?

А) Да только воз и ныне там. (Лебедь, Щука и Рак.)

Б)

Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней Прокорми и обогрей! (“Стрекоза и муравей”)

В)

А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. (“Квартет”.)

Г)

Вертит очками так и сяк, То к темю их прижмет, То их на хвост нижет, То их понюхает, то их полижет, Очки не действуют никак. (“Мартышки и очки”).

Д)

У сильного всегда бессильный виноват. Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы истории не пишем. (“Волк и ягненок”).

Е)

Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право сказки! (“Ворона и Лисица”).

Ж)

Он порча, он чума, он язва здешних мест! А Васька слушает, да ест. (“Кот и повар”).

З)

Вот то-то мне и духу придает, Что я совсем без драки, Могу попасть в большие забияки.  (“Слон и Моська”).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Крылова Н.М.: Лесенка успеха, или Три грани научно-методической системы детского сада

В мае 2012 г. издательство «ТЦ Сфера» в рамках серии Библиотека журнала «Управление ДОУ» выпускает книгу Н. М. Крыловой  «Лесенка успеха, или Три грани научно-методической системы детского сада».

Научно-методическую систему «Детский сад — Дом радости» реализуют сотни детских садов в самых разных уголках России. Книга ее создателя, выдающегося отечественного ученого Н.М. Крыловой, впервые раскрывает взаимосвязь трех сторон («программы», «технологии», «инноватики») в организации успешной педагогической практики. Смысловым фоном авторского рассказа служит широкий обзор актуальных научных достижений и обсуждение современного состояния дел в детских садах.

Сочетание научной четкости, богатейшего практического опыта и не­ожиданных, порой выглядящих парадоксальными, утверждений делает книгу увлекательной для чтения и наукоемкой, открывающей новую страницу в обсуждении проблем и перспектив дошкольного воспитания.

 

 

Содержание

  • От автора
  • Узел противоречий в профессии воспитателя: опыт системного подхода
  • С чем должен справиться воспитатель и чем ему можно помочь?
  • Три блока научно-методического проекта
  • Об инноватике. Логическое и метафорическое
  • Метафоры инновационной работы
  • Главное богатство любой программы — люди, ее реализующие
  • Организация пространства группы и предметная среда
  • Что представляет собой современный детский сад? (из зарубежного опыта и отечественных открытий)
  • Первый проект. Сады Фрёбеля
  • Три грани проекта Монтессори
  • Оазисы домашнего уюта в проекте Рудольфа Штайнера
  • Программа, или Необычное в привычном
  • Золотой фонд детства и проект НИИ дошкольного воспитания им. А.В. Запорожца
  • Сколько дошкольных программ в России? А что если все-таки одна?
  • Занятия с дошкольниками: проект А.П. Усовой
  • Идеи В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности и фундамент НМС «Детский сад — Дом радости»
  • Наследие В.И. Логиновой: теория освоения детьми системных знаний о труде как деятельности — фундамент НМС «Детский сад — Дом радости»
  • Как реализуются научные открытия Н.Н. Поддьякова в НМС «Детский сад — Дом радости»
  • Основные акценты программы «Детский сад — Дом радости»
  • Технология, или Драматургия на каждый день
  • Между конспектом занятия и сценарием дня, или Лесенка над пропастью
  • Партитура для воспитателя: опыт симфонического подхода
  • Технология как предпосылка творчества воспитателя

Предлагаем вашему вниманию главу из книги.

Организация пространства группы и предметная среда

Мы стремимся к образу такого пространства, где можно расположиться «с размахом», найти место для реализации масштабного замысла; к пространству, легко преображающемуся, исходя как из потребностей в организации работы, так и по желанию детей.

Общие правила организации пространства

1. Организация пространства должна обеспечить возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку, который должен иметь возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», — такое первое требование к среде было сформулировано А.В. Запорожцем.

В соответствии с положением Л.С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, что каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок), должен быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначенным.

2. Подбор предметов позволяет детям получать различную информацию, обобщать, анализировать, вести с предметами экспериментальную и поисковую деятельность.

Эти предметы — прежде всего носители культурно-исторического опыта. Из них в разных местах группы должны образовываться миры в философском значении этого слова: «Мир науки», «Мир леса», «Мир хохломы» и т.п. Воспитатели могут учиться созданию такой среды из учебных фильмов «Малыш уже вырос», «Ребенок в мире красоты», «До школы — один год» и др.

Не стоит забывать, что при этом групповое помещение должно быть художественно оформлено. Несомненно, потребуется много зеркал, а пространство стен должны занимать произведения искусства.

3. Каждый предмет группы, спальни, умывальной комнаты, раздевалки, коридора подбираются таким образом, чтобы они создавали комфортное состояние не только у ребенка, но и у взрослых.

Подбор предметов создает красоту и комфорт в группе. Но, кроме того, он должен содействовать выработке у детей привычки сохранять и поддерживать такой порядок, который осознается ими как необходимый для развития культуры взаимоотношений между людьми, живущими здесь и сейчас.

4. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Например, для этого спальную комнату необходимо стараться обустроить так, чтобы большая ее часть легко могла освобождаться для детских игр, а некоторые занятия могли бы иногда охватывать и обе комнаты.

Пространство должно легко трансформироваться, согласно замыслу педагога или желанию детей.

5. Организация пространства должна систематически изменяться в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом деятельности, количеством участников.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников.

Какие игрушки должны быть в детском саду и почему?

По технологии программы «Детский сад — Дом радости» ежедневно ребенок получает возможность проиграть семь видов игр: строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые, театральные (режиссерские и драматизационные), дидактические, подвижные, музыкальные и игры-забавы. При этом каждый вид игр предполагает свой особый набор игрушек. Остановимся подробнее на двух видах игр: сюжетно-ролевой (с куклами и машинами) и строительно-конструктивной.Для проведения сюжетно-ролевой игры потребуются наборы кукол, изображающие детей разных полов и возрастов. Эти куклы должны быть различной величины, хорошо одетые и с разнообразными лицами: грустными и веселыми, сердитыми и добродушными, доверчивыми и удивляющимися.

Большая дидактическая кукла с набором разнообразных пособий, придуманная крупнейшим специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой, поможет воспитателю (особенно в первой и второй младших группах) познакомить ребенка с предметами, окружающими человека и удовлетворяющими различные его потребности: посуда, мебель, одежда и пр. Одежда куклы позволит полнее рассказать о жизни людей в разное время года; кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре приема пищи и правилах поведения за столом; мебель (кроватки, шкафчики, стульчики), а также кукольная утварь познакомит с культурой жизни и быта. Такая «многофункциональная» кукла непременно должна быть в каждой группе современного ДОУ.

Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда на рынке товаров преобладают дорогие зарубежные куклы, например, Барби или мягкие игрушки подчас странной окраски, изображающие неизвестных существ. К сожалению, именно эти игрушки стараниями рекламы становятся главными в выборе детей и родителей. Попытки заменить такими игрушками сюжетную игру, к сожалению, ни к чему хорошему не приводят.

Строительно-конструктивные игры в ДОУ предназначены для развития у дошкольников строительно-конструктивной деятельности. По этой причине в каждой группе должны находиться самые разнообразные наборы подобных игрушек. Это, во-первых, наборы различных строительных материалов, детали которых должны быть деревянными, так как дерево — экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами. Для построек на полу интересен строительный материал (цилиндрические формы с отверстиями) Е.А. Флериной, конструктор В.П. Поликарпова. Датский конструктор Лего, безусловно, хорош для детей старшего возраста, а малышам нужно вернуть именно отечественный цветной строительный материал. Во-вторых, для строительства необходимы игрушки, «заселяющие» постройки, которыми могут быть различные сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо если все эти разнообразные, небольшие по размеру игрушки ребенок мог бы использовать в игре, чтобы создать сказочную ситуацию, парк, зоопарк, ферму или лес.

Не секрет, что современный детский сад зачастую просто не может себе позволить приобрести качественный, но дорогой отечественный «строитель». Возьмем для примера группу, работающую по программе «Детский сад — Дом радости». Для каждого ребенка нужна коробка настольного «строителя», а на группу, как минимум, два-три набора напольного. Для некоторых образовательных учреждений это относительно дорогое удовольствие.

У разных педагогов разный подход к тому, как игрушки должны располагаться в помещении группы детского сада. Если вы заглянете в группу «Детского сада — Дома радости», то игрушек здесь очень мало, помещение выглядит как просторный и пустой дворец. Но если мы откроем шкафы, там будет все, что нужно для детей и воспитателей.

Отметим, что любая приобретаемая для сада игрушка может быть совершенно бездарно использована. Можно купить какую угодно дорогую игрушку и буквально через месяц от нее ничего не останется. Именно поэтому в наших ДОУ мы придаем огромное значение обучению воспитателей работе с игрушкой, становлению и сохранению у ребенка игровых навыков, самому искусству внесения игрушки в группу и «охраны» ее в пространстве группы.

Мы никогда не говорим детям: «Вот вам игрушка, играйте», а отводим много времени для ознакомления ребят и с игрой, и с игрушкой, обучаем их не только играть, но и сохранять все это в порядке.

Например, прежде чем предложить действовать со строительным конструктором, обучаем каждого малыша складывать детали в коробку по порядку. Воспитатель сначала показывает как это сделать, а потом они убирают детали вместе с ребенком, обсуждая их форму и место хранения в коробке.

В овладении игрой и игрушкой ребенок шагает вверх по «Лесенке успеха», продвигаясь от уровня узнавания и восхищения игрой к индивидуальному обучению, затем наступает этап общегруппового участия в этой игре.

Постепенно игра становится средством развития коллективных отношений, средством развития честности и правдивости, культуры выполнения правил и обязательств друг перед другом. Когда дети научатся играть, игра превратится в форму саморазвития каждого ребенка.

tc-sfera.ru

Гостиный двор. Крылов

Гостиный двор

Жизнь шла своим чередом. Теперь пришло новое поколение, которое сложилось в годы безвременья, пустоты, страха. Оно не отвергло прошлого, но еще не обрело будущего, еще не знало путей, которыми надо было идти.

Иван Андреевич не чуждался людей тридцатых и сороковых годов, хотя и плохо понимал их. Для них он оставался памятником прошлого, любимым и уважаемым дедушкой Крыловым. Его они чтили, но отнюдь не помнили, что когда-то он был яростным автором «Почты духов», современником, а во многом и единомышленником Радищева.

Крылову также непонятны были их рассуждения о хозяйстве, экономических вопросах, о политике, сменах министров во Франции, пауперизме. Он хорошо знал многих из декабристов. Мимо него прошли люди возвышенных дум, благородной самоотверженности, душевной чистоты. Они верили в свое назначение, считали своим долгом бороться с деспотизмом, отдать жизнь на благо родины. Они были уничтожены самодержавием — казнены, заточены в сибирские остроги, погибли в рудниках или под пулями горцев непокорного Кавказа. Рылеев, Александр Бестужев, Кюхельбекер, Грибоедов… Он встречался с ними, пожимал им руки. Но они пугали его страстностью, безрассудностью молодости.

Иван Андреевич часто бродил по городу. Особенно он любил захаживать на Дворцовую площадь. Там воздвигался гранитный столп: сновали мастеровые и работные люди. Зимой на площади строили ледяные горы, а летом качели. Качели были круглые, маховые, подвесные, украшенные флагами и пестро раскрашенные. Летом около качелей воздвигали деревянные горы, с которых спускались по покатым желобам на маленьких колясках. Вокруг качелей разбивались шатры: там продавали крепкие напитки, сбитень, квас, пирожки, жареную рыбу, рубцы. Тут же представляли фокусники и дурачились паяцы, выделывая всякие штуки.

Крылову любо было толкаться среди этого веселого, пьяного люда, подслушивать острое, а часто и нецензурное словцо, соленую шутку, смачную прибаутку. Ежели где случалась драка, будочники тут же поливали дерущихся холодной водой из пожарной кишки.

Чаще же всего он отправлялся на прогулку вдоль Гостиного двора, обходя четырехугольник, им образуемый. Сначала он, не торопясь, шел по Суконной линии вдоль Невского. Там продавали шерстяной товар, сукна, бархат. Затем поворачивал по Большой Суровской линии, где торговали шелками и «сурожскими» товарами, полученными из-за Сурожского, Азовского, моря из азиатских стран. Против Суровской линии находился Бабий ряд, или Перинная линия, где торговали пухом, перьями, перинами, подушками одни только женщины. Здесь он особенно любил постоять и погуторить с бойкими торговками, не лезшими за словом в карман. За Бабьим рядом тянулся Мебельный ряд, а напротив него — Банковская линия, где сидели менялы. Иван Андреевич терпеливо осведомлялся у них о курсе на ассигнации и на английские фунты стерлингов и, не торопясь, следовал дальше. Выйдя на Садовую, он завершал свой поход по Зеркальной линии; в лавках там продавался всякий «светлый» товар: женские украшения, галантерея, обувь. Он ничего не покупал, но строго и придирчиво справлялся о ценах. Если шел дождь, он избирал для прогулок второй ярус Гостиного двора.

Купцы и сидельцы не раз его ожесточенно осаждали, выхваляя свои товары. «У нас самые лучшие меха! Пожалуйте-с, пожалуйте-с!» Как-то они схватили за руки Ивана Андреевича и втащили в лавку насильно. Тогда Иван Андреевич решил их проучить.

«Ну, покажите же, что у вас хорошего?» Сидельцы понатаскали ему енотовых, медвежьих мехов, бобровых шкур. Он их развертывал, разглаживал, любовался их отливом. «Хороши, хороши! А есть ли еще лучше?» «Есть-с». Притащили еще. «Хороши и эти! — с видом знатока похвалил Иван Андреевич. — Да нет ли еще получше?» — «Извольте-с, извольте-с!» Еще разостлали перед ним мехов и черно-бурых, и собольих, и песцовых! Так он перерыл всю лавку. «Ну, благодарствуйте, — попрощался он наконец. — У вас много прекрасных мехов, да дороговато!» — «Как, сударь, да разве вам ничего не угодно купить?» — «Нет, друзья, мне ничего не надобно. Я прохаживаюсь здесь для здоровья, а вы насильно затащили меня в вашу лавку!» Таким же образом он поступил и в следующей лавке, куда торговцы также заманили его чуть ли не силком. Зато дальше уже купцы и сидельцы, узнав о проказах дедушки Крылова, лишь улыбались и перешептывались между собой, свободно пропуская его и учтиво кланяясь.

Теперь в летнее время он никуда уже не уезжал из города, а открывал окно в комнате и, положив на подоконник подушку и надев любимый халат, курил трубку или сигару, разглядывая прохожих. Если узнавал кого-нибудь из знакомых, тут же окликал его. В окно влетали голуби, прижившиеся в галереях Гостиного двора, он насыпал им на подоконнике крошек, они заглядывали и в комнаты, оставляя там щедрые следы своего пребывания. Феничка ворчала, иногда прогоняла их метлой, но справиться с ними не могла.

Рано утром мимо его окон к Гостиному двору проходили нищие: бабы с грудными младенцами, а то и запеленатым поленом, благородный чиновник с лицом зеленым и опухшим от алкоголя, но в фуражке с кокардой. На вопросы Ивана Андреевича он рассказал ему запутанную историю своих бедствий. Финские девушки из окрестных деревень ходили попарно и собирали на свадьбу со словами: «Помогай невесте». Проходил и квартальный с большим кренделем в платке, направляясь поздравить гостинодворцев с тезоименитством. Бродил здесь и нищий поэт Петр Татаринов с акростихом на листе белой бумаги, из заглавных букв которого выходило: «Татаринову на сапоги». Приходил и артист со скрипкой и весьма осипшим голосом, лихо наигрывал полонез Огинского. Иван Андреевич всегда выносил ему семишник.

Иногда забредала и толстая Макарьевна, называвшая себя «голубицей оливаной». «Голубица» носила черный подрясник с широким ременным поясом, а на голове иерейскую скуфью. Говорила она иносказательно, все больше священными текстами и занималась лечением купчих в бане разными снадобьями и травами. Иван Андреевич и с ней охотно побеседует, вышлет ей кусок вчерашнего пирога. Так день проходил незаметнее, да и наслушаться можно было всяких диковин!

Приведем относящуюся к середине тридцатых годов неизвестную запись из дневника В. П. Завилейского о его встрече с баснописцем: «Однажды, когда я служил в департаменте Внешней торговли, я встретился с славным нашим баснописцем на Дворцовой площади у Александровской колонны. Колонна стояла тогда вся еще в лесах и закрытая холстом: ее полировали. Подходя к ней, я догнал высокого и массивного на вид человека в коричневом или кофейном сюртуке, с круглою шляпою на голове и с толстою палкою, которая лежала у него на самом изгибе талии, а обе руки его заложены были за палку. Человек этот довольно скоро шел прямо к тому месту пьедестала колонны, откуда начинается лестница и всход на подмостки, я ускорил шаг, человек этот, поставя ногу на первую ступень лестницы, оглянулся, — и я узнал Крылова. Не будучи знаком с ним, я, однако ж, снял почтительно шляпу и поклонился нашему славному поэту. Он так приветливо взглянул на меня, что я влюбился в его ласковую улыбку. Он спросил меня: „И вы тоже наверх?“ Я отвечал: „Да-с!“ Он взял свою палку в правую руку, а левою, как бы приглашая меня, указал наверх. Я пропустил его вперед и шел за ним до самых верхних подмосток. Взойдя на площадку, он остановился и окинул взглядом вокруг. Там, на углах подмосток, сидя на стульях перед столиками, два молодых художника что-то рисовали на больших листах бумаги, наклеенных на досках. Они встали и тоже почтительно поклонились Крылову. Он что-то сказал им, но я не расслышал: тут ветер шумел порядочно. Мы любовались молча видами вдаль и начали спускаться вниз. На половине лестницы Крылов спросил меня: „Вы служите у Канкрина?“ Я был в вицмундирном фраке, и поэтому он узнал министерство, в котором я служу. Я отвечал: „Да-с! Я служу в департаменте Внешней торговли, помощником столоначальника“. Нельзя же было не похвастать перед таким лицом! Знайте, мол, что и я не последняя спица в колеснице. Он сказал: „А, знаю, там славный директор — Бибиков! Знаю!“ Мы сошли на мостовую площади. Крылов пошел на Невский, а я поворотил к Адмиралтейскому бульвару…»

Иван Андреевич часто посещал книжные лавки, тем более что и помещались они в те годы неподалеку — в том же доме Публичной библиотеки на Садовой, почти рядом с его парадным. А книжная лавка Смирдина с 1833 года находилась на Невском. Он долго рылся в старых книгах, перелистывал страницы, любовался старыми гравюрами, приценивался, прижимисто, со вкусом торговался, откладывал понравившиеся книги, но покупал редко.

«Иван Андреевич, — вспоминал впоследствии И. Быстров, — любил читать романы в старинных переводах, и чем роман был глупее, тем он более нравился нашему поэту. В марте 1829 года при первом свидании и разговоре моем с Иваном Андреевичем я увидел на столе его книгу: это, как на другой день узнал я, была повесть под названием: „Похождение задом наперед“. Дорожа и мелкими чертами великого человека, я сохранил собственноручную ко мне записку Ивана Андреевича, в которой он говорит: „Посылаю 27 книг счетом. У меня остались пять книг, да покорно прошу прислать ко мне „Сказки духов“, чем очень одолжите“». Быстров был весьма исполнителен, но совершенно лишен чувства юмора. К этому письму он сделал примечание: «Иван Андреевич не любил медицины и всегда, как только начинал чувствовать себя под влиянием хандры, обращался к чтению нелепых романов. Это было единственное средство к восстановлению его здоровья».

Со вниманием читал Крылов и лубочные издания «нравственно-сатирических» повестушек московского «сочинителя» Александра Анфимовича Орлова. Такие, как «Зеваки на Макарьевской ярмарке», «Родословная Ивана Выжигина, сына Ваньки Каина». Орлов сочинял для мещанского читателя, лакеев, купеческих сидельцев, «сатирические романы», в которых описывались похождения степных помещиков и купчиков на ярмарках и в первопрестольной. Его «романы» были нелепы, юмор их груб и бесцеремонен, но бойкое балагурство делало эти повестушки полезными для баснописца. Александр Анфимович щедро уснащал их взаправдашними сценками ярмарок, драк, а главное — написаны они были тем непринужденным «просторечием», которым изъяснялись его герои и в жизни.

В них можно было прочесть, как говорила тетка Вахрамевна: «Иван Иванович! Анфисочка в летах! Мешкать нечего. Вон век сидят в девках и знатные барышни. Мечутся туда да сюда, а уж как переступит за двадцать, женишки-то и обегают. С пятнадцати лет их тучка, в двадцать одна кучка, в двадцать пять сожмет их в кулачке уж одна ручка, в тридцать сидючка; сорок же лет и весь бабий век!..»

Все это шло на пользу баснописцу, обогащало язык его басен.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru


Смотрите также