ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ПРОЦЕССИНГ. Лестница компетенций


Сроки проработки и путь от "Неосознанная некомпетентность" к "Неосознанная компетентность"

Сроки и количество проработок необходимые для того, чтобы стать "полностью проработанным" и уйти в "нирвану" )).(+ Путь от "Неосознанная некомпетентность" к "Неосознанная компетентность")

— Есть ли какие-то конкретные сроки проработок, их необходимое количество, интенсивность и т.п. в саморазвитии, в личностном росте, в достижении своих целей и т.п.?— Конкретных сроков нет, к сожалению!Хотя конечно хочется, очень хочется чтобы результаты получались моментально, гарантированно и очень эффектно. Ведь зачастую у нас нет времени ждать, но есть ожидания (и даже сверх-ожидания), что сделав разок-другой какую-то супер-технику проработки, процессинга или психотерапии (или даже какой-то магический ритуал), пройдя какой-то супер-тренинг и т.п. — жизнь моментально поменяется как по мановению волшебной палочки, прошлые проблемы, "блоки", комплексы, некомпетентность и прошлый "Я" исчезнут, а вместо этого всего вдруг откуда ни возьмись появится "новая VIP жизнь", и только и останется что жить и радоваться такому подарку от Вселенной за свои "заслуги". Но процессинг, психотерапия и другие техники проработки это не волшебная палочка мгновенного действия и исцеления от всего (хотя такое может иногда случаться). Процессинг не гарантирует мгновенных результатов, но и не исключает их. Сроки очень сильно зависят от конкретного человека, от его личностной истории, от окружения, от условий жизни и т.д., и т.п.Если, например, Вы лишь хотите понять, что с Вами происходит, сориентироваться в состоянии, то для этого не потребуется много занятий. Однако часто оказывается, что заявленная проблема или запрос, это только «верхушка айсберга», и тогда человек может захотеть продолжить свою работу со специалистом более плотно. Если же Ваша ситуация изначально сложна, длительна, а проблема глубока и сильна, то может понадобиться достаточно продолжительное количество занятий для ее разрешения и окончательной трансформации. Нужно быть реалистами – затянувшиеся проблемы могут потребовать очень тщательной проработки. Если же Ваша цель от занятий со мной - достижение своей какой-то серьёзной цели, то работа тогда может потребоваться достаточно системная и серьёзная - как количественно, так и качественно.

— Как же тогда определять успешность сессии, если результаты в неопределенном будущем?— Результат определяется по тому, насколько близко или вообще решен Первоначальный Запрос / Желаемый Результат клиента на сессии. Часто это становится видно или сразу, или в течении ближайших нескольких дней. «Сдвиг» во внутреннем психическом может происходить вообще моментально, но «встраиваться» в жизнь новое может достаточно долго, требуя подкреплений реальностью.Но крайне полезно понимать, что глубинные «проблемы» могут складываться из нескольких, зачастую непросто переплетённых между собой аспектов/составляющих. И пока эти аспекты не прояснишь и не проработаешь, изменений в глубинной «проблеме» не увидишь (хотя они, конечно же, происходят по мере проработки составляющих аспектов этой проблемы). Поэтому полезно вести дневник проработок и/или, по крайней мере, честно отслеживать мельчайшие изменения в том, что происходит в Вашей жизни и лично с Вами от проработок, и на основании этого уже оценивать результаты.Так же следует учесть, что даже если человек получил желаемый результат, то, иногда, чтобы новый желаемый результат установился и стабилизировался, надо над ним работать, как минимум, несколько раз, отрабатывая все моменты, которые обычно ведут к прошлому нежелаемому состоянию.Я не гарантирую каких-то определённых конечных результатов от проработки и решение всех проблем. Но мой опыт показывает, что желаемые человеком адекватные результаты и разрешение заявленных проблем — в большинстве случаев возможны и даже, зачастую, в итоге превышают ожидания человека.

Да, у меня несколько раз было, что первая сессия с человеком оказывалась одновременно и последней. Как правило, это клиент, который хочет за один сеанс решить полностью свою какую-то глобальную проблему или вообще все проблемы за раз. Но такое практически маловозможно. Так что если у Вас есть сверх-ожидания на сессию, то вряд ли они осуществятся за один раз. Учитывайте, пожалуйста, это.

Рассчитывайте на более чем десяток сессий на протяжении нескольких недель или месяцев, для заметных результатов в своей жизни.Если же Ваша цель от занятий со мной - достижение своей какой-то серьёзной цели, то работа тогда может потребоваться достаточно системная и серьёзная - как количественно, так и качественно.

Плюс:1. Чтобы устойчиво поменялись нейронные связи в головном мозге, привычки тела, рефлексы, жизненные и личностные ценности, и т.п. - всей "системе" "Человек" может понадобиться определённое время (неизвестное заранее).

2. Замечено, что в проработках возникают естественные паузы (и они могут длиться по несколько месяцев), когда тело и психика пресытились и нуждаются в абсорбировании полученных изменений и переходе с прежнего уровня функционирования на новый уровень функционирования. В эти периоды проработка совсем "не идёт" или идёт с трудом, и кажется что уже упёрся в свой "потолок" и того что есть - достаточно. Но проходит время и ты вдруг замечаешь, что как-то незаметно перешел на другой уровень "игры" и теперь готов к новым "подвигам".

 3. Ещё в коучинге существует такая вещь, как "Лестница компетентности".  Считается, что в любой сфере деятельности - как духовной, психической, так и материальной, - каждый проходит эти стадии перед тем, как достигнуть совершенства.Неосознанная некомпетентность --> Осознанная некомпетентность --> Осознанная компетентность --> Неосознанная компетентность (такое понятие как "Сверхосознанная компетентность" находится чуть в стороне от обычного цикла процесса)

компетентность kompetentnost'

Четыре стадии развития компетентности (лестница компетенции).

1. Неосознанная некомпетентность.В состоянии неосознанной некомпетентности вы даже не осознаёте и не знаете, что вы чего-то не знаете или не умеете. Возможно есть смутные подозрения, что чего-то не хватает для счастья или для успешной деятельности, и что что-то не так, но пока всё это не осознанно.

2. Осознанная некомпетентность.Здесь вы начинаете осознавать, что чего-то не знаете, и постепенно развиваете понимание того, что нужно, чтобы действовать правильно, получить желаемое, и  т.п.. Теперь вы знаете, что вы не знаете.

3. Осознанная компетентность.Стадия начала обучения и применения этого в реальной жизни. На этой стадии как раз и происходит фактическое обучение новому навыку или способности посредством практики. Теперь вы способны начать действовать правильно.

4. Неосознанная компетентность.Это ступень мастерства. На этой стадии вы достигаете такого совершенства, что даже не задумываетесь над тем, как вам это удается. Знания и умения стали привычками. Алгоритм действий заложен в бессознательное.Вы можете выполнить задачу, даже не размышляя о ней.  Навык, способность, знание стали привычкой или вашей неотъемлемой частью.

Ну а вообще этот процесс может иметь спиралевидную форму. Ведь на каждом уровне компетенции есть свои ещё более высокие уровни компетенции - не осознаваемые, неизвестные или даже не нужные до поры до времени.

компетентность - ступени

Удачи на Пути!

Проработка / Процессинг / Психологический коучинг / Личностный рост

yuriy-pyatak.livejournal.com

Четыре стадии обучения | Блог Сергея Короля

В человеческом обучении и освоении различных навыков есть простая, но интересная штука.

Каждый человек проходит четыре стадии овладения новыми навыками: от неосознанной некомпетенции к неосознанной компетенции.

Изучая, человек движется из нижнего левого угла в верхний левый против часовой стрелки. Его знания проявляются.

Давайте посмотрим, как это работает на примере привычного всем навыка: вождения автомобиля.

  1. Неосознанная некомпетентностьЧеловеческий детёныш годов трёх-пяти видел машину, но понятия не имеет, что ей можно управлять. Ему кажется, что машина едет словно сама собой, а дядя за рулём делает какие-то странные штуки. Он некомпетентен в управлении автомобилем, но даже не осознаёт это.
  2. Осознанная некомпетентностьКогда ребёнок взрослеет, он начинает разбираться в устройстве мира и понимает, что машиной нужно управлять. Это примерно так же, как управлять игрушкой, но сложнее. Он всё еще некомпетентен в вождении, но уже понимает это. Кстати, я сам машину водить не умею и нахожусь примерно в этой стадии.
  3. Осознанная компетентностьКогда мальчик вырастает в молодого мужчину (или женщину, что тоже бывает), он идёт в автошколу. Он начинает разбираться в устройстве органов управления, учит передачи, педали, поворотники, обороты в минуту и литры на тысячу километров. Мужчина становится водителем: он компетентен в управлении машиной и понимает, зачем делает каждое своё движение.
  4. Неосознанная компетентностьПостепенно мужчина обрастает волосами, детьми и водительским стажем. Вот он уже водит тридцать лет, и буквально срастается со своей автомашиной: может запарковать её на любом пятачке, спастись из заноса и проехать от Москвы до Воркуты без сна (или во сне). Компетентность никуда не делась и только улучшилась, а вот осознанность пропала. Мужчина водит, словно дышит — как это само собой получается.

Человек последовательно движется из неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности во всех делах, которые изначально не умел, но научился (то есть практически во всех).

А вот несколько мыслей о четырёх стадиях умений:

  • Людей в состоянии неосознанной некомпетентности мало. Обычно это либо дети поголовно, либо взрослые, которые узнают о каких-то очень специфических вещах. К примеру, я недавно узнал, что редактор кода может сам закрывать скобочки в функциях и переменных (а то и автоматически целые куски кода вставлять).
  • Когда человек занимается любым делом достаточно долго, он проходит все стадии. Когда бросает заниматься, то скатывается из неосознанной компетентности в осознанную некомпетентность. Для некоторых моторных навыков можно остаться в неосознанной компетентности навсегда (например, нельзя разучиться плавать или пользоваться вилкой).
  • На мой взгляд, прохождение разрыва между осознанной некомпетентностью и неосознанной компетентностью — это самое интересное. Это самый сок обучения, приобретение новых, неизвестных ранее навыков.
  • В некоторых случаях люди стараются сознательно тормозить себя в осознанной компетентности. Например, лётчики стараются детально следовать инструкциям, проговаривают вслух действия, присматривают друг за другом. Это помогает избежать ошибок, которые в неосознанной компетентности ощущаются как случайные.
  • Понятно, почему носитель языка не может быть по умолчанию хорошим его преподавателем.
  • Человек может учить других, только когда он находится в стадии осознанной компетентности. Он умеет и может объяснить, как добиться того же. В то же время, в восточной философии есть культ сверхспособного мастера и его подмастерьев, которые слепо копируют его действия, в итоге достигая просветления. Это попытка перепрыгнуть из осознанной некомпетентности сразу в неосознанную компетентность.

sergeykorol.ru

Теория компетентности - От стресса к счастью!

По мере продвижения по жизненному пути мы овладеваем различными навыками, умениями и компетенциями.

Малыш учиться ходить, говорить, держать ложку. Ребенок постарше постигает науки в школе, учиться общаться со сверстниками, играть, владеть своим телом. Молодой человек или девушка изучают навыки в профессии, языки, способы разрешения жизненных задач. В течение жизни мы изучаем множество процессов, чтобы чувствовать себя уверенно в жизни — владение деньгами, саморегулирование эмоций, выход из конфликтных ситуаций. Как одеваться, как готовить новое блюдо, как правильно себя вести, как достигать цели, как сохранить или восстановить здоровье, как воспитывать детей…

В итоге — весь наш путь, это обучение новым навыкам и привычкам. И успешность человека в жизни напрямую зависит от того, чему он научился и насколько эффективно он применяет свои навыки в повседневной жизни.Поэтому не последнее значение имеет способ обучения, этапы овладения различными навыками.

И я хочу напомнить вам теорию о процессе перехода от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности, которая действительна при овладении любым новым навыком.

Теория компетентности

Итак, первый этап в любом деле — бессознательная некомпетентность.

При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю».У вас может не быть потребности в том, чтобы приобрести это знание или умение. Вы ещё не представляете, что есть нечто, что могло бы вам быть полезным.К примеру, вы можете не подозревать, что именно вам нужно, чтобы почувствовать себя счастливее. Может быть некое смутное чувство, но нет понимания, что существует нечто, способное повлиять на ваше ощущение счастья.

Когда возникает более конкретная задача — проявляется потребность или желание совершить какое-то действие, и вы при этом сталкиваетесь с тем, что вы чего-то не знаете или не умеете, проявляется осознанная некомпетентность.

При осознанной некомпетентности вы понимаете, что вы нечто не знаете или не умеете. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю». Вы можете увидеть, услышать, прочитать о том, что кто-то умеет делать то, что не умеете вы и вам этого захотелось. Например: вы знаете, что для счастья вам нужно научиться владеть своим гневом, но пока вы не знаете, как это делать. Но видели, что это умеет кто-то другой.

И вы начинаете поиск информации, изучаете теорию, практикуете, тренируетесь, обращаетесь за помощью — то есть проходите через процесс обучения. Вы копируете действия вашего учителя, вы повторяете какие-то приёмы, вы пробуете то одно, то другое с целью узнать то, чего вы не знаете, или научиться тому, чего пока не умеете.

В какой-то момент вы понимаете, что у вас получается, что есть успехи, что вы научиваетесь.И это этап осознанной компетентности. В каждый момент времени вы помните, что можете это сделать, но нужно быть внимательным к технологии.Например, вы напоминаете себе при любом конфликте, что нужно выдержать паузу и сделать несколько выдохов, прежде чем вступить в диалог.

 

И через некоторое время наступает период бессознательной компетентности.

При бессознательной компетентности вы столь часто применяли свои знания и умения, что они стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, вам уже нет необходимости продумывать каждый последующий шаг, алгоритм действий заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю». Вы действуете на автомате, не уделяя сознательного внимания. Например, вы больше не беспокоитесь о том, как реагировать в конфликтных ситуациях, а по привычке делаете паузу, дышите, и успокаиваетесь за доли секунды.

В состоянии бессознательной компетентности мы водим автомобиль, наработав много часов практики. Мы читаем, проходим ежедневый путь из офиса домой, моем посуду, готовим привычные блюда…Не уделяя внимания этим процессам, так как научили наше бессознательное выполнять эти приёмы.

 

Итак, 4 этапа овладения навыком мы проходим всякий раз, обучаясь чему-то новому.

Далее цикл начинается сначала, потому что возникает новая неосознанная потребность, к примеру, ощущать себя лидером в неоднозначных ситуациях. И мы снова проходим все стадии компетентности, пока не научимся новому навыку, пока он не станет автоматическим.

Эта теория работает в любой сфере, в том числе в становлении и развитии бизнеса.С каждым новым витком развития бизнеса вы чего-то не знаете и не предполагаете, что вам это нужно знать. Через какое-то время вы осознаете, что вы не понимаете или не умеете делать то, что могло бы поднять ваш бизнес на более высокий уровень. И вы начинаете учиться, и процесс обучения приводит вас к бессознательной компетентности, когда вы ставите свой навык на автомат, когда выполнение нового действия происходит быстро, легко и свободно, по привычке.

Эта теория имеет главную идею — чтобы стать мастером своего дела, автоматически без напряжения выполнять некий процесс, важно пройти период осознанной компетентности — то есть осознанно учиться навыку, настойчиво тренировать его, только такой путь приведет к результату. Если же процесса обучения и наработки навыка нет, то невозможно попасть в область бессознательной компетентности. Невозможно стать мастером.

Поэтому не пренебрегайте повторениями и оттачиванием навыков — только так вы станете действительно Мастером!

pobedimstress.info

Цикл развития компетентности. Квадрат компетенции.

В той заметке мы рассмотрим один из классических магических квадратов, посвященный жизненному циклу компетенции человека,  и некоторые не классические размышления на эту тему. В итоге должны стать понятны ответы на следующие вопросы :

  • Каким общим законам подчиняются наши знания и умения?
  • Почему так много людей в организациях находятся «не на своих местах»?
  • Почему так сложно определить истинную компетентность человека на интервью?

Классический цикл

В этом магическом квадрате, компетентность рассматривается во взаимосвязи с понятием осознанности самой компетентности.

Классический цикл развития компетенций

Любая наша дорога по пути новых знаний и навыков начинается с левого нижнего квадранта:

Неосознанная некомпетентность

Вспомним, как часто дети что-то ломают или делают не так, не потому, что хотели навредить или из вредности, а потому что даже не предполагали о последствиях своих действий.

Пример:

Многие начинающие руководители часто связывают проблемы в результатах работы команды с тем, что им просто крупно не повезло с подчиненными.

Фактически должно произойти некоторое событие, которое выведет нас из состояния счастливого неведения о реальной ситуации. 

Например, успех другого руководителя, достигнутый им с теми же самыми подчиненными.

Осознанная некомпетентность

Итак, событие произошло и, несмотря на наше сопротивление, мы теперь знаем, что в наших знаниях или умениях есть пробел. Если цель заманчива, у нас есть честолюбие и мы приложим некоторые усилия, мы осознаем, в чем именно состояла наша некомпетентность, и можем стать осознанно компетентными (пройти курс, прочитать книгу, закрепить на опыте).

Например, для нашего руководителя может оказаться, что он не оказывал должной поддержки и недостаточно подробно ставил задачу подчиненным.

Неосознанная компетентность

Выполнение всех действий сознательно  происходит крайне медленно «через пень, колоду» —  вспомните уроки вождения. По мере накопления опыта, наш чудесный мозг интернализирует наши знания  и доводит выполнение соответствующего действия или принятие решения до автоматизма. И в этот момент свершается маленькое чудо — нам больше не нужно осознанно следить за каждым решением  или действием для того, чтобы у нас получалось. Наша компетентность переходит в состояние неосознанной.

Например, руководитель осваивает рефлекс учителя — привычку детально и подробно разъяснять все условия поставленной задачи и тщательно контролировать ход ее выполнения.

Во многих учебных программах для тренеров неосознанная компетентность считается итоговой точкой развития соответствующего навыка. Так ли это?

Цикличность процесса

Прошло некоторое время и наш руководитель получил повышение. Команда стала больше, в ней появились профессионалы (или его команда просто профессионально «выросла»).  Что произойдет с «компетентностью» руководителя в области постановки задач? Хотя точки зрения самого руководителя ничего не изменилось, он, незаметно для самого себя,  из состояния Неосознанной Компетентности перешел в состояние Неосознанной Некомпетентности.

Ключевой проблемой интернализированного знания и рефлексов, доведенных до автоматизма, является их 100% контекстная зависимость. За скорость и автоматизм приходится расплачиваться отсутствием контроля над деталями.

Цикличность  схемы развития компетенции  можно отобразить в виде  раскручивающейся спирали,  где каждый виток обозначает новую глубину осознания ситуации или  контекста.  

Спиральное развитие компетентности

В ряде моделей компетенций руководителей осуществляется шкалирование каждой компетенции с целью определения уровня, на котором в данный момент находится ее развитие. Причем, как это не парадоксально, более «высокий» уровень далеко не всегда является более оптимальным для выполнения тех или иных должностных обязанностей.Не компетентные действия

Вместо итога

Если внимательно присмотреться ко многим карьерам, то легко можно заметить значительную распространенность ловушки неосознанного перехода из состояния неосознанной компетентности в состояние неосознанной некомпетентности, ведь повышение по службе это всегда смена контекста, в котором  выстраивались и оттачивались те компетенции, в результате которых человек получил это повышение.

Особую опасность представляют  собой ситуации с встроенной задержкой или c недостаточной обратной связью  на действие руководителя или специалиста.  Эта  ситуация схожа по структуре с  системным архетипом «неработающее решение».  Решения и действия вполне «компетентные» для контекста,  в котором происходила интернализация знаний и фиксация рефлексов, могут привести к очень серьезным последствиям, таким как разрушение карьеры или техногенные катастрофы.

system-approach.ru

Шкала уровней компетентности, краткий обзор

  (из прошлых вебинаров)  

Первое, с чего мы начнем структурировать. Я бы хотел напомнить старую добрую шкалу компетентности, я про нее часто рассказываю:

Неосознанная некомпетентность - не знаю, не умеюОсознанная некомпетентность - знаю, но не умеюОсознанная компетентность - знаю как и учусь уметьНеосознанная компетентность - научился и умеюСверхосознанная компетентность - научился и умею учить других.

Сейчас мы подробно с этими уровнями разберемся и посмотрим, что имеется в виду под каждым из этих уровней.

Комментарий/вопрос из чата: Естественно, чем более простым кажется принцип, одобряемый нами на словах, но никогда полностью не применяемый, тем больше я становился убежден в том, что открытие новых методов применения этот простого, но тем не менее забываемого нами принципа, должно считаться очень важным.

Совершенно верно. Поэтому я буду рассказывать простые вещи.Итак, условно говоря, мы можем поделить человека на некие два уровня:

Первый уровень назову словом "ум", то есть это наш логический ум, которым мы все понимаем, которым мы все картируем и знаем что-то. Вторая вещь, наверное, это больше связано с телом, но назовем это подсознанием. В подсознании содержаться так называемые навыки - это когда мы можем что-то делать без необходимости умом это как-то контролировать. Соответственно, когда говорят про умного человека, то по большей части говорят про его ум, а не про навыки. Можно быть очень умным человеком, таким "кухонным философом", "теоретиком кунг-фу". Была такая песня у группы "ДДТ" про люберов, там был такая строчка: "Он отделает любого теоретика кунг-фу", потому что как раз в те времена в 90-е годы было как раз очень много таких людей, которые теоретически занимались единоборствами, но в реальной уличной драке они сделать ничего не могли и очень быстро убегали. На уровне ума они все знали: все болевые точки, как управлять внутренней энергией, правильные стойки и движения и так далее, но ничего из этого применить не могли.

Неосознанная некомпетентность

Что такое неосознанная некомпетентность? Это значит, что в уме нет никакой информации о том, что что-то не так со мной, а в подсознании, соответственно, нет никаких навыков по этому поводу. На уровне неосознанной некомпетентности единственное, что может на нас как-то повлиять и воздействовать, для того чтобы перенести нас на следующий уровень, на уровень осознанной некомпетентности, - это социум, люди вокруг нас. То есть рано или поздно мы сталкиваемся с кем-то, мы его видим или он нам что-то говорит, или мы видим, как кто-то что-то делает, и вдруг замечаем, что "а я-то этого не умею". Тогда у нас наступает осознанная некомпетентность.

Осознанная некомпетентность

Осознанная некомпетентность - штука неприятная, это из той серии, как "если ты что-то уже узнал, то потом сделать так, чтобы ты этого не знал - очень трудно". Если то, что я увидел или с чем столкнулся, имеет какое-то отношение к моей способности выживать, доминировать, быть правым или каким-нибудь другим глубинным потребностям, то меня это будет тревожить, создавать мне заряд, мучить меня и так далее. То есть пребывать в состоянии осознанной некомпетентности очень трудно, поэтому человек старается быстрее перейти к такому уровню, который называется "осознанная компетентность".

Осознанная компетентность

В чем она состоит? Здесь, как правило, и хочется и можется, то есть есть возможность найти какие-то учебники, информацию, прочитать ее и понять умом, разобраться, что и как устроено. Вроде как бы на этом месте наступает состояние-ловушка, про которую в свое время мудро сказал персонаж фильма "Матрица". Морфей сказал: "Знать путь и пройти его - не одно и то же". Вот осознанная компетентность - это как бы "знать путь", а чтобы пройти его, надо приобрести навык. А вот как приобрести навык... Это штука тяжелая, как каждый из слушающих, наверное, знает. Одно дело - прочитать книжку, в которой изложены правильные принципы делания чего-то, а другое дело - приобрести навык в делании этого. Ну, и если человек каким-то образом все-таки пробивается, то есть он начинает себя тренировать, допустим, ему попадается какая-то хорошая технология, где как-то по шагам все алгоритмизировано и расписано, или попадается хороший учитель, который пинает его очень хорошо в нужные места в нужный момент времени, то рано или поздно у человека появляется навык. Навык этот называется "неосознанной компетентностью".

Неосознанная компетентность

Неосознанная/неосознаваемая компетентность в том плане, что когда я что-то умею делать, то мне не нужно думать для того, чтобы это делать. Самое интересное, что через некоторое время я даже могу вообще забыть, как я это делаю. Этому состоянию соответствует еще пятый уровень, про который мало кто знает, я его называю "сверхосознанная кометентность".

Сверхосознанная компетентность

Это когда человек из разного рода интересов, например, из исследовательского, начинает наблюдать за тем, как он что-то делает. То есть он наблюдает свой собственный навык и у него появляется информация о том, как это алгоритмизировать, технологизировать и передать другим людям то, что умеет делать он. Это очень редкая способность. Например, то же самое НЛП посвящено тому, чтобы найти какого-то другого, кто умеет это делать, смоделировать его и тем самым пересадить нужный навык себе, но, в принципе, есть же еще более интересная тема - это найти у себя, что ты умеешь делать и смоделировать это так, чтобы передать другим. Изнутри-то моделировать проще, ведь "я же умею это делать". То есть одно дело, когда я пытаюсь что-то смоделировать, не умея этого делать, а другое дело, когда я пытаюсь что-то смоделировать, умея это делать. Я на семинарах часто говорю, что многие из вещей, техник, которые я показываю, многие методы, которые я демонстрирую, по сути основаны на том, что я наблюдал за собой, как я это делаю, и пытался это как-то алгоритмизировать. Когда у меня что-то получалось, я отлавливал и думал: "Интересно, а как я это сделал, что я конкретно делал?"

Вот такой сравнительно недавний опыт моего интенсивного обучения связан с тем, что я решил стать синхронным переводчиком. Синхронные переводчики - это достаточно элитная профессия, в эти круги достаточно трудно пробиться, довольно немного людей этой профессией владеют и, вообще говоря, в этих кругах считается, что навык синхронного перевода у человека от природы: он либо есть, либо нет, потому что довольно-таки сложное занятие. Если вы себе представляете, одновременный перевод - это когда человек сидит, слышат в наушниках речь на одном языке, как-то там ее транслирует, при этом параллельно говорит на другом языке, то есть одновременно переводит. Это значит, что одновременно мозг переводчика выполняет кучу функций: и слушает, и понимает, и транслирует, и говорит - и все это происходит параллельно. И, как я на семинарах говорил, частенько возникает состояние, которое я понял, работая синхронным переводчиков, что такое "закипают мозги", потому что когда такую работу выполняешь, то начинаешь это чувствовать в буквальном смысле слова, как у тебя мозги закипают. Слава Богу синхронисты работают поочередно минут по 30. Почему по 30 минут - потому что при интенсивном синхронном переводе больше 30 минут работать вряд ли возможно без вреда для здоровья, хотя, конечно, можно впадать в своего рода трансцендентное состояние и работать дольше, но в основном синхронисты работают по двое и по трое, чтобы регулярно подменять друг друга. В общем, я наблюдал за тем, как навык у меня появляется.

Напомню еще раз, вебинары до осень идут по вечерам каждый вторник (Нешкола) и каждый четверг (12 волн). ЕЖЕНЕДЕЛЬНО. Без отмен. Для этого всего-навсего надо зарегистрироваться в соотв. новостной рассылке и отслеживать письма в ней. 

Ближайший - 12 волн, сегодня, 2 августа, в 20-00. 

http://olegmatveev.org/clearflow (вебинары до конца лета по четвергам)http://olegmatveev.org/unschool (вебинары до конца лета по вторникам живая группа)

olegmatveev.livejournal.com

Лестница профессиональной компетентности в социологии

В Калифорнии, в центре новой золотой лихорадки по добыче IT- продуктов, который называется Кремниевой долиной, я столкнулся с интересным феноменом умолчания своей ученой степени перед работодателями и заказчиками. Некоторые наши российские айтишники, трудящиеся в их бесчисленных «стартапах», стирают со своих визиток намеки на ученую степень. Причины вполне рациональны. Это проблема переквалификантов и недоквалификантов. Ты либо слишком умный для этой работы или при проверке выясняется, что не вписываешься в их формат необходимых компетенций, который у них стоит за понятием PhD.

Почему-то самые наглядные метафоры о профессиональной компетентности связаны с медициной.В коридорах поликлиник, на работе и среди родственников и друзей вы можете встретить людей, которые ошеломляют широтой медицинских знаний. Свободное владение специальной терминологией, перечисление симтоматики заболеваний, уверенная постановка диагноза, знание ведущих специалистов и клиник, создает впечатление, что перед вами опытный проктолог, психиатр и т.п. Эти люди являются кошмаром лечащих врачей. Они знают все, за исключением маленького нюанса – лечить не умеют.

Причина очевидна: они не владеют рутинными практиками этой профессии, ремеслом врачевателя, который постепенно выращивается в анатомичках, ночных дежурствах в отделениях больниц, в заботах о тебе опытных учителей и наставников, в зубрежках атласов на латыни, в ужасе и отчаянии после неудачного лечения своего больного и эйфории после правильно поставленного диагноза и удачного выздоровления пациента, в которое сам до конца не верил и т.п. и т.д .

Это лестница компетенции, где перепрыгивание через ступеньки рутины ремесла порождает опасных мутантов, разрушающих профессиональное сообщество, превращающих дисциплину в любительское занятие, где все решает туристический интерес к теме, поверхностные знания и удачная имитация владения профессиональными терминами и инструментами.

Прозрачность границ нашей гуманитарной дисциплины и естественная вовлеченность в ее практики населения рождает иллюзию квазикомпетентности. Все мы психологи, политики, историки, педагоги, социологи и т.п.Но, как ни странно, не все мы летчики, хирурги, органисты (никогда не видел самоучителя игры на органе) и физики-ядерщики.

В социологии специалист, который в процессе своего студенчества, учебной практики, аспирантуры и даже докторантуры сразу перепрыгнул несколько ступеней рутинных элементов ремесла, связанных с собственным длительным опытом исследовательской работы по теме, сразу в преподаватели, доценты и профессора, будет обречен «торговать игрушками и сувенирами» своей профессии.

Не нужны дискуссии, чтобы оценить качество специалиста, если ему «повезло» получить степень через «договорную защиту», через «учебное исследование для галочки», через публикацию для публикации и т.п. Аналогия с «договорниками» в футболе и последствия их для спорта и спортсменов очевидны. На «договорняки» не ходят болельщики. На симулякры защит диссертаций не ходят ученые и студенты.

Сувенирный отбойный молоток шахтера, игрушечное пианино, деревянный меч, все понимают - это необходимо для представления о профессии, для пробуждения интереса к ней. Но этого недостаточно для ее освоения. Для этого нужны рабочие инструменты и навыки пользования ими. После тренажера, тебя пересадят в настоящий автомобиль и самолет – там начинается реальная практика.

В социологическом образовании с этим проблемы, но поиск новых форматов и методов профессионального обучения не прекратился. Я знаю замечательных исследователей, обладающих редкой способностью осознания своей компетенции и к передаче своего опыта и знаний. Даже есть новые инновационные системы обучения.

Может быть, нужны площадки для обобщения и осмысления этого опыта подготовки социологов-исследователей? Вроде бы они есть. Это профессиональные журналы, есть блоги и форумы, есть заинтересованные специалисты, есть летние школы по методам, семинары, мастер-классы.

Короче, кажется, что есть все, но мы теряем рынок спроса на профессиональную компетенцию в академических исследованиях, на социологию как профессиональное ремесло (маркетинг, работа с персоналом и политтехнология – отдельная тема).

Может этот товар сегодня не нужен?

fieldsociology.blogspot.ru

МКП: Магический квадрат – Колесо компетентности

В той заметке мы  рассмотрим  один из классических магических квадратов, посвященный жизненному циклу компетенции человека,  и некоторые не классические размышления на эту тему. В итоге должны стать понятны ответы  на следующие вопросы :

  • Каким общим законам подчиняются наши знания и умения ?
  • Почему так много людей в организациях находятся «не на своих местах» ?
  • Почему так сложно определить истинную компетентность человека на интервью ?

Классический цикл

Классический цикл развития компетенцийВ этом магическом квадрате, компетентность рассматривается во взаимосвязи с понятием осознанности самой компетентности.  Любая наша дорога по пути новых знаний и навыков начинается с левого нижнего квадранта – Не осознанной некомпетентности.

Вспомним как часто дети что-то ломают или делают не так, не потому что хотели навредить или из вредности, а просто потому что даже не предполагали о последствиях своих действий.

Рассмотрим пример. Многие начинающие руководители часто связывают проблемы результатами работы команды с тем, что им просто крупно не повезло с подчиненными.

Фактически с нами должно произойти некоторое событие, которое выведет нас из состояния счастливого неведения о реальной ситуации.

Например успех другого руководителя, достигшего неопровержимого успеха с теми же самыми подчиненными.

Осознанная не компетентность.  Итак событие произошло и несмотря на наше сопротивление мы теперь знаем, что в наших знаниях или умениях есть пробел. Если цель заманчива, у нас есть честолюбие и мы приложим некоторые усилия , вначале мы осознаем в чем именно состояла наша некомпетентность, а затем мы можем стать осознанно компетентными (пройти курс , прочитать книгу , закрепить на опыте).

Например для нашего руководителя может оказаться что он не оказывал должной поддержки и недостаточно подробно ставил задачу подчиненным.

Выполнение всех действий сознательно,  происходит крайне медленно «через пень, колоду», вспомните уроки вождения . По мере   накопления опыта  наш чудесный мозг интернализирует наши знания  и доводит выполнение соответствующего действия или принятие решения  до автоматизма. И в этот момент свершается маленькое чудо – нам больше не нужно осознанно следить за каждым решением  или действием для того чтобы у нас получалось. и наша компетентность переходит в состояние неосознанной.

Например. Руководитель осваивает рефлекс учителя – привычку детально и подробно разъяснять все условия поставленной задачи и тщательно контролировать ход ее выполнения.

Во многих учебных программах для тренеров неосознанная компетентность считается итоговой точкой развития соответствующего навыка. Так ли это ?

Цикличность процесса

Спиральное развитие компететности

Прошло некоторое время и наш руководитель получил повышение. Команда стала больше, в ней появились профессионалы.  (Или его команда просто профессионально «выросла»).  Что произойдет с «компетентностью» руководителя  в области постановки задач ? Правильно – Де факто руководитель окажется в зоне неосознанной некомпетентности. Однако с точки зрения самого руководителя, ничего не изменилось, и незаметно для самого себя,  из состояния неосознанной Компетентности он перешел в состояние неосознанной  некомпетентности.

Ключевой проблемой интернализированного  знания и рефлексов доведенных до автоматизма является их 100% контекстная зависимость. За скорость и автоматизм приходится расплачиваться отсутствием контроля над деталями.

Цикличность  схемы развития компетенции  можно отобразить в виде  раскручивающейся спирали,  где каждый виток обозначает новую глубину осознания ситуации или  контекста.  В ряде моделей компетенций руководителей  осуществляется шкалирование каждой компетенции с целью определения уровня на котором в данный момент находится ее развитие. Причем, как это не парадоксально, более «высокий» уровень далеко не всегда  является более оптимальным для выполнения тех или иных должностных обязанностей.

Не компетентные действияВместо итога

Если внимательно приглядеться ко многим карьерам, то легко можно заметить значительную распространенность ловушки неосознанного перехода из состояния неосознанной компетентности в состояние неосознанной некомпетентности, ведь повышение по службе это всегда смена контекста в котором  выстраивались и оттачивались те компетенции, в результате которых человек получил это повышение.

Особую опасность представляют  собой ситуации с встроенной задержкой или при недостаточной обратной связи  на действие руководителя или специалиста.  Эта  ситуация схожа по структуре с  системным архетипом «неработающее решение».  Решения и действия вполне «компетентные» для контекста,  в котором происходила интернализация знаний и фиксация рефлексов , могут привести к очень серьезным последствиям, таким как разрушение карьеры или техногенные катастрофы.

(Продолжение следует)

Источник www.system-approach.ru

cornerles.livejournal.com


Смотрите также