ЛЕСТНИЦА ИАКОВА или СОН НАЯВУ. Лестница иакова сон иакова


Лестница Иакова - Неправильный глагол

Пейзаж со сном Иакова, Михаэль Вильман, ок. 1691

Лестница Иа́кова (ивр. סולם יעקב‎, Sulam Yaakov) — лестница из сна Иакова, соединяющая землю и Небо:

"И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!" (Быт.28:12-16)

    Лестница Иакова, Джеймс Тиссо, рисунок, 1890-е и Уильям Блейк. Сон Иакова (Лестница Иакова).1805

(Быт 28:11-22) Эпизод из жизни детей Исаака - близнецов Исава и Иакова. Исав был перворожденным, Иакову же очень хотелось получить первородство, а с ним и особое благословение, обещанное Богом Аврааму. За чечевичную похлебку Исав уступил свое первородство брату, но вскоре пожалел об этом. Спасаясь от возмездия брата, Иаков по совету матери отправился к своему дяде Лавану. В пути он остановился на ночлег, и во сне увидел лестницу, по которой Ангелы Божии нисходили на землю и восходили на небо. И на вершине чудесной лестницы Сам Господь повторяет Иакову обещание, данное некогда Аврааму «благословятся в тебе все племена земные», предрекая рождение Спасителя мира в потомстве Иакова. «Проснувшись, Иаков сказал: Страшно сие место! это - дом Божий, это - врата небесные. Лествица Иакова всегда трактовалась как прообраз Богоматери, соединившей небо и землю»http://armih.ru/exkurs/trapez/lestvitza

Лествица Иакова:

"Лествица Иакова — переводное апокрифическое сказание. В книге Бытия (XXVIII, 10—22) содержится рассказ о том, как Иаков, сын Исаака, видит во сне лестницу, основание которой покоится на земле, а вершина достигает неба; по ней всходят и нисходят ангелы. Бог предвещает Иакову величие его рода в будущем. В основанном на этом библейском сюжете апокрифе, условно называемом Лествица Иакова, содержится более подробное описание лестницы (на ней 12 ступеней, на каждой из них справа и слева лица, а на самом верху — «лице, акы человече, из огня изсечено»). Существенно расширено толкование видения: ангел разъясняет символику ступеней, лиц на них, движения по лестнице ангелов, которое предвещает сошествие Христа на землю; подробнее говорится о судьбе потомков Иакова. В той части апокрифа, где рассказывается о чудесах при сошествии Христа, имеется сюжетная перекличка с Сказанием Афродитиана. Апокриф этот упоминается в индексах запрещенных книг начиная с Номоканона XV в., где он именуется «Лествица» (см.: Яцимирский А. И.Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности. Пгр, 1921, вып. 1. Апокрифы ветхозаветные, с. 38—39). Текст Л. И. входит в состав Палеи Толковой, начиная с ее древнейшего Коломенского списка и Полной Хронографической палеи, причем, как предположил В. М. Истрин, составители обеих редакций располагали отдельными списками апокрифа, в настоящее время неизвестными. Время перевода апокрифа и пути его проникновения в древнерусскую литературу пока не установлены..."

ЛЕСТНИЦА РАЙСКАЯ:(«Лествица, возводящая к небесам») (н. VII в.), сочинение прп. Иоанна Лествичника, византийского христианского писателя, игумена Синайской горы, пользовавшееся особым почитанием на Руси.В первой части сочинения говорится о пороках, противных христианской жизни, во второй — раскрываются понятия о нравственных и религиозных добродетелях. Св. Сергий Радонежский, св. Нил Сорский, св. Иосиф Волоцкий и другие столпы русского православия считали «Лествицу» лучшей книгой для спасительного руководства.Вот некоторые положения, изложенные в труде прп. Иоанна Лествичника:«Христианин есть тот, кто, сколько возможно, подражает Христу в слове, деле и помышлении, право и непорочно веруя во Святую Троицу.Адам, доколе имел простоту детскую, не видел и наготы своей; блаженна простота природная, но преславна награда той простоты, что обретена чрез многие поты и труды — она источник высочайшего смиренномудрия и кротости.Болезнь посылается нам иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить наше самовозношение.В сердцах кротких почивает Господь, а мятежная душа — седалище диавола. Губится и уныние прилежной молитвою.Да будет вся ткань молитвы твоей немногосложна, ибо мытарь и блудный сын одним кратким словом умилостивили Бога.Если непрестанно опираешься о жезл молитвы, то не споткнешься, а если бы это и случилось — то не падешь совершенно.Жизнь духовную начиная, должны мы помнить, что есть среди бесов такие, которые даже «толкуют» нам Священное Писание — они делают это обычно в сердцах тщеславных, а особенно у людей ученых (образованных), и, обольщая их постепенно, ввергают наконец в ереси и хулы.Зная, что ближний твой укорил тебя в отсутствии или присутствии твоем, покажи свою любовь и похвали его.Тот смиренномудрие показывает, кто, укоряемый другими, не уменьшает к ним любви своей, а не тот, кто сам себя укорил.Не на брачный пир приглашены мы в этом мире, но на плач о самих себе.Худые помыслы, не исповедуемые духовному отцу, переходят в дела.Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.Чистота и целомудрие есть вожделенный дом Христов и земное небо для сердца.Юности твоей труды Христу усердно принося, в старости о богатстве бесстрастия возрадуешься, ибо в юности собираемое питает и утешает изнемогающих в старости.Язык невоздержанный в малое время плоды многих трудов расточает.

...Прошу всех читающих: если кто здесь усмотрит нечто полезное, плод сего да приписывает великому Наставнику нашему... на бедность сочинения сего не взирая, но принимая намерение как лепту вдовицы, ибо Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия»"

je-nny.livejournal.com

Сюжеты «Получение первородства», «Чудесный сон» или «Лестница Иакова» | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест

Лёг я, камень положив в возглавье,

Тяжкий сон все думы погасил,

И Господь явился мне во Славе,

Окружённый тысячами Сил.

И белея, как потоки лилий,

Ангелы парили вниз и вверх...

Так Господь явился мне в Вефиле

И моей молитвы не отверг.

С. М. Соловьёв

Авраам сильно постарел, а его сын Исаак стал взрослым юношей. Решил отец женить его. Отправился Исаак в Месопотамию в поисках жены и встретил там у источника прекрасную девушку Ревек­ку, которая и стала вскоре его женой. Жили они в любви и согласии, но долгое время у них не было детей. Лишь через двадцать лет родились два сына-близнеца — Исав и Иаков. Мальчики были совершенно разными по характеру. Исав был смел и доверчив, вспыльчив и зади­рист, любил охоту, подолгу выслеживал зверей. Благо­даря физической выносливости и ловкости на охоте он стал любимцем Исаака. Ревекка же отдавала явное предпочтение Иакову, который имел характер кроткий и тихий, рос трудолюбивым и послушным мальчиком.

Когда Исаак состарился и ослеп, он захотел благо­словить Исава, как старшего сына. Не могла Ревекка допустить этого и решила обмануть мужа, потерявше­го зрение. Вместо Исава отец благословил Иакова — любимца матери.

Вскоре Исаак понял свою ошибку, но ничего менять не стал, а Исав с тех пор возненавидел брата и стал да­же помышлять о его убийстве. Чувствуя неприязнь старшего брата, Иаков решил уйти из родного дома. По совету Ревекки он отправился на её родину, в Месопо­тамию, к брату матери Лавану. Благословил Исаак сы­на и повелел ему найти себе жену в тех землях.

Шёл Иаков много дней и ночей. Однажды он остано­вился на ночлег под открытым небом. Взял с земли ка­мень, положил его под голову и вскоре уснул. В эту ночь приснился ему чудесный сон. Видит он: стоит на земле лестница, а верх её касается неба. Ангелы Божии поднимаются и спускаются по ней, а на верху лестницы стоит сам Господь и говорит: «Не бойся! Зем­лю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потом­ству. И будет потомство твоё многочисленно, как песок земный; в семени твоём благословятся все народы зем­ли» (Быт. 28: 13, 14).

Иаков шёл в Харан и ночевал в пути,Затем что пала ночь над той пустынейдревней.Царь говорит рабам: «Вот должен другприйти.Гасите все огни, — во мраке мы душевней».Так повелел Господь гасить светило дня,Чтоб тайную вести с Иаковом беседу,Чтоб звать его в ночи: «Восстань, бориМеня —И всей земле яви Мой знак, Моюпобеду!»И. А. Бунин. Иаков (1914)

Продолжил Иаков долгий путь в Месопотамию и на­конец достиг пределов земли дяди Лавана. Остался он у него служить пастухом, потому что очень пришлась ему по сердцу дочь Лавана Рахиль. Но перехитрил его Лаван, отдал он Иакову в жёны не Рахиль, а старшую дочь свою Лию. Делать нечего. Обманутый Иаков со­гласился работать у Лавана ещё семь лет. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Лишь через двадцать лет смог Иаков вместе с Лией и Рахилью благополучно вернуться на родину. К тому времени стал он очень богатым человеком. Было у него множество слуг, скота — овец, верблюдов и ослов. Чем ближе он подходил к отчему дому, тем сильнее нарас­тало его беспокойство. Как встретит его брат после долгих лет разлуки? Сумеет ли простить ему старые обиды?.. Ночью ему предстояло пережить ещё одно со­бытие, определившее всю его дальнейшую жизнь. Приснилось Иакову, что он изо всех сил борется с Бо­гом, представшим в облике ангела. Тогда же он вторич­но получил его благословение и новое имя Израиль, означавшее «боровшийся с Богом».

С наступлением утра ещё тревожнее забилось серд­це Иакова, но возвращаться он не стал и решительно пошёл навстречу брату. Исав сумел простить прежние обиды и радостно встретил Иакова. Обняли друг друга братья, и оба заплакали от радости. Поселился Иаков с семьёй в земле Ханаанской, купил часть поля и уста­новил там жертвенник во имя Бога. Так исполнился чудесный сон, который он видел в трудное время оди­ночества и скитаний. Отныне стал Иаков родоначаль­ником народа израильского.

На этой странице материал по темам:
  • Смысл легенды о чудесном сне иакова

  • Лестница иакого искусство 6 класс

  • Сообщение на тему чудеса христа 6 класс

  • В чем смысл чудесного сна иакова?

  • Божественная лестница иакова реферат 6 класс

Вопросы по этому материалу:
  • В чём заключается символический смысл легенды о чудесном сне Иакова?

  • Какое продолжение легенда о сне Иакова имела в его жизни?

  • О чём легенда о чудесном сне Иакова предлагает задуматься нашим современникам?

worldofschool.ru

ЛЕСТНИЦА ИАКОВА или СОН НАЯВУ

Транскрипт

1 Д. С в я т с к и й ЛЕСТНИЦА ИАКОВА или СОН НАЯВУ БИБЛЕЙСКО-АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ЭТЮД с предисловием Николая Морозова 1

2 Д. С в я т с к и й ЛЕСТНИЦА ИАКОВА или СОН НАЯВУ БИБЛЕЙСКО-АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ЭТЮД с предисловием Николая Морозова 1911г. ПРЕДИСЛOBИE. Астрономический метод исследования древних теологических книг находит теперь себе c каждым годом все более и более применений и мало-по-малу разъясняет нам то, что казалось таинственным и непонятным в Библии. Не прошло и пяти лет с тех пор, как этим путем мне самому удалось разъяснить все мистические картины Апокалипсиса. Затем появилась на польском и на немецком языке книга Андрея Немоевскаго «Бог Исус», сделавшая понятными многие места Евангелия, в том числе и сказание о Скорбном пути (Via dolorosa) Христа перед казнью, все обстоятельства которого совпадают с расположением созвездий около крестообразного пересечения эклиптики с экватором на небесной сфере над созвездием плачущей Девы. Наконец, после ряда других меньших астрономических разъяснений (в роде знаменитых огненных слов на пире царя Вальтасара мани, факел, фарес о которых я уже говорил в своей книжке «Что может принести нам встреча с кометой?»), теперь появляется новое исследование, разъясняющее нам и знаменитую библейскую «Лестницу Иакова». Прочитав этюд Д. О. Святского, всякий беспристрастный читатель не может не убедиться, что эта лестница, шедшая от земли в небеса, не что иное, как Млечный Путь нашего звездного неба! Остается только пожелать, чтоб наука, раз ставши на такой единственно верный путь, как можно скорее дошла по нему до конца и осветила бы, наконец, своим вечным светом последний темный уголок сознания огромных масс людей, где все еще ютится, как в средние века, авторитаризм и суеверие. Николай Морозов. СПБ. 9 февр От автора. Являясь, со времени выхода в свет «Откровения в грозе и бури» Н. А. Морозова, сторонником астрономического метода исследований апокалиптических мест Библии, я уже опубликовал в прошлом году первый свой опыт в этом направлении «Галлеева комета в Библии и Талмуде», где в одном таинственном видении пророка Иеремии видел описание кометы Галлея, при её тридцать четвертом появлении до нашего времени. Позже, когда вышла в свет «История кометы Галлея» Н. М. Субботиной, я к большому своему удовольствию узнал, что к таким же соображениям относительно видения пророка Иеремии приходил и французский астроном Пингре уже более ста лет тому назад, но его «Cometographie», давно уже ставшая библиографической редкостью, оставалась совершенно мне не известной. Одновременно же почти со мною подобный взгляд на видение пророка Иеремии был высказан также английским астрономом Кроммелином, прекрасным исследователем истории кометы Галлея. Настоящий мой этюд, посвященный «Лестнице Иакова», также представляет собою астрономическое её объяснение. Астрономический смысл этого сказания стоит вне всякого сомнения, но при этом я должен заметить, что моя попытка выяснить время возникновения сказания имеет второстепенное значение. Это не более, как одна из гипотез, не исключающая возможности других предположений, потому что астрономические указания, содержащиеся в сказании недостаточны для того, чтобы решить вопрос определенно. Предлагаемая работа представляет собою детальное развитие доклада, сделанного мною на собрании Русского Общества Любителей Мироведения 22 февраля 1911 г. Считаю здесь своим долгом выразить искреннюю признательность всем лицам прямо или косвенно содействовавшим появлению этой работы в свет. Д.Святский СПБ, 28 февраля 1911г. 2

3 ЛЕСТНИЦА ИАКОВА или СОН НАЯВУ I. Из всех чудес, знамений и видений Библии, ни одно не кажется таким простым и естественно-объяснимым, как сновидение ветхозаветного патриарха Иакова. Кто из нас не помнит еще со школьной скамьи этого поэтического рассказа о таинственной лестнице, которую он видел во сне, об ангелах, восходивших и нисходивших по ней, и о Боге, утверждавшемся на верху этой лестницы? И кому может прийти в голову задуматься над этим сновидением, если это только сновидение? Разве можно поставить какие-либо границы пылкой фантазии Востока, да еще во сне?.. И действительно, те кто останавливался над этим рассказом, видели в небесной лестнице лишь символический образ. Древние талмудисты и христианские богословы объясняли его мистически. У талмудистов лестница прообразовала собою гору Синай, а по другому толкованию храм Иерусалимский и жертвы, воскурявшиеся в нем. У богословов лестница понимается в христианском смысле. В ней видят ветхозаветный прообраз Богоматери, которая, родивши Богочеловека, тем самым соединила небо с землею; и потому-то в церковных песнопениях Богородица называется Лествицей, а в дни Её праздников в церкви читается из Библии как раз повествование о сновидении Иакова. Среди стихотворений нашего мистика В. С. Соловьева есть «Хвалы и моления Пресвятой Деве» (из Петрарки), и в них между прочим читаем: 3

4 О, всесвятая, благословенная, Лествица чудная, к небу ведущая!.. Ты Солнце Правды в мрак нашей ночи Вновь возвела, мать, невеста н дочерь, Дева всеславная, Миродержавная... Из ученых комментаторов Библии Делич и Дильман, также видят в небесной лестнице только поэтический образ для связи между небом и землей, Богом и человеком. Но так ли это? Действительно ли это только образ, только сон, а не «сон наяву»? Нет ли здесь следов какого-нибудь древнего верования, и не является ли тут сон мистической рамкой какой-нибудь реальной картины? Ренан, например, думает, что представление о небесной лестнице было соединено у евреев с определенной местностью, окрестностями ханаанского города Люца которую народное суеверие окружало всевозможными страхами и видениями. На этот город смотрели, как на преддверие неба, как на подножие гигантской лестницы или ступенчатой пирамиды (sullam), ведущей от земли на небо. Боги занимали её вершину, а посланники их, постоянно спускаясь и поднимаясь по лестнице, поддерживали сообщение высшего мира с землею. Гункель также полагает, что у евреев была вера в действительное существование таинственной лестницы в Вефиле. «Это ведь наистарейшие, наивнейшие представления, говорит он: Бог из своего (небесного) жилища посылает своих вестников через небесные врата на землю, а чтобы ходить с земли на небо и обратно, эти существа пользуются лестницей и она стоит в Вефиле. Эта небесная лестница есть исконное древне-восточное представление» она была известна египтянам и вавилонянам. После появления книги Н. А. Морозова «Откровение в грозе и буре» с очевидностью обнаружилось, что при объяснении тех мест Библии, где идет речь о каких-нибудь видениях, недостаточно еще одних исторических соображений. Так как большинство видений имеют отношение к небу, то необходимо также проверять, нет ли в них какого-нибудь астрономического, или вернее астрологического смысла? И вот, действительно, обнаружилось, что многие непонятные видения древности, которые были чудесны для стольких поколений становятся понятными теперь, при свете астрономии. Лестница Иакова (Быт. XXVIII, 10 19) это также астрономическая картина сон наяву. 4

5 В самом деле, представьте себе путника, застигнутого ночью в дороге, когда он собирается переночевать под открытым небом, положив себе в изголовье найденный при дороге камень. Взор прилегшего на отдых путника невольно обращается к чарующему, полному тайн и загадок, небесному своду, искрящемуся тысячами звезд. И вот в это время внимание его привлекает широкая полоса Млечного Пути, тянущаяся от земли к небу, от далекого горизонта к самому зениту. Он особенно останавливается на этой мерцающей беловатой полосе, на которой вверху горят ярко шесть звезд небесного Трона (современное созв. Кассиопеи). Созерцание звездного неба у древних астрологов, видевших в фигурах созвездий мистический смысл, соединялось с теологическими размышлениями. Созвездие Трона невольно ассоциировалось с представлением о престоле Божием, находящемся превыше небес, Млечный Путь, ведущий к Трону, это небесная дорога, гигантская лестница, соединяющая небо с землею, Бога с человеком. Погруженный в размышления путник замечает, что пока он любовался великолепием неба, созвездия вправо от Млечного Пути достаточно уже поднялись над горизонтом, точно звезды востока всходили по этой лестнице Млечного Пути, а звезды запада, напротив, спускались долу, к горизонту, постепенно скрываясь за ним, точно сходя со ступеней небесной лестницы; и кажется ему, что Млечный Путь это настоящая лестница, стоящая на земле, а верх её касается неба, а звезды это вестники Божии: вот они восходят справа и нисходят слева по ней. А там, где находится созвездие Трона на Млечном Пути вот Бог над лестницей. И ясно слышится голос Божий... На другой день впечатление от великолепной звездной ночи, в которую путнику пришло в голову столько знаменательных мыслей и надежд, было так велико, что он берет служивший ему изголовьем камень и ставит его памятником в этом месте, возливши, по древнему обычаю, на него елей, потому что тут ему отверзлись Врата Небесные и он видел Дом Божий... Итак, вот простое и естественное объяснение «сновидения» Иакова. Но я сейчас покажу, что существуют прямые исторические указания, позволяющие именно прийти к подобному заключению. Выше было замечено, что Гункель обращает внимание на то, что небесная лестница есть исконное древне-восточное представление. «По египетскому верованию, говорить он, на западе горизонта стоить небесная лестница, охраняемая Гатором (Хатхор, богиня, соответствовавшая Астарте и Венере), по которой души умерших взбираются к небу; подобная же лестница, 5

6 состоящая из восьми, постепенно возвышающихся одни над другими, врат и служащая к сообщению земли с восемью небесами встречается в позднейших (вавилоно-персидских) мистериях Митры». Позднее представление о небесной лестнице, очевидно, проникло в буддийское учение, в котором сохранилось предание о том, что Будда спустился с неба на землю с двумя своими спутниками по тройной лестнице, в память чего в буддийских монастырях устраивались три лестницы. Подобные лестницы обнаружены были недавно при раскопках в китайском Туркестане экспедицией С.Ф. Ольденбурга. Вавилоно-персидское представление о лестницах-вратах, как видим, уже носит несомненно астрономический характер, но в нем еще не видно указания на Млечный Путь. Зато египетская поэзия видела в этой млечной полосе именно эфирный путь, ведущий в жилище богов, а впоследствии и христиане-мистики были уверены, что пo этой именно дороге восходят человеческие души в таинственные области бессмертья. Об этом рассказывается у латинского писателя Макробия, сочинение которого относят к V в. нашей эры. Он говорит, что название Млечного Пути еще пифагорейцы объясняли тем, что он является дорогой в мир рождения, где люди вкушают молоко свою первую земную пищу. Макробий 6

7 обращает внимание на то, что Млечный Путь пересекает зодиакальный пояс в двух местах около тропика Рака (Cancer) и около тропика Козерога (Capricornus), (которые в его время находились в зодиакальных созвездиях, носящих те же названия; в них бывало солнце во время своего летнего и зимнего солнцестояния; тогдашние астрономы называли эти созвездия «воротами» солнца, потому что ими как бы задерживалось удаление солнца от экватора. В связи с этим существовало воззрение, что этими же самыми воротами сходят души с неба на землю и с земли на небо возвращаются после своей смерти, а пролегавший вблизи Млечный Путь служил для них дорогой. Ворота Рака называли также воротами людей, потому что через них души спускаются на землю, а ворота Козерога воротами богов, потому что через них души возвращаются в блаженное жилище бессмертных и в число богов. В египетских посвящениях эти созвездия изображались символически дверью железной и дверью слоновой. «Врата небесные» (Schaar haschschamaim), однако, упоминаются и в сновидении Иакова. До сих пор они оставались без объяснения и думали, что это образное выражение по противоположности «Вратам преисподней» (Sclmarej scheol), также встречающимся в Библии (Иcaйя XXXVIII, 10; Псал. IX, 14; CVI, 18), или «Вратам смерти» (Sclmarej mabet), упоминающимся в книге Иова (XXXVIII, 17). Но при сопоставлении с комментариями Макробия их можно объяснить именно астрологически, согласно древним верованиям. Но при этом надо принять во внимание, что древним евреям было чуждо верование в переселение душ по смерти на небо. Наоборот, бледные тени умерших (refaim) обитали в подземном мире (Scheol). Поэтому то представление о двух небесных вратах, ведущих с неба и на небо, у евреев изменилось в представление о вратах небесных и о вратах преисподней. И так как сама душа обитала по смерти своей лишь в виде какой-то бледной тени в недрах земных, то Млечный Путь из дороги душ превратился в лестницу духовных существ, посланников Бога ангелов. Верование в существование небесных ворот, о котором, говорит Макробий, было, повидимому, распространено у многих народов, только не всегда оно относилось к созвездию Рака. Врата неба напоминало также созвездие Близнецов, пoтому что расположение звезд в нем похоже на скрещенные балки на что указывает и дошедшее до нас условное обозначение этого зодиакального знака:. Спартанцы называли Близнецов «Докана», т.е. балками, равно как и своих древних идолов Диоскуров. Это были два деревянных параллельных бруска, соединенные двумя другими, положенными поперек. В Китае и Японии созвездие Tsing, соответствующее Близнецам, также означает скрещенные балки. Наконец, что интереснее всего, в зодиаке древних еврейских каббалистов Близнецы символически обозначались двумя створками дверей. Лестница Иакова Млечный Путь, на западной части которого вверху видно созв. Трона; на востоке открыты врата небесные (взошло созв. Раки), на западе закрылись врата преисподней (зашло созв. Козерога). Рис. А. А. Чикина. 7

8 Созвездие Близнецов находится возле Рака и прямо на Млечном Пути, который в этом месте имеет прорыв один из так называемых в астрономии «угольных мешков»; это место, в связи с балками или створками ворот фигуры самого созвездия, действительно, могло наводить на мысль о вратах небесных, о небе отверстом в этом именно месте хрустальной сферы. Млечный Путь бывает похож более всего на лестницу, т.е. стоит перпендикулярно к горизонту в зимние вечера, в это время и созвездие Трона своим положением более всего напоминает седалище, при высоком положении его на небе, у самого почти зенита. Все это астрономически подробности, удивительно совпадающие между собою и обусловливающие «сновидение» Иакова, согласно библейским подробностям. Можно даже, принимая во внимание, что путник созерцал вид неба после захода солнца, как только стемнело, определить и более точно время этого сновидения. Именно, указанное расположение созвездия Трона и Млечного Пути после захода солнца бывает в декабре и январе. Млечный Путь проходит тогда почти посредине неба, через зенит; одна половина его поднимается на северо-запад, имея вверху созвездие Трона, и эту часть именно созерцал путник, лежавший, следовательно, лицом к западу; другая половина от зенита спускалась на восток, и над горизонтом в это время уже стояли созв. Рака и Близнецов врата небесные; ворота же умирающих, Козерог уже скрылись за западным горизонтом; вот почему, вероятно, в описании видения Иакова отмечены «врата небесные», тогда как «врата преисподней» уже отсутствовали на видимом небосклоне. Что тут идет речь именно об одном из зодиакальных созвездий, так это следует и из самого наименования «дом Божий». Евреи называли зодиакальные созвездия «столицами» или «домами Божьими», и самый культ их «бетелов» (домов Божьих) имел, по-видимому, астрономическое происхождение. Каждый знак зодиака, каждый «дом Божий» отмечался камнем, отесанным в виде клина; впоследствии на груди первосвященника, во время богослужения, возлагался ефод из 12 драгоценных камней, причем на каждом камне было вырезано имя каждого колена, соответствовавшее определенному зодиакальному созвездию. См. об этом: Nicmojewski, Bog.lezus, Warszawa, 1909, стр Beth-El =Дом Божий. откуда и название города Люца Вефилем Срав. также М. Bergel, Mythologie der alien Hebraer, I, p. 76; раввинское предание (Midr. Beresch.) рассказывает, что камнем в изголовье Иакова было двенадцать, но когда он на следующее утро проснулся, то они слились в один, что служило указанием на единство 12 колен Израильских. Созвездие Трона теперь больше известно под другим названием Кассиопеи, но это имя собственно относится к женщине, восседающей на этом троне, при чем рисовать ее тут стали, вероятно, много позже того времени, когда созвездие Трона уже существовало. В древнейших небесных списках созвездий оно, 8

9 действительно, носит название Трона; у древних латинцев оно также носило это имя Solium, т.е. седалище. Срав. у Фламмаргона, История неба, Спб 1875 г., стр В библейском рассказе собственно повествуется, что Бог стоял на лестнице (nizzab alav), а не сидел, в славянской же Библии это выражено неопределенно: утверждался. Вряд ли вообще надо понимать буквально стояние Бога, а не просто присутствие Его на верху лестницы. Впрочем, комментаторы Библии понимают это место в том смысле, что Бог стоял не на ней (лестнице), а перед ним, т.е. Иаковом (напр., у Kautzsch'a: stand vor ihm; см. также А. Каган, Комментарии на Бытие, и в Талмуде: Chulin, 91, 2). Такое понимание, однако, расходится с рассказом Иосифа Флавия, который передает, что Иаков видел Бога во сне «на самом конце лестницы». Это замечание показывает, как понималось местонахождение Бога во время видения Иакову в I веке нашей эры. Точно также и еврейские каббалисты полагали, что Иаков видел на лестнице начертание неизреченного имени Божия (Яхве) (об этом см. ниже, гл. III). Млечный Путь или дорога (nstiv hechalav в позднейшей старинной еврейской литературе) и лестница (sullam) в сущности понятия очень близкие друг другу. Путь на гору, дорога вверх это ведь почти лестница, потому что последняя употребляется для того, чтобы взбираться вверх, точно так же, как и опускаться вниз. (См. у Э. Ренана, Истор. Израиль, народа, т. I, стр. 91. В талмудической литературе это слово означает также «ступенчатый ход». Sullam собственно «ступеньки», от salal тяготить, давить вниз, топтать, ступать.) Замечательно, что название Млечного Пути дорогой сохранилось у многих народов. И у нас на Руси он известен под именем «дорог», «дороги Моисея», «дороги Богородицы ко Христу в рай» (См. словарь Даля, а также Г. Парвилъ, Астрономия в вопросах и ответах, Сиб г., стр. 34). Последнее название любопытно при сравнении его с мистическим сближением лестницы Иакова и Богородицы, о чем было сказано выше. Две части Млечного Пути, одна, спускающаяся от зенита к западу, другая к востоку собственно напоминают двойную лестницу, половинки которой соединены вверху, а у основания отставлены друг от друга. Вестниками Божьими, восходящими и нисходящими по лестнице, очевидно, символизируются в библейском рассказе восходящие и нисходящие звезды. Что ангелы у евреев часто отожествлялись со звездами, это явствует из многих мест Библии. Так, напр., при сравнении Быт. II, 1 и Псал. XXXII, 6 с Нав. V, 14, 1 Паралип. XII, 22 видно, что под воинством небесным подразумеваются одновременно звезды и совокупность небесных служителей Яхве Саваофа «Вечного воинства». В книге Иова рассказывается, что Бог положил краеугольный камень земли «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов. XXXVIII, 6 7). А. Ревиль говорит: «судя но этому тексту, кажется, звезды, считавшиеся одушевленными существами, играли в яхвистской религии и роль подчиненных единого Бога». Из книги Судеб мы действительно видим, что звезды, словно одушевленные существа, «сражались с неба, с путей своих сражались с Сисарою» (Суд. V, 20). В апокалипсисе Эноха сыны Божии, сошедшие с неба и вступившие в общение с дочерями человеческими, изображаются также под видом звезд (Энох, LIIIV; срав. Быт. VI, 2). При чтении описания сновидения в Библии остается непонятным сначала восхождение вестников по лестнице, потом нисхождение, тогда как по здравому смыслу наоборот, сначала надо было сойти с неба, чтобы получить возможность вновь подняться на него. Эта несообразность уже была подмечена талмудистами, но объяснялась ими мистически. В Талмуде и Мидраше «восхождение» и «нисхождение» понимаются в том смысле, что ангелы, сопровождавшие Иакова во время его путешествия по Ханаану, взошли на небо, а другие ангелы, имевшие сопровождать его в Халдею сошли с неба на землю. Однако, при астрономическом понимании видения, совершенно нет нужды в мистических объяснениях, и становится вполне понятным, почему сначала восхождение, потом нисхождение. Если ангелы это звезды, то о звездах, разумеется, удобнее сказать восходят и заходят, чем наоборот. К 9

10 тому же восток предпочтительнейшая у евреев страна света из всех четырех. На их языке kedem восток, одновременно означает и «впереди». Замечательно, что явление небесных вестников Иаков видит не один раз. В XXXII гл. Бытия рассказывается также, что однажды, во время своего путешествия он видел, как шли ему навстречу ангелы Божии, почему он и назвал то место: Маханаим (1 2 ст.). Это название Machoneh Elohim собственно означает двойственное ополчение Божие. Очевидно, тут опять имеем дело с сонмом восходящих и нисходящих вестников-звезд, по движению которых путник направлял свой путь, согласно старинным астрологическим воззрениям. Kpoме библейского повествования о сновидении Иакова есть еще другое, подобное же сказание. Это апокриф о «Лествице Иакова». Дошел он до нашего времени в древних славянских рукописных сборниках, восходящих к XV столетию. Вероятно, апокриф этот был занесен к нам, вместе с другими подобными же произведениями, из Византии и потому является переводом с греческого. К сожалению, однако, греческая версия его до сих пор остается неизвестною. Поэтому мы вынуждены при изложении здесь сновидения по Апокрифу, пользоваться только славянскими текстами, предварительно сделавши сводку их. Из апокрифа мы узнаем, кроме библейских подробностей сновидения, что ступеней на лестнице было двенадцать, при чем на правой и левой сторонах лестницы на этих ступенях были видны человеческие лица, «пременяюшие зрак свой»; они были расположены по два на каждой ступени, так что всех было двадцать четыре лица; кроме того было видно на верху лестницы еще одно лицо «акы человеческое, из огня изсеченное»; оно находилось прежде или превыше всех остальных и отличалось тем, что представляло собою голову до «раму и руку», т.е. до плеч и рук, иначе говоря отрубленную голову, тогда как по крайней мере некоторые из, остальных были видны «до персей» иначе сказать в виде бюстов. При этом верхнее лицо было «излиха страшно», т.е. по своему виду ужаснее всех остальных. Бог утверждался на лестнице, восседая на херувимах, на престоле славы огненном, держа и нося четвероличных херувимов и многоочитых серафимов по другому варианту стоял над «лицем горним», т.е. над верхней ужасной головой и говорил с высоты Иакову. Пробужденный страшным сновидением и, не понимая его смысла, Иаков обращается с молитвой к Богу, прося разъяснить ему смысл сновидения. Тогда Бог посылает своего архангела Сарикля властителя снов, и последний объясняет Иакову значение его сна. Иаков, увидевши архангела, не убоялся его, потому что виденное им во сне было гораздо страшнее самого архангела. Объяснения архангела мистического свойства. Лестница это век сей, ступени времена века, 24 лица «цари язык беззаконного века; в тех царях истязана будут чада чад твоих и род сынов твоих» и т. под.; из дальнейших толкований сновидения явствует, что по крайней мере эти толкования писаны уже христианским писателем, так как ангел пророчествует объясняя сновидение, о рождении Христа, о поклонении ему волхвов по указанию звезды и проч. Наш исследователь славянской апокрифической литературы И. И. Порфирьев, обращает внимание, что некоторые места этих объяснений одинаковы с подобными же фразами из другого апокрифа «Сказаниe Афродитиана». Кроме того, в самых славянских списках много разных вариантов. Все это указывает на то, что вероятно не одна рука приложила свое усердие к апокрифу по части дополнений, изменений и всяких вообще редактирований его. Во всяком случае, объяснительная часть апокрифа для нашего исследования имеет второстепенное значение. Нам гораздо интереснее будет рассмотреть само сновидение, которое и в апокрифе, по нашему мнению, имеет астрономический смысл, т.е. является дальнейшим детальным описанием декабрьско-январской картины вечернего звездного неба. Но здесь не мешает вспомнить то, что говорил Н. А. Морозов в его «Откровении». Апокриф о лестнице, как и Апокалипсис, также дошел до нас, пройдя через многие руки, если даже и не одних невежественных переписчиков, то во всяком случае людей, совершенно не понимавших, реального смысла, заключавшейся в нем картины. И потому тут были совершенно II. 10

11 естественны вставки и изменения, казавшиеся необходимыми таким переписчикам-редакторам, но на самом деле являющиеся совершенно лишними, затемняющими настоящую суть дела, изложенную неизвестным нам автором-астрологом этого апокрифа. Разбираясь в истинном смысле сновидения, мы попутно отметим и те места текста, которые возбудят у нас подозрение в своей подлинности. Для понимания астрономической картины, заключающейся в апокрифе, возьмем карту вечернего звездного неба декабрьскую или январскую, более или менее подходящую к тому состоянию неба, которое мы выяснили уже себе, руководствуясь библейским сказанием. Если на нашей карте обозначены линиями часы прямого восхождения, то мы сразу поймем, почему лестница Иакова имела 12 ступеней: Млечный Путь пересекается двенадцатью линиями (степенями) прямого восхождения, потому что, проходя через зенит и составляя, как известно, дугу большого круга на сфере небесной он виден нам в это время ровно наполовину, имея два схода на восток и запад. Вид вечернего декабрьско-январского звездного неба, соответствующей видению лестницы. Рис. А. А. Чикина. Теперь пойдем дальше. На верху лестницы была отрубленная голова ужасного вида. Среди созвездий известна только одна такая страшная голова, действительно, рисовавшаяся на древних звездных картах «до раму и руку», чем она и отличалась от остальных полных фигур созвездий людей и зверей. Одним словом, мы узнаем в этом загадочнотаинственном описании созвездие головы Медузы, которую отрубил и несет в руках Персей. В мифологии Медуза считалась, действительно, ужасной головой. При взгляде на нее не только люди, но и животные превращались в камень, потому что кроме её ужасного взора на голове этой вместо волос извивались змеи. На древних астрономических картах голову Медузы изображали как раз в той части созвездия Персея, где находится знаменитая переменная звезда Альголь, получившая это название у арабов, вероятно за свою, загадочную для них, изменчивость: Algul по-арабски означает чудовище, дьявол; и сам Персей у них назывался «несущим чертову голову». Замечание апокрифа, что лицо было 11

12 Персей, несущий ужасную голову Медузы, которая была видна на верху лестницы Иакова. из огня иссечено, очевидно, является намеком на звездное происхождение фигуры; древним созвездия представлялись таинственными фигурами, нарисованными на стеклянной сфере неба огненными линиями звезд. Указание апокрифа на то обстоятельство, что страшное лицо находилось вверху лестницы, окончательно убеждает в том, что здесь разумеется голова Медузы. Персей с этой страшной головой, действительно, находится на Млечном Пути, а во время видения, вверху на небе. Указание же, что голова видна на лестнице прежде или превыше всех, заставляет думать о наблюдении автором апокрифа головы Медузы, во время видения, в зените своего места наблюдения. Но если верхнее ужасное лицо является определенной звездной группой, то невольно является предположение, не означают ли собою и другие 24 лица остальных созвездий неба, видимых в это время? В самом деле, возьмем звездную карту соответствующего вида, т.е. с головой Медузы в зените неба, станем лицом к западу, где на Млечном Пути вырисовывается созвездие Трона, и проследим лицевые созвездия, видимые в это время на небе: влево oт Млечного Пути вправо oт Млечного Пути на звездной карте находятся следующие созвездия: 1) Лицо прикованной женщины (Андромеды). 2) Лицо коня крылатого (Пегас). 3) Лицо человека, льющего воду из урны (Водолея). 4 5) Лица двух рыб зодиакальных. 6) Лицо чудовища морского Кита. 7) Лицо Агнца (Овна). 8) Лицо Тельца. 9) Лицо небесного охотника Ориона. 10) Лицо Зайца. 11) Лицо Единорога. 1) Лицо ефиопского царя Цефея. 2) Лицо Лебедя. 3) Лицо Дракона. 4) Лицо Малой Медведицы. 5) Лицо Большой Медведицы. 6) Лицо человека, несущего ужасную голову (Персей). 7 8) Лица Возничего и Козы, сидящей у него на плече. 9 10) Лица двух братьев Близнецов. 11) Лицо Рака. 12) Лицо Сириуса (Большой Пес). 12) Лицо предтечи Cиpиyca Проциона (Малый Пес). Все перечисленные 24 лица созвездий находятся на древних сферах; разумеется, названия созвездий, возникшие в позднейшее время не могли входить в счет, как, наприм., Рысь, Камелеопард, Ящерица, Муха, Скульптор, хотя были также видны в это время на небе. Не могли, конечно, идти в счет и нелицевые созвездия Эридан и Треугольник. 12

13 Старинная карта северного неба с мифологическими фигурами созвездий. Перевернувши ее верхом вниз, можно найти созв. Трона и под ним голову Медузы, от которой направо и налево видны лицо Тельца и лицо Пегаса, изображенные наполовину, а также большинство других лицевых созвездий северного неба. Таким образом видим, что 24 апокрифических лица не трудно отыскать на небе при том его состоянии, при котором наблюдалась лестница. Но, однако, тут выходит некоторое противоречие с текстом апокрифа. По апокрифу все 24 лица человеческие, тогда как из лицевых созвездий человеческих только восемь, остальные принадлежать животным и чудовищам. Не надо, впрочем, забывать, что многие из созвездий, изображавших собою животных, на некоторых древних сферах изображались с человеческими ликами. Так, напр., рассматривая древний арабский зодиак, мы невольно обратим внимание на то обстоятельство, что в нем каждое зодиакальное изображение, если оно и без того не человеческого вида (в роде, напр., Близнецов, Водолея) представлено с человеческим обликом. Так, Телец и Овен изображены с сидящими на них всадниками, между двух Рыб изображение человека, сидящего на коленях, даже Рак изображен с человеческим обликом. Подобное же мы видим на древнем египетском 13

14 зодиаке, где только Телец и Лев без человеческих обликов. Автор апокрифа вероятно имел отчасти это в виду, и быть может, этим объясняется его непонятное выражение»на каждой ступени по два лица человеческих, пременяющих зрака своего». Древний арабский зодиак с человеческими обликами созвездий. Другое несовпадение звездной картины с апокрифической можно заметить в выражении о виде двадцати четырех лиц, размещенных на ступенях лестницы. Это выражение, хотя и отсутствует в одной редакции апокрифа, но по смыслу скорее надо думать, что оно было просто пропущено здесь переписчиком, чем вставлено в другой редакции. Это выражение не совсем ясно: «се лица на лествицы до перси их»; неясно написанное слово «се» не дает права относить это выражение ко всем 24 лицам. Телец и Пегас, как раз верхние лица, расположенные во время видения к востоку и западу от головы Медузы, действительно, всегда рисуются на древних звездных картах «до перси их», т.е. только с передней частью своего туловища, по грудь. Кроме того, ближайшие к горизонту созвездия Водолея, Лебедя, Б. Пса и Рака были видны тоже только частью, выглядывая из-под горизонта «до перси их». Возможно, однако, допустить, что не понимавший сути дела переписчик вставил это выражение только потому, что о верхнем лице было сказано: «до раму и руку»; но если верхнее до «раму и руку», то остальные по крайней мере»до перси их». Это дополнение могло напроситься само собою. Относительно местонахождения и положения Бога во время видения в списках большая путаница и взаимные противоречия. Так, сказано сначала, что Бог утверждался на лестнице, потом, что он стоял «над лицем горним». Второе замечание вероятно позднейшая вставка недоумевающего переписчика по поводу того, где поместить Бога, если верхняя ступенька занята ужасным лицом? Но при астрономическом понимании этому недоумению нет места, так как созвездие Трона находится вверху на западной части Млечного Пути, против так сказать, другой части, наверху которой на самой верхней ступеньке помещается голова Медузы. Наконец, в другой редакции апокрифа прямо говорится, что Бог восседал на престоле огненном, среди херувимов и серафимов «якоже видех во сне моем». Нельзя, однако, не заметить, что описание Бога, восседающего на престоле, окруженном херувимами, заимствовано из видений Иезекиля (I, X) и, быть может, потому является позднейшей вставкой в апокриф, тогда как остальное описание видения несомненно носит оригинальный характер и не имеет, насколько нам известно, параллелей в других апокрифических сочинениях. Итак, рассмотревши теперь с точки зрения астрономической апокрифическое видение лестницы, мы приходим к окончательному заключению, что как бы ни был текст его испорчен, все же из него можно ясно понять, что видение действительно представляет собою картину звездного неба, видимую при известных условиях. 14

15 Происхождение апокрифа о лествице до сих пор оставалось невыясненным. Затруднение проистекало из того, как мы уже сказали, что помимо славянских текстов этого апокрифа другой версии, например, греческой, не обнаружено. Однако, Епифаний Кипрский ( гг.) упоминает о существовавшем в его время произведении о лестнице Иакова. И. Я. Порфирьев, однако, говорить, что трудно сказать чтолибо определенное о том, в каком отношении стоит славянский апокриф к древнему апокрифу, упоминаемому Епифанием и приписываемому последним еретикам евионеям. Но, прежде всего, вряд ли можно утверждать, что Епифаний приписывал составление этого апокрифа евионеям. В своем «Панариуме» обзоре древних ересей, он отмечает лишь, что произведение это обращалось на ряду с другими среди евионеев, при чем перечисляет вообще всю литературу сомнительного достоинства, которой пользовались эти еретики. В начале он говорит: «Евионеи и другими некими книгами... пользуются... иное подделав в них, не многое же оставив неповрежденным». Затем следует перечисление книг с кратким пояснением каждой; в числе других упоминается и лествица, в довольно туманном выражении: «Ибо предполагают некоторую лестницу и указание, по-видимому, в лестнице Иакова». Это неопределенное выражение в связи с вышеприведенной выдержкой из контекста о подделке «некиих книг», уже существовавших раньше, еще не позволяет делать заключения о составлении упомянутого произведения евионеями. Дальнейшее же пояснение Епифания прямо говорись лишь о неправильном с его точки зрения, толковании евионеями Лестницы Иакова, которые относили ее как к храму и жертвам, так и огню на жертвеннике. Смысл последнего замечания станет для нас вполне понятен, когда мы вспомним, что талмудисты также объясняют лестницу Иакова, как прообраз храма Иерусалимского и жертв. Очевидно, у Енифания мы встречаем впервые это иудейское толкование, которое пошло от евионеев и через них попало к позднейшим талмудистам. Епифаний, как христианин, конечно, не мог сочувствовать такому толкованию, особенно, если в его время уже складывалось христианское преобразовательное значение лестницы. Евионеи же, или евиониты это секта иудействующих христиан, возникшая во второй половине II века и державшаяся до начала V столетия нашей эры; евионеи признавали обрезание и во многом еще не могли порвать с иудейством, почему и толкование лестницы в смысле ветхозаветном было для них вполне естественным. Hо в замечании Епифания есть и нечто большее, чем мы встречаем в талмудическом толковании лестницы. Последнее сводится к следующему: лестница, стоявшая на земле, означает жертвенник, который должен быть сделан из земли (Исх. XX, 24): верх лестницы касался неба, жертвы восходили также к небу; ангелы Божии это первосвященники, которые во время богослужения в храме восходили и нисходили по лестнице; Господь стоял над лестницей но и прор. Амос видел Бога, стоявшим над жертвенником (Амоса IX, 1). Но если лестница это храм, жертвенник и жертвы, то какой же подробности сказания о лестнице должен соответствовать «огонь на жертвеннике», особенно подчеркиваемый Епифанием? Ясно, что в библейском сказании такой подробности нет, но зато мы легко обнаруживаем ее в апокрифическом сказании именно то самое ужасное лицо на верху лестницы, которое было «иссечено из огня». Таким образом мы можем сказать уже и нечто определенное о том произведении о лестнице Иакова, которое упоминается у Епифания. Очевидно, это и есть прототип нашего славянского апокрифа, разбором которого мы только что занимались. А если это так, то стало быть, апокриф о лестнице уже существовал в IV веке нашей эры и ведет свое происхождение от более древнего времени, потому что среди евионитов нельзя еще искать автора этого «сновидения» и все, что можно к ним отнести, это только подделку произведения иудейское толкование его. Итак, значит, исторические соображения доводят нас лишь до IV в. нашей эры. Посмотрим теперь, что могут нам дать соображения астрономические о времени возникновения этого апокрифа? III. 15

16 В самом деле, голова Медузы наблюдалась автором апокрифа в зените его места наблюдения, как это мы вывели выше из самого текста апокрифа. Место же наблюдений это древний ханаанский город Люц, названный наблюдателем в память видения Домом Божьим или Вефилем; он расположен к северу от Иерусалима и почти касается 32 параллели северной широты. Наиболее яркая звезда головы Медузы Альголь, этот глаз ужасного лица, имеет положение на небесной сфере для 1880 г. по D +40 о 30' и, следовательно, будет наблюдаться во время своей верхней кульминации в зените местностей, расположенных вдоль 40 1 \ 2 -й параллели. В Вефиле же он будет отстоят от зенита к северу на 8 1 \ о 2. Но так как существует явление, известное в астрономии под именем прецессии, или предупреждения равноденствий, вследствие которого положение звезд на сфере небесной меняется в течение веков как по D так и по АR, то и географическое место видимости какой-нибудь звезды в зените изменяется, соответственно изменениям её координат. Следовательно, географическое место видимости головы Медузы в зените в прежнее время было иным. Так как Альголь ежегодно изменяет свое положение на сфере небесной по D на величину +14»,2 при AR 3 h 0 m, то, следовательно, можно путем простого вычисления приблизительно узнать, в каком веке Альголь наблюдался над Вефилем в зените? 40 о о 56 (φ Вефиля)=8 34 ; 14.2=2172 г.; = = 292 г., т.е. III IV века до P. X. Вычисление это показывает, что такое положение Альголя, а следовательно и головы Медузы над Вефилем могло наблюдаться в Ш IV в. до нашей эры. К сожалению, о какойнибудь точности тут говорить нельзя, потому что разница в положении на 1 2 о в ту или иную сторону, совершенно не существенная для глаза наблюдателя, однако, отодвигает наблюдение почти на три пять столетий в ту или иную сторону от указанной даты, приближая его, следовательно, ко временам Епифания, или отодвигая вглубь прошедших времен, к тому отдаленному героическому периоду, с которым предание связывает имя патриарха Иакова. Теперь возникает новый, не менее интересный вопрос: в каком же отношении стоит апокриф к библейскому сказанию о лестнице? Есть ли это произведение двух разных авторов или, быть может, как апокриф, так и библейское повествование являются просто двумя редакциями, распространенной и сокращенной, одного и того же произведения, составленного одним лицом? Последняя гипотеза, в сущности, является более естественной, так как в противном случае нам пришлось бы сделать более сложное предположение, именно, что автор апокрифа, понявши астрономический смысл библейского сказания, развил свое повествование в том же направлении. Здесь не мешает заметить, что Гункель, останавливаясь на библейском сказании о лестнице, отрицает внутреннюю связь этого видения с прочими библейскими рассказами об Иакове и упрекает Дильмана в том, что он фальшиво привносит в своем исследовании эту связь. В самом деле, сновидение совершенно легко могло бы отсутствовать в тексте Бытия, не нарушая в дальнейшем остального библейского повествования. Поэтому вполне возможно допустить, что оно вставлено в Библию впоследствии, причем редактор Бытия опустил подробности о 25 лицах, размещенных на лестнице, так как они могли казаться ему, не понимавшему астрологического смысла видения, совершенно неуместной подробностью. Что Бытие, как и остальные книги Пятикнижия, является произведением сложным, составившимся из разных документов, принадлежавших разным авторам различных эпох, это блестяще доказывается критическим научным анализом этого произведения, который признается в настоящее время неоспоримым большинством иностранных ученых и богословов. Окончательная редакция Бытия, в том виде, в котором мы находим ее теперь в Библии, сложилась по мнению этих ученых, за 4 или 4,5 столетия до нашей эры. Таким образом, весьма правдоподобно предположить, что рассказ о лестнице, возникший, согласно астрономическим расчетам, около этого времени тогда же и был включен в Библию, но только в сокращенном виде, тогда как более распространенная редакция его оставалась в виде отдельного произведения. Иосиф Флавий, писавший свои «Иудейские древности» в I веке нашей эры, уже излагает видение Иакова, но по библейскому источнику, очевидно, не зная, или скептически относясь к апокрифическому. Вот его описание: «(Иаков) ночевал под открытым небом, преклонив голову на собранные им камни. И вот во сне ему явилось следующее видение: ему казалось, что он видит лестницу, ведшую с земли до самого неба, а но ней спускаются видения более 16

17 благородные, чем люди, а на самом конце её он ясно увидал самого Господа Бога, который назвал его по имени и обратился к нему со следующей речью..». Другая версия находится у еврейских каббалистов, с одною очень любопытной особенностью. По их мнению, Иаков, первый из смертных видел ворота неба открытыми и лестницу, простертую от земли до неба, а на ней начертанные буквы: I. Н. V. Н. Эти буквы, так назыв. тетраграмма, соответствуют четырем еврейским: йод хе вау хе, служащим для написания неизреченного имени Божия Яхве. Быть может, в древности эти литеры символически видели в ярких звездах, составляющих созвездие Трона астрологическое местопребывание Божества. (Арабы, наприм., видели в этом созвездии руку, указывающую перстом на звезды, находящиеся впереди. На старинных же гравюрах часто можно видеть изображение десницы Божьей с простертыми перстами для благословения и надписанием еврейской тетраграммы. Замечательно, что указательный перст небесной десницы направлен в сторону отверстых врат неба (созв. Рака и Близнецов). Впоследствии рассказ об ангелах, восходящих и нисходящих на небо попал и в Евангелие Иоанна, но здесь получил уже совершенно христианскую версию: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан. I, 51). Между тем апокрифическая редакция Лестницы вероятно продолжала циркулировать в виде отдельного произведения, а впоследствии, у евионитов получила соответствующие толкования. Евиониты в первое время проповедывали свое учение и имели свои общины в Палестине и Сирии, следовательно на родине Лестницы и лишь только около конца IV в. стали приходить в более частые сношения с православными. Первоначально Лестница, очевидно, существовала на еврейском языке, но впоследствии, когда евиониты распространились в глубь Малой Азии, ее рано ли поздно ли, должны были перевести на тогдашний литературный греческий язык, и эта-то, предполагаемая нами, греческая версия обращалась впоследствии в Византийской империи. С исчезновением евионитов, Лестницей стали пользоваться христиане, но теперь иудейские толкования были неуместны. Переписчики стали исключать их, вводя взамен христианские объяснения. Сюда вставили и цитаты из «Сказания Афродитиана». Вообще, теперь делать христианские комментарии, повествуя от лица ветхозаветного патриарха Иакова, было очень удобно, когда были уже известны последующие исторические события от рождества Христова и далее. В таком виде Лестница попала, наконец, и к нам на Русь и была переведена на славянский язык. Это последнее предположение уже почти очевидная истина, потому что славянские ветхозаветные апокрифы являются не чем иным, как переводами и, в лучшем случае, переделками подобных же сочинений, обращавшихся в Византии. 17

docplayer.ru


Смотрите также