Библиотека Лауренциана. Лестница библиотеки лауренциана


Флоренция - библиотека Лауренциана (Лаврентия). Древние библейские манускрипты

Основанная в середине 15 в. Козимо Медичи Старшим и позже обогащенная его внуком Лоренцо (Лаврентием) Медичи (отсюда и название), библиотека Лауренциана содержит уникальную коллекцию из 150 000 книг, 11 000 рукописей и 2 500 папирусов. Здание библиотеки и внутренние помещения спроектированы самим Микеланджело в середине 16 в. с использованием новейших разработок того времени. Строение, таким образом, выглядит гораздо младше своих современников.

В библиотеку можно попасть по единому билету (отдельному от Капеллы Медичи) - библиотека, катакомбы и Собор Сан-Лоренцо (который мы с вами посетим в следующий раз). Надо сказать, во Флоренции все храмы, в которых я был, платные (за исключением Кафедрального Дуомо).

Террасы внутреннего дворика с памятными досками и прахом связанных с библиотекой деятелей

Апельсиновые деревья

Посередине виден купол Капеллы Медичи

Сад и лужайка, куда вход запрещен

Старинная фреска

А это уже купол главного собора Флоренции - Дуомо. Вид со второго этажа террасы

сЕлфи :)

Читальный зал библиотеки. Дизайн Микеланджело

Купол

Старинные книги

В библиотеке хранятся довольно известные в научных кругах библейские кодексы. Кодекс Амиатинус (7-8 вв.)

Ездра пишет свои книги

Первое полное издание Библии на четырех языках - еврейском, греческом, латинском и арамейском, 16 в.

Первое издание Септуагинты, 1518 г.

Библия на латинском, 16 в. На иллюстрации - устройство скинии из книги Исход

Еще одна Вульгата, 15 в.

Билингвальная Библия (греческо-латинская), конец 15 в.

Еврейское Пятикнижие, 15 в.

Библия Сончино, конец 15 в.

Информация о библиотеке. Кое-что еще из хранящегося там, а также больше фотографий библейских кодексов можно посмотреть по этой ссылке

Книга отзывов

Даже лестница здесь - архитектурный шедевр, спроектированный Микеланджело

В катакомбах находятся эскизы Донателло

А вот и его гробница

Волхвы

Как и в Капелле Медичи, здесь есть своя сокровищница

Мария и Иосиф бегут в Египет

Памятные доски и гробницы с прахом

В следующий раз познакомимся с флорентийской церковной культурой. Отправимся в Собор Сан-Лоренцо. Продолжение следует...

Кстати, еще одну старинную библиотеку - в Австрии - я посещал годом ранее. Вот ссылка

toshaleb.livejournal.com

Библиотека Лауренциана - путеводитель

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Библиотека Лауренциана (1524-1534)

«Но затем он придумал и нечто лучшее и пожелал показать это там же в библиотеке Сан Лоренцо в прекрасном членении окон, в разбивке потолка и в дивном входе в это помещение. Никогда еще не видано было изящества более смелого как в целом, так и в частях, как в консолях, в нишах и в карнизах; не видано было и лестницы более удобной, с ее столь причудливыми изломами ступенек, и все это настолько отличалось от общепринятого другими, что поражало каждого.

Пришлось Микеланджело отправиться в Рим к папе Клименту, который, хотя на него и гневался, простил ему все, будучи другом талантов. Он приказал ему ехать обратно во Флоренцию для окончательного завершения библиотеки и сакристии Сан Лоренцо, а, чтобы ускорить работы, большое число статуй, для них предназначавшихся, были распределены между другими мастерами. потолок был отделан деревянной резьбой по его моделям руками флорентийцев Карота и Тассо, превосходных резчиков и мастеров, а также и живописцев, полки же для книг подобным же образом были выполнены Баттистой дель Чинкве и его другом Чапино, хорошими мастерами этого дела.

Когда в 1533 году приключилась смерть папы Климента, во Флоренции остановились работы и в сакристии и в библиотеке, которые, как ни старались их закончить, так и остались незавершенными» Вазари.

Параллельно с работой над гробницей семейства Медичи, Микеланджело был занят строительством библиотеки Лауренциана. примыкающий к церкви Сан Лоренцо, известного хранилища ценнейших рукописей и книг, входящего в комплекс церкви Сан Лоренцо, над проектом фасада которой так безуспешно трудился мастер, и Новую сакристию которой он превратил в величественную капеллу Медичи. Был возведен вестибюль библиотеки и зал для хранения и чтения рукописей . который представляет собой длинное помещение из серого камня со светлыми стенами. Вестибюль, высокое помещение с многочисленными утопленными в стену сдвоенными колоннами, словно с трудом сдерживает лестницу, изливающуюся на пол. Ступени гармонически сочетаются и со скруглениями фронтончиков над ложными декоративными окнами вестибюля.

Впервые Микеланджело в своем проекте отказался от использования скульптурных элементов. Одними лишь средствами архитектуры достигнут эффект захватывающей выразительности в вестибюле с его сложной системой сдвоенных колонн, которые, будучи вдвинуты в углубления стены, в два яруса обходят небольшое по площади пространство.

Впечатление дополняет необычная по композиции трехмаршевая монументальная мраморная лестница с полукруглыми ступенями и очень низкими перилами. Заполняя своей массой большую часть площади обширного вестибюля, начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, она будто вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава, столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморных ступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления.

Высота вестибюля подчеркнута тремя ярусами членений. Причем нижний ярус, завершенный карнизом, воспринимается как своего рода постамент для массивного среднего яруса, со спаренными колоннами и ложными окнами, и верхнего, облегченного, декорированного спаренными пилястрами. Динамика, напряженность, тревожный ритм величавого вестибюля и лестницы как бы подчеркивают значение входа в спокойный, громадной протяженности (длина его 46,2 м) зал библиотеки, светлый и гостеприимный. Все в этом зале, от капитальных, украшенных резьбой пюпитров с рукописями до узора деревянного потолка и наборного рисунка пола, выполнено по эскизам Микеланджело.

28 сентября 1555 года состарившийся Микеланджело описывал лестницу: ". будто бы взял я несколько овальных ящиков с днищем в одну пальму каждый, но разной длины и ширины, и самый большой и первый я будто поместил на полу на расстоянии от стены с дверью, зависящим от того, какой вы пожелаете сделать лестницу: отлогой или крутой. На первый ящик я положил бы второй, настолько во всех направлениях меньше первого, чтобы он над ним выступал не более того, сколько требуется для подъема ноги, так, чтобы в направлении двери ящики по отношению друг к другу уменьшались и отступали опять-таки ради подъема и чтобы верхняя, самая маленькая, ступень равнялась проему двери. А к описанной овальной части лестницы должны примыкать как бы два крыла с той и с другой стороны, со столькими же ступенями, но не овальными. Средняя из этих лестниц предназначается для государя - от середины до верха названной лестницы, а повороты названных крыльев должны возвращаться к стене, от середины же вниз до самого пола они должны, как и вся лестница, отстоять от стены приблизительно на три пальмы так, чтобы нижняя часть помещения не была занята ничем и оставалась свободной со всех сторон. Я описываю смешные вещи, но отлично знаю, что вы кое-что полезное в них найдете".

Заказ на сооружение библиотеки Лауренцианы поступил к Микеланджело в 1520 г. проект был закончен в 1524 г. и в том же году началось строительство, спустя два года работы были прекращены практически на завршающей стадии. В 1530 г. строительные работы были возобновлены. Лестницу, строившуюся в 1533-1534 гг. Амманати завершил только в 1558-1559 гг. когда Микеланджело выслал из Рима глиняную модель лестницы, ставшей главной достопримечательностью вестибюля библиотеки. В 1571 г. состоялось торжественное открытие библиотеки - через полвека от начала работ.

Хотя проект гробницы Юлия II требовал архитектурной проработки, но серьезная работа Микеланджело-архитектора началась имено с проекта фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции, лестницы и зала библиотеки Лауренциана.

Рекомендуем ознакомится: http://www.mikelangelo.ru

worldunique.ru

Библиотека Лауренциана - строительство

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Библиотека Лауренциана (1524-1534)

«Но затем он придумал и нечто лучшее и пожелал показать это там же в библиотеке Сан Лоренцо в прекрасном членении окон, в разбивке потолка и в дивном входе в это помещение. Никогда еще не видано было изящества более смелого как в целом, так и в частях, как в консолях, в нишах и в карнизах; не видано было и лестницы более удобной, с ее столь причудливыми изломами ступенек, и все это настолько отличалось от общепринятого другими, что поражало каждого.

Пришлось Микеланджело отправиться в Рим к папе Клименту, который, хотя на него и гневался, простил ему все, будучи другом талантов. Он приказал ему ехать обратно во Флоренцию для окончательного завершения библиотеки и сакристии Сан Лоренцо, а, чтобы ускорить работы, большое число статуй, для них предназначавшихся, были распределены между другими мастерами. потолок был отделан деревянной резьбой по его моделям руками флорентийцев Карота и Тассо, превосходных резчиков и мастеров, а также и живописцев, полки же для книг подобным же образом были выполнены Баттистой дель Чинкве и его другом Чапино, хорошими мастерами этого дела.

Когда в 1533 году приключилась смерть папы Климента, во Флоренции остановились работы и в сакристии и в библиотеке, которые, как ни старались их закончить, так и остались незавершенными» Вазари.

Параллельно с работой над гробницей семейства Медичи, Микеланджело был занят строительством библиотеки Лауренциана. примыкающий к церкви Сан Лоренцо, известного хранилища ценнейших рукописей и книг, входящего в комплекс церкви Сан Лоренцо, над проектом фасада которой так безуспешно трудился мастер, и Новую сакристию которой он превратил в величественную капеллу Медичи. Был возведен вестибюль библиотеки и зал для хранения и чтения рукописей . который представляет собой длинное помещение из серого камня со светлыми стенами. Вестибюль, высокое помещение с многочисленными утопленными в стену сдвоенными колоннами, словно с трудом сдерживает лестницу, изливающуюся на пол. Ступени гармонически сочетаются и со скруглениями фронтончиков над ложными декоративными окнами вестибюля.

Впервые Микеланджело в своем проекте отказался от использования скульптурных элементов. Одними лишь средствами архитектуры достигнут эффект захватывающей выразительности в вестибюле с его сложной системой сдвоенных колонн, которые, будучи вдвинуты в углубления стены, в два яруса обходят небольшое по площади пространство.

Впечатление дополняет необычная по композиции трехмаршевая монументальная мраморная лестница с полукруглыми ступенями и очень низкими перилами. Заполняя своей массой большую часть площади обширного вестибюля, начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, она будто вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава, столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморных ступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления.

Высота вестибюля подчеркнута тремя ярусами членений. Причем нижний ярус, завершенный карнизом, воспринимается как своего рода постамент для массивного среднего яруса, со спаренными колоннами и ложными окнами, и верхнего, облегченного, декорированного спаренными пилястрами. Динамика, напряженность, тревожный ритм величавого вестибюля и лестницы как бы подчеркивают значение входа в спокойный, громадной протяженности (длина его 46,2 м) зал библиотеки, светлый и гостеприимный. Все в этом зале, от капитальных, украшенных резьбой пюпитров с рукописями до узора деревянного потолка и наборного рисунка пола, выполнено по эскизам Микеланджело.

28 сентября 1555 года состарившийся Микеланджело описывал лестницу: ". будто бы взял я несколько овальных ящиков с днищем в одну пальму каждый, но разной длины и ширины, и самый большой и первый я будто поместил на полу на расстоянии от стены с дверью, зависящим от того, какой вы пожелаете сделать лестницу: отлогой или крутой. На первый ящик я положил бы второй, настолько во всех направлениях меньше первого, чтобы он над ним выступал не более того, сколько требуется для подъема ноги, так, чтобы в направлении двери ящики по отношению друг к другу уменьшались и отступали опять-таки ради подъема и чтобы верхняя, самая маленькая, ступень равнялась проему двери. А к описанной овальной части лестницы должны примыкать как бы два крыла с той и с другой стороны, со столькими же ступенями, но не овальными. Средняя из этих лестниц предназначается для государя - от середины до верха названной лестницы, а повороты названных крыльев должны возвращаться к стене, от середины же вниз до самого пола они должны, как и вся лестница, отстоять от стены приблизительно на три пальмы так, чтобы нижняя часть помещения не была занята ничем и оставалась свободной со всех сторон. Я описываю смешные вещи, но отлично знаю, что вы кое-что полезное в них найдете".

Заказ на сооружение библиотеки Лауренцианы поступил к Микеланджело в 1520 г. проект был закончен в 1524 г. и в том же году началось строительство, спустя два года работы были прекращены практически на завршающей стадии. В 1530 г. строительные работы были возобновлены. Лестницу, строившуюся в 1533-1534 гг. Амманати завершил только в 1558-1559 гг. когда Микеланджело выслал из Рима глиняную модель лестницы, ставшей главной достопримечательностью вестибюля библиотеки. В 1571 г. состоялось торжественное открытие библиотеки - через полвека от начала работ.

Хотя проект гробницы Юлия II требовал архитектурной проработки, но серьезная работа Микеланджело-архитектора началась имено с проекта фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции, лестницы и зала библиотеки Лауренциана.

Рекомендуем ознакомится: http://www.mikelangelo.ru

fix-builder.ru

Флоренция, Библиотека Лауренциана | Турнавигатор

Редкий познавательный тур в Италию обходится без посещения Флоренции — колыбели Ренессанса. До наших дней, здесь сохранились многочисленные символы этого, поистине удивительного времени.

В 1523 г., вскоре после своего избрания, папа Климент VII Медичи решил построить во Флоренции библиотеку для греческих и латинских рукописей. Идея эта (предложенная еще папой Львом X в 1519 г.) предполагала создание во Флоренции крупного культурного центра, сопоставимого с Ватиканом. Параллельно, с 1517 г. было необходимо решать задачу интеллектуального сопротивления распространению протестантской Реформации. Флоренция, находившаяся под влиянием неоплатоновских идей (которые не могли воспринять лютеране), была в то время еще живым символом наследия Лоренцо Медичи. Свое название «Лауренциана» библиотека также получила в честь Лоренцо I Медичи, значительно обогатившего фонды коллекции своего деда Козимо Медичи Старшего. Работа по возведению здания для коллекции книг и рукописей была поручена Микеланджело (воспитанному в духе неоплатоновской академии и обучавшемуся в юности при дворце Медичи).

Читальный зал библиотеки предполагалось разместить на третьем этаже монастыря, связанного с базиликой Медичи Сан-Лоренцо.

Место, в немалой степени, было выбрано в связи с удобным двусторонним освещением. Работы, предполагавшие усиление стен в двух первых уровнях, были начаты в 1524 г. Микеланджело разработал читальный зал в виде прямоугольного удлиненного помещения с двумя рядами окон. Интерьер помещения получил нейтральное оформление, не препятствующее основному назначению, состоявшему в чтении или копировании материалов. Книги и рукописи размещались на деревянных столах – пюпитрах. Потолок читального зала был вырезан в 1550 г. Джованни Баттиста дель Тассо из дерева липы, на основе рисунков Микеланджело. Он иллюстрирует мотивы животного мира, среди которых встречается фигура единорога – эмблема Козимо Медичи. Орнамент пола также инкрустирован по рисункам архитектора.

Доступ в читальный зал из прихожей обеспечивается лестницей в вестибюле. Будучи мастером парадоксов, Микеланджело создал в дизайне интерьера вестибюля динамичную лестничную композицию, основанную на контрасте с читальным залом. Строительство вестибюля, начатое в 1526 г., было надолго прервано республиканской революций, обнищанием Медичи, и религиозными смутами, из-за которых в течение многих лет архитектор почти утратил надежду на завершение работы. В 1534 г. Микеланджело покинул Флоренцию, и уехал в Рим. На протяжении двадцати лет после этого лестница так и не была построена. Вплоть до 1560 года отделкой здания по проекту Микеланджело занимались другие зодчие, в том числе: Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати.

Будучи, в первую очередь, скульптором, Микеланджело часто экспериментировал с формами, подвергая пересмотру свои композиции. Возможно поэтому, многие из них так и остались незавершенными. Творческий процесс отнимал много сил и энергии, и нередко напоминал «войну» с материалом. В этой связи неудивительно, что окончательный проект лестницы для библиотеки был представлен лишь в 1558-59 г. Вопреки желанию архитектора, в 1559 году лестница была построена в камне (арх. Амманати), с целью отметить восстановление полномочий суда Медичи. Открытие библиотеки для публики состоялось в 1571 году.

Содержащий лестницу вестибюль, конструктивно и эстетически парадоксален. Прижатые к стенам колонны, вопреки ожиданиям, не несут нагрузки. Их функция лишь декоративная, и состоит в обрамлении стенных ниш. Стены с нишами, также лишены декора, и являются несущими. Бесполезные консоли в основании колонн, как бы «бросают вызов» законам устойчивости. Треугольные фронтоны и карнизы из песчаника, демонстрируют стиль Брунеллески, весьма характерный для флорентийской архитектуры. Совершенно контрастно статичному вестибюлю выглядит большая лестница, со скругленными ступенями и декоративными украшениями. По образному выражению, она напоминает «… поток лавы из читального зала». Подобное впечатление создает не только цвет, но и форма, а также – чрезмерное количество места, которое она занимает. Округлые ступени в ее центральном пролете выглядят контрастно к прямым ступеням в боковых. В целом, композиция, в не меньшей степени характеризует Микеланджело – скульптора, чем архитектора.

Библиотека для мирян во Флоренции, сочетающая удобство, контрасты и композиционные парадоксы вобрала в себя черты маньеризма и позднего итальянского Возрождения. Она является одним из важных достижений Микеланджело в области архитектуры, представляя также ценность в качестве образца исторического оформления и дизайна интерьера, дошедшего до нас в хорошем состоянии. В настоящее время, архивы собрания содержат 12000 печатных томов, 566 инкунабул, 4058 книг XVI века, и 11044 особенно ценных рукописей, включая крупнейшую итальянскую коллекцию египетских папирусов.

tournavigator.net


Смотрите также