Трехколенная лестница: характеристики и варианты раскладывания. Коленчатая лестница


Проведение спасательных работ с использованием «Куба жизни»

«Куб жизни» (далее – «куб») – прыжковое спасательное устройство, предназначенное для спасения людей в чрезвычайных ситуациях из зданий при пожаре. «Куб» должен применяться в исключительных случаях, когда другие средства спасения применить невозможно (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Общий вид спасательного устройство «Куб жизни».

«Куб» выкладывается вблизи стен здания и в течение 50-60 с наполняется воздухом, приобретает определенную форму и находится под избыточным давлением.

При падении человека на «Куб» под действием возникающего из­быточного давления в нем автоматически открываются клапаны, через кото­рые происходит стравливание воздуха в атмосферу, и за счет обжатия «Куба» плавно гасится кинетическая энергия, приобретенная телом человека в процессе его свободного падения с высоты (рис. 3.15).

После схода человека с куба она в течение 30-40 сек. приводится в первоначальную готовность.

После принятия решения о применении «куба» назначается расчет из 4-х спасателей, который после получения команды, снимает защитный чехол, в котором упакован «куб», снимает его с мобильного средства пожаротушения и переносит к месту развертывания.

(Развертывать «куб» необходимо немного поодаль от места проведения спасательных работ (в 10 метрах), чтобы избежать спрыгивания на него возбужденных людей до окончания полного развертывания «куба»).

№3 и №4 следуют к месту развертывания «куба» и при необходимо­сти освобождают его от предметов, способных повредить пневмокаркас уст­ройства. Затем расчет открывает упаковочный чехол, развязав веревки и. рас­стегнув пряжки транспортировочных ремней, извлекает из него «куб» и раз­мещает его так, чтобы «куб» мог развернуться при подаче воз­духа.

После заполнения куба воздухом, его перемещают к месту проведения спасательных работ.

По громкоговорящему устройству спасаемому подается команда снять обувь с высокими каблуками, очки (по обстоятельствам), не брать с собой никаких вещей и предметов, прыгать на «куб» ногами в центр. Если в окне (на балконе) сосредоточено несколько человек, то старший расчета пре­дупреждает их о том, что прыгать необходимо по одному, и определяет оче­редность спасания. Убедившись в правильности уста­новки «куба», а также в готовности спасаемого к прыжку, руководитель спасательных работ подает команду спасаемому на прыжок.

После того как спасаемый совершил прыжок, расчет, работающий с «кубом», оказывает ему помощь при спуске с приемной площадки «куба».

После спуска спасаемого с «куба», руководитель спасательных работ подает команду на прыжок следующему спасаемому.

Проведение спасательных работ с использованием пожарных лестниц и коленчатых подъемников.

Для спасания людей из окон, балконов, крыш с применением стационарных, выдвижных трехколенных, штурмовых лестниц и автолестниц без люльки или лифта назначается расчет из двух спасателей.

При спасании по стационарной лестнице №1 берет СВ, ЛП и приставляет ее к основанию стационарной лестницы. Затем поднимается по ней наверх, переходит на крышу, вяжет спасательную петлю, надевает ее на спасаемого.

Наматывает свободный конец СВ на карабин и страхует его при спуске. При этом № 1 занимает такое же положение, что и при спасании с помощью веревки, натяжение веревки должно быть минимальным.

Спасаемый переходит на стационарную лестницу, спускается по ней, переходит на лестницу-палку, спускается на землю. №2 следит за действиями спасае­мого, встречает его на земле, снимает с него СВ. дает команду № 1 о подъеме веревки наверх. В крайних случаях, при спасании трех и более человек, до­пускается спуск спасаемых без страховки.

При спасении с использованием любого типа лестниц №1 поднимает­ся по ней в этаж, откуда будет производиться спасание и помогает постра­давшим перейти из окна на лестницу. При этом он определяет очередность спуска спасаемых, выдерживает необходимый интервал между ними. №2 наблюдает за спасаемым и оказывает помощь при спуске на землю.

Коленчатые подъемники также оборудуются люлькой с грузоподъем­ностью до 400 кг. Коленчатые подъемники по сравнению с автолестницами позволяют более оперативно выполнять работы на высотах, так как обладают большой маневренностью. Из люльки без особого риска можно выполнять работы в таких местах, которые невозможно достичь на автолест­ницах.

Однако, обеспечить по автолестницам массовую эвакуацию из ЗПЭ и тем более из высотных невозможно, так, как высота автолестниц ограничена и перестановка их в услови­ях пожара занимает много времени, а порой и это сделать невозможно.

Спасание из верхних этажей по АКП выполняет водитель и два спасателя. Водитель устанавливает коленчатый автоподъем­ник на опоры, опускает люльку на землю, после чего № 1 поднимается в люль­ку. Водитель поднимает люльку к месту (балкону, крыше), из которого долж­но быть произведено спасание. № 1 с помощью пульта, расположенного в люльке, подводит ее и останавливает у места спасения, оказывает помощь спасаемым, которые, держась за поручни кабины люльки, переходят в нее. Затем № 1 опускает люльку на землю. № 2 принимает спасаемых и помогает им выйти из люльки.

Спасание людей из верхних этажей при помощи лифта АЛ производит два спасателя. Водитель подъезжает к зданию устанавливает АЛ на опоры и производит выдвигание лестницы к месту, с которого должно быть произведено спасание. № 1 снимает с автомобиля приставную лестницу, приставляет ее к последнему колену и поднимается по ней в кабину лифта. Водитель поднимает лифт с № 1 на указанную высоту. После поднятия наверх и остановки лифта № 1 открывает дверцу кабины лифта, выходит из него в окно (на крышу, балкон), производит безопасную посадку спасаемых в лифт, закрывает дверцу кабины лифта и подает команду водителю на опускание лифта. Водитель опускает лифт на платформу АЛ, где № 2 выводит спасаемых по приставной лестнице из кабины лифта.

Спасание людей из верхних этажей по АЛ при помощи стационарной люльки производится аналогично, с той лишь разницей, что вначале водитель опускает первое колено с люлькой на землю, чтобы спасатель мог подняться в нее.

Если люлька не стационарная, назначается расчет из четырех человек для снятия ее и установки на первое колено АЛ. Остальные действия аналогичны вышеописанным.

При спасании с помощью АЛ и АКП запрещается:

- нахождение более одного человека на одном колене выдвинутой АЛ;

- проведение каких-либо движений колен АЛ, если на ней находятся люди;

- превышение массы спасаемых грузоподъемности люльки (лифта)

На многих пожарах для эвакуации людей из ЗПЭ успешно использует­ся комбинированный способ применения автомобильных и ручных лестниц. Автомобильная лестница устанавливается к горящему зданию и выдвигается на максимальную высоту, затем пожарные поднимаются по ней со штурмо­вой лестницей и с ее помощью проникают в вышележащие этажи. При этом необходимо обеспечить надежную страховку спасаемых, для чего использу­ют спасательные веревки и выставляют на каждом этаже, балконе пожарных.

В отдельных гарнизонах с помощью штурмовок, закрепленных за ограждение балконов, подоконников и других конструкций зданий, составляют «непрерывную» лестницу, по которой, при страховке пожарными, осу­ществляется спуск людей в безопасное место. Для этой цели на рукавном автомобиле размещают по 10 лестниц – штурмовок, на автомобиле ГДЗС - 4 лестницы. При этом штурмовки имеют по 2 крюка. Эти автомобили в обязательном порядке по расписанию выездов высылаются на пожары в здания повы­шенной этажности.

studfiles.net

6.2.5. Проведение спасательных работ с использованием пожарных лестниц и коленчатых подъемников

Для спасания людей из окон, балконов, крыш с применением стационарных, выдвижных трехколенных, штурмовых лестниц и автолестниц без люльки или лифта назначается расчет из двух спасателей.

При спасании по стационарной лестнице №1 берет СВ, ЛП и приставляет ее к основанию стационарной лестницы. Затем поднимается по ней наверх, переходит на крышу, вяжет спасательную петлю, надевает ее на спасаемого.

Наматывает свободный конец СВ на карабин и страхует его при спуске. При этом № 1 занимает такое же положение, что и при спасании с помощью веревки, натяжение веревки должно быть минимальным.

Спасаемый переходит на стационарную лестницу, спускается по ней, переходит на лестницу-палку, спускается на землю. №2 следит за действиями спасае­мого, встречает его на земле, снимает с него СВ. дает команду № 1 о подъеме веревки наверх. В крайних случаях, при спасании трех и более человек, до­пускается спуск спасаемых без страховки.

При спасении с использованием любого типа лестниц №1 поднимает­ся по ней в этаж, откуда будет производиться спасание и помогает постра­давшим перейти из окна на лестницу. При этом он определяет очередность спуска спасаемых, выдерживает необходимый интервал между ними. №2 наблюдает за спасаемым и оказывает помощь при спуске на землю.

В настоящее время подразделения гарнизонов оснащены, в основном, автолестницами с высотой выдвигания 17 и 30 м, при полном выдвигании колен которых можно достигнуть соответственно 5 и 8 этажей зданий.

В крупных городах имеются автолестницы с высотой выдвижения 45, 52, и 62 м и более. Эти автолестницы оборудованы лифтами грузоподъемностью до 200 кг.

Коленчатые подъемники также оборудуются люлькой с грузоподъем­ностью до 400 кг. Коленчатые подъемники по сравнению с автолестницами позволяют более оперативно выполнять работы на высотах, так как обладают большой маневренностью. Из люльки без особого риска можно выполнять работы в таких местах, которые невозможно достичь на автолест­ницах.

Однако, обеспечить по автолестницам массовую эвакуацию из ЗПЭ и тем более из высотных невозможно, так, как высота автолестниц ограничена и перестановка их в услови­ях пожара занимает много времени, а порой и это сделать невозможно.

Некоторые модели коленчатых подземников и автомобильных лестниц приведены на рис. 6.16 - 6.17, а их тактико-технические данные представлены в таблицах 6.4 – 6.7.

Рис. 6.16. Пожарные

автолестницы АЛ-30 (Т815).

Таблица 6.4

Технические характеристики ал-30 (т815)

Наименование показателя

Значение

Шасси

TATRA-T815 (4x4)

Тип двигателя

Дизельный

Мощность двигателя Квт, (л.с.)

230 (313)

Макс. скорость, км/ч

90

Высота полностью выдвинутой лестницы

(до пола люльки), м

30

Максимальный вылет стрелы от оси вращения подъемно-поворотного основания с нагрузкой в люльке 100 кг и 200 соответственно, м

18/20

Угол поворота стрелы вправо и влево, град

не ограничен

Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости

-7° до +75°

Расход лафетного ствола, л/с

20

Время маневров лестницы, с, при:

- подъеме от 0° до 75°

- опускании от 75° до 0°

- выдвигания на полную длину

- сдвигании (полном)

- повороте на 360° вправо и влево

40

35

40

35

55

Время установки на выносные опоры, с

45

Масса полная, кг

16000

Габаритные размеры, мм

11000x2500x3400

Рис. 6.17. Пожарная

автолестница АЛ-50 (53229).

Таблица 6.5

studfiles.net

Хребтовые лестницы: фото варианты, видео инструкция

Наиболее распространенным типом лестничного изделия выступает маршевая лестница. Свое наименование она получила благодаря тому факту, что ее ступени имеют название лестничных маршей. Зачастую подобная лестница представляет собой прямую конструкцию, которая состоит из одного пролета. Однако эта статья посвящена не менее достойному типу лестничного изделия — хребтовые лестницы: особенности конструкции и некоторые хитрости монтажа изделия своими руками рассмотрены ниже.

Хребтовая лестница в интерьере дома

Хребтовая лестница в интерьере дома

Различия

Для того чтобы понять основные различия между маршевой и хребтовой конструкцией, составим их краткую характеристику, выделив особенности монтажа и эксплуатации каждого типа.

Маршевые

Большинство маршевых лестниц сегодня обладают поворотной площадкой. При этом поворот зачастую имеет вид угла 90° или 180°. Однако существуют и весьма уникальные варианты, когда он обустраиваться на другой угол. Тут все зависит от оригинальности дизайнерского проекта и вашей фантазии.

xrebtovye-lestnicy_07

Согласно наиболее распространенному определению: маршевая конструкция — это лестница с одним и более прямыми промежутками, которые соединены между собой поворотными площадками, а иногда и разворотами с веерным построением ступенек. Эту конструкцию демонстрирует следующее фото.

Подобное расположение делает возможным, в одно и то же время, обустроить разворот и на нем же набрать высоту подъема. Получается, что стандартная поворотная площадка представляет собой одну ступень. Тогда как веерный поворот подразумевает обустройство не одной ступени, а их большего количества.

xrebtovye-lestnicy_05

Дополнительным преимуществом разворота с веерным построением ступеней является большая пологость основного марша. Поэтому когда проект дома отличается большой оригинальность и нестандартностью, подобное построение ступеней делает возможным поместить лестницу в небольшой проем, куда изделие с прямыми площадками не вписалось бы ни коем образом. То есть, такие изделия оптимальны для помещений малых габаритов, где планируется установить именно маршевую конструкцию.

В качестве основы для маршевого изделия чаще других используется цельная балка из металла, именуемая специалистами косоуром. При этом количество несущих балок меняется в зависимости от ширины изделия. Подобная конструкция характеризуется аккуратным и оригинальным внешним видом.

xrebtovye-lestnicy_04

Так же хочется добавить и то, что многие дизайнеры предпочитают применять наборной сварной косоур, так как благодаря ему можно создавать необычную геометрию лестничного изделия.

Консольные

Весьма оригинально выглядит следующий тип лестниц под названием консольные. У такой конструкции один из концов ступени монтируется непосредственно в стену, тогда как второй словно парит в воздухе. Но в данном варианте необходимо придерживаться главного условия: стене, в которую вмонтируют один из концов ступеней изделия, следует быть в обязательном порядке капитальной. Отметим важный факт: ступени здесь отличаются большей толщиной, чем обычно. Это значительно влияет на конечную стоимость всего изделия.

xrebtovye-lestnicy_03

Хребтовые

Конструкция подобного типа насчитывает набор отдельных элементов, которые соединены между собой последовательно монтажом одного элемента в соседний. На следующем фото изображено изделие хребтового типа:

  1. Подобная лестница довольно сильно похожа на упомянутые выше конструкции со сварным косоуром;
  2. Однако различие между ними заключается в том, что здесь детали изделия не приварены один к другому, а фиксируются благодаря особенностям собственной конструкции.

xrebtovye-lestnicy_02

Хребтовый тип характеризуется довольно очевидным достоинством, а именно: каждый из ее элементов возможно развернуть относительно соседнего своими руками. Как итог, вы можете изготовить изделие, не просто похожее на винтовой тип, а даже свернутое по спирали. То есть такое, которое будет похоже на оригинальную змейку. Конечно, нельзя отрицать, что данное достоинство значительно удорожает конечную стоимость изделия.

xrebtovye-lestnicy_01

Практика

  1. На практике наиболее часто можно встретить стандартную двухмаршевую конструкцию. Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни использовал подобную модель;
  2. Так же встречаются трехмаршевые варианты, похожие на букву З. Подобный вид обладает особой красотой, но его монтаж может быть осуществлен только в помещении больших размеров.

Подведем итоги

Таким образом, сегодня наиболее распространенным типом лестничной конструкции является маршевый тип. Такие изделия практичны, а их монтаж можно с легкостью осуществить и своими руками. Однако не менее удачной конструкцией выступают и хребтовые модели. Они характеризуются оригинальным видом, хотя и стоят немного выше среднего. А чтобы монтаж любого из перечисленных типов не составил для вас труда, рекомендуем изучить фото и видео, помещенные в статье.

2ladders.ru

выдвижная 3х уровневая пожарная конструкция, сборка своими руками (фото и видео)

Лестница является незаменимой помощницей  для осуществления целого ряда строительных, монтажных и хозяйственных работ. Именно поэтому она должна быть в арсенале каждого домашнего мастера.  Сегодня помимо обычной приставной лестницы существует ещё несколько моделей, которые отличаются удобством и практичностью в использовании.

Темой данной статьи является как выдвижная 3 х коленная пожарная лестница, так и конструкция, предназначенная для бытовых нужд.

Основные виды пожарных лестниц (трехколенная – в центре).

Основные виды пожарных лестниц (трехколенная – в центре).

Основные виды лестниц

Различают такие лестницы:

  1. Обычная приставная лестница, которая может быть как деревянной, так и металлической.
  2. Приставная раскладывающаяся. К этому виду относится и трехколенная выдвижная лестница л 60, используемая пожарными.
  3. Лестница-стремянка (может быть изготовлена из стали или алюминия).
  4. Трансформер. Такие конструкции бывают нескольких видов:
  • Трехколенная.
  • Четырехколенная.
  • Шток или телескопическая.

Пожарная лестница

Приставные деревянные лестницы: самостоятельное изготовление

Приставные деревянные лестницы: самостоятельное изготовление

По долгу службы пожарным нередко приходится проникать в высотные здания, причем в ряде случаев это необходимо делать снаружи, поскольку охваченные огнем, внутренние помещения, не позволяют провести полноценную эвакуацию людей. В этом случае используются лестницы нескольких видов, самой длинной из которых является трехколенная пожарная лестница.

Это конструкция приставного типа, которая состоит из трех приблизительно равных по длине сегментов, что позволяют ей раскладываться на длину более 10 метров.

Основными её предназначениями являются:

  1. Подъем личного состава пожарных частей на чердаки и крыши одноэтажных зданий, а также на второй и третий этажи многоэтажных.
  2. Проведение эвакуации людей из охваченных пожаром зданий.
  3. Осуществление работ внутри больших помещений (залов).
  4. Проведение учебно-тренировочных занятий.
Характеристики
  • Материал изготовления – сталь. Благодаря использованию стали не только снижается цена изделия (по сравнению с алюминиевыми сплавами), но и обеспечивается высокая прочность, ведь как известно, стали не свойственна усталость металлов. Высокая прочность конструкции необходима при проведении массовых эвакуационных работ, когда на лестнице оказывается несколько человек одновременно.
  • Масса изделия составляет 46,5 кг, потому для удобства транспортировки требуется минимум 2 человека.
  • Длина в разложенном состоянии – 10,7 метров.
Прочный материал и надежный механизм складывания позволяют таким изделиям раскладываться на высоту более 10 метров.

Прочный материал и надежный механизм складывания позволяют таким изделиям раскладываться на высоту более 10 метров.

  • Длина в собранном состоянии – около 4-х с половиной метров.

Трехколенная конструкция, предназначенная для бытовых нужд

Бытовая 3 х коленная лестница имеет значительные конструктивные отличия от пожарной. Она относится к виду лестниц-трансформеров, которые могут принимать различные формы, имея подвижные узлы.

Сфера применения трансформера чрезвычайно широка. Такое изделие может быть использовано во множестве отраслей: от садовых работ по сбору фруктов до ремонта фасадов и крыш одноэтажных зданий.

Такие конструкции имеют различия по количеству секций. Одна из наиболее востребованных и длинных – лестница 3 на 10 (3 секции по 10 ступеней). Обычно бытовые варианты не превышают 7 метров в высоту. Если же рабочая высота изделия более 7 метров – то речь идет о профессиональной трехсекционной лестнице-трансформере, используемой строителями.

Основные характеристики

Бытовая трехсекционная модель.

Бытовая трехсекционная модель.

  1. В нижней части опорной секции расположена траверса. Это поперечная планка, посредством которой обеспечивается устойчивость конструкции на земле. На концах траверсы расположены противоскользящие сменные опоры, именуемые башмаками.
  2. Раздвинутые секции соединяются стяжками. Это необходимо для того, чтобы лестница не сложилась в наиболее неподходящий момент.
  3. На второй секции устанавливаются заглушки для обеспечения жесткой фиксации.
  4. Материалом таких изделий является анодированный алюминий. Это очень легкий и прочный материал, значительно снижающий вес конструкции, позволяя без особого труда транспортировать её своими руками.

Совет! При покупке конструкции обратите внимание на ступени, которые должны иметь рельефное покрытие. Фактурная поверхность препятствует скольжению, делая использование изделия более безопасным.

Варианты раскладывания

На фото – использование трехсекционной бытовой лестницы.

На фото – использование трехсекционной бытовой лестницы.

Данное изделие не зря называется трансформером, ведь оно может без труда принимать различные положения, в связи с чем пользуется огромной популярностью как среди профессиональных строителей, так и в кругу любителей домашнего ремонта. Такая лестница трехколенка успешно воплощает в себе все достоинства приставной и оригинальной двухсекционной модели, а также стремянки.

Инструкция по использованию таких изделий предусматривает такие варианты раскладывания:

  • Приставная универсальная конструкция большой длины.
  • Последнюю секцию можно отделить, ввиду чего конструкция может использоваться как компактная приставная.
  • Стремянка. Этот вариант получается в том случае, если две нижних секции оставить сложенными вместе, в то время как верхняя устанавливается «домиком».
Трехколенная модель в виде стремянки.

Трехколенная модель в виде стремянки.

Заключение

Как видите, к трехколенным могут относиться две совершенно разные конструкции, каждая из которых имеет свою сферу применения. Видео в этой статье подготовило обзор по данной теме (читайте также об особенностях лестницы Оман для чердачных помещений).

sdelai-lestnicu.ru

История развития пожарных лестниц | Тайны и Загадки истории

скачанные файлы (1)8 апреля 1766 года в США запатентовали первую в мире пожарную лестницу. Значение данного изобретения сложно переоценить, ведь оно не раз спасало жизни людей.

Необходимость такого изобретения в связи с постройкой первых многоэтажных зданий, когда спасать людей из верхних помещений стало очень сложно. Большой вклад внесли и Российские инженеры и техники.

В 1777 году Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге (с февраля (или мая) 1917 года — Российская академия наук) рассмотрела и одобрила первый в мире проект механической лестницы. То была площадка, поднимавшаяся замысловатым рычажным механизмом на высоту 20 метров. В 1778 году (по другим данным в 1779 году) за данный проект механической пожарной лестницы слесарь Пётр Дальгрен от Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге получил медаль.

Создание первой трёхколенной выдвижной лестницы датируется 1809 годом. Её автор, русский механик Кирилл Васильевич Соболев, был награждён медалью «За полезное». Через год Петербургский архитектор Вильям Гесте (англ.William Hastie, в России — Василий Иванович) создаёт пятиколенную лестницу, с помощью которой можно подняться на 17-метровую высоту. В «Практическом наставлении брандмейстерам…», опубликованном в 1818 году, записано: «…лестница механическая о пяти коленах, кои одно из другого вытягиваются…».

Во второй половине XIX века на вооружении российских пожарных были довольно громоздкие и маломаневренные выдвижные лестницы конструкции Лобова на 4 колесных конных повозках, производившиеся в мастерских Петербургского пожарного депо.

В 1895 году по чертежам А.А. Сергеева была построена механическая лестница, известная как «лестница образца 1895 года», которая из-за своей прочности и маневренности получила широкое распространение и ставшей доброй помощницей пожарных на долгие годы.

Наступил XX век. Города разрастались, наполнялись людьми и машинами, и чаще горели. К тушению возгораний все время повышали требования. Одно из них состояло в скорейшей доставке к месту бедствия пожарной техники, в том числе и выдвижных лестниц. Их вкатывали руками на специальные телеги в сложенном состоянии, возили на конных ходах, по прибытии скатывали вручную на землю, поднимали, выдвигали и устанавливали строго вертикально. Все это занимало немало времени, требовало усилий, внимания, сноровки. Меж тем улицы городов заполнялись автомобилями, причем с каждым годом все более совершенными. И людям, профессионально занятым борьбой с огнем, очень хотелось использовать при этом самоходные экипажи. В 1920 году московские пожарные приспособили шасси трехтонного грузовика «Берлие» для транспортировки лестницы «Магирус». Опыт оказался удачным, однако дефицит автомашин не позволил распространить его.

Спустя три года наши специалисты, посетившие XIX съезд пожарных Германии, проходивший в Мюнхене, и приуроченную к нему выставку пожарной техники, организованную там же, познакомились с новинками в этой сфере деятельности. Им приглянулась механическая лестница «Метц» закрепленная на особом башенном механизме, который был расположен на шасси грузовика, сделанного фирмой «Магирус».

Шли годы, росла актуальность доставки на пожар выдвижных лестниц. В Ленинградской пожарной охране (далее — ЛПО) решили имевшиеся у них деревянные выдвижные лестницы образца 1912 года возить на автонасосах Я-3. Разработали три проекта доработки автомобиля. Выбрали лучший и заказали три образца ленинградскому заводу «Свет и сила». Завершили эту работу 15 сентября 1932 года.

На раме автомашины закрепили направляющие для наката лестницы, установили приводимую двигателем лебедку, подтягивавшую лестницу в транспортное положение, изменили кабину, оставили на своих местах насос и подвесную катушку с рукавами, Получился оригинальный автомобиль Приехав к месту бедствия, пожарные снимали подвешенную сзади катушку с рукавами, лебедкой опускали на землю лестницу вручную устанавливали ее в боевое положение, используя затем машину как обычный автонасос. Бойцам эта «тушилка» нравилась. Поэтому ЛПО заказала еще несколько таких же автолестниц, благодаря чему в 1934 году Ленинград избавился от конных пожарных ходов.

И все же «накатный» способ доставки выдвижных лестниц казался неперспективным. Требовалась новая конструкция. Сделать ее на заводе «между планом и отдыхом» было невозможно. Страна явно нуждалась в научном центре, способном вести исследования и разработки в пожарном деле. Такую организацию создали в 1935 году — Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны — ЦНИИПО (ныне Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почёта» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России – далее ФГБУ ВНИИПО МЧС России). Он расположился в подмосковном поселке Балашиха (с 1939 года — город). За первые два года работы там удалось спроектировать десятки новых машин и устройств для борьбы с огнем. В их числе металлическая выдвижная лестница высотой более 30 м, размещенная на шасси грузовика ЗИС-6 (колесная формула 6х4). Проект передали на Московский завод пожарных машин, к тому времени ставший филиалом автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Там работали над собственной выдвижной лестницей высотой 45 м. Сотрудничество со специалистами ЦНИИПО привело к тому, что обе идеи были объединены, и вскоре заводчане сделали чертежи механизированной автолестницы К-30 (высота 30,1 м). Возможностей изготовить опытный образец не оказалось. Чтобы воплощать проекты и конструкторам не работать «в корзину», в 1938 году при Проммаше организовали специальный главк, ответственный за выпуск всех видов пожарной техники. И дело пошло.

К середине 30-х годов в стране накопилось несколько десятков выдвижных пожарных лестниц «Магирус» и «Метц», сделанных еще в 20-х и начале 30-х годов. Все они были металлическими, но на шасси устаревших иномарок, Сами лестницы оказались прочными и удобными в работе. Их часто использовали на пожарах, стройках, при ремонте многоэтажных домов. Претензий к ним не было. А возившие их машины изрядно поизносились, и запчастей не хватало. Чтобы сохранить в эксплуатации лестницы, следовало у каждой из них заменить автомобиль-носитель. Требовалось германскую лестницу «пересадить» на советское авто. Для этого подходило шасси грузовика ЗИС-6, которое нужно было доработать, что и выполнили в авторемонтных мастерских Московской и Ленинградской пожарных охран. Что же там сделали?

Лонжероны рамы удлинили примерно на 1 м. Вставки соединили двумя поперечинами. За кабиной расположили опору для лестницы в транспортном положении и сидения для пожарных. Дополнительную трансмиссию для привода задних мостов и башенного механизма применили от пожарной машины ПМЗ-1. Управление подъемом, поворотом, выдвижением и боковым наклоном лестницы осуществлялось рукоятками, расположенными на башенном механизме. Все перемещения лестницы осуществлялись от двигателя. Быстрота выполнения команд зависела от частоты вращения коленвала мотора. На раме вблизи ведущей тележки закрепили четыре домкратных штыря с ручным приводом. Вертикальная ось вращения башни пришлась посередине между задними колесами.

Этот удачно скомпонованный автомобиль нес на себе удивительную лестницу. Все ее элементы были сделаны из тонкостенных цельнотянутых труб круглого, квадратного, двутаврового и иных форм сечения. Лестница обладала столь высокой прочностью, что по ней взбирались, прислонив ее к стене, либо в свободно стоящем положении. И все же ее ступени считались слабоватыми. Для повышения их прочности в них вколачивали деревянные пробки.

Автолестницу К-30 приспособили для тушения огня. На последней ступени верхнего колена с помощью шарнира закрепили ствол, рукав от него сматывался с катушки, прицепленной к задку автомобиля. На пожаре нижний стык рукава соединяли с автонасосом. Вода подавалась вверх. Боец направлял струю в пламя, стоя на ступени верхнего колена, либо, удлинив рукав, проникал с брандспойтом в горящее помещение.

«Тридцатку» снабдили предохранителями. Например, когда угол возвышения лестницы достигал 75° подъем замедлялся, а при 80° — прекращался. Опускание шло ускоренно до угла 12°, далее замедлялось, в горизонтальном положении — останавливалось.

Нашей промышленности в предвоенные годы так и не удалось освоить изготовление выдвижных лестниц. А вот «Магирусы» и «Метцы», установленные на ЗИС-6, работали долгие годы. Их заменяли отечественными образцами АМ-32 и АМ-45 лишь с 1955 года К-30 успешно работали до середины 60-х годов, когда их полностью сняли с эксплуатации.

Ни в одном музее России не найдешь выдвижную лестницу К-30. И лишь в Балашихинской пожарной части № 29 её бережно сохраняют, причем, в рабочем состоянии.

Чем выше строились здания, тем длиннее становились пожарные лестницы. Если первая запатентованная пожарная лестница была чуть менее 10 метров, а механическая поднималась до 20 метров, то к 2013 году пожарные автолестницы (АЛ-60 КАМАЗ-63501 (8х8), АЛ-60 TATRA-Т815 (6×6), Iveco Magirus M 60 L (DLK 60 CS)) уже способны осуществить подъем пожарных в верхние этажи зданий и сооружений на высоту до 60 метров.

Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте.  Они могут использоваться для подъема грузов, освещения места пожара прожекторами и для много другого. Современные коленчатые автоподъемники, такой фирмы как АО «Бронто Скайлифт Аб», на сегодняшний день способны осуществлять пожаротушение и спасания людей на больших высотах (112 метров).

На сегодняшний день не потеряли свою актуальность и ручные пожарные лестницы — переносные конструкции, входящие в состав пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля и предназначенная для обеспечения боевых действий при тушении пожаров и проведения, связанных с ними, первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах.

Для изготовления деревянных лестниц используют высококачественные сорта различных пород древесины или легкие высокопрочные металлы. Деревянные тетивы лестниц изготовляют из сосны отборного и первого сортов. Ступени выполняют из древесины твердых пород (дуб, ясень, бук) первого сорта. Деревянные детали лестниц подвергают горячей пропитке натуральной олифой с последующим покрытием бесцветным лаком

Металлические лестницы, по сравнению с деревянными, более прочные, легкие и долговечные, но все равно надо регулярно проводить испытание пожарных лестниц Недостатками металлических лестниц являются электропроводность и возможность образования коррозии во внутренних полостях металлических элементов конструкций.

 

tayni.info


Смотрите также