Anna Temyazova. Греческая лестница эльтюбю


Эльтюбю

Эльтюбю – древнее балкарское село, расположенное в Чегемском ущелье. Первые люди появились в этих местах 15 тысяч лет назад, именно так датирована первая найденная стоянка человека в гроте Кала-Тюбю. Неподалеку от грота располагаются остатки древнего городища VI-X века. Сейчас большинство людей привлекает не само селение, а прилегающие к нему древнее кладбище, построенное примерно в XI-XIV веках.

 

Глубокая и извилистая теснина, где течет река Чегем — одно из красивейших ущелий Кабардино-Балкарии.

Чегемские водопады - место, с которого началось мое знакомство с невероятной природой Кабардино-Балкарии. Пять лет назад это было вау, сейчас это увы... 

Есть только одно слово, подходящее под описание этого места - рынок. Такой вот грязный, с кучей машин, животных (верблюд меня вообще убил!), некрасивых кафе и дешевых сувениров, за которыми самих водопадов то и  не видно. Сфотографировать водопады целиком у меня не вышло, постоянно что-то мешало. В общем можно потратить на них минут 10 и ехать дальше.

От Чегемских водопадов до Эльтюбю 20 км отличной грунтовой дороги и захватывающих видов. Непогода не позволила нам полностью насладиться пейзажем, но вы знайте, там за облаками заснеженные вершины горных хребтов. 

По дороге в Эльтюбю находится парадром Чегем. Он расположен у подножья горы Зинки, с её склонов и начинаются полеты парапланеристов. Пока мы ехали в село, над нами парили парапланы, представляю какие чувства испытывают люди, находясь на такой высоте! Загадала желание с Эльдаром в следующем году полетать на них. А еще отсюда можно быстро попасть к Былыму через перевал Актопрак. А от Былыма рукой подать до Былымских озер, ну и до Приэльбрусья собственно говоря не очень далеко.

И, наконец, добравшись до Эльтюбю, осмотр можно начать с ущелья Джилги-Су. Вверх ущелья по скалистой стене уходят две старинные оборонительные греческие лестницы. Они поднимаются на высоту около 30 метров и ведут к небольшой площадке, огороженной стенами. Согласно легендам, путь можно было продолжить и дальше, по узкой тропинке, ведущей в таинственную пещеру, где были спрятаны христианские реликвии — книги и утварь. Спрятанное пока никому не удалось найти. В древние времена по лестницам уходили в горы от врагов, а выше лестниц воины занимали позиции для обороны.

В центре села находится старинная башня, которую в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице — кумычки Кериме.

Также Эльтюбю является родиной одного из самых известных поэтов Северного Кавказа - Кайсына Кулиева. В ноябре 2015 года в центре поселения открылась мемориальная композиция "100 шагов к Кайсыну". Композиция представляет собой стену, которая тянется от крутого берега маленькой речки Джилги-Су к мемориальному домику, где родился поэт. Это 350-метровая каменная кладка, где в нишах установлены мраморные плиты с высеченными на них стихами. В них затронуты темы родины, жизни горцев, дружбы, добра и зла, а также высказывания о нем 25 известных людей.

Ну и самое интересное место - "Город мертвых". В нем сохранились склепы эпохи раннего средневековья (XI-XII вв.) и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние склепы называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Всего до наших времен сохранилось лишь восемь склепов, четыре прямоугольных и четыре восьмиугольных. Все они выглядят весьма удивительно, они не имеют дверей, но есть в их стенах небольшие окошки. Внутри их пусто, стены аккуратно отштукатурены. Ходят легенды, что здесь находили останки людей, рост которых достигал нескольких метров и предания о долгожительстве местного населения, кому какая история больше нравится. В любом случае каменные склепы на фоне суровой горной природы создают неповторимый пейзаж и место это обязательно стоит посетить.

annatemyazova.blogspot.ru

Верхний Чегем (селение Эль-Тюбю), Город Мертвых (Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, село Эльтюбю) - Отзывы

Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю — это средоточие истории всей Балкарии. Старинные сторожевые башни, остатки греческих храмов и аномальные явления притягивают сюда искателей приключений и ценителей прекрасного. Это родина великого балкарского поэта и мудреца Кайсына Кулиева.

Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» — балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке. В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» .В верховьях Чегема — у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Адай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эль-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».

Село Эль-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице — кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…

Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут.

В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.

В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.).

У подножья еще одного интересного природного объекта — вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» — балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.

Так вот «Городок мертвых» — памятник истории и культуры — находится в нескольких сотнях метров от селения Эль-Тюбю . Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» — это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь — тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии — это были «башни молчания», а на Кавказе — сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

На одном из мавзолеев Эль-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.

Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же — восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».

Далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что склепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего.

Напомним, что побывал здесь ученый летом 1936 года, а спустя 20 лет Тимур Шаханов застал только восемь из одиннадцати склепов. А вот что пишет он о склепе, расположенном за селением: «…на расстоянии километра, в местности Сюгюлчю ичи, на склоне горы имеется одинокий склеп (кешене). Склеп этот шестигранный, единственный встреченный нами кешене, имеющий не восемь, а шесть граней. Возможно, что это случайная ошибка строителя. Высота этого склепа 4,5 м, внутри размеры – 240 x 110 см, имеет вид неправильного овала, кверху суживается, окно 50 x 40 см, ориентировано на северо-запад, толщина стены 65 см. Рядом со склепом могильник».

Ученые датируют строительство мавзолеев по-разному, но в целом принято считать, что сооружать их начали не ранее XIII века и возводили вплоть до XVIII века.

«Город мертвых», как еще называют эти захоронения, – излюбленное место остановок туристов, приезжающих в Чегемское ущелье. Большинство из них уверено, что с этим местом связано немало преданий, таинственных историй, необычных фактов. И они правы. Чего стоит хотя бы такой: во время раскопок, которые осуществлялись с наружной стороны склепов, были найдены скелеты невиданных для тех времен размеров – два метра и даже более. Спрашивается: кого, даже после смерти, охраняли те великаны?

ЭЛЬТЮБЮ «ВНЕ ВРЕМЕНИ»

И еще об одной публикации российского таблоида «Жизнь»1 – о том, что «в загадочном кабардино-балкарском ауле часы показывают разное время». Оказывается, крошечный поселок Эльтюби обследовали специалисты Института земного магнетизма и распространения радиоволн Российской академии наук и выяснили, что «это место является уникальной хрональной зоной… все процессы идут здесь медленнее, чем на равнине». Более того, как утверждает корреспондент, «особое течение времени в Эльтюби чувствуется во всем. Дома, построенные пятьдесят лет назад, несмотря на суровые климатические условия, по сей день не нуждаются даже в косметическом ремонте. Холодильниками местные жители не пользуются даже в летнюю жару. Нет нужды. Продукты здесь совершенно не портятся. Люди не болеют и живут очень долго. Время здесь узнают только с помощью телевидения. Потому что в каждом дворе часы показывают разное время. Как правило – всегда меньше реального».

Отчего же такое происходит? Ответ ученых и эзотериков -математических наук Владислав Луговенко и основателей клуба «Аура» О. и Б. Кольченко прост: «Аул Эльтюби, тесно окруженный скалами, представляет собой основание пирамиды, верхушкой которой являются горные вершины. Центральной точкой в этом основании оказался одиноко стоящий дом семьи М. Там, согласно давно знакомому ученым свойству пирамид, хрональный эффект должен быть максимальным. Знакомство с хозяевами дома полностью подтвердило догадки исследователей». Подтверждением явилось то, что хозяин дома стал отцом в довольно преклонном возрасте, а, кроме того, на старости лет завел… женщину на стороне, к которой регулярно ездил на осле в соседнее село. Всё, не больше и не меньше – других доказательств в статье не приводится.

Итак, наконец-то открыта геопатогенная зона, в которой время замедляет ход. Но где же располагается этот самый Эльтюби? Место, называемое Эльтюбю, известно – обозначено оно и на картах, переводится с балкарского как «селение на дне долины», где эл – селение, а тюбю – пол, дно. Спроси любого жителя Чегемского ущелья, ответит не задумываясь: «Это же Верхний Чегем!». Да и в справочнике «Краткий словарь горных названий Кабардино-Балкарии» прямо говорится: «Эль-тюбю – селение в Чегемском ущелье, носящее также название Верхний Чегем». Тот самый Верхний Чегем, которому в этой книге посвящено сразу несколько материалов, тот самый Верхний Чегем, окрестности коего мы исходили вдоль и поперек, то самое селение, в котором живут люди, близкие и дорогие нам. Да и на фотоснимке, иллюстрирующем сенсационный материал, запечатлен не только «дом долгожителей, расположенный в самом центре зоны», но и знаменитый архитектурный памятник – башня Малкарук-кала.

Так что ошибки нет: мифический Эльтюби – это реальный Верхний Чегем. Только отличие второго от первого в том, что в нем живут нормальные люди, часы которых, в силу изношенности механизмов, случается, показывают разное время. А телевидение – всегда точное: как-никак из Москвы вещает. Холодильники здесь действительно не жалуют – большую часть года климат позволяет обходиться без них. Тем не менее, во многих домах – видели сами – аппараты такие имеются. Насчет домов, которые не требуют ремонта, – это как посмотреть. Были бы у верхнечегемцев лишние деньги – давно бы отремонтировали. А так приходится на многом экономить – ведь с началом перестройки число рабочих мест в селении сократилось в разы. Что касается долгожителей, то здесь их ничуть не больше, чем в других населенных пунктах Кабардино-Балкарии, – данные последней переписи достаточно убедительно свидетельствуют об этом. Мы отметили практически все необычности, характерные для этого места, за исключением той, которой придан вид главного доказательства. Но это уже вопрос не научный, а этический. В том числе этики профессии как журналиста, так и ученого.

Не «вне времени» живет Верхний Чегем, а во времени, причем новейшем, все веяния которого (безработица, низкая рождаемость, отсутствие медицинской помощи) вкусил, к сожалению, сполна.

А что касается «хрональной зоны», то ее здесь действительно стоит поискать: те же говорящие чегемские мумии, о которых без всякой выдумки рассказано выше, не свидетельствуют ли о ее наличии?..

smorodina.com

Эльтюбю и город мертвых в долине реки Чегем. - Malkarly

    После полётов и обеда настал черёд "культурной программы" - отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в "Город мёртвых".Выше по ущелью Чегема от места, где проходят полёты парапланеристовдорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название — Эльтюбю (Эль-Тюбю) — "Селение на дне долины", где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.

    Там Кулиев когда-то жил,    там была его колыбель,    там осталась сакля его    на берегу реки Жылгы-Су.

    Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

    Во-вторых, Верхний Чегем - музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

    Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:    Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется – "Греческая лестница". Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского "Скала сгоревших девушек"), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет).                 Путь в теснину опасен и крут,                Камни срываются в горный поток,                На высокой скале вдоль стены                По тропе придешь к письменам.Недалеко от грота – древнее городище "Лыгыт", которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.     А, быть может он этого и сам не знал... Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались...

    Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же "Город мертвых", обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В "Городе мертвых" сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

а другие четыре - восьмигранные с куполообразной,

а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

                Над селом стоят кешэнэ,                между склепами по земле                расстелились плотным ковром                можжевеловые кусты.

    Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

через ничем не прикрытое небольшое окно,и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься - они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.     

    Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы...Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать...

    Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.

    Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о "Городе мёртвых" в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил... Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных...

    И этого тоже мы не увидели:    Напротив селения, на правом берегу Чегема, видны стены средневекового караван-сарая, одной из гостиниц, стоявших на древнем торговом пути, который когда-то проходил по горам Кавказа.                Караваны давно прошли                Из Китая – в небытие.                В обрамлении облаков                Спят легенды давних времен.

    Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.

malkarly.livejournal.com


Смотрите также