Для дошкольников - "Математические ступеньки". Числовая лестница для дошкольников


Для дошкольников - "Математические ступеньки"

Программа для знакомства с математикой для курсов по адаптации детей к школе.

(поурочные разработки)

Учитель: Багунц Александра Петровна.

Математические ступеньки.

Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материалов для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и , конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от нуля до десяти), цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда др.; геометрическая ( прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур) и содержательно-логическая, постороенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающаяусловия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная математическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Программа

Сравнения предметов (фигур), групп предметов по форме(круглый, не круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный), по размеру ( длинный, короткий, узкий, широкий, высокий, низкий, такой же), по расположению на плоскости и в пространстве( справа, слева, в центре, внизу, вверху, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры), по цвету, по материалу, по назначению.

Числа от 0 до 10. Счет предметов.Устная нумерация чисел: названия, последовательность, обозначение чисел от нуля до десяти. Цифра и число.Чтение чисел.Сравнение чисел первого десятка.Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда. Устное составление задач по рисункам.Решение задач с опорой на предметы.

Простые геометрические фигуры: отрезок, треугольник, четырехугольник, круг, квадрат. Различие квадрата и прямоугольника.

Временные представления: год, месяц, неделя, дни недели.

Содержательно-логические задания на развитие:

  • Внимания: математические игры, сравнение рисунков, нахождение общих элементов и др.

  • Воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую и др.

  • Памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала.

  • Мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.

  • Проведение анализа, синтеза, сравнения, постороение простых рассуждений и др.

К концу подготовительной ступени дети должны знать различия между цифрой и однозначным числом, названия однозначных чисел, уметь считать до десяти и в обратном порядке, определять где предметов больше (меньше), определять число предметов заданой совокупности и устно обозначить результат числом;

знать названия основных геометрических фигур, различать их, находить их пообразы в окружающей действительности;

проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции: сравнивать объекты, указывая на сходство и различия, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.

Тематический план.

Занятие №1. Счет предметов. Натуральный ряд от 1 до 10. Точка. Линия.

Цель: познакомить с точкой и линией, с помощью которых изображаются все окружающие нас предметы, привить навыки правильного пользования тетрадью.

Задачи: научиться обводить клетку, повторить предложенный простейший узор, посчитать предметы, установить порядок цифр в натуральном ряду от 1 до 10.

Занятие №2. Счет предметов. Понятие «слева», «справа», «внизу», «вверху».

Цель: познакомить с понятием слева, справа, вверху, внизу, продолжить работу по знакомству с тетрадью, натуральным рядом от 1 до 10.

Задачи: найти верхнюю линию клетки, нижнюю линию, соединить две точки линией, нарисовать предмет сверху, снизу линии, продолжить узор.

Занятие №3. Число 1, цифра 1. Задание на развитие внимания и мышления.

Цель: познакомить с числом, цифрой 1, продолжить работу по развитию навыка правильного пользования тетрадью, развитие моторики руки, развитие внимания и мышления.

Задачи: найти середину клетки, поставить там точку, найти верхний правый угол этой клетки, найти середину нижней линии этой клетки и поставить там точку, соединить последовательно (середина клетки -угол-середина линии) эти точки отрезками прямой линии- получится цифра 1. Посчитать количество предметов на рисунке, обозначить числом (устно), распределить предметы в две группы, выделяя общие признаки (по одному признаку).

Занятие №4. Число 2,цифра 2. Состав числа. Больше, меньше, столько же. Линия вертикальная, горизонтальная.

Цель: познакомить с простейшими понятиями в математике, развитие моторики руки, внимания, логического и образного мышления.

Задачи: сравнения числа 1 и 2, написание цифры 1, 2, раскрасить рисунок, выделить предмет из предложенного множества.

Занятие №5. Число 2, цифра 2, упражнения на внимание, развитие наблюдательности и логики.

Цель: развитие моторики руки, умение писать цифру 2, 1, развитие внимания, логического мышления.

Задачи: выполнить работу по заданному образцу, записать математический диктант, письмо цифры 2, 1.

Занятие №6. Число 3, цифра 3. Состав числа. Наклонная линия.

Цель: развитие моторики руки, внимания, памяти.

Задачи: письмо цифры 3, выполнение упражнений по заданным образцам, вычерчивание линий с помощью линейки, математический диктант.

Занятие №7. Число 3, цифра 3. Знаки сравнения. Треугольник. Ломаная линия.

Цель: развитие моторики руки, логического образного мышления.

Задачи: письмо цифры 3, вычерчивание по точкам ломаной линии, решение логической задачи на поиск недостающего предмета (по форме).

Занятие №8. Число 4, цифра 4. Состав числа. Четырехугольник.

Цель: развитие моторики руки, наблюдательности, логики, знакомство с геометрическими фигурами.

Задачи: выполнение упражнений по образцу, письмо цифры 4, сравнение изученных чисел и запись неравенств с помощью математических знаков, >, <. Преобразование геометрической фигуры в другую с помощью дополнительно проведенной линии.

Занятие №9. Число 4, цифра4. Знаки математических действий, знак «равно». Виды четырехугольников.

Цель: развитие моторики руки, наблюдательности, логики, внимания, знакомство с геометрическими фигурами, понятиями «сложение», «вычитание».

Задачи: выполнение упражнений по образцу, запись выражений, вычерчивание различных видов четырехугольников (по заданным точкам), решение логической задачи на поиск недостающих предметов (по 2 признакам: форма, цвет).

Занятие №10. Число 5, цифра 5. Состав числа. Знакомство с понятиями «луч», «отрезок».

Цель: развитие моторики руки, внимания, логического мышления, закрепление знаний.

Задачи: выполнение работы по образцу, сравнение чисел, запись неравенств, изучение состава числа, распределение предметов на 2 группы.

Занятие №11. Число 5, цифра 5. Состав числа. Пятиугольник. Понятия «предыдущий», «последующий».

Цель: развитие моторики руки, внимания, логического и образного мышления, памяти.

Задачи: письмо цифры 5, запись неравенств, преобразование геометрической фигуры в другую с помощью дополнительных линий.

Занятие №12. Цифра 6, число 6. Состав числа. Дуга.

Цель: развитие моторики руки, внимания, мышления и логики.

Задачи: письмо цифры 6, работа с геометрическими фигурами по образцу, установление закономерностей в предложенном рисунке, выполнение и раскраска рисунка по заданному условию.

Занятие №13. Число 6, цифра 6. Составление математических рассказов по рисункам.

Цель: развитие моторики руки, развитие образного мышления, речи, умения анализировать.

Задачи: письмо цифры 6, составление математических рассказов, записи решения с помощью рисунков.

Занятие №14. Число 7, цифра 7. Состав числа. Пересекающиеся линии.

Цель: развитие моторики руки, развитие внимания, мышления, счета.

Задачи: письмо цифры 7, разбор состава числа, знакомство с пересекающимися линиями и понятием «точка пересечения», запись ряда чисел в порядке увеличения и уменьшения.

Занятие №15. Число 7, цифра 7. Состав числа. Составление математических рассказов по картинкам.

Цель: развитие моторики руки, навыка счета, речи, знание состава числа.

Задачи: работа по образцам, сравнение чисел, работа с узором, решение занимательных задач с числами.

Занятие №16. Число 8, цифра 8. Сравнение чисел, запись и решение математических выражений. Работа с геометрическими фигурами.

Цель: развитие моторики руки, развитие внимания, мышления, счета.

Задачи: письмо цифры 8 по образцу, сравнение числа 8 с другими числами, определение лишней фигуры в предложенном множестве.

Занятие №17. Число 8, цифра 8. Состав числа. Сравнение отрезков. Рисунок из заданных геометрических фигур.

Цель: развитие навыка счета, образного мышления внимания, умения работать с линейкой.

Задачи: работа по образцу, сравнение чисел, вычерчивание, сравнение отрезков, составление рисунка.

Занятие №18. Число 9, цифра 9. Состав числа. Самопересекающиеся линии. Спираль.

Цель: развитие моторики руки, памяти, внимания, знакомство с различными видами линий.

Задачи: письмо цифры 9, сравнение с другими числами, математический диктант.

Занятие №19. Числа от 0 до 10, цифра 0. Состав числа. Наблюдение за свойствами натурального ряда от 1 до 10.

Цель: развитие внимания, мышления, моторики руки, речи, знакомство со свойствами натурального ряда чисел.

Задачи: письмо цифры 10, запись математических равенств и неравенств, построение отрезка натурального ряда( из предложенных и недостающих чисел).

Занятие №20. Урок-закрепление. Игры с цифрами. Решение математических головоломок. Упражнения на внимание.

Занятие №21. Знакомство с геометрическим понятием угол.

Цель: развитие кругозора, мышления, внимания, памяти, знакомство с окружающим миром.

Задачи: счет предметов, выполнение упражнений на развитие логического мышления, вычерчивание углов разного вида, работа с геометрическими фигурами.

Занятие №22. Занимательная геометрия.

Цель: развитие мышления, внимания, памяти, навыков пользования линейкой.

Задачи: вычерчивание в тетради различных геометрических фигур, решение занимательных задач, выполнение упражнений на смекалку, геометрический орнамент с раскраской.

Занятие №23. Понятие «уже», «шире», «короче», «длиннее». Сравнение предметов по длине, ширине.

Цель: развитие мышления, развитие моторики руки, закрепление приобретенных навыков и знаний.

Задачи: счет и сравнение предметов, составление и запись задач, работа с геометрическими фигурами, математический диктант.

Занятие №24. Счет предметов. Окружность. Круг. Конструирование.

Цель: развитие мышления, внимания, приобретение новых знаний, знакомство с новыми понятиями.

Задачи: решение и запись математических выражений, вычерчивание по шаблону окружности, сравнение известных математических фигур с кругом, поиск нужной геометрической фигуры в предложенном множестве.

Занятие №25. Заключительный урок в игровой форме «Чему мы научились?».

Занятие №1.

  1. Знакомство с клеткой.

  1. Дорисовать и раскрасить домик.

  1. Установить порядок цифр в натуральном ряду.

5, 7, 1, 8, 6, 3, 9, 4, 2.

1 … 3, 4 …6 … 8, 9

  1. Проверка знания счета до 5.

Раскрасить: • синий

•• зеленый

••• желтый

Занятие №2.

  1. Продолжить знакомство с клеткой. Продолжить узор.

  1. Знакомство с геометрическими фигурами.

Раскрасить круг. Раскрасить фигуру слева от круга. Как называется эта фигура? Раскрасить фигуру справа от круга. Как называется эта фигура? Раскрасить фигуру 4-ую по счету. Как называется эта фигура?

3. Форма, размер.

По какому признаку соединены фигуры?

4. Из каких фигур построен грузовик? Раскрасить круг- желтым, квадрат- синим, треугольник- зеленым, прямоугольник- красным. Сколько кругов, прямоугольников, треугольников, квадратов на рисунке?

Занятие №3.

1. Число, цифра 1.

На что похожа цифра?

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

Похожа единица на крючок,

А может на обломанный сучок.

2. Сколько линий можно провести через одну точку?

3. Справа, слева, вверху, внизу, в середине. Раскрасить предметы которых по одному. Посчитать общее количество предметов.

4. Распределить предметы на 2 группы по общему признаку.

Занятие №4.

1. Число, цифра 2. Состав числа. Больше, меньше, столько же.

На что похожа цифра?

А вот это – цифра 2.

Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

2. Раскрасить рисунок, записать в клетке нужную цифру.

3. Сравнение чисел один и два.

Как получить число 2? Какое число больше? Записать с помощью знаков сравнения.

4. Найти лишнюю картинку.

Занятие №5.

1. На схеме найти и обвести кружком только цифры (работаем 2 минуты).

2. Написать по образцу цифры 1 и 2. Закончить математический узор.

3. Сравнить числа 1 и 2. Познакомиться с понятием «математическое выражение», знаки действий.

4. Точка, линия. Вертикальные и горизонтальные прямые.

Соединить точки 1 и 2, соединить точки обозначенные звездочкой. Какие линии получились? Привести примеры таких линий в классе.

Занятие №6.

1. Число 3, цифра 3. Состав числа.

На что похожа цифра?

А вот это – посмотри

Выступает цифра 3.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков

2. Соединить точки по порядку. Какая фигура получилась? Провести в треугольниках одну линию так, чтобы из каждого треугольника получилось два.

3. Раскрасить картинку по цифрам.

4. Определить закономерность, заполнить пустой квадратик.

Занятие №7.

1. Письмо изученных цифр, сравнение чисел.

2. Коричневым карандашом закрась треугольники с точками.

Что получилось?

3. С помощью линейки соединить одинаково обозначенные точки. Заполнить в прямоугольнике пропущенный квадратик.

Что получилось?

Занятие №8.

1. За тремя идут четыре

Острый локоть оттопыря

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

Где в нашем классе можно найти число 4?

Соединить точки. Какие фигуры получились? Что у них общего, чем отличаются? Как одним словом можно назвать все эти фигуры?

2. Раскрасить картинки, посчитать количество предметов и обозначить цифрой.

3. Определить лишний предмет.

4. Провести две линии так, чтобы получить 4 треугольника.

Пересекающиеся линии. Точка пересечения.

Занятие №9.

1. Число 4, цифра 4. Состав числа.

Мурка, кошка мышеловка

Съела трех мышей в кладовке.

И сейчас к норе подкралась.

Цап! Еще одна попалась.

Вот так Мурка! Сколько ей

Удалось поймать мышей.

Письмо цифры 4, подобрать в домике соседей.

2. Посчитать сколько геометрических фигур нарисовано? Как они называются? Какая фигура лишняя?

Из этих геометрических фигур нарисовать домик и раскрасить его.

3. Посчитать количество предметов и соединить рисунок соответствующей цифрой.

Какое несоответствие вы заметили? Какая цифра осталась без рисунка? Что нужно сделать?

4. Записать недостающее число.

5.

Двумя линиями первый четырехугольник разделить на 4 четырехугольника, второй – на 4 треугольника.

Занятие №10.

1. Число 5, цифра 5. Состав числа. Сравнение чисел. Пятиугольник.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра 5

Руку вправо потянула,

Ножку круто изогнула.

2. Внимательно посмотреть и заполнить таблицу.

3. Поставить знаки сравнения. Соединить точки по порядку. Замкнуть линию. Какая фигура получилась?

Провести в пятиугольнике одну линию так, чтобы получился треугольник и четырех угольник.

Провести еще одну линию так, чтобы получилось 3 треугольника.

Распределить геометрические фигуры на 2 группы (по двум признакам).

Занятие №11.

1. Число 5, цифра 5. Состав числа. Пятиугольник. Понятия «предыдущий», «последующий».

Как называется такая фигура? Почему? В центре фигуры поставьте •. С помощью линейки соединить вершины фигуры с точкой в центре. Какие

Геометрические фигуры получились?

Сколько?

2.

«Предыдущий», «последующий».

3.

Сколько геометрических фигур дано на рисунке? Как они называются? Что общее? Чем различаются? Построить из данных фигур паровозик и раскрасить.

Занятие №12.

1. Число 6, цифра 6. Дуга. Занимательные задачи.

Письмо цифры 6.

Цифра 6 – дверной замочек.

Сверху крюк, внизу кружочек.

Эта цифра – акробатка:

То шестёрка, то девятка.

2.

3. Украсить гирлянду цветными фонариками. Найти лишний рисунок. Закончить узор.

4. Во дворе поровну желтых и красных скамеек. Желтых – три, сколько всего скамеек?

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько концов у двух с половиной палок?

Занятие №13.

1. Число 6, цифра 6. Состав числа. Геометрическое понятие угол.

Письмо цифры 6.

2. Найти ошибку: 1 2 4 3 5 6

Заполни пропуск: 1 2 □ 4 □ 6

3. Укажите номера прямых и кривых линий.

4. Геометрическое понятие угол.

Занятие №14.

1. Число 7, цифра 7. Состав числа. Виды линий.

Раскрасить предметы соответственно цифре стоящей в кружочке.

Вот семерка – кочерга.

У нее одна нога.

Сколько мы знаем дней недели?

Как они называются?

Какой день недели мы обозначаем цифрой 7?

2. Как семь яблок разложить на две тарелки?

3. Вставить пропущенные числа вместо точек.

Линии: ломаная, кривая, пересекающиеся.

Занятие №15.

1. Письмо цифр 6, 7. Записать числа по порядку.

2. Слушаем, рисуем и решаем.

У Сашки в кармашке

Конфеты в бумажке.

Он дал по конфете Свете и Пете.

Сколько конфет осталось у Сашки в кармашке?

Семь воробьёв опустились на грядки.

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик хитрюга – внезапно подкрался

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки.

Сколько теперь их осталось на грядке?

3. Раскрасить, посчитать количество предметов, отметить нужную цифру.

4. Назовите геометрические фигуры из которых составлены человечки. Какая фигура лишняя и почему?

Занятие №16.

1. Число 8, цифра 8. Состав числа.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра 8 так вкусна:

Из двух бубликов она.

2. Добавить до 8.

3. Поставить нужные знаки, выполнить узор.

4. Раскрасить рисунок и найти лишний.

Занятие №17.

1. Число 8, цифра 8. Состав числа. Письмо цифры 8.

2. Посчитать и найти значение математического выражения.

3. Составление математического рассказа по рисунку и запись его решения.

4. Сравнение отрезков.

5. Вставить недостающую геометрическую фигуру.

Занятие №18.

1. Число 9, цифра 9. Состав числа.

Цифра 9, иль девятка,

Цифровая акробатка.

Если на голову встанет,

Цифрой 6 девятка станет.

Девять, как и шесть

Вглядись,

Только хвост не вверх,

А вниз.

2. Состав числа. Заполнить пропуски. Из чего состоит цифра 9?

3. Виды линий. Самопересекающиеся линии, замкнутые и не замкнутые.

Дорисуй самопересекающиеся линии так, чтобы они стали замкнутыми.

4.

Посчитать количество треугольников.

Занятие №19.

1. Число 9, цифра 9. Свойства натурального ряда чисел. Запись и решение математических выражений.

2. Составление математических рассказов по рисункам и запись их решения.

3. Из трех спичек можно сложить треугольник. Как из пяти спичек получить два треугольника?

Занятие №20.

1. Числа 0 и 10, цифра 0. Состав числа. Наблюдение за свойствами натурального ряда чисел от 1 до 10. Письмо числа 10.

Вписать в кружочки все числа натурального ряда больше 1, меньше 10.

2. Предыдущий, последующий.

4 , 6 , 8 , 9 .

3. Рисуем и считаем.

Раз к зайчонку на обед,

Прискакал дружок- сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Вот восемь зайчат

По дорожке идут.

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего

По дорожке лесной

Торопятся в школу

Зайчишек зимой?

Пошла курица гулять,

Собрала своих цыплят.

Семь бежали впереди,

Три остались позади.

Сосчитайте – ка, ребята, сколько было там цыпляток?

Как число 10 можно записать двумя одинаковыми цифрами, соединив их знаком действия? Пятью одинаковыми цифрами?

4. На рисунках определить общие признаки и отличительные. Какой рисунок лишний?

Занятие №21.

1. Урок закрепление. Решение головоломок, загадок, упражнения на внимание. Счет.

2. Считаем и рисуем.

1-синий,

2-желтый,

3-розовый,

4-коричневый,

5-зеленый,

6-фиолетовый, 7-орнажевый.

Занятие №22.

1. Продолжение знакомства с геометрическим понятием угол.

Поставим точку, проведем из нее два луча.

Как называется эта геометрическая фигура?

Какие бывают углы?

Прямой угол Тупой угол Острый угол

Как называется математическая фигура, у которой 3 угла, 4 угла?

Чем похожи и чем отличаются эти фигуры?

Поставьте 5 точек, соедините их отрезками прямой. Как можно назвать полученную фигуру? Почему?

2. Письмо изученных цифр.

3. Запись и решение математических выражений.

4. Заполнить пустые клеточки.

5. Раскрасить одинаковым цветом фигуры с одинаковым количеством углов.

Занятие №23.

1. Письмо изученных цифр.

2. Нарисовать и раскрасить картинку, дорисовать недостающие элементы.

3. Запись и решение математических выражений. Сравнение чисел.

4. Раскрасить предметы в соответствии со стоящей рядом цифрой.

Занятие №24.

1. Счет предметов. Занимательная геометрия.

Найти и исправить ошибку.

1, 5, 4, 7, 10, 6, 9, 8, 2, 3.

1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10.

10, 9, 8, 6, 4, 3, 2, 1.

2. Найти и раскрасить знакомую цифру.

3. Найти и раскрасить лишнюю фигуру.

Как называется найденная фигура? Как называются другие математические фигуры? Чем они похожи?

4. Рассмотреть 3 четырех угольника. Что мы можем сказать о длине? Можем ли мы сказать что эти четырехугольники одинаковы? Если нет, то почему? Какой самый большой, маленький? Почему?

Какой из отрезков самый большой,

маленький? Есть ли одинаковые по

длине? Какой отрезок короче всех?

Занятие №25.

1. На яблоньке росло 10 яблок. Она попросила сестрицу Алёнушку и братца Иванушку съесть по 2 яблочка. Сколько яблок осталось на яблоньке?

Во дворе гуляли куры и собаки. Петя посчитал их лапы, получилось 10. Сколько могло быть кур и собак?

В первой коробке 10 карандашей, во второй столько же, сколько и впервой, а в третьей столько, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке?

2. Начертить, раскрасить, подумать.

Какая фигура лишняя?

3. Сколько треугольников? Какие еще фигуры можно найти на этом чертеже?

Какие 3 линии нужно убрать, чтобы из 5 получился один треугольник?

4. Раскрасить домик, не выходя за пределы рисунка. Какие знакомые математические фигуры есть на рисунке? Сколько треугольников? Четырехугольников? Есть ли одинаковые фигуры? Как они называются? Почему четырехугольник, на крыше домика, мы не можем назвать квадратом?

Как, изменив положение одной линии, повернуть домик в другую сторону?

infourok.ru

"Космическое путешествие". Занятие для детей подготовительной группы по развитию элементарных математических и логических представлений

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи:

  • Развивать у детей мелкую моторику кистей рук.
  • Развивать интеллектуальные способности детей.
  • Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Цели занятия:

  • Развивать у детей умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета.
  • Развивать умение составлять предмет из частей. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание логическое мышление. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков-символов.
  • Закреплять счет в пределах десяти.
  • Закреплять состав числа с помощью палочек Кюизенера.
  • Формировать операции классификации блоков по четырем признакам с использованием кодов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Давайте его прочитаем!

Письмо: Дорогие ребята! Мы жители города Солнечногорска с далекой планеты Марс, просим Вас о помощи. На нашей планете произошла катастрофа, город разрушен: не работают детские сады, больницы, уничтожены дома. Помогите, нам, пожалуйста, восстановить наш солнечный город.

Воспитатель: Вот оказывается, как в жизни бывает. На планете Марс существует город с таким же названием, как и наш. Как называется наш город?

- Солнечногорск.

В марсианском Солнечногорске произошла беда. Нас просят о помощи. Вы хотите помочь марсианам. Мы с Вами уже были спасателями, мы восстанавливали города на Земле, сегодня у нас задача помочь марсианам. Как вы думаете, на чем можно добраться до Марса?

(Дети предлагают транспортные средства и приходят к единому мнению, что нужна ракета).

Ракеты у нас нет, придется нам их сконструировать.

1. Игра «Моделирование ракеты»

Приложение 1.

Дети самостоятельно моделируют ракету.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но для того чтобы ракеты взлетели, на нужно построить числовую лесенку. Из чего мы построим лесенку?

Ответы детей: из палочек Кюизенера.

(Дети строят лесенку, воспитатель читает стих, вовлекая детей в игру).

2. Игра «Числовая лесенка»

Воспитатель:

Мы по лесенке шагаем И ступеньки все считаем Все ступеньки до одной Знаем в лесенке цветной. Один – это белый листок, Два это розовый лепесток, Три, как голубой океан, Четыре – словно красный тюльпан, Пять – это желтый солнечный свет, Шесть фиолетовый яркий букет. Семь – черный пушистый кот, Восемь - вкусный вишневый компот, Девять – синий мой лимузин, Десять – оранжевый апельсин. - Что мы с вами построили?

Ответы детей: мы построили числовую лесенку.

- Из чего состоит наша лесенка?

Ответы детей: из цветных чисел.

- Сколько этих чисел?

Ответы детей: в лесенке 10 цветных чисел.

Воспитатель: Нам пора отправляться в полет. Вы готовы? Пристегнули ремни, одели скафандры. Предлагаю проверить все ли в порядке с нашими ракетами?

- Для того, чтобы это узнать, мы должны посчитать в прямом порядке цветами, числами.

(Дети считают).

- А теперь мы проверим, как работают наши приборы. Для этого необходимо посчитать четными числами в прямом и обратном порядке.

(Дети считают).

- Предлагаю проверить топливо. Для этого необходимо посчитать в прямом и обратном порядке нечетными числами.

- Мы проверили все ракеты и готовы к полету. Все вместе считаем в обратном порядке числами.

- Наши ракеты летят. Предлагаю Вам перейти к пультам управления (у каждого ребенка планшет с карточками символами).

- Пока летим. Предлагаю расслабиться и поиграть в нашу любимую игру «Угадай-ка».

(Считалочкой выбирается ребенок, который будет загадывать загадку про блок, который он спрятал).

3. Игра с блоками Дьенеша «Угадай-ка».

Например: Ребенок спрятал за спину блок (желтый, квадрат, большой и тонкий), дети этого не видят. Ребенок начинает загадывать загадку:

- Мой блок не красный и не синий, он не круг, не квадрат, не прямоугольник, не маленький, и не толстый.

(Дети закрывают нужные карточки, те карточки символы, которые остаются открытыми, являются ответом загадки. У детей должно получиться желтый, квадрат, большой и тонкий).

Воспитатель ведет опрос нескольких детей, ребенок показывает блок, который спрятал. Игра закончена.

4. Физкультминутка:

Раз, два — стоит ракета. (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».) Три, четыре — самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны.) Руки в стороны — в полет Отправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре, Полетел наш самолет. А без точного расчета Не получится полета. Так скорее за работу, Сядем быстро за расчеты. Раз, два - выше голова, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть. Посидим и отдохнем. (Дети закрывают глаза.) И работать мы начнем.

Воспитатель: Мы с вами и не заметили, как наш ракеты опустились на планету Марс. Надеваем скафандры, открываем люки и выходим в открытый космос.

- Вот мы и на Марсе! Но, что это? Перед нами река! На чем же мы будем переправляться?

Ответы детей: дети предлагают построить или ковры-самолеты или плоты.

Воспитатель: Из чего можно построить плоты?

Ответы детей: дети предлагают построить плоты из палочек Кюизенера.

5. Игра «Строительство плотов».

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас лежит числовая карточка. Это задание. Ваш плот должен соответствовать заданному числу.

(Дети строят плоты, воспитатель, ведет опрос детей о составе числа, которое было заданием).

Например: У ребенка на числовой карточке было число 7. Он построил плот, взяв за основу 7. Семь – это 1 и 6,

  • 2 и 5;
  • 3 и 4;
  • 4 и 3;
  • 5 и 2;
  • 6 и 1.

Воспитатель: Вот мы и построили плоты, теперь нам не страшна никакая река. Мы переплыли на другой берег.

(На другом берегу дети находят план - макет города. Воспитатель предлагает разделиться на пары. Каждой паре раздает макеты: домов, больниц, детских садов, машин для восстановления города. Дети приступают к строительству города и конструированию машин).

6. Игра «Спасатели приходят на помощь»

Дети строят город из блоков Дьенеша. Воспитатель оценивает работы детей.

Воспитатель: Ребята, мы восстановили город, сконструировали машины, но чего-то не хватает для красоты. Как вы думаете чего?

Ответы детей: В городе нет цветов.

Воспитатель: Вы правы, какой же город без цветов… Я предлагаю вам разбить клумбы и посадить на них цветы. Но сажать цветы мы будем по определенным правилам. 

7. Игра с тремя обручами «Мы сажаем цветы на клумбы»

Какие цветы будут расти на коричневой клумбе?

Ответы детей: Здесь будут: большие, тонкие, синие, треугольные, квадратные, прямоугольные.

Какие цветы будут расти на зеленой клумбе?

Ответы детей: Здесь будут: маленькие , толстые, желтые, круглые, прямоугольные, квадратные.

Какие цветы будут расти на синей клумбе?

Ответы детей: Здесь будут: большие, толстые и тонкие, красные, круги и треугольники.

Воспитатель с детьми любуются посаженными цветами. Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Ребята мы выполнили свою миссию. Построили город, посадили цветы. Нам пора возвращаться на Землю в наш детский сад. Занимайте места в свих ракетах. Считаем в обратном порядке. Готовимся к взлету.

(Дети вместе с воспитателем считают в обратном порядке).

- Ракеты взлетели. Мы летим на Землю. А пока летим, играем в игру.

8. Игра «Ложь – истина».

(У детей карточки с буквами «Л» и «И»)

Воспитатель:

  • мы сегодня с вами путешествовали на подводной лодке;
  • мы играли с числовой лесенкой;
  • мы летали на планету Венера;
  • мы летали на планету Марс;
  • мы играли в игру «Угадай-ка»;
  • мы были пожарными.

Пока мы играли, наш полет завершился и мы благополучно возвратились на планету Земля, в наш любимы детский сад.

Приложение 2

Приложение 3

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

описание методики, схемы, фото и видео

Дата: 21 июля 2017 Автор: Ольга Трищенкова Рубрика: Для дошкольников

Считается, что дети не любят математику. При этом основной деятельностью дошкольников остаётся игра. Вот почему их обучение в этот период строится на основе игр. В работе педагогам ДОУ необходимы учебные пособия, которые позволяют в занятной игровой форме довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, научить сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях. Одним из таких пособий являются палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера: учимся играя

Со знаменитым высказыванием Василия Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, в наше время не спорит никто. Способность детей включать в исследование окружающего мира все органы чувств активно использовались при разработке новаторских методик Никитиных, Зайцева, Воскобовича. В этом ряду достойное место занимает разработка Джорджа Кюизенера, которому пришла идея учить детей счёту и установлению количественных отношений через осязание и цветовосприятие.

История изобретения

С середины XIX века в педагогике начали отказываться от традиционных способов обучения, основанных на муштре и принуждении, и начали делать акцент на активизации интереса ребёнка к учёбе. Одним из средств воздействия на интерес со стороны детей стали разнообразные оригинальные способы обучения педагогов-новаторов, в том числе основанные на применении оригинальных дидактических материалов.

В XX веке число новаторских методик и сопровождающих их предметов, используемых во время обучения, росло очень быстро. В математике многие педагоги стремились как можно раньше познакомить детей с математическими понятиями. Одним из значимых направлений стало доведение информации до ребёнка тактильными и наглядными средствами и активизация восприятия, особенно в раннем возрасте.

Такие имена, как Дьенеш, Кюизенер или же Воскобович знакомы специалистам, работающим по наглядным методикам. В принципе, все трое работали в одном направлении. Однако, судя по всему, учитель младших классов из Бельгии Джордж Кюизенер (1891–1976) был первым. Он ещё в 1952 году написал свою книгу «Числа и цвета» о сути разработанной им методики.

Работы Дьнеша были опубликованы несколько позже, хотя наверняка, доктор математики и психологии Золтан Дьенеш начал их много раньше и независимо от Кюизенера. Что же касается адресатов указанной методики, то палочки Кюизенера, в основном, предназначены для занятий с детьми в возрасте от 1 года до 7 лет.

Цель методики Кюизенера — использование принципа наглядности. С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики — числа, количественные величины, соотношения между ними — представлены в форме, которая максимально доступна малышам. Это помогает научить ребёнка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но важных математических понятий.

Эти действия важны, поскольку позволяют накопить непосредственный опыт восприятия, постепенно осуществляя условное преобразование личного понимания, двигаясь в осознании сути явлений от конкретного к абстрактному.

У детей возникает стремление овладеть навыками работы со счётом, с системой чисел, измерениями, научиться делать то, что педагоги называют решением образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Золтан Дьенеш разработал похожую систему с другой формой ключевых дидактических средств, хотя идея все та же — тактильное ощущение от разности геометрических тел даёт образно-чувственное представление о сути соотношений чисел. Блоки Дьнеша куда разнообразнее. Такие счётные элементы предоставляют педагогу возможность применять различные способы обучения. Но всё-таки, при первоначальном изучении математики маленькими детьми, палочки Кюизенера и нагляднее, и проще.

Цель использования пособия

Эти палочки можно математически принять как условное множество, где присутствуют образы чисел и групп. В указанном множестве спрятаны огромные возможности по моделированию разнообразных логико-математических раскладов. Размер и цветность счётного объекта задают параметры числа. С помощью этих параметров задаётся понимание условных образных понятий. Используя такие «цветные и объёмные» символические объекты для счёта, можно развить у дошкольников чёткое понимание сути числа.

Родителям уже интересно!

К традиционному выводу, который гласит, что понятие числа появилось у людей в результате хозяйственных подсчётов и бытовых измерений, малыши подходят без подсказок, выполняя игровые задания. С точки зрения педагогики, самостоятельно полученное знание, в нашем случае о числах и величинах, по причине своей наглядности и станет особо значимым.

Применяя палочки заранее заданных цветности и размеров, дети проще доходят до понимания соотношений «насколько большие или меньшие предметы», видят сходства и различия предметов, учатся сравнивать, сопоставлять. Кроме того, они усваивают:

  • Возможность разделить целое на отдельные части, или же измерить объект другим, ему же подобным.
  • Существование набора элементарных арифметических действий, парных и обратных друг другу: сложение — вычитание, возможно, даже умножение — деление.
  • Смысл непростых сравнительных понятий, таких как «левее или правее», «длиннее или короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «предметы одного цвета», «предмет не синего цвета», «объекты равной длины» и др.

Разновидности промышленных наборов палочек Кюизенера

Сейчас выпускаются разные варианты счётных палочек Кюизенера. Эти наборы могут отличаться количеством счётных элементов, цветом, материалами, из которых они были изготовлены (дерево или пластмасса).

Классический набор состоит из 241 элемента. Все предметы указанного набора изготавливают из дерева. По форме каждая такая палочка — это прямоугольный параллелепипед. В поперечном разрезе — квадрат, площадь поперечного сечения которого равна 1 кв. см. В исходном наборе имеются палочки десяти цветов. Самая короткая палочка — это кубик со стороной 1 см. Самая длинная — 10 см. То есть любая палочка, по сути, это аналог числа, специфика которого обозначена длиной в сантиметрах и определённым цветом. Счётные элементы, окрашенные в близкие цвета, визуально обособляются детьми, и эти предметы объединены в одно «семейство» по принципу кратности.

Палочки Кюизенера разложены по порядку обозначаемых чисел, от 1 до 10

Такая классификация имеет важное значение. Дело в том, что здесь учитываются соотношения: размер и цвет. Белый кубик из «семейства белых» можно уложить в длину любой из других палочек несколько раз. «Красное семейство» это элементы, чей размер вмещает наименьшую палочку, число раз, кратное двум. В «семействе зелёных» состоят палочки, длинна которых кратна трём; палочки, кратные пяти, выражены вариациями жёлтого, а число 7 обычно выделяется чёрным цветом, как особое «семейство».

Есть модифицированные версии подобных наборов палочек. Они имеют отличия по используемым цветам. Однако, изготовитель всегда задействует некоторые правила.

  1. Одинаковые палочки окрашены одинаково и выражают одно и то же число;
  2. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
  3. Цвета палочек обозначают числа от одного до десяти.

С малышами лучше использовать другой, упрощённый вариант палочек Кюизинера. Он изготовлен из пластмассы и в него входит 119 палочек 12 цветов. У всех палочек также одинаковые основания — квадрат размером 1 кв. см.

Бывает и плоский вариант палочек, он состоит из полосок шириной 2 см. Самая короткая полоска — это квадрат 2×2 см. Длина всех остальных полосок увеличивается на 2 в каждой группе цветов. Эти полоски изготовляют из пластика или плотного цветного картона. Цветовая гамма у них та же, что и у палочек.

Этот вариант счётных элементов весьма удобен в работе. В отличие от традиционных объёмных предметов, они крупнее и в то же время компактнее, их изготовление и вовсе не требует существенных затрат, а эффективность, в части обучающих возможностей, достаточно высока. Их легко изготовить даже в домашних условиях.

Что можно делать с палочками:

  • Прежде всего, они пригодны для обычных игровых манипуляций. Дети перебирают их, раскладывают по-разному и просто играют ими как обычными кубиками.
  • Далее, их можно использовать для сопоставления их как аналоги чисел, обозначая разницу между ними. Ребёнок наглядно ощущает разницу между понятиями больше и меньше.
  • Потом возможно оперировать палочками, обозначая операции сложения и вычитания. Здесь палочки используются в качестве наглядного пособия для обучения понятиям из курса элементарной математики.
  • Дошкольники, которые играют с палочками и выкладывают их как мозаику, узнают их числовые значения и возможности сравнения их как аналогов чисел.
  • В итоге детей подводят к идее арифметических операций, которые с наглядной помощью тактильно и визуально знакомых предметов, становятся куда более доступными их пониманию.

Набор для работы по Кюизенеру, современный вариант

Когда знакомство с палочками Кюизенера только начинается, дети играют с ними словно с простыми кубиками, палочками, конструктором, изучая, в ходе игр и занятий, цвет, размер и форму. В этот период проходит начальная стадия запоминания тактильных и визуальных ощущений. Играя, дети, оценивают объёмные образы-заменители чисел на ощупь, в сочетании с цветами. Привычка к ним, как к игровым объектам обязательно сыграет свою роль, когда придёт время куда более серьёзной работы.

на первых этапах знакомства дети играют с палочками как со строительным материалом

При дальнейшей работе палочки становятся инструментом для обучения подрастающих математиков. С их помощью малыши изучают элементарные законы и правила мира чисел и некоторые значимые математические понятия.

Игры и задания с использованием палочек Кюизенера

Что касается использования этого дидактического материала для занятий, то конкретных вариантов применения, за время внедрения методики Кюизенера, наработано великое множество. Практики, специалисты по пропедевтике математических знаний, работающие с дошколятами, предлагают, к примеру, вот какие варианты занятий, которые можно проводить с детьми в возрасте от двух до четырёх лет:

  1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
  2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
  3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
  4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.
  5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.
  6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.
  7. Раскладываем палочки по цвету, длине.
  8. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»
  9. «Положи столько же палочек, сколько и у меня». «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).
  10. Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока малыш не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
  11. Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.
  12. Выложите перед ребёнком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
  13. Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
  14. Задание найти любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
  15. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
  16. Попросите показать вам красную палочку, синюю, жёлтую.
  17. Покажи палочку, чтобы она была не жёлтой.
  18. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»
  19. Постройте поезд из вагонов разной длины начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от жёлтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.
  20. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».
  21. Назовите число, а ребёнку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 — белая, 2 — розовая и т. д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребёнок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображёнными на них точками или цифрами.
  22. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
  23. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
  24. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
  25. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.
  26. «Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».
  27. «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».
  28. «Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»
  29. «Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».
  30. Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире остальных, а какая самая узкая.
  31. «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).
  32. «Положи синюю палочку между красной и жёлтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной»
  33. «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на неё и назови какого она цвета» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
  34. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?»
  35. «С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?»
  36. «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай её цвет».
  37. «Назови все палочки длиннее красной, короче синей», — и т. д.
  38. «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».
  39. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая на самом верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.
  40. «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки — им соответствует голубая», — и т. д.
  41. «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».
  42. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)
  43. У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
  44. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
  45. Насколько голубая палочка длиннее розовой?
  46. «Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной».
  47. «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».
  48. «Составь поезд из двух жёлтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек».
  49. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

Игры посложнее нацелены на развитие математических понятий, привитие навыков счёта и закрепление представлений о логике. Эта работа ведётся с детьми от четырёх лет и старше. Впрочем, иногда в такой работе имеет смысл возвращаться и к чисто игровым практикам, напоминая детям о том, что это условно игровое, а не в чистом виде обучающее пространство. Специалисты, в связи с этим, рекомендуют следующие упражнения:

  1. Выложите четыре белые счётные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребёнка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырёх, две части из четырёх. Что больше — 1/4 или 2/4?
  2. Изображение «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20».
  3. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребёнка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребёнка листом бумаги).
  4. Ребёнок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу жёлтую», и т. д.
  5. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой «а» или в квадрат.
  6. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Отзывы о палочках Кюизенера

Книги и видео по теме

По работе с палочками Кюизенера выпущена специальная литература:

  • Любовь Комарова: Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5–7 лет. 64 стр. Изд. Гном, 2015 г.
  • Валентина Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с летьми 3–7 лет. Изд. Мозаика-синтез, 2008 г.

В сети выложено немало видеороликов, весьма наглядно показывающих специфику работы с указанными наглядными пособиями.

Видео: варианты работы с палочками для детей в возрасте 2–3 лет

Видео: занятие с палочками Кюизенера

Видео: рассказ педагога о принципах работы с палочками Кюизенера

Счётные палочки Кюизенера — многофункциональное математическое пособие, которое даёт педагогу возможность формировать такие сложные понятия, как числовая последовательность и состав числа действиями самого ребёнка. Простые счётные элементы помогают активизировать детское творчество, фантазию и воображение, познавательную активность, развивают у детей мелкую моторику, внимание, пространственное ориентирование и даже конструкторские способности. Лёгкость изготовления и наглядность этого учебного пособия делает его незаменимым.

(Visited 7 836 time, 1 visit today)

Здравствуйте, меня зовут Ольга. По образованию - культуролог и педагог. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Метки:

shkolabuduschego.ru


Смотрите также