Архитектурный дизайн: виды современных лестниц. Архитектура лестницы


Лестницы как элемент архитектуры | Деловой квартал

Существует множество способов устройства лестницы, выполняющей одну и ту же функцию – соединения двух уровней, или этажей. В плане они могут быть круглыми, L- и U-образными и даже прямыми. Может различаться число пролетов и площадок. Обычно форма лестницы приспособлена к отведенному для нее цилиндрическому или кубическому пространству. Ступень, состоящая из горизонтальной части – проступи – и вертикального подступен­ка, может быть раскрашена или украшена резьбой, часто украшены перила, стойки и балюстрады.

Лестницы используют также как символ и часть религиозного ритуала, они подчеркивают важность восхождения; при этом для создания нужного эффекта имеют значение ширина, крутизна лестницы. Устройство садов и террас часто зависит от пространственных возможностей, созданных пролетами лестниц.

Стилобат

Античные храмы обычно строили на приподнятых платформах, или стилобатах, полностью или частично состоявших из рядов ступеней. Колонны храма стояли прямо на верхней ступени.

Стилобат

Винтовая лестница

Винтовая, или спиральная лестница представляет собой ряд ступеней, круглый в плане и опирающийся на центральный стержень, или столб. Такая лестница идеально подходит для башен и шпилей.

Винтовая лестница

Трибунные лестницы

Форма трибунных лестниц в восточных апсидах церквей унаследована от римских базилик, где судьи сидели на высоких стульях. Кресло председателя или алтарь символически приподняты над массами с помощью рядов ступеней, часто охватывающих все пространство апсиды.

Трибунные лестницы

Лестницы майя

Лестницы, часто покрытые иероглифическими надписями, представляли собой важнейшую деталь пирамид майя. Восхождение по лестнице было кульминационной точкой.

Пирамида Магии (Ушмаль, Мексика)

Ползучий свод

Лестница с цилиндричес­ким сводом, две опоры которого расположены наклонно, требовала очень точных расчетов, так как сложно обеспечить правильное распределение веса свода.

Балюстрада

Балясины классической каменной балюстрады состоят из коротких стволов с абакой, основания и одного или двух выступов с выпуклыми (ovolo) и вогнутыми (eavetto) кольцами между ними.

Балюстрада

Садовые лестницы

Ряды ступеней служили обрамлением в композиции классического сада. Лестницы были построены по симметричной, часто круглой, схеме, с несколькими площадками, на которых можно было остановиться.

Садовые лестницы

Открытая винтовая лестница

В середине открытой винтовой лестницы расположен колодец, идущий от центра здания. Такие лестницы иногда опирались на колонны. Открытая винтовая лестница хорошо сочетается с украшенными балюстрадами.

Открытая винтовая лестница

Открытая струна

Струной называют наклонную доску, на которую опираются концы проступей и подступенков. Открытая струна следует профилю ступеней, закрытая – скрывает ступени.

Лестничный колодец

Лестничный колодец – это вертикальный объем, в котором расположена лестница. Не­оклассический лестничный колодец, в котором первый пролет направлен к стене и продолжается двумя загибающимися пролетами – по одному с каждой стороны, часто был смысловым центром первого этажа. Он подсвечивался круглыми окнами в потолке.

Лестница с двойным пролетом

С лестницы с двойным пролетом открываются разнообразные виды сада и дома. В палладианских домах такие пролеты делали короткими, симметричными и пропорциональными по отношению к остальному фасаду.

Лестница с двойным пролетом

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

Пятигорская архитектура - лестницы города-курорта

Для туристов посещающих курорт Пятигорск очень интересными могут показаться целая коллекция лестниц в архитектуре города. Они используются они по разному и как произведения архитектурного искусства и строительного мастерства. Так же они используются как пути сообщения, что очень важно для жителей города. Безусловно все они исторические памятники которые могут нам многое рассказать о прошлом и региона и города-курорта Пятигорска. Проходясь по ним, кажется можно услышать отзвуки времени и почувствовать тех кто когда то проходил или пробегал по этим ступенькам.

Что бы познакомиться с самой старой в Пятигорске лестницей необходимо оказаться на горе Горячей и встать на полукруглую площадку, находящуюся ниже скульптуры Орла. Обыкновенно туристы и горожане рассматривают с этой высоты лежащий перед ними город. Но если мы заглянем за перила то увидим там два полукруглых кусочка лестницы, охватывающих основание площадки. Выйти куда то по ним нету никакой возможности, ведь они никуда не идут и обрываются в пустоту. Но если представить что бы здесь раньше то мы можем переместится во времени и представить город еще в царское время.

Перенесемся в начало XIX века. Тогда слава о минеральных водах у горы Машук уж разнеслась по всей империи. Лечиться сюда уже едут не только солдаты и офицеры Кавказской армии, но и гражданская публика из разных городов. Рядом с поселком у Горячих Вод, как именовался первоначально город Пятигорск, уже были построены первые жилые дома, созданы первые примитивные здания ванн. Но проблемой было то, что источники и ванны находятся на макушке Горячей горы, а вот дома где жили отдыхающие располагались внизу, в Горячеводской долине. И для того что бы принять водную процедуру, приходится подниматься на крутой склон по узкой тропинке проклиная все на свете, и думая о том какая отвратительная администрация на курорте, что не смогла создать более удобный подъем. Подобный подъем пришлось испытывать и чиновнику из Астрахани — некоему Федорову. Чтобы избавить от лишних мучений себя и других, он пожертвовал определенную сумму для устройства удобного пути на вершину горы.

В следствии этих всех причин и событий было признанно необходимостью строительство нормальной лестницы к ваннам на Горячей горе и вскоре в 1814 году приступили к ее постройке. На строительстве использовали плененных еще в 1812 году поляков в качестве рабочей силы. С утра до вечера триста человек с усердием долбили каменистый склон горы, тесали известковые плиты, выкладывали их и строгали дерево на перила.

И наконец лестница была отстроена. Рисунки того времени запечатлели ее во всей красе — длинную, ровную, с резными деревянными перилами и кокетливой башенкой наверху. Почти такой же она выглядит и на фотоснимках начала XX века. Только деревянные перила заменили железными, да крышу башенки уравняли на горе с поверхностью площадки так что получился удобный смотровой пункт, откуда мы и глядим на остатки наиболее раннего вертикального пути сообщения, построенного на молодом курорте.

Сколько всего запечатлела на себе эта лестница, ведь она практическая первое такое сооружение на курорте. По ее еще новеньким ступенькам понимался Александр Пушкин, с сожалением отмечая, как местность вокруг источников теряет свою первозданную поэтическую дикость. По ней внесли на первую процедуру измученного ревматизмом ссыльного Михаила Юрьевича Лермонтова, и он же потом оправившись от болезни, сам взбегал по этим ступеням, чтобы с высоты любоваться серебряной цепью снеговых вершин на краю горизонта. Этой лестницей ставшей кратчайшим и удобным путем поднимались на гору Горячую многие выдающиеся люди: композитор Михаил Глинка и писатели Лев Толстой, Виссарион Белинский и Александр Бестужев-Марлинский. Здесь прохаживались Одоевский, Огарев, Балакирев, Пирогов. И многие многие люди знаменитые и не очень посетившие курорт Пятигорск и взбиравшиеся по этим ступенькам, оставляя свой маленький или большой след на истории города.

Но кроме этой первейшей лестницы есть и другие лестницы, которые украсили город. Так поднимаясь к Академической галерее (в прошлом Елизаветинской) по роскошному многоуровневому лестничному каскаду, с трудом вериться, что было время, когда по этому весьма крутому склону на Горячую гору, отдыхающие и жители вынужденны были подниматься по узкой каменистой тропинке. Тем не менее во времена М. Ю. Лермонтова множество представителей водяного общества поднимались не реже двух раз к источнику минеральной воды, который открыл миру доктор Гааз. Им же было рекомендовано его употребление по такому графику. В те времена сам источник был просто колодцем обложенным камнем, рядом с которым находилась деревянная галерея, защищавшая лечащихся от солнца и дождя.

Оцивилизовывание площадки началось в сороковые годы девятнадцатого века, когда наместником на Кавказ был отправлен князь М. С. Воронцов, человек энергичный и отличный администратор. Руководство всеми работами по благоустройству на курортах Кавминвод было поручено англичанину Самуилу Уптону, который прославился сооружением в городах-курортах нескольких великолепных галерей, в том числе и Елизаветинской галереи, которую общество признало лучшей из работ англичанина-архитектора. Безусловно сооружение такого рода требовало и особого подхода. Уптон построил и лестницу и галерею. Но конечно галерея была в архитектурном плане намного лучше лестницы. Сама же лестница как самостоятельный архитектурный проект была преображена и стала достойной галереи спустя почти век и уже стараниями другого архитектора.

Во второй половине XIX курортная медицина посчитала что прием минеральных вод внутрь это бесполезное занятие и даже вредное для здоровья и в связи с этим Елизаветинская галерея, великолепное сооружение пятигорского курорта стало не нужным и поток больных к источнику прекратился. Галерея не использовалась многие десятилетия и соответственно лестница которая к ней вела стала пустынной и не имеющей практической цели архитектурным сооружением.

Вся курортная жизнь того времени переместилась в район «Цветника«. Исходя из этого появилась определенная нужда в появлении новых лестниц, так как маленький курортный парк начали активно расширять в том числе и за счет соседствующей с ним Горячей горы. Почти в канун празднования юбилея — столетия Кавказских Минеральных Вод, ровная вершина Горячей горы была украшенная скульптурой Орла и беседкой, в которой были вставлены цветные стекла, вокруг них были специально высажены, кустарники, разнообразные цветы и деревья. Грот Дианы и вершина горы были соединенны каменной лестницей с несколькими площадками для отдыха по мере восхождения по лестнице. Путеводитель 1914 года издания описывает эту лестницу, как лестницу декорированную самой разной растительностью. Там же говорится о тире, кафешке и кегельбане расположенных на первой площадке. На этой же площадке располагался фонтан из которого струился свет разноцветных лампочек, вокруг фонтана были установлены скамейки. С первой площадки люди поднимались на вторую где уже перед ними открывался красивый пейзаж гор Пятигорья и виднелись вдалеке суровые хребты Кавказа.

Но уже через некоторое время после того как лестница была построена, с началом первой мировой войны, лестница и весь тот архитектурный ансамбль что она из себя представляла стали разорятся и разрушаться. Этот процесс продолжался практически весь двадцатый век. Исчезла беседка с цветными стеклами. Уничтожены были и кафе, и тир, и кегельбан. Канули в лету сначала лампочки в фонтане, а затем и сам фонтан стал достоянием истории. Куда то делись деревянные скамейки, а каменные не пощадило время. Свою лепту в это дело разрушения внес и санаторий Горячий ключ, который захватил кусок одной из площадок, загородив его высоким забором. Остались только ступеньки, но большей частью уже как напоминание о временах когда на этих площадках и лестнице было много людей, когда отдыхающие останавливались на площадках перед подъемом на вершину горы. Здесь раньше они любовались панорамами природы и развлекали себя игрой в кегли или проводили время в кафе.

После революции и гражданской войны с момента как советская власть окончательно установилась в регионе, начался новый этап в развитии Пятигорска, когда он стал центром всего Северо-Кавказского края. Это событие превратило Пятигорск в одну сплошную строительную площадку и это же событие определило новый этап в строительстве лестниц в городе-курорте. В этот период и появилась в городе самая длинная лестница, которая соединила Народные ванны с Провальским бульваром. Лестница состоит из около ста ступеней и позволяет больным быстро оказаться у здания ванн. Раньше Народные ванны были весьма популярными, но сейчас они не действуют и соответственно лестница не используется. Такая незавидная участь обошла стороной другую в те времена построенную лестницу расположенную в Парке культуры им. Кирова. Тысячи гуляющих и особенно спортивные болельщики до сих пор пользуются ей когда спускаются к входу на стадион от центральной аллеи или стоят на ней наблюдая за соревнованиями.

Известнейшим сооружением лестничной архитектуры того времени остается монументальная лестница идущая к Академической галерее, которую еще в 1925 году переименовали в честь Академии Наук. Приурочили это к двухсотлетию организации. За сооружение лестницы взялся уже ставший известным архитектор из самого Пятигорска П. П. Еськов. Работами по строительству лестницы руководил талантливый инженер, который внес не малый вклад в развитие всего Северокавказского региона — Л. М. Августинский.Но к сожалению и архитектор и инженер возможно в пылу тогдашних традиций уничтожения всего что стояло на пути социалистического прогресса не пожалели некоторые исторические точки города. Так решив освободить место откуда должна была подниматься лестница, ее строители уничтожили Елизаветинский цветник и вместе с ним его удивительный фонтан. И что бы придать масштабность сооружению и для обзорности его для жителей и отдыхающих была вырублена аллея лип, которым уже минуло сто лет. Эти деревья закрывали вид на сооружение. Вместо них высадили туи, которые сейчас так же как и липы почти 90 назад закрывают этот лестничный ансамбль своими ветвями.

Лестница, идущая к Лермонтовскому скверу, так же стала причиной неудобств и потерь для городского ландшафта. Сама лестница появившись в 1946 году, представляла собой довольно удачный проект связанный с перспективой Октябрьской улицы. Однако сама лестница сильно навредила скверу, так как что бы отдыхающие и горожане с лестницы могли попасть в сквер стало необходимым перенести еще один дополнительный вход на территорию. Таким образом людям приходится передвигаться по тропинке без покрытия что в дождливую погоду превращает прогулку в проход через месиво грязи.

В период пятидесятых — шестидесятых годах городской ландшафт Пятигорска не пополнился сколько нибудь значительными сооружениями лестничной архитектуры. Но семидесятые и восьмидесятые стали периодом ускоренного строительства лестниц в городе-курорте, как в курортной зоне так и на прочих улицах. Вместе с возведением памятника В. И. Ленину, строится и лестница к вождю мирового пролетариата. При возведении новых корпусов для санатория им. Лермонтова, уничтоженная улица Машкуская превращается в уличную лестницу. Еще одна лестница возникает, когда строиться новый санаторий имени ХХII съезда КПСС. К нему лестница тянется от Провала прямым спуском. Довольно большой участок улицы Крайнего был реконструирован в каскад площадей, соединенных между собой лестницами и ступеньками.

Строительство каскадного спуска от Нижней радоновой лечебницы к реке Подкумок, где предполагалось возведение трех пансионатов было последним порывом этого периода лестничного строительства. Эти пансионаты вместе с планируемой диетлечебницей должны были стать еще одной курортной зоной города. И снова данные работы привели к архитектурным и историческим потерям для города. Были уничтожены старинные здания на ул. Теплосерной, среди них и дом известного фотографа Северного Кавказа Г. И. Раева. То что этот дом является частью истории города и региона не остановило его сноса и строительства спуска.

Но жертвы эти оказались бессмысленными так как по различным причинам строительство нового района курортной застройки не было начато. Для расположения пансионатов нашли другие места. А лестница пополнила список малоиспользуемых сооружений Пятигорска. Сейчас вместо потока туристов ею пользуются лишь жители нижних улиц спешащих наверх.

Шагая по лестницам города-курорта мы узнали много интересного и главное поучительного. Но вот в конце двадцатого века и в начале века двадцатого городу вновь предложено было обзавестись новой грандиозной лестницей. Называлась она по проекту — Лестницей времени и ее хотели приурочить к смене тысячелетий. Инициатива эта исходила от частного предпринимателя. Предполагалось наличие в лестнице двух тысяч ступенек, как символы двух тысяч лет нашей эры. Вести эта лестница должна была на вершину Машука.

Такая лестница, которая перелагалась курорту была бы довольно грандиозным сооружением и полностью затмила бы своих лестничных братьев. Предполагались различные уникальные архитектурные решения для видовых площадок, отделка скульптурами, даже сад камней был в проекте с высеченными изречениями на камнях.

Конечно это был очень красивый и монументальный проект, но уже давно отпраздновали смену тысячелетий и пошло уже второе десятилетие двадцать первого века, но проект как был проектом так им и остается. К сожалению пятигорчанам вместо грандиозных лестниц придется довольствоваться теми лестницами, которые им достались от прошлых веков. Было бы хорошо если бы и эти старые лестницы и новые которые захотят построить в городе были бы не просто лестницами, а служили конкретно людям, как отдыхающим так и горожанам, а не превращались в памятники без людей и пользы.

narzantravel.ru

Архитектурный дизайн: виды современных лестниц

Вы каждый день пользуетесь этим архитектурным достижением человеческой цивилизации, но часто ли вы задумываетесь над тем, как бы мы вообще жили без … лестницы? На протяжении многих веков лестница имела одну основную цель – безопасное перемещение людей между различными уровнями в здании. Раньше конструкция лестниц определялась только расположением этажей в здании и потребностями его обитателей. Основной метод построения лестниц и их дизайн не менялся долгое время. Но развивалась культура, и уже позже, к различным архитектурным стилям были предъявлены конкретные требования, которые начали менять форму и стиль самой лестницы.

Влияние лестницы на архитектурный дизайн здания можно увидеть на протяжении всей истории.

С развитием архитектуры, лестница стала одним из основных элементов архитектурного дизайна. Хорошо спроектированная лестница делает здание благородным, более функциональным, и в то же время, помимо эстетической, выполняет и свою основную функцию.

Сегодня я покажу вам примеры современных лестниц в жилых домах и квартирах. Может быть, вы как раз искали  что-то подобное для себя. Сегодня можно легко воплотить в жизнь любую дизайнерскую мечту, современные технологии это позволяют. Главное, чтобы хватило денег 🙂

Итак, сегодня бывают совершенно разные виды лестниц:  изогнутые и геометрические, современные или ультрасовременные, более традиционные и даже, в колониальном стиле. Отделка из древесины, МДФ, из нержавеющей стали, низкоуглеродистой стали, кованого железа, стекла и даже сланца. Эти материалы так же могут быть объединены в одной лестнице, чтобы создать архитектурный шедевр вашей мечты.

лестницы фотолестницы фото

лестницы фотолестницы фото лестницы фотолестницы фото лестницы фотолестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

лестницы фото

Mono-Stringer Stairs

Mono-Stringer Stairs

Смотрите так же:

Так же читайте:

www.maxsuharev.ru

Самые необычные лестницы мира в Голландии, Дании, Франции, Японии, Израиле | Admagazine

Дата: 14.04.2017 , Обновлено: 24.04.2017

Кажется, что за привлечение внимания в каждом архитектурном проекте отвечает фасад. Чем эффектнее, необычнее, экологичнее и параметричнее он будет, тем большее впечатление произведет новое здание. На самом деле это не так: внутренний стержень, объединяющий пространства и служащий транспортным узлом, может поразить ваше воображение и заставить забыть не только о фасаде, но и обо всех остальных архитектурных элементах. Мы выбрали 8 лестничных конструкций, которые подтверждают этот факт. 

1.Научный центр в Дании

Обновленный научный центр «Экспериментариум» в пригороде Копенгагена Хеллерупе открыл свои двери в 2016 году. Первое, с чем сталкивается посетитель центра, это впечатляющая медная лестница. 

Архитектурные элементы: 8 самых необычных лестниц

Архитекторы бюро CEBRA считают, что именно эта лестничная конструкция дает понять, что вы попадаете в мир науки. Кроме того, лестница обеспечивает удобное перемещение по центру и создает связь между этажами. Конструкция длиной в 100 метров состоит из 160 тонн стали, а в ее отделке было использовано 10 тонн меди. 

Архитектурные элементы: 8 самых необычных лестниц Архитектурные элементы: 8 самых необычных лестниц

2. Смотровая башня в Голландии

Бывшая водонапорная башня, которую архитекторы бюро Zecc Architecten преобразовали в смотровую, расположена на территории национального заповедника De Wieden в голландской провинции Оверэйсел. Организация Nature Monuments заказала архитекторам проект реновации башни и создания нового места силы для национального парка. 

Архитектурные элементы: 8 самых необычных лестниц

Для того чтобы забраться на вершину башни, посетитель должен преодолеть первый закрытый пролет высотой в 4 метра, после чего он попадает на первый «этаж», откуда ему открывается вид на старую и новую лестницы. 

Архитектурные элементы: 8 самых необычных лестниц

Новая лестничная конструкция, сделанная из необработанного дерева, зигзагом прорезает центр башни, а старая – стальная – вьется по периметру башни. Архитекторы специально оставили нетронутой старую лестницу, для того чтобы не рушить связь прошлого и настоящего. 

Архитектурные элементы: 8 самых необычных лестниц

Далее новая лестница ведет прямиком на вершину башни – к бетонному резервуару для воды на высоте 28 метров. Здесь же организована смотровая площадка, и, для того чтобы вид на De Wieden был полноценным, архитекторы прорезали дополнительные большие окна по периметру. 

Архитектурные элементы: 8 самых необычных лестниц

3. Национальный центр цирковых искусств во Франции

Национальный центр цирковых искусств открылся во французском городе Шалон-ан-Шампань в 1985 году на месте старинного цирка XIX века. А в 2006 году двум архитектурным бюро Caractère Spécial и NP2F architectes было предложено заняться расширением центра. Первым делом архитекторы объединили старые и новые здания центра единым фасадом. 

Архитектурные элементы: 8 самых необычных лестниц

Он выполнен из серого волнистого фиброцемента (он отличается эластичностью и водонепроницаемостью) и украшен лестницей, которая и привлекла наше внимание. Винтовая лестница, как будто случайно вылезшая за пределы здания, соединяет первый и второй этажи снаружи. Конструкция дополняет монохромное здание и делает его немного веселее – это ведь все-таки Центр цирковых искусств. 

Архитектурные элементы: 8 самых необычных лестниц

4. Свадебная часовня в Японии

Лестница может быть как внутренним стержнем здания, так и внешним. Отличный тому пример – эта свадебная часовня в Хиросиме. 

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Архитектор Хироси Накамура создал конструкцию, которую обвивают две спиралевидные лестницы, соединяющиеся на смотровой площадке на высоте 15 метров.

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Лестницы символизируют брачную идиллию и играют важную роль в церемонии бракосочетания. После официальной части внутри застекленной часовни жених и невеста отправляются на крышу по разным лестницам, а спускаются вместе, выбрав один путь. 

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

5. Отель Mamilla Hotel в Израиле 

Архитектурным дизайном этого отеля занимался Моше Сафди, и он просто не мог не оставить свой фирменный след. Дизайн отеля сочетает в себе традиционный иерусалимский стиль и «сверхсовременную» эстетику. Крыша из терракотовой плитки гармонично смотрится со спокойной каменной кладкой из иерусалимского известняка, а добавляет «авангардности» этому отелю лестничная конструкция. 

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Моше Сафди использует скульптурную металлическую лестницу как яркий акцент, прорезающий пространство отеля в центральном атриуме – прямо под прозрачной крышей. 

6. Дом оперы в Харбине

Космический Дом оперы в Харбине по проекту бюро MAD примечателен не только снаружи, но и внутри. 

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Центральный объект холла – массивная лестница, выполненная из древесины маньчжурского ясеня. Плавная «растекающаяся» конструкция дополняет белоснежные стены Дома оперы и уравновешивает пространство. 

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

7. Научно-исследовательский центр в Австралии

Фасад этого научно-исследовательского центра представляет собой отдельный организм: он сам реагирует на погодные условия, а алюминиевая «сетка» на нем регулирует количество дневного света, попадающего в здание. 

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Архитекторы бюро Woods Bagot считают, что в этом проекте лестничная конструкция, а именно белоснежная винтовая лестница, является символом главного предназначения центра – содействия сотрудничеству между исследователями. 

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

8. Башня Amot Atrium в Тель-Авиве

Когда человек попадает в большое офисное здание, он вряд ли готов удивиться чему-то новому: стекло, сталь, классическая строгая отделка. Однако в этом израильском бизнес-центре посетителя встречает целая скульптура, да и еще и та, которая служит лестницей. 

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Закрученная деревянная лестничная конструкция и прилегающее к ней «торнадо» созданы по проекту архитектора Одеда Халафа, а воплощены в жизнь инженером Томером Гельфандом. В течение 18 месяцев инженер проводил расчеты, создавал модели и строил лестницу. Она состоит из 9000 реек, вырезанных из массива тополя, а держатся они все на жесткой стальной конструкции. Кстати, «торнадо» – это смотровая площадка на высоте 14 метров. 

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Подробности по клику на изображение.

Текст: Софья Карпенко

www.admagazine.ru

Древнерусское зодчество: лестницы — ТехЛиб

П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.) .

532664_37bf1e63421eba5ae01a8894259Уже в первой монументальной постройке Киевской Руси — Десятинной церкви — должна была существовать лестница для подъема на хоры. К сожалению, ее следы не были обнаружены при раскопках. В киевском Софийском соборе имелись две лестничные башни, включенные в западную наружную галерею. В новгородском Софийском соборе ограничились одной такой башней. В полоцкой Софии не было галерей, и поэтому прямоугольная по наружным очертаниям башня примыкала сбоку к зданию собора, к западному членению его северного фасада.

.

Лестница церкви Знамения Богородицы в селе Дубровицы

532656_img_1972

Дорога к знаменитой  церкви Знамения Богородицы в селе Дубровицына на реке Пахре  идет на юг от Москвы через Подольск. В прошлом Дубровицы были одной из вотчин «дядьки»  Петра, князя Бориса Алексеевича Голицына.

Такое же положение занимали башни в двух новгородских храмах; церкви Благовещения на Городище и соборе Юрьева монастыря. В черниговском Спасском соборе башня тоже примыкала к западному членению северной стены, но имела снаружи не прямоугольную, а круглую форму. Так же была устроена лестничная башня в новгородском соборе Антониева монастыря. В соборе Выдубицкого монастыря и в церкви Спаса на Берестове башня была в значительной степени введена внутрь храма, в северное членение нартекса, и снаружи здания выступала лишь частично. Наконец, известны примеры, когда башня целиком встроена в северо-западное членение здания и снаружи вообще никак не выделена. Таковы башни в соборе киевского Михайловского Златоверхого монастыря, в Борисоглебском соборе Вышгорода и в киевской церкви Ирины. Аналогичное положение занимали башня в Михайловской церкви Переяславля. Таким образом, все памятники, имеющие лестницу, расположенную в специальной башне, относятся к XI-самому началу XII в. Других способов ее размещения в это время не применяли.

В Киевской земле наиболее поздний пример храма, имевшего лестничную башню, — церковь Спаса на Берестове, возведенная между 1113 и 1125 гг. В Новгороде, судя по косвенным данным, можно предположить, что башню, встроенную в одно из угловых западных членений, имела церковь Ивана на Опоках, построенная в 1127-1130 гг. (Пескова А.А., Раппопорт П.А., Штендер Г.М. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы // СА. 1982. № 3. С. 39. Лестничную башню имела также новгородская церковь Бориса и Глеба, возведенная в 1167 г., но возможно, что эту церковь начали строить еще в 1146 г. (Там же. С. 45) Позже лестничные башни перестали строить, и известно всего несколько случаев подобного размещения лестниц. Так, во второй половине XII в. лестничная башня была встроена в юго-западное членение Николо-Дворищенского собора Новгорода, но этот исключительный случай оказался вызван особыми условиями — ликвидацией перехода на хоры, ведшего непосредственно со второго этажа княжеского дворца. Известны также два памятника конца XII в. с лестничными башнями — церковь Василия в Овруче, западный фасад которой фланкировали две круглые лестничные башни, и недостроенная церковь в Волковыске, имевшая квадратную башню у юго-западного угла.

Лестницы в башнях делали винтовыми, опирающимися на центральный круглый столб. В тех случаях, когда при археологических раскопках выяснялось, что центральный столб лестницы был полностью уничтожен, о лестничном назначении помещения может свидетельствовать фундамент, заполняющий, как правило, всю площадку под лестничной башней, а не только под стенами. Такая сплошная платформа фундамента обнаружена под башней полоцкого Софийского собора, в северо-западных угловых членениях Борисоглебской церкви в Вышгороде и церкви Михаила в Переяславле.

Иногда лестничные башни имели ярко выраженный парадный характер. Так, исследование северной башни киевского Софийского собора показало, что ступени лестницы были сделаны из плит красного шифера, а подступенки покрыты мозаичным орнаментом. Стены лестницы киевской Софии украшала фресковая живопись.

В XII в. лестницы для подъема на хоры стали размещать в толще стены церкви. Наиболее ранний пример такой лестницы известен в соборе Елецкого монастыря в Чернигове, возведенном в самом начале XII в. В нем лестница была устроена в западном членении северной стены. Там же размещены лестницы в киевской Кирилловской церкви, в каневской церкви, в Успенском соборе Старой Рязани и в Борисоглебской церкви Смядынского монастыря в Смоленске. Еще чаще лестницу делали в северном членении западной стены храма. Примерами могут служить церкви Успения на Подоле в Киеве, Борисоглебская в Чернигове, Петра и Павла в Смоленске, Воскресенская в Переяславле, Благовещения в Витебске, Спасская в полоцком Евфросиньевом монастыре и Успенский собор в Галиче. В памятниках конца XII —начала XIII в. аналогичное размещение лестниц можно видеть в церквах Апостолов в Белгороде и Пятницкой в Чернигове. Среди памятников новгородского зодчества так расположена лестница только в псковском соборе Ивановского монастыря, а позднее, примерно с 60-х г. XII в., здесь установилась традиция устраивать лестницу не в северном, а в южном членении западной стены. В смоленской церкви архангела Михаила, где вместо хор имелись ложи во втором этаже притворов, лестница была устроена в северной стене западного притвора. (Подъяпольский С.С. Указ. соч. С. 179, примеч. 25.)

В памятниках владимиро-суздальской архитектуры лестницы вообще отсутствуют и вход на хоры осуществлялся либо через примыкавшие к храму башни или переходы (Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, собор в Боголюбове), либо по лестнице, устроенной в стене галереи (церковь Покрова на Нерли). Для некоторых памятников владимиро-суздальской архитектуры этот вопрос вообще пока не выяснен. В соборе Суздаля, относящемся уже к началу XIII в. и имевшем три притвора, лестница проходит в северной стене западного притвора, подобно тому как это сделано в смоленской церкви архангела Михаила.

Своеобразное решение устройства лестницы можно видеть в Нижней церкви в Гродно и церкви в Турове, где для ее размещения в одном из западных углов храма (в Гродно — в юго-западном, в Турове — в северо-западном) была встроена специальная тонкая стенка в четверть окружности, выделявшая лестничную клетку. Следует отметить, что в киевской Кирилловской церкви помимо основной лестницы на хоры имеется еще вторая, в толще восточного членения южной стены, выводившая на небольшой балкон в южной апсиде. В Борисоглебской церкви на Коложе в Гродно основная лестница, вероятно, размещалась в западной стене, но, кроме того, сохранились две дополнительные, начинающиеся в торцах междуапсидных стенок и проходящие в толще стен боковых апсид.

По-разному устраивали лестницы в сооружениях, не имевших культового характера. Во владимирских Золотых воротах лестница проходила в толще одного из пилонов. Так же была расположена лестница в воротах княжеского двора в Чернигове (начало XIII в.). (Большаков Л.Н., Коваленко В.П., Раппопорт П.А. Новые данные о памятниках древнего зодчества Чернигова и Новгорода-Северского // КСИА. 1989. Вып. 195. С. 56.) В епископских воротах Переяславля была построена специальная камера для двухмаршевой лестницы. Где находилась лестница в киевских Золотых воротах, выяснить не удалось. В ансамбле Боголюбовского замка существовала башня с винтовой лестницей, включенная в переходы, ведшие из церкви во дворец.

Перекрытие лестниц в башнях киевского и новгородского Софийских соборов исполнено с помощью отрезков цилиндрических сводов, ступенчато размещенных над винтовой лестницей. Такое же покрытие имела лестница в башне новгородского собора Юрьева монастыря, хотя здесь сечение некоторых отрезков сводов подвышенное, несколько напоминающее стрельчатое. В новгородском соборе Антониева монастыря своды над лестницей тоже ступенчатые, но с сечением, близким к треугольному.

Перекрытия лестниц, проходивших в толще стен, вначале делали с помощью плоских каменных плит. Так, в киевской Кирилловской церкви, соборе Елецкого монастыря и Борисоглебской церкви в Чернигове лестницы перекрыты наклонно расположенными шиферными плитами. Плоскими плитами перекрыта лестница и в псковском соборе Ивановского монастыря. Позже перекрытие лестниц обычно делали в виде ступенчатого свода, состоящего из отрезков цилиндрических сводов. В Новгородской земле примерами могут служить церковь Спаса-Нередицы и ладожская Успенская церковь, в Чернигове — Пятницкая церковь, в Суздале — Рождественский собор, в Гродно — Борисоглебская церковь на Коложе. Во Владимире лестница в Золотых воротах перекрыта ступенчатыми сводами, а винтовая лестница в Боголюбове — сплошным ползучим сводом.

Лестницы, расположенные в толще стены, как правило, были узкими (шириной около 70 см) и довольно крутыми, а высота их подступенков — большей, чем ширина ступеней. Ступени лестниц обычно кирпичные, но в ряде памятников выявлено, что кирпичные ступени покрыты досками, заделанными концами в кладку стены.

П. А. Раппопорт.

Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.).

Читать по теме:

tehlib.com

Лестницы Архитектура и пандусы

>Лестницы Архитектура и пандусы Лекция 11 Лестницы и пандусы Лестницы Архитектура и пандусы Лекция 11 Лестницы и пандусы

> Путями сообщения между этажами зданий служат лестницы, пандусы и механические средства (лифты и Путями сообщения между этажами зданий служат лестницы, пандусы и механические средства (лифты и эскалаторы). Лестницы и пандусы являются также путями эвакуации людей из зданий и сооружений в аварийных условиях. Требования: прочность, долговечность, создание необходимых удобств и безопасности при движении людей, пожарная безопасность. Лестницы состоят из наклонных ступенчатых элементов (маршей) и горизонтальных плоскостных конструкций (площадок). Чередующиеся площадки и марши размещены внутри объема, ограждаемого несгораемыми стенами и чердачным перекрытием - в лестничной клетке. Лестничные площадки подразделяют на этажные (в уровне этажа) и междуэтажные (промежуточные).

>Лестницы подразделяют на: - основные (главные), располагаемые в лестничных клетках и служащие для постоянного Лестницы подразделяют на: - основные (главные), располагаемые в лестничных клетках и служащие для постоянного пользования и эвакуации; - вспомогательные, предназначаемые для сообщения с подвалами, чердаками и другими служебными помещениями; - аварийные, пожарные - наружные эвакуационные лестницы; - внутриквартирные, применяемые в индивидуальных домах или в двухуровневых квартирах многоэтажных зданий; - входные - ведущие в здание.

> Уклон лестничных маршей принимают по СНи. Пу (в зависимости от назначения и Уклон лестничных маршей принимают по СНи. Пу (в зависимости от назначения и этажности зданий) для основных лестниц 1: 2 – 1: 1. 75, а для вспомогательных – до 1: 1. 25. Число ступеней в марше назначается не более 18, но не менее 3. Высота прохода между площадками и маршами должна быть не менее 2 м. Ширину лестничных маршей назначают с учетом обеспечения эвакуации людей в заданное время. При этом наименьшая ширина маршей основных лестниц в двухэтажных домах должна быть 900 мм, а в домах с числом этажей 3 и более – 1050 мм. Между маршем должен быть обеспечен зазор 100 мм (в плане) для пропуска пожарных шлангов. Ширина площадок должна быть не менее ширины марша (из условия обеспечения одинаковой пропускной способности). Высоту и ширину ступеней лестницы назначают таким образом, чтобы было обеспечено удобство движения людей. Проступь д. б. 300 мм, но не менее 250 мм, подступенок – 150 мм, но не более 180 мм.

>Основные схемы планировки лестниц Двухмаршевая лестница 1 – этажная Основные схемы планировки лестниц Двухмаршевая лестница 1 – этажная площадка; 2 – промежуточная площадка; 3 – марш.

>Трехмаршевая лестница 1 – этажная площадка; 2 – Трехмаршевая лестница 1 – этажная площадка; 2 – промежуточная площадка; 4 – ступени 5 – косоур; 6 – площадочная балка; 7 – шахта лифта.

>Одномаршевая Четырехмаршевая лестница Одномаршевая Четырехмаршевая лестница

> Конструктивные решения лестниц 1. Из крупных сборных ж/б элементов Конструктивные решения лестниц 1. Из крупных сборных ж/б элементов

>1 – ж/б марш, 2 – плита площадки, 3 – мозаичная ступень, 4 – 1 – ж/б марш, 2 – плита площадки, 3 – мозаичная ступень, 4 – уголки 150 х65 х8 мм.

>2. Из мелкоразмерных ж/б элементов 2. Из мелкоразмерных ж/б элементов

>1 -ступени, 2 -ж/б балка, 3 -гнездо для конца косоура, 4 -ж/б косоур, 5 1 -ступени, 2 -ж/б балка, 3 -гнездо для конца косоура, 4 -ж/б косоур, 5 -плита лестничной площадки, 6 -металлический косоур, 7 -штукатурка по стальной сетке, 8 -металлическая балка, 9 -фризовая ступень

>3. Монолитная ж/б лестница 3. Монолитная ж/б лестница

>4. Деревянные лестницы и т. д. 4. Деревянные лестницы и т. д.

> Требования пожарной безопасности в домах выше 9 этажей диктуют планировочно-конструктивный тип лестницы Требования пожарной безопасности в домах выше 9 этажей диктуют планировочно-конструктивный тип лестницы - несгораемая конструкция; закрытая с разделением лестничной клетки через каждые 5 этажей по высоте несгораемой перегородкой на противодымные отсеки с подпором воздуха и незадымляемая лестница c поэтажными выходами в воздушную зону (балконы или лоджии). В зданиях высотой до 9 этажей применяют вариант размещения эвакуационной лестницы в несгораемой лестничной клетке с естественным освещением. В случае задымляемости таких лестниц при пожаре для каждой квартиры, расположенной выше пятого этажа, предусмотрен дополнительный путь эвакуации - переход через лоджии (балконы) в соседнюю секцию или открытые металлические лестницы, устанавливаемые в люках смежных по высоте балконов. Устройство переходов в лестничные клетки через воздушные зоны осуществляют в зданиях выше 10 этажей. Это открытый переход по лоджии (балкону) из закрытого помещения поэтажных лестничных холлов в изолированный объем несгораемой лестничной клетки

> Для обеспечения тушения пожара и проведения спасательных работ в аварийных ситуациях предусматривают Для обеспечения тушения пожара и проведения спасательных работ в аварийных ситуациях предусматривают открытые вертикальные пожарные и аварийные лестницы. Такие лестницы устраивают в зданиях высотой более трех этажей. При высоте здания до 30 м их проектируют вертикальными прямыми, доходящими до крыши. При большей высоте они должны иметь промежуточные площадки. Пожарные открытые лестницы не доходят до уровня земли на 2, 5 - 3, 0 м. Аварийные лестницы сообщаются с этажами посредством площадок. Если аварийные лестницы доходят до уровня крыши, то они одновременно являются и пожарными. Все конструктивные элементы лестничной клетки выполняются из огнестойких материалов. В зависимости от степени огнестойкости здания и его назначения регламентируются протяжённость эвакуационных путей по коридорам до лестничных клеток

>Защита лестниц от задымления: А - незадымляемая лестница с поэтажными переходами ми через наружную Защита лестниц от задымления: А - незадымляемая лестница с поэтажными переходами ми через наружную зону; Б - закрытая лестница с разделением по высоте на противодымные отсеки с подпором воздуха; 1 - несгораемая перегородка; 2 - шахта для подпора воздуха

>Таблица 1. Максимальная протяжённость путей эвакуации в зданиях различного назначения Помещения, расположенные Таблица 1. Максимальная протяжённость путей эвакуации в зданиях различного назначения Помещения, расположенные Помещения с выходами тупиковый между лестничными клетками или коридор, м наружными выходами, м Степень огнестойкост в жилых в прочих в прочих и здания в детских в жилых в детских домах, обществен садах- домах, садах- гостини ных яслях гостиницах яслях цах зданиях зданиях 1 40 20 40 25 20 25 2 40 20 40 25 20 25 3 30 15 30 15 4 25 12 25 12 5 20 10 20 10

> Таблица 2. Координационные габариты лестничной клетки Размеры элементов Таблица 2. Координационные габариты лестничной клетки Размеры элементов Координационные размеры, лестниц мм Длина 2400, 2700, 3000, 3300, 3600, горизонтальной 3900 проекции марша Высота вертикальной 1400, 1500, 1650, 1800, 2100 проекции марша 2400, 3000, 3600, 4200, 4800, Длина площадок 5400, 6000

> Площадки перед входом в здание а) с боковыми стенками, Площадки перед входом в здание а) с боковыми стенками, б) трехсторонняя 1 – бетонная подготовка, 2 – ж/б плита, 3 – пол, 4 – ступени, 5 – боковая стенка, 6 – засыпка.

> Устройство наружного входа в подвал 1 – бетонная подготовка, 2 – уплотненная Устройство наружного входа в подвал 1 – бетонная подготовка, 2 – уплотненная песчаная подушка, 3 – ж/б плита, 4 – столбы навеса, 5 – брус, 6 – кирпичное ограждение, 7 – подпорная стенка, 8 – ступени, 9 – перекрытие подвала

>Пандусом называют гладкий эвакуационный путь, обеспечивающий сообщение помещений, находящихся на разных уровнях. Пандусам Пандусом называют гладкий эвакуационный путь, обеспечивающий сообщение помещений, находящихся на разных уровнях. Пандусам придают уклон от 5 до 120 (1/12 … 1/5). Пандусы состоят из наклонных гладких элементов и площадок. Они могут быть одномаршевыми, двухмаршевыми, прямо- и криволинейными в плане. Одномаршевые прямолинейные пандусы образуются наклонными плоскостыми, опираюшимися на площадки или конструкции перекрытий. При этом можно выделить следующие конструкции: прогоны, балки, настилы. Двухмаршевые пандусы имеют косоурные и площадочные балки, по которым укладывается настил. Криволинейные пандусы обычно выполняют из монолитного железобетона.

> Чистый пол пандуса должен иметь нескользкую поверхность (асфальт, цемент, релин, ковровая дорожка Чистый пол пандуса должен иметь нескользкую поверхность (асфальт, цемент, релин, ковровая дорожка и т. д. ). Ограждения пандусов выполняют также как и для лестниц. При определении целесообразности устройства пандусов необходимо также иметь в виду, что в связи с малыми уклонами возникают значительные потери полезной площади здания.

> Схемы устройства пандусов 1 – наклонный элемент пандуса, 2 – ограждение, Схемы устройства пандусов 1 – наклонный элемент пандуса, 2 – ограждение, 3 – площадка.

present5.com

Строительные конструкции: ЛЕСТНИЦЫ | Архитектура и Проектирование

Уже в первой монументальной постройке Киевской Руси — Десятинной церкви — должна была существовать лестница для подъема на хоры. К сожалению, ее следы не были обнаружены при раскопках. В киевском Софийском соборе имелись две лестничные башни, включенные в западную наружную галерею. В новгородском Софийском соборе ограничились одной такой башней. В полоцкой Софии не было галерей, и поэтому прямоугольная по наружным очертаниям башня примыкала сбоку к зданию собора, к западному членению его северного фасада. Такое же положение занимали башни в двух новгородских храмах; церкви Благовещения на Городище и соборе Юрьева монастыря. В черниговском Спасском соборе башня тоже примыкала к западному членению северной стены, но имела снаружи не прямоугольную, а круглую форму. Так же была устроена лестничная башня в новгородском соборе Антониева монастыря. В соборе Выдубицкого монастыря и в церкви Спаса на Берестове башня была в значительной степени введена внутрь храма, в северное членение нартекса, и снаружи здания выступала лишь частично. Наконец, известны примеры, когда башня целиком встроена в северо-западное членение здания и снаружи вообще никак не выделена. Таковы башни в соборе киевского Михайловского Златоверхого монастыря, в Борисоглебском соборе Вышгорода и в киевской церкви Ирины. Аналогичное положение занимали башня в Михайловской церкви Переяславля. Таким образом, все памятники, имеющие лестницу, расположенную в специальной башне, относятся к XI-самому началу XII в. Других способов ее размещения в это время не применяли.

В Киевской земле наиболее поздний пример храма, имевшего лестничную башню, — церковь Спаса на Берестове, возведенная между 1113 и 1125 гг. В Новгороде, судя по косвенным данным, можно предположить, что башню, встроенную в одно из угловых западных членений, имела церковь Ивана на Опоках, построенная в 1127-1130 гг. (Пескова А.А., Раппопорт П.А., Штендер Г.М. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы // СА. 1982. № 3. С. 39. Лестничную башню имела также новгородская церковь Бориса и Глеба, возведенная в 1167 г., но возможно, что эту церковь начали строить еще в 1146 г. (Там же. С. 45) Позже лестничные башни перестали строить, и известно всего несколько случаев подобного размещения лестниц. Так, во второй половине XII в. лестничная башня была встроена в юго-западное членение Николо-Дворищенского собора Новгорода, но этот исключительный случай оказался вызван особыми условиями - ликвидацией перехода на хоры, ведшего непосредственно со второго этажа княжеского дворца. Известны также два памятника конца XII в. с лестничными башнями - церковь Василия в Овруче, западный фасад которой фланкировали две круглые лестничные башни, и недостроенная церковь в Волковыске, имевшая квадратную башню у юго-западного угла.

Лестницы в башнях делали винтовыми, опирающимися на центральный круглый столб. В тех случаях, когда при археологических раскопках выяснялось, что центральный столб лестницы был полностью уничтожен, о лестничном назначении помещения может свидетельствовать фундамент, заполняющий, как правило, всю площадку под лестничной башней, а не только под стенами. Такая сплошная платформа фундамента обнаружена под башней полоцкого Софийского собора, в северо-западных угловых членениях Борисоглебской церкви в Вышгороде и церкви Михаила в Переяславле.

Иногда лестничные башни имели ярко выраженный парадный характер. Так, исследование северной башни киевского Софийского собора показало, что ступени лестницы были сделаны из плит красного шифера, а подступенки покрыты мозаичным орнаментом. Стены лестницы киевской Софии украшала фресковая живопись.

В XII в. лестницы для подъема на хоры стали размещать в толще стены церкви. Наиболее ранний пример такой лестницы известен в соборе Елецкого монастыря в Чернигове, возведенном в самом начале XII в. В нем лестница была устроена в западном членении северной стены. Там же размещены лестницы в киевской Кирилловской церкви, в каневской церкви, в Успенском соборе Старой Рязани и в Борисоглебской церкви Смядынского монастыря в Смоленске. Еще чаще лестницу делали в северном членении западной стены храма. Примерами могут служить церкви Успения на Подоле в Киеве, Борисоглебская в Чернигове, Петра и Павла в Смоленске, Воскресенская в Переяславле, Благовещения в Витебске, Спасская в полоцком Евфросиньевом монастыре и Успенский собор в Галиче. В памятниках конца XII —начала XIII в. аналогичное размещение лестниц можно видеть в церквах Апостолов в Белгороде и Пятницкой в Чернигове. Среди памятников новгородского зодчества так расположена лестница только в псковском соборе Ивановского монастыря, а позднее, примерно с 60-х г. XII в., здесь установилась традиция устраивать лестницу не в северном, а в южном членении западной стены. В смоленской церкви архангела Михаила, где вместо хор имелись ложи во втором этаже притворов, лестница была устроена в северной стене западного притвора. (Подъяпольский С.С. Указ. соч. С. 179, примеч. 25.)

В памятниках владимиро-суздальской архитектуры лестницы вообще отсутствуют и вход на хоры осуществлялся либо через примыкавшие к храму башни или переходы (Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, собор в Боголюбове), либо по лестнице, устроенной в стене галереи (церковь Покрова на Нерли). Для некоторых памятников владимиро-суздальской архитектуры этот вопрос вообще пока не выяснен. В соборе Суздаля, относящемся уже к началу XIII в. и имевшем три притвора, лестница проходит в северной стене западного притвора, подобно тому как это сделано в смоленской церкви архангела Михаила.

Своеобразное решение устройства лестницы можно видеть в Нижней церкви в Гродно и церкви в Турове, где для ее размещения в одном из западных углов храма (в Гродно — в юго-западном, в Турове — в северо-западном) была встроена специальная тонкая стенка в четверть окружности, выделявшая лестничную клетку. Следует отметить, что в киевской Кирилловской церкви помимо основной лестницы на хоры имеется еще вторая, в толще восточного членения южной стены, выводившая на небольшой балкон в южной апсиде. В Борисоглебской церкви на Коложе в Гродно основная лестница, вероятно, размещалась в западной стене, но, кроме того, сохранились две дополнительные, начинающиеся в торцах междуапсидных стенок и проходящие в толще стен боковых апсид.

По-разному устраивали лестницы в сооружениях, не имевших культового характера. Во владимирских Золотых воротах лестница проходила в толще одного из пилонов. Так же была расположена лестница в воротах княжеского двора в Чернигове (начало XIII в.). (Большаков Л.Н., Коваленко В.П., Раппопорт П.А. Новые данные о памятниках древнего зодчества Чернигова и Новгорода-Северского // КСИА. 1989. Вып. 195. С. 56.) В епископских воротах Переяславля была построена специальная камера для двухмаршевой лестницы. Где находилась лестница в киевских Золотых воротах, выяснить не удалось. В ансамбле Боголюбовского замка существовала башня с винтовой лестницей, включенная в переходы, ведшие из церкви во дворец.

Перекрытие лестниц в башнях киевского и новгородского Софийских соборов исполнено с помощью отрезков цилиндрических сводов, ступенчато размещенных над винтовой лестницей. Такое же покрытие имела лестница в башне новгородского собора Юрьева монастыря, хотя здесь сечение некоторых отрезков сводов подвышенное, несколько напоминающее стрельчатое. В новгородском соборе Антониева монастыря своды над лестницей тоже ступенчатые, но с сечением, близким к треугольному.

Перекрытия лестниц, проходивших в толще стен, вначале делали с помощью плоских каменных плит. Так, в киевской Кирилловской церкви, соборе Елецкого монастыря и Борисоглебской церкви в Чернигове лестницы перекрыты наклонно расположенными шиферными плитами. Плоскими плитами перекрыта лестница и в псковском соборе Ивановского монастыря. Позже перекрытие лестниц обычно делали в виде ступенчатого свода, состоящего из отрезков цилиндрических сводов. В Новгородской земле примерами могут служить церковь Спаса-Нередицы и ладожская Успенская церковь, в Чернигове — Пятницкая церковь, в Суздале — Рождественский собор, в Гродно — Борисоглебская церковь на Коложе. Во Владимире лестница в Золотых воротах перекрыта ступенчатыми сводами, а винтовая лестница в Боголюбове — сплошным ползучим сводом.

Лестницы, расположенные в толще стены, как правило, были узкими (шириной около 70 см) и довольно крутыми, а высота их подступенков — большей, чем ширина ступеней. Ступени лестниц обычно кирпичные, но в ряде памятников выявлено, что кирпичные ступени покрыты досками, заделанными концами в кладку стены.  

П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.)

arx.novosibdom.ru


Смотрите также